Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 21. Строение веществ



2019-11-20 258 Обсуждений (0)
Тема 21. Строение веществ 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели. Расширение представлений о строении знакомых веществ в троцессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к пре-образованию.

Материал. Речной песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа 3 или кратного увеличения, по два стакана с теплой водой, чайные ложки на каждого ребенка).

Методические указания

Воспитатель. Ребята, вы все, конечно, играли в песочнице. Песок твердый, мягкий или жидкий? (Мягкий.) А теперь подумайте и этветьте, из чего состоит песок? (Из песчинок.) Песчинки твердые или мягкие?

Педагог выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: пес-чинки твердые. Предлагает: «Давайте проверим. Вот вам по блюдечку ; песком. (Раздает детям блюдца с песком.) Насыпьте немного песчи- ■юк себе на ладошку. Насыпали? Теперь посильнее надавите на ла- юшку пальчиком и покрутите пальчиком песчинки на ладошке... 4увствуете, как песчинки колют ладошку? Что можно сказать про тесчинки? Какие они? Мягкие или твердые?»

Дети. Твердые.

Воспитатель. Правильно. Песчинки твердые, но они очень маленькие — как маленькие камушки, и их трудно увидеть. Вот если 5ы муравьишка посмотрел на песчинку, то она показалась бы ему большим камнем! А для нас песчинки очень маленькие, и их много. -1о можно рассмотреть их поближе. Давайте проведем опыт: посмотрим га песчинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое :текло называется лупа.

Педагог раздает детям лупы и предлагает: «Посмотрите на песчин- су через лупу». Дети рассматривают песчинки.

Воспитатель. Видите, ребята, песчинки все разные. Похожи песчинки на камушки? Они твердые или мягкие? (Твердые.) А песок какой? (Песок мягкий.) Кто мне скажет, почему из твердых песчинок получается мягкий песок?

Педагог стимулирует активность детей и подводит их к выводу: «Песчинок много».

Воспитатель. Правильно, если песчинок много, то песок ста-новится мягким. Песчинки, когда их много, не так сильно колются, как на ладошке. А теперь мы с вами изучим сахар.

Педагог раздает детям по кусочку сахара и предлагает: «Посмотрите на этот кусочек сахара. Какой он?»

Дети. Белый! Твердый! Сладкий!

Воспитатель. Правильно, сахар твердый! А теперь возьмите кусочек сахара крепко в пальцы и надавите им на стол... Сахар рас-сыпается на мелкие кусочки. Давайте и их рассмотрим через лупу! (Дети рассматривают песчинки сахара через лупу.) Похожи сахарные песчинки на обычный песок? (Похожи.) А чем отличается сахар от песка? (Сахар сладкий, а песок нет.) Если мы положим сахар в воду, что будет? (Сладкая вода.) А если мы песок насыплем в воду, что бу-дет? Сейчас проверим.

Педагог раздает детям по два стакана с теплой водой (чтобы сахар быстрее растворялся) и по чайной ложечке. Предлагает: «Положите сахар в воду и помешайте ложечкой». Дети растворяют сахар в воде.

Воспитатель. Размешали сахар? Что же получается? Сахара нет! Куда он исчез?

Важно, чтобы дети дали свои объяснения этому явлению. Педагог подводит их к выводу: «Сахар растворился».

Воспитатель. Сахар остался в воде, только мы его не видим. А теперь возьмите песок и высыпите его в другой стакан. Размешайте ложечкой. Растворяется песок в воде?

Дети. Нет, не растворяется.

Воспитатель. Правильно! Сахар растворяется в воде, а песок не растворяется.

В воду бросили песочек,

Растворяться он не хочет,

А вот сахар сладкий-сладкий Растворился без остатка!

Ребята, сегодня на прогулке мы с вами попробуем рассмотреть снег через лупу, и вы увидите, что он состоит из твердых льдинок-снежинок, так же как и песок состоит из песчинок.

Домашнее задание родителям

Обращайте внимание детей на различную форму, которую прини- ает вода в разных сосудах — в кастрюле, в стакане, в тарелке, по- овнике, в аквариуме, в ванне и т.д.

Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру гучше использовать небольшие чашки, рюмки, стаканы и блюдца). 1осле того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и по- шите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в кото- эй он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, котором он замерзал.

Тема 21. Строение веществ

Цели. Расширение представлений о строении знакомых веществ в юцессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к пре- >разованию.

Материал. Речной песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа 3 или кратного увеличения, по два стакана с теплой водой, чайные ложки а каждого ребенка).

Методические указания

Воспитатель. Ребята, вы все, конечно, играли в песочнице, ‘сок твердый, мягкий или жидкий? (Мягкий.) А теперь подумайте и ветьте, из чего состоит песок? (Из песчинок.) Песчинки твердые или гкие?

Педагог выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: пес- нки твердые. Предлагает: «Давайте проверим. Вот вам по блюдечку геском. (Раздает детям блюдца с песком.) Насыпьте немного песчи- к себе на ладошку. Насыпали? Теперь посильнее надавите на ланку пальчиком и покрутите пальчиком песчинки на ладошке... вствуете, как песчинки колют ладошку? Что можно сказать про :чинки? Какие они? Мягкие или твердые?»

Дети. Твердые.

Воспитатель. Правильно. Песчинки твердые, но они очень генькие — как маленькие камушки, и их трудно увидеть. Вот если муравьишка посмотрел на песчинку, то она показалась бы ему [ьшим камнем! А для нас песчинки очень маленькие, и их много, можно рассмотреть их поближе. Давайте проведем опыт: посмотрим песчинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое кло называется лупа.

Педагог раздает детям лупы и предлагает: «Посмотрите на песчин- через лупу». Дети рассматривают песчинки.

Воспитатель. Видите, ребята, песчинки все разные. Похожи песчинки на камушки? Они твердые или мягкие? (Твердые.) А песок какой? (Песок мягкий.) Кто мне скажет, почему из твердых песчинок получается мягкий песок?

Педагог стимулирует активность детей и подводит их к выводу: «Песчинок много».

Воспитатель. Правильно, если песчинок много, то песок ста-новится мягким. Песчинки, когда их много, не так сильно колются, как на ладошке. А теперь мы с вами изучим сахар.

Педагог раздает детям по кусочку сахара и предлагает: «Посмотрите на этот кусочек сахара. Какой он?»

Дети. Белый! Твердый! Сладкий!

Воспитатель. Правильно, сахар твердый! А теперь возьмите кусочек сахара крепко в пальцы и надавите им на стол... Сахар рас-сыпается на мелкие кусочки. Давайте и их рассмотрим через лупу! (Дети рассматривают песчинки сахара через лупу.) Похожи сахарные песчинки на обычный песок? (Похожи.) А чем отличается сахар от песка? (Сахар сладкий, а песок нет.) Если мы положим сахар в воду, что будет? (Сладкая вода.) А если мы песок насыплем в воду, что бу-дет? Сейчас проверим.

Педагог раздает детям по два стакана с теплой водой (чтобы сахар быстрее растворялся) и по чайной ложечке. Предлагает: «Положите сахар в воду и помешайте ложечкой». Дети растворяют сахар в воде.

Воспитатель. Размешали сахар? Что же получается? Сахара нет! Куда он исчез?

Важно, чтобы дети дали свои объяснения этому явлению. Педагог подводит их к выводу: «Сахар растворился».

Воспитатель. Сахар остался в воде, только мы его не видим. А теперь возьмите песок и высыпите его в другой стакан. Размешайте ложечкой. Растворяется песок в воде?

Дети. Нет, не растворяется.

Воспитатель. Правильно! Сахар растворяется в воде, а песок не растворяется.

В воду бросили песочек,

Растворяться он не хочет,

А вот сахар сладкий-сладкий Растворился без остатка!

Ребята, сегодня на прогулке мы с вами попробуем рассмотреть снег через лупу, и вы увидите, что он состоит из твердых льдинок-снежинок, так же как и песок состоит из песчинок.

Закрепление материала в течение недели

Поиграть с детьми в игры «Болыиой-маленький», «Каравай».

Домашнее задание родителям

Рассмотрите с ребенком через увеличительное стекло различные мелкие предметы. Предложите зарисовать объект до рассматривания в лупу и после рассматривания, таким, как он виден с помощью лупы. Подчеркните, что лупа увеличивает объект: без лупы он выглядит маленьким, а через лупу — большим.

 

 

Тема 22. Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной

Цели. Закрепление представлений об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию.

Материал. Пульверизатор с флаконом, на дне которого немного воды, резиновая груша.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами послушаем сказку об Илье Муромце и Василисе Прекрасной. Жил-был в одном царстве- государстве царь, и была у него дочь — Василиса Прекрасная. И вот однажды узнал Кощей Бессмертный про Василису Прекрасную и за-хотел он взять ее в свое царство. Прискакал он на своем черном коне во дворец, где жила Василиса Прекрасная, разогнал всю стражу. Все испугались, разбежались. Схватил Кощей Бессмертный Василису и увез к себе, в свое черное царство. Узнал об этом царь-государь, опечалился и велел послать гонцов по всей стране сообщить: кто найдет Василису Прекрасную, тому он отдаст ее в жены и полцарства в придачу.

А в одной деревне жил Илья Муромец — русский богатырь, он был сильный, смелый и никого не боялся. Решил Илья Муромец освободить Василису Прекрасную и поехал искать дворец Кощея Бессмертного. Долго ли он ехал, коротко ли, вдруг видит — стоит избушка на курьих ножках, а в избушке живет старая Баба-яга. «Здравствуй, бабушка», — говорит Илья Муромец. «Здравствуй, Илья, здравствуй, добрый моло-дец. — отвечает Баба-яга. — Куда путь держишь?» — «Злой Кощей похитил Василису Прекрасную, а я хочу ее освободить, еду в его дво-рец». Призадумалась Баба-яга: «Ох, нелегко тебе будет с Кощеем сла-дить... Ну, да я тебе помогу, Кощея можно взять только умом да хитро-стью. Вот тебе на дорогу обычная вода, может, она тебе пригодится — сам попьешь или напоишь кого-нибудь, а вот тебе вода живая*. Дала она Илье Муромцу вот такой флакончик. (Показывает флакончик). «Бабушка, а что же так мало живой воды?» — спрашивает Илья у бабушки. «Больше нет у меня, сынок», — отвечает Баба-яга. «Спасибо тебе, бабушка, за воду простую и живую», — сказал Илья Муромец и отправился дальше в дорогу

Видит он, глубоко в темном лесу стоит черный дворец Кощея Бессмертного. Стал Илья звать: «Выходи, Кощей Бессмертный, биться будем!» Услышал Кощей, увидал Илью Муромца и испугался, потому что знал его силу и смелость молодецкую. Говорит Кощей: «Хорошо, Илья Муромец, отдам я тебе Василису Прекрасную, вот только отгадай ты мне три загадки». «Загадывай свои загадки», — сказал Илья Муромец.

«Загадка первая — вот смотри, Илья, у меня в саду растет цветок. Сколько я за ним наблюдал — он не цветет, почему?» Илья Муромец отвечает: «Да потому, что растет цветок под ветвями большого дуба и солнышко не светит на него — листья мешают!» Раздвинул Илья ветви дуба, и солнышко стало светить на цветок, подошел к цветку, полил его простой водой: «Расти-расти, цветочек, расцветай!»

А Кощей говорит: «Первую загадку ты отгадал, вот тебе вторая за-гадка:

На реке-простыне —

Пароходик на волне,

А плывет пароход,

То назад, то вперед.

Где пройдет — там сильный жар,

Превращает воду в пар.

По волнам он плывет,

Ровный след за ним идет.

К кораблю кто прикоснется,

Сразу больно обожжется!

Что же это такое, ребята? Кто знает?

Дети. Утюг.

Воспитатель. Так и Илья Муромец ответил, и тогда Кощей загадал ему третью загадку:

Есть озеро кишащее,

Шипящее, бурлящее,

В озере вода кипит,

Пар из озера летит.

Как из озера напиться?

Ведь кипящая водица!

Илья и говорит: «Пар нужно остудить — подставить под пар что- нибудь холодное, например холодное зеркальце или стекло, и тогда пар превратится в капельки воды, которые можно собрать в стакан и напиться!»

«Отгадал ты, Илья, все мои три загадки. Что ж, иди, возьми Василису Прекрасную, только сначала поищи ее!» — сказал так Кощей, злобно рассмеялся и ускакал на своем черном коне.

Илья Муромец искал Василису Прекрасную, искал, но не видать ее нигде. Что же делать? Опечалился Илья... И вдруг он услышал: «Илья Муромец, не печалься, я тебе помогу». Кто же это говорит? Посмотрел по сторонам Илья — нет никого, только цветочек, который он полил, стоит и покачивает своим бутончиком. (Показывает резиновую грушу, разрисованную как цветок, покачивающуюся на «стебельке» — на резиновой трубке.) «Это я, цветочек, с тобой разговариваю, — говорит цветочек. — Я знаю, где твоя Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный заколдовал ее — превратил в цветы, которые растут вон на той полянке». Глянул Илья Муромец и видит поляну, а на ней полным-полно красивых цветов, вся поляна усыпана цветами! Удивился он: «Как же мне теперь эти цветы расколдовать и превратить обратно в Василису Прекрасную?» А цветочек отвечает: «Нужно все цветы полить живой водой. Есть у тебя живая вода?» — «Да, есть у меня живая вода — ее мне дала добрая бабушка Яга, вот только этой живой воды так мало, что даже на один цветочек и то не хватит, не то чтобы всю поляну полить!»

Как же нам помочь Илье Муромцу? Как небольшим количеством воды полить много цветов?

Дети предлагают различные ответы.

Воспитатель. Задачка оказалась сложная. Помните, ребята, как мы с вами размешивали сахар? Сахара было немного, а водички целая чашка, и вода стала сладкая. Так как же нам помочь Илье Муромцу?

Дети. Можно смешать живую воду с простой водой.

Воспитатель. Правильно, можно так, как вы говорите. Но можно и по-другому. Послушайте, что было дальше. Цветочек говорит: «Не расстраивайся, Илья, я цветочек не простой, а воздушный, внутри меня воздух, вот попробуй, возьми и сожми меня посильней, не бойся!» Илья Муромец взял цветок и сжал его и стал выходить воздух. (Педагог сжимает грушу, направляет трубку на детей, предложив им подставить руки.) Чувствуете, ребята, как воздух в ладошки ударяет?

А цветочек продолжал: «Воздух поможет тебе сделать из воды много капелек, и ты сможешь полить все цветы живой водой. Тогда они превратятся в Василису Прекрасную». Илья Муромец поблагодарил цветочек за добрый совет, взял стебелек цветочка, присоединил к флакончику с живой водой и начал сжимать бутончик, вот так. (Показывает, как вода распыляется.) Видите, ребята, воздух распыляет воду и превращает ее в мелкие капельки. Илья Муромец полил цветы на полянке. Капелек было много, и живой воды хватило на все цветы. И вот когда был полит последний цветочек, вдруг все цветы на полянке сразу исчезли, а посреди полянки появилась Василиса Прекрасная! Обрадовался Илья и пошли они вместе во дворец к царю. Увидел царь, что вернулась к нему Василиса, и очень был счастлив. Илья Муромец женился на Василисе Прекрасной, и стали они вместе жить-поживать и горя не знать. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

 

 



2019-11-20 258 Обсуждений (0)
Тема 21. Строение веществ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 21. Строение веществ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)