Управление персоналом: место и роль в системе управления организации.
Организационная структура управления персоналом. Персонал как объект управления. Основные признаки персонала. Категории персонала. Административный, организационно-правовой, экономический и социально-психологические методы управления. Теория управления как наука возникла в конце прошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения. Само понятие «научное управление» впервые ввел в обиход не Фридерик У. Тейлор, по праву считающийся родоначальником теории управления, а представитель американских фрахтовых компаний Луис Брандейс в 1910 г. Впоследствии и сам Тейлор широко пользовался этим понятием подчеркивая, что «управление — это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы». В последние 50 лет термин «управление персоналом» использовался для описания функции управления, посвященной найму, развитию, обучению, ротации, обеспечению безопасности и увольнению персонала. Управление персоналом — вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение целей фирмы, предприятия путем использования труда, опыта, таланта этих людей с учетом их удовлетворенности трудом. Среди ученых-экономистов есть несколько определений самого понятия «управление персоналом», среди которых можно выделить следующие. 1. Управление персоналом - это деятельность организации, направленная на эффективное использование людей (персонала) для достижения целей, как организации в целом, так и индивидуальных (личных) каждого работника (Виноградский М.Д., Украина). 2. Управление персоналом - это целенаправленная деятельность руководителей всех уровней управления организации и работников структурных подразделений системы управления персоналом, включающая разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы, методы и технологию управления персоналом организации (Басаков М.И., Российская Федерация). 3. Управление персоналом - это управленческие действия руководителей и сотрудников кадровых служб организации, которые направлены на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его мотивацию и стимулирование к выполнению задач, стоящих перед организацией (Уманский А.М., Украина, г. Луганск). Управление персоналом выступает одновременно как система организации, процесс и структура.
Главной целью управления персоналом является вклад в прибыль организации (предприятия), которая достигается благодаря обеспечением высококвалифицированными и заинтересованными работниками через удовлетворение социальных потребностей человека на производстве (удовлетворение работой, самовыражения, комфортность межличностных отношений и т.д.). Само понятие «управление персоналом» предполагает не командование людьми, а создание условий для эффективного использования человеческих ресурсов и каждого работника в отдельности. Понятие «управление персоналом» имеет два основных аспекта. Функциональный аспект, который предусматривает выполнение таких важных элементов процесса, как: · определение общей стратегии; · планирование потребностей организации в персонале с учетом кадрового потенциала; · привлечение, отбор и оценка персонала; · повышение квалификации персонала и его переподготовка; · управление карьерой (продвижение по службе); · увольнение персонала; · построение и организации работы на основе организации рабочих мест, функциональных и технологических связей, содержания и последовательности выполнения работ, условий труда; · организацию оплаты труда, стимулирования и социальных услуг; · управление затратами на персонал. Организационный аспект, предусматривающий охват всех работников и всех структурных подразделений в организации, которые несут ответственность за работу с персоналом. Исходя из поставленных целей и аспектов в центре внимания управления персоналом должно быть сосредоточено решения ряда вопросов, а именно: · разработка научно обоснованных количественных и качественных параметров персонала; · повышение профессионализма персонала; · обеспечение профессионального роста персонала; · максимальное использование способностей персонала; · планирование и обеспечение карьерного роста персонала; · стимулирование качества и результатов труда персонала; · социально-экономическая и правовая защита персонала. В современном подходе к определению делается акцент на вкладе персонала, удовлетворенного работой, в достижение единых целей. На смену противоречивым отношениям между работодателями и наемными работниками, при которых в рабочей обстановке организации доминировала жесткая регламентация процедур взаимодействия с работниками, пришла атмосфера сотрудничества, которая имеет следующие особенности: ü сотрудничество в рамках небольших рабочих групп; ü ориентация на удовлетворение потребителей; ü значительное внимание уделяется целям бизнеса и вовлечению персонала для достижение этих целей; ü расслоение организационных иерархических структур и делегирование ответственности лидерам рабочих групп. Персонал – это личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев. Основными признаками персонала являются: -наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем, которые оформляются трудовым договором (контрактом) -обладание определенными качественными характеристиками: · профессией (специальностью) · квалификацией · компетентностью и др., наличие которых определяет деятельность работника на конкретной должности и отнесение его к одной из категорий персонала (руководителей, специалистов, других служащих, рабочих); -целевая направленность деятельности персонала Основными характеристиками персонала организации являются: · численность; · структура. Численность персонала зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных, управленческих и иных процессов, степени их автоматизации, компьютеризации. Структура персонала организации — это совокупность отдельных работников, их групп, объединенных по какому-либо признаку. Виды структуры персонала: · статистическая — отражает распределение персонала по видам деятельности, категориям и группам должностей; · аналитическая — подразделяется: на общую структуру — в рамках этой структуры персонал рассматривается по таким признакам, как профессия, квалификация, образование, пол, возраст, стаж работы; на частную структуру — она отражает положение отдельных групп работников, например "занятых тяжелым трудом", "занятых на обрабатывающих центрах".
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |