Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Схема превращения



2019-11-20 307 Обсуждений (0)
Тема 4. Схема превращения 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели. Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения».

Материал. Предметные картинки. Бумага, карандаши.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, вы помните, что в прошлый раз мы с вами говорили о превращении? Кто может привести пример превращения?

Дети. Лягушка превратилась в царевну. Птенчик вырос и стал большой птицей...

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Кто кем станет?». Он показывает картинку с изображением предмета, а дети называют, во что этот предмет может превратиться. Например, педагог показывает картинку, на которой изображено куриное яйцо, и спрашивает: «Во что может превратиться этот предмет, кто скажет?

Дети. В цыпленка.

Воспитатель. Правильно. Было яичко, и оно превратилось в цыпленка.

Педагог показывает сначала картинку с изображением яйца, а потом картинку с изображением цыпленка. Игра продолжается.

Далее педагог предлагает: «А теперь, ребята, давайте нарисуем превращение яйца в цыпленка. Возьмите бумагу и карандаши и рисуйте. Давайте подумаем, как можно нарисовать превращение яйца в цыпленка? Подумайте и нарисуйте. И я нарисую то же самое.

Дети и воспитатель рисуют. Затем все рисунки выставляют для обсуждения.

 Воспитатель. Вы видите, что на рисунках изображены яичко и цыпленок. Но как нам показать, что яичко превращается в цыпленка?

Дети высказывают свои предложения.

Педагог подводит их к выводу: если на рисунке нарисован только цыпленок или только яйцо, то трудно понять, что произошло превращение. Затем говорит: «Ребята, вы все молодцы. Ваши пред-ложения очень интересные, но больше всего мне понравились те картинки, где нарисованы и яйцо, и цыпленок. Но как же показать, что это не просто яичко лежит и рядом цыпленок прыгает, а произошло превращение? Давайте я нарисую стрелку от яйца к цыпленку. И вы на своих листочках тоже нарисуйте стрелку от яйца к цыпленку».

Возвращает детям рисунки, они рисуют стрелочки, показывая направления превращения: было яйцо, а из него вылупился цыпленок.

Затем педагог показывает листок с изображениями: лягушки и царевны.

Воспитатель. Смотрите, это лягушка и царевна. Какую вы знаете сказку, в которой лягушка превращается в царевну? («Царевна - лягушка».) Правильно. А как нам показать на рисунке, что лягушка превращается в царевну? (Нарисовать стрелочку.) Все согласны с тем, что так можно показать?

Педагог рисует стрелочку от лягушки к царевне. Затем достает второй такой же рисунок и спрашивает: «А можем ли мы показать, что не лягушка превращается в царевну, а царевна превращается в лягушку? Как? Правильно, нужно стрелку наоборот нарисовать, от царевны к лягушке.

Педагог рисует стрелочку.

Затем предлагает детям поиграть в игру «Угадай превращения»: показывает картинки со стрелочками (дерево и деревянный дом; ткань и одежда; краски и картина; ребенок и взрослый и т.д.), а дети угадывают, кто в кого превращается. На картинках рисуются соответствующие стрелки.

 

 

Тема 5. Лед — вода

Цели. Развитие представлений о плавлении льда, о превращении [ьда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения».

Материал. Лед в целлофановом пакетике (или пробирка, наполнен- гая льдом на одну треть) (на каждого ребенка), две картинки с одинаковым пейзажем в разное время года (на одной картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке; на другой — замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки).

Методические указания

Воспитатель. Ребята, в прошлый раз мы с вами говорили о превращениях. Кто мне скажет, что может превращаться? Какие бывают превращения?

Дети. Маленькое в большое! Братец Иванушка превратился в козленочка!

Воспитатель. Очень хорошо. А еще мы превращали пластилиновый кубик в шарик. Пластилин сначала был какой? (Твердый.) Правильно, твердый, а потом вы его руками мяли-мяли и он стал какой? (Мягкий.) А что еще мягкое? (Пластилин. Подушка. Игрушки.) А что твердое? (Камешек. Дерево.) Как вы думаете, твердое может во что-нибудь превратиться? Сейчас с посмотрим.

Педагог раздает детям пакетики со льдом и говорит: «Ну-ка, что это у вас, потрогайте, пощупайте. (Это лед.) Какой лед на ощупь? (Твердый, холодный.) Лед холодный, а ладошки у вас какие? (Теплые.) Лед холодный, ладошки теплые. Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в теплых ладошках! Будем греть лед!»

Дети греют лед в ладонях, появляется вода.

Воспитатель. Откуда взялась вода? (Из льда получилась вода.) А лед остался таким же, как был? (Кусочки стали маленькие.) Во что превращается лед?

Дети. Лед превращается в воду.

Далее педагог предлагает: давайте нарисуем превращение льда в воду. Рисует сначала кусок льда, потом лужицу. Спрашивает: «Как узнать, что лед превратился в воду?»

Дети. Нужно нарисовать стрелку.

Ребенок (по желанию) выходит и рисует стрелку.

Воспитатель. Молодец. Мы нарисовали стрелку, и картинка показывает, что лед превращается в воду. А когда лед тает? (Когда тепло.) Когда можно увидеть лед? (Зимой.) А что зимой бывает? (Снег, холод, лед.) А когда не бывает снега и льда? (Летом.) Правильно! Летом у нас тепло, а зимой... (Холодно.) Летом бывает дождь, можно купаться, а зимой... (Зимой снег, лед на речке.) Когда лед появляется на речке? (Когда холодно.) А когда лед превращается в воду? (Когда тепло.) Значит: когда холодно — лед, когда тепло — вода.

Педагог демонстрирует картинки с изображением одного и того же пейзажа в разное время года: зимой и летом. (На первой картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке. На второй замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки.)

Спрашивает: «Что нарисовано на первой картинке? (Зима.) А на второй? (Лето.) На первой картинке что на речке? По чему дети катаются? (По льду.) А на этой картинке что в речке? (Вода.) Как вы думаете, детям на второй картинке холодно? Они мерзнут? Правильно, им тепло. А почему тепло? (Потому что светит солнышко.) А на первой картинке холодно или тепло? (Холодно.)

В завершение педагог предлагает детям поиграть в уже знакомую им игру «Наоборот» и произносит «Большой». (Маленький.)

—   Тяжелый. (Легкий.)

—   Холодный. (Теплый. Горячий.)

—   Зима. (Лето.)

—   Тепло. (Холодно.)

—   Лед. (Вода.) И так далее.

Закрепление материала в течение недели

Во время завтрака или обеда обратить внимание детей на контраст- ше температурные состояния жидкой пищи: горячий суп — холодный сок, суп горячее, чем компот; на снижение температуры жидкости с течением времени: «Вот видишь, суп уже остыл, пока ты играл: был суп горячий, стал холодный».

Домашнее задание родителям

Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед на тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду.

Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму [ лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна — это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) — и осенью тоже. Весной все начинает таять — лед превращается 1 воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя — снег (замерзают облака). Зимой езде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.)

Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.

 

Тема 6. Морозко

Цели. Формирование представлений об агрегатных превращениях воды сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения.

Материал. Две конфорки (с возможностью нагревания одной из их), два кружка — синий и красный, два кусочка льда.

Методические указания

Воспитатель. Сегодня начнем с отгадывания загадок. Послу - тйте:

Летом в речке мы купались,

Во дворе в футбол играли,

А зимой пришел мороз,

Снег и холод он принес.

Нам водой не обливаться,

Можно на коньках... (кататься).

Летом все в воде играют,

Летом вся вода журчит!

А зимою застывает,

А зимой вода молчит.

Ну-ка, кто меня поймет,

Вода превращается... (в лед).

Скоро к нам тепло придет И в реке растает... (лед).

Лед растает, и тогда Будет из него... (вода).

Воспитатель. Молодцы, хорошо отгадывали загадки. А теперь послушайте сказку.

Жила-была девушка Настенька. Она была красивая, работящая, все делала по дому, любила танцевать. И жил в деревне Иванушка — сильный и добрый молодец, под стать Настеньке. И вот пошла как-то Настенька в лес зимой за шишками. А в лесу жил дед Морозко и были у него две плитки — одна «холодильная», другая «горячильная». Когда наступала зима, Морозко все мог заморозить своей «холодильной» плиткой: кто прикоснется к «холодильной» плитке — сразу заледенеет. Вот воробышек маленький, шустрый такой, тепленький подлетел нечаянно к «холодильной» плитке и сел на нее. И превратился живой воробышек в твердого и холодного, как лед. Увидел это дед Морозко и сказал: «Что же ты, воробышек, не видишь? Здесь же синий кружочек — значит, плитка «холодильная», а красный кружочек означает — плитка «горячильная». Если хотел ты погреться, надо было подлетать к «горячильной» плитке!» Взял он бедного замерзшего воробышка, прислонил его к «горячильной» плитке и превратился ледяной воробышек обратно в живого.

А Настенька шла по лесу, собирала шишки и вдруг увидела избушку деда Морозко. Дед Морозко обрадовался такой встрече: «Заходи, Настенька, гостьей будешь. Только смотри, не перепутай плитки: если хочешь погреться — грейся у «горячильной» — вот у той, где красный кружочек». Сказал он так и ушел в лес. Настенька осталась одна в избушке и решила навести порядок, прибраться: она подмела пол, вытерла пыль, но нечаянно задела кружочки на плитках, и они упали. Настенька этого не заметила. Захотела она погреться и прикоснулась «холодильной* плитке. И превратилась Настенька из живой и теплой, неживую, ледяную.

Пришел дед Морозко, увидел, что плитки перепутаны, и не знает, о делать: как теперь разморозить Настеньку «горячильной» плиткой? Пошел дед Морозко в деревню за Иванушкой. Пришел Иванушка, идел ледяную Настеньку и заплакал горючими слезами. Дед Морозко ;азал, что можно разморозить Настеньку и превратить ее обратно в лвую, но нужно узнать, какая из плиток «горячильная», а какая олодильная». Но прикасаться к плиткам нельзя — они волшебные можно заморозиться или сгореть! Стал Иванушка думать, как же нать, где какая плитка...

Ребята, кто поможет Иванушке? Кто знает, как решить эту сложную цачу? Вот у меня две плитки — одна «холодильная», а другая — «то-чильная» и еще два кусочка льда. Как же помочь Иванушке? Главная задача педагога — стимулировать познавательную актив- ють детей. Если ребята затрудняются, напомнить им про опыт со дом, который они проводили недавно. Подвести детей к решению: 1от как можно помочь Иванушке: положить по кусочку льда на ждую плитку. Там, где лед растает, плитка горячая».

Могут прозвучать и неудачные подсказки: например, потрогать ждую плитку пальчиком или просто попробовать поставить ледяную 1стеньку к одной из плиток. Следует обсудить с детьми каждый риант, показать, в чем его несовершенство.

Воспитатель. Иванушка взял кусочек льда и положил его на ну плитку. (Педагог кладет лед на холодную конфорку.) Ничего не училось. Положил лед на другую плитку. (Кладет лед на горячую нфорку.) Увидел Иванушка, как лед превращается... во что, ребята? Дети. В воду!

Все наблюдают за таянием льда.

Воспитатель. И тогда Иванушка положил красный кружок око- «горячильной» плитки, а синий кружочек — около «холодильной» и 1зал: «Дед Морозко, больше не трогай кружочки. Ну а если случайно перепутаешь, то теперь ты знаешь, как узнать, где «холодильная», а ! «горячильная» плитка». Поднес Иванушка Настеньку к «горячиль- й» плитке, и Настенька из ледяной превратилась обратно в живую. Счастливые Иванушка и Настенька вернулись в деревню и стали там жить- кивать и добра наживать. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!



2019-11-20 307 Обсуждений (0)
Тема 4. Схема превращения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Схема превращения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)