Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 8. ИНЖЕНЕРНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ВРЕМЕННОЙ АНАЛИЗ ТРУДА В ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ И ОПАСНЫХ ПРОФЕССИЯХ



2019-11-21 298 Обсуждений (0)
ТЕМА 8. ИНЖЕНЕРНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ВРЕМЕННОЙ АНАЛИЗ ТРУДА В ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ И ОПАСНЫХ ПРОФЕССИЯХ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В инженерной психологии выделяют следующие критерии классификации СЧМ:

- По степени участия в работе системы человека: автоматические (без человека); автоматизированные (человек работает вместе с техническими средствами); неавтоматизированные (человек больше работает без применения сложных технических средств).

- По целевому назначению: управляющие; обслуживающие; обучающие; информационные (радиолокационные, телевизионные и т.п.); исследовательские (моделирующие установки, макеты).

- По характеристике «человеческого фактора»: моносистемы (1 человек); полисистемы (несколько человек, бригада) (выделяют «паритетные» (операторы работают «на равных») и иерархические (предполагает соподчиненность операторов)).

- По типу взаимодействия человека и машины: непрерывное, постоянное; частичного; эпизодическое взаимодействие.

- По типу и структуре машинного компонента в СЧМ: инструментальные СЧМ; простейшие человеко-машинные системы; сложные человеко-машинные системы; системотехнические комплексы.

При этом выделяют следующие показатели качества систем «человек – машина» (СЧМ):

- «Эргономичность», которая предполагает: управляемость системы; обслуживаемость; освояемость; обитаемость (соответствие гигиеническим требованиям).

- Быстродействие;

- Надежность и точность работы оператора;

- Своевременность решения задачи;

- Безопасность труда оператора;

- Степень автоматизированности СЧМ;

- Экономические показатели (затраты на проектирование, создание и эксплуатацию СЧМ).

К условиям, определяющим эффективность труда относятся:

- Санитарно-гигиенические условия: освещенность; микроклимат; механические колебания; излучения; атмосферное давление; профессиональные инфекции и биологические агенты.

- Психофизилогические элементы: физическая нагрузка; рабочая поза; нервно-психическая нагрузка; монотонность трудового процесса; режим труда и отдыха.

- Эстетические элементы: гармоничность светоцветовой композиции; гармоничность звуковой среды; ароматичность запахов; композиционная согласованность природного пейзажа; композиционная целостность интерьеров рабочих помещений; композиционная согласованность компонентов технологического оборудования; композиционная согласованность компонентов дополняющих объектов; гармоничность рабочих поз и трудовых движений;

- Социально-психологические элементы: сплоченность коллектива; характер межгрупповых отношений в коллективе; внепрофессиональные факторы (бытовые условия, семейные отношения).

Выделяют следующую типологию операторского труда:

- работающие с помощью автоматов (рабочие АСУ, операторы);

- при помощью машин, станков, механизированного инструмента;

- работающие вручную при машинах и механизмах (подсобные рабочие, грузчики);

- преимущественно вручную с помощью немеханизированного (ручного) инструмента (ремонт, обслуживание).

Сами операторы делятся на следующие основные группы:

·  операторы-технологи, которые включены в технологический процесс и  работают по четкой инструкции;

·  операторы-манипуляторы, управляющие различными механизмами-манипуляторами, где машина - усилитель мышечной энергии;

·  операторы-наблюдатели, контролеры (сюда относятся диспетчеры транспортных систем, АЭС и др.), которые работают в реальном масштабе времени;

·  операторы-исследователи, которые используют различные образно-концептуальные модели (к ним относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики изображения);

·  операторы-руководители, управляющие другими людьми.

В современных условиях труд операторов отличается следующими особенностями::

- Техническое развитие приводит к увеличению числа объектов, которыми необходимо управлять.

- Развиваются системы дистанционного управления, таким образом, появляется необходимость работать с закодированной информацией.

- Вследствие того, что увеличиваются скорость и сложность производственных процессов, повышаются требования к точности действий операторов, к быстроте реакций и т.п.

- Постоянное изменение условий труда приводит часто к уменьшению двигательной активности.

- Происходит повышение степени автоматизации производственных процессов, что требует от операторов готовности к действиям в экстремальных ситуациях.

Вслед за Ю.К. Стрелковым выделим также основные режимы работы оператора:

1. Нормальные условия (когда работа оператора заключается в том, что он следит за работой автоматики, и не вмешивается в технологический процесс).

2. Аварийные ситуации (оператор работает в полуавтоматизированном или механизированном режимах; в данном случае от оператора требуется высокая точность сенсомоторных действий    и умения оценивать ситуацию).

3. Технологический процесс еще идет в заданных пределах, но уже приближается к своим границам (в этом случае оператор должен стабилизировать управляемый процесс).

4. Оператор строит режим работы установки самостоятельно, но на новой основе (задачей оператора является расширение возможностей эксплуатационной системы, экономия материальной части, энергии и собственных сил).

Важную роль в анализе операторского труда играет понимание сущности и концептуальной схемы принятия решений. Принятие решений необходимо в ситуации, которая характеризуется неопределенностью, когнитивной сложностью и временным дефицитом. Степень неопределенности зависит от недостатка информации. Снабдив пилота информацией, можно свести неопределенность до нуля. Временной дефицит характеризуется сложностью и неопределенностью. Ситуация требует соответствующего времени для решения, но если человек не располагает требуемым резервом времени, он не сможет выполнить задачу.

Проблемная ситуация характеризуется, как стресс. Так, полетная задача может взаимодействовать с теми проблемами, которые лежат за пределами полета. Если их взаимодействие приводит к конфликту или когнитивному диссонансу, то в ситуацию вводится дополнительный компонент стресса, который суммируется со стрессом, уже имеющимся к моменту возникновения аварийной ситуации.

Вслед за Ю.К. Стрелковым выделим следующие основные стратегии поведения в условиях принятия решения:

- «сделать вид, что ничего не случилось»;

- применить стиль поведения, который всегда помогал в трудной ситуации;

- избегать решительных действий, действовать только в тех областях, где от тебя ничего не зависит;

- заняться сбором информации, необходимой для принятия решения (в последствии это занятие становится особой самостоятельной деятельностью).

Условиями надежности операторского труда являются:

- «долговременная» выносливость;

- выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению;

- помехоустойчивость (устойчивость внимания);

- спонтанная отвлекаемость;

- реакция на непредвиденные раздражители;

- переключаемость внимания;

- устойчивость к действию факторов среды (температуре, давлению, вибрации, ускорению и т.п.).

     Главной проблемой построения моделей труда является то, что сам образ ситуации должен быть задан не просто как некая данность, а как форма настоящего.

Выделяют следующие модели трудового действия:

- Традиционный деятельностный подход, который включает в себя три компонента схемы: «субъект - деятельность – объект». При этом Ю.К. Стрелков предлагает четырехкомпонентную схему: «субъект - действие - объект - окружающий мир».

При этом, субъект рассматривается как «носитель» целостного, единого телесного опыта, активности, сознания. Окружающий мир является совокупностью движущихся, меняющихся объектов («перцептивный мир»). В перцептивном мире субъект имеет собственные тело, управляемый объект, а также собственное действие, которое он совершает, двигаясь среди предметов. При этом, границы перцептивного мира определяются возможностями восприятия - порогами и прочими параметрами.

 Что касается действий, то каждое из них обладает пространственно-временной определенностью и позволяет субъекту удерживать его в сознании как единый целостный акт. Субъект координирует свои действия с событиями в окружающем мире. В действии соединяются исполнительные процессы (движения, речь) с когнитивными и эмоциональными процессами.

     Действия имеют следующие характеристики: пространственные; временные; энергетические (учитывается усилие субъекта, масса объектов и ускорение их движения, концентрация внимания и утомление оператора на разных этапах выполнения действия).

     В само понятие «действие» включается также результат, который может быть точный или ошибочный.

   В целом, выделяют следующие модели трудового действия оператора:

   1. Имитационная модель Зигеля и Вольфа. Данная модель предполагает, что часть трудового процесса делится на отдельные трудовые задачи. При этом при анализе отдельных задач, можно определить, какие будут статистические результаты различных испытаний. Модель учитывает возможность сокращения времени на одну операцию.

    2. Информационные и информационно-процессуальные модели (например, модель Шеннона). В данном случае работа с информацией воспринимается как мера неопределенности сигнала. При этом предполагается, что наибольшую информацию несут наиболее редкие из случайных сигналов.

     3. Линейные модели. Главная особенность - они используются для временного анализа последовательности операций, выполняемых в ходе простого, т.е. одиночного акта. Это отдельный двигательный акт, результаты которого не могут быть улучшены внутри него самого (чтобы улучшить результат, требуется совершить другой акт).

     4. Кольцевые модели. Сюда можно отнести модель Н.А. Бернштейна, в которой два элемента выделены по анатомическому основанию (рецептор и эффектор), а другие - по логическому основанию (сравнивающий блок, программа и т.д.).

     5. Корреляционные модели. Сюда относятся факторные, кластерные и другие модели, которые позволяют изучить связи между характеристиками субъекта и успешностью трудового процесса.

     В целом, задача состоит из: цели, средства, сроков и пространственной точности действия.

     По мере того, как совершенствуется профессиональный опыт отношение специалистов к выполняемым задачам меняется. Возникает и закрепляется сочетание опасных установок (склонность к риску, уверенность в собственной неуязвимости, импульсивность). Это может стать причиной усложнения решаемой задачи, при том, что сам субъект считает задачу простой.

     Анализируя деятельность пилотов, следует рассмотреть понятие «навигационный образ полета». Решение навигационных предполагает: психологические процессы построения образа; выполнение умственных преобразований; переходы от одной системы отсчета к другой; согласование систем отсчета. А также во многом навигационный образ зависит от профессионального опыта специалиста.

     У пилота формируется определенный образ полета, который формируется путем наложения на географическое пространство воздушных путей и схем подходов. Образ полета предполагает: представление о пространстве и времени, сложившееся в ходе предыдущей деятельности; систему перцептивных миров (актуальное восприятие).

     В исследовании штурманского труда психолог должен выполнять следующие действия:

- предлагать испытуемых не решать задачу, а дать консультацию по поводу ее решения;

- посоветоваться, как лучше ее построить;

- высказать мнение о пригодности задачи для обучения курсантов летных училищ.

Другая проблема с которой сталкиваются операторы – это ошибка.

Ошибкой является случай из практики. Она определяется временем. То есть, ошибочное действие всегда в прошлом (однако ошибочное ориентировочное действие может и предшествовать реально совершенному действию). Это позволяет анализировать причины, приведшие к уже совершенной ошибке.

Экспериментальная психология выделяет следующие виды ошибок:

- ошибки восприятия;

- ошибки памяти;

- ошибки мышления;

- ошибки внимания.

После совершения ошибки оператор может испытывать страх и переживание вины, однако психолог должен формировать именно чувство вины, но не страха.

Одним из методов исследования ошибок оператора, является - восстановление цепи событий (через опрос операторов). Таким образом, необходимо провести следующие этапы: взгляд субъекта (на ситуацию совершения ошибки, где сам субъект был частью ситуации); взгляд судьи или исследователя (взгляд со стороны).

Субъект, совершивший ошибку, действует в двух планах: смысла и контекста выполнения задания; отдельных операций, допускающих деление процесса на дискретные части. В связи с этим возникает проблема: где искать ошибку, в плане смысла или в плане отдельных операций?

В ходе исследований было выявлено, что опытный специалист скорее может ошибиться в плане смысла, а новичок - из-за неосвоенности операций.

При этом, путь к мастерству лежит через преодоление ошибок.

К основным методам исследования ошибок операторов относят:

- Метод полирефлекторного интервью, которое включает в себя многосторонний кольцевой опрос свидетелей и всех, кто имел отношение к происшествию.

- Метод построения фреймов, в котором анализируются содержащиеся во фреймах «узлы» и «связи», в результате чего выявляются причины сбоев в деятельности.

- Метод критических инцидентов. В данном методе анализируются ситуации, провоцирующие наибольшие сложности в трудовом процессе, где наиболее вероятны ошибки. Для этого часто используют наблюдение, интервью и моделирование.

- Метод выделения трех категорий действий: Моторные навыки (автоматизированы и часто не могут быть поставлены в вину оператору); Знания (это категория субъективная, особенно у высококлассных специалистов); пробел в знаниях (часто на совести инструкторов); Творческая активность (субъект в большей степени сознательно берет ответственность на себя; соответственно, повышается риск совершения им ошибки; для снижения вероятности ошибок субъект сам должен заблаговременно позаботиться и о своих знаниях, и о моторных навыках).

Некоторые ошибки возникают из-за неправильной диагностики и прогноза со стороны психологов.

Выделим основные факторы, приводящие к ошибкам пилотов в зарубежных полетах:

- когда человек только включается в данную деятельность, у него появляется напряжение;

- возникает конфликт между жесткостью требований выполнения правил и импровизацией, между самостоятельностью и абсолютным подчинением;

- в некоторых условиях, при решении определенных задач, у экипажа, незнакомого со схемой полета, возникает резкий временной дефицит в отслеживании ситуации и проведении соответствующих расчетов;

- система «экипаж – диспетчер» проявляет себя по-разному при разных типах захода на посадку.

Таким образом, анализ причин возникновения ошибок в деятельности операторов является одной из важнейших задач инженерной психологии, для последующего предотвращения совершения ошибок специалистами.

Контрольные вопросы

1. Назовите примеры операторского труда в современных сложных автоматизированных системах «человек - машина».

2. Какие условия определяют эффективность труда операторов?

3. Назовите инженерно-психологические концепции структуры профессионального действия.

4. Назовите типы операторского труда.

5. Каковы основные стратегии поведения в условиях принятия решения?

6. Каковы условия надежности операторского труда?

7. Назовите причины совершения ошибо операторами.

8. Какие существуют методы исследования ошибок операторов?

9. Какие выделяют факторы приводящие к ошибкам?

 

 



2019-11-21 298 Обсуждений (0)
ТЕМА 8. ИНЖЕНЕРНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ВРЕМЕННОЙ АНАЛИЗ ТРУДА В ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ И ОПАСНЫХ ПРОФЕССИЯХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 8. ИНЖЕНЕРНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ВРЕМЕННОЙ АНАЛИЗ ТРУДА В ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ И ОПАСНЫХ ПРОФЕССИЯХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)