Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА № 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА. ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2019-11-21 365 Обсуждений (0)
ТЕМА № 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА. ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Основным видом психологической помощи в выборе трудовой деятельности является профессиональная ориентация. Профориентация предполагает систему мероприятий направленных на ознакомление человека с миром профессий, а также помощь в выборе профессии в соответствии с желаниями, склонностями и интересами человека, учитывая его способности и возможности.

Процесс профессионального самоопределения включает в себя следующие стадии:

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

2. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии;

3. Профессиональная адаптация — формирование индивидуального стиля деятельности и включение в систему производственных и социальных отношений;

4. Самореализация в труде — выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

На выбор профессии человека влияют следующие факторы: мнение членов семьи, сверстников, учителей; личные профессиональные планы; способности, умения, уровень развития как субъекта труда; уровень притязаний на общественное признание; информированность; склонность, интерес к тем или иным видам деятельности; общую активность, самооценку, уверенность в достижении успеха, уровень саморегуляции.

Профориентационная деятельность включает в себя:

- психологическое изучение профессий — профессиография, психография, обоснование профессиональных требований к субъекту, классификация профессий;

- профессиональное воспитание, включающее в себя развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в различных видах деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, учебной, трудовой);

- профессиональное просвещение (профинформация), предполагающее обеспечение формирования знаний о мире профессий и условиях правильного их выбора, пропаганда общественно значимых профессий и т. д.;

- профессиональная консультация — это система психолого-педагогических и медицинских мероприятий по изучению и оценке способностей и функциональных возможностей человека с целью помощи ему в обоснованном выборе профессии;

- профессиональная адаптация — приспособление человека к профессиональным, социальным и психологическим факторам трудовой деятельности и формирование у субъекта индивидуального стиля деятельности.

Профессиональная ориентация — это система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии.

 Профессиональное самоопределение — это выбор профессии и последующее формирование человека как профессионала.

Наиболее активное психологическое обеспечение профориентационной работы производится на этапе профессиональной консультации. Консультационная работа разделяется на следующие формы:

- Информационно-справочная. В данном случае происходит предоставление сведений об особенностях трудоустройства, требованиях приема на учебу и работу, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки и т. д.;

- Психодиагностическая. Предполагает психологическое обследование и оценку соответствия индивидуальных особенностей личности требованиям отдельных профессий;

- Психокоррекционная. В данном случае психолог помогает выбрать профессию, корректирует выбор человека, дает рекомендации для исправления некоторых особенностей в психической сфере и поведении;

- Медицинская. Производится оценка состояния здоровья и анализируются ограничения для выбора определенной профессии.

При проведении профконсультационной работы необходимо соблюдать ряд требований: добровольность участия в обследовании, активность субъекта выбора профессии, комплексность подхода к обследованию субъекта (оценка личностных, познавательных, эмоционально-волевых и других качеств), индивидуальный подход, конфиденциальность, а также персональная ответственность психолога за проведенную работу и ее результаты.

Психологическое обследование может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Профориентационная работа направлена на помощь в выборе профессии, с целью дальнейшего карьерного роста человека в выбранной профессии.

Различают несколько видов деловой карьеры:

1) Карьера центростремительная (скрытая). Она предполагает движение к ядру, руководству организации. В данном случае часто уровень оплаты труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

2) Карьера горизонтальная. Предполагается либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, временное выполнение роли руководителя).

3) Карьера вертикальная. Предполагается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).

4) Карьера внутриорганизационная. Вид карьеры, при котором работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию в рамках одной организации.

5) Карьера межорганизационная. Конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие профессиональных способностей, уход на пенсию последовательно, работая на различных должностях в разных организациях. Эта карьера также может быть специализированной и неспециализированной.

Карьерное консультирование включает не только помощь психолога клиенту в решении проблемы выбора профессии или смены профессии, но также охватывает вопросы повышения профессиональной эффективности, преодоления профессионального стресса и т.д.

Рассмотрим теоретические концепции и подходы в психологическом обеспечении профессионального самоопределения.

1. Традиционный (дифференциально-типологический) подход, сформированный в работах Ф. Парсонса. Профконсультант строит свою работу в соответствии с тремя этапами:

- исследование клиента (индивидуально-личностных свойств, способностей, склонностей, здоровья, уровня образования и пр.);

- изучение профессий с точки зрения их требований к работнику;

- сопоставление этих двух областей.

Психолог не должен ограничиваться только анализом частных случаев (изучением и описанием уникальных особенностей клиента и конкретного вида профессиональных занятий), но и опираться на их группировки, типологии (типологию личностей и психологическую типологию профессий), поэтому данный подход называют также дифференциально-типологическим.

2. Концепция типологии личностей, профессий и профессиональной среды Дж. Холланда. Данная концепция предполагает, что удовлетворенность человека своей профессиональной жизнью не определяется лишь узкопонимаемым перечнем выполняемых им в труде профессиональных задач и действий, но и включает профессиональное общение с людьми, из которых формируется своеобразная духовная среда.

Холланд известен своим опросником по самоанализу способностей, профессиональных предпочтений к видам деятельности и карьерам. Так определяются предпочитаемые и отвергаемые особенности профессиональной среды, что позволяет установить степень соответствия личности и его профессионального окружения. Затем формулируются адекватные пути карьерного развития, в том числе возможна и смена профессии.

3. Теория Дж. Холланда близка концепции Е. А. Климова.

Климов разработал классификацию профессий в целях профориентации школьников, процедуру формирования понятийных средств анализа профессий, выделил пять типов профессий (социономические, технономические, артономические, биономические, сигнономические) (их необходимо соотнести оптантам с предпочтениями (их склонностями, интересами и способностями)). Е. А. Климов разработал «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), который определяет профессиональные склонности.

Что касается психологической работы на предприятии, то здесь наиболее важными программами работы с персоналом являются программы развития персонала, предполагающие:

- Профессиональную адаптацию. Включает в себя систему мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих профессиональных качеств, освоению элементов организационной культуры, принятию новой социальной роли и статуса.

- Профессиональную ориентацию, включающую диагностику профессионально важных качеств и возможностей компенсации, поиск путей профессионального обучения и роста, повышения квалификации, планирование сроков и периодов ротации кадров.

- Психодиагностическое сопровождение профессионального пути личности - включает в себя оказание психологической помощи отдельным работникам при возникновении нарушений адаптации в организации, коррекцию девиантного поведения в связи с кризисами карьеры.

Выделяют следующие кризисы карьеры:

- Кризис «встречи с реальностью», когда происходит рассогласование между ожиданиями работника (как правило, молодого специалиста) от организации и реальностью, с которой он встречается в этой организации.

- Кризис «середины карьеры». Когда происходи осознание личностью своих возрастных профессиональных ограничений.

- «Предпенсионный кризис», когда человек испытывает резкое изменение в финансовом и социальном плане, связанное с подготовкой и уходом на пенсию.

Для того чтобы наилучшим образом преодолеть данные кризисы психолог в организации осуществляет психологическое консультирование, проведение специальных тренингов.

При проведении профориентационной работы необходимо учитывать связь между индивидуальным стилем и профессиональной пригодностью

Согласно концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина интегральная индивидуальность включает в себя следующие уровни индивидуальных свойств человека:

- организменный (биохимические свойства человека (особенности обменных процессов, неповторимая структура белка, тканей органов и др.), общесоматические и конституциональные свойства (особенности тела как биомеханической машины, вес, рост, и др.), нейродинамические свойства (скорость возникновения, развития и протекания нервных процессов, их сила, лабильность и др.);

- индивидно-личностный (темперамент, характер, индивидно-личностные психические свойства, способности и склонности);

- уровень субъекта социальных отношений – предполагает психологические характеристики взаимоотношений человека с окружающими его людьми (совокупность особенностей человека, в связи с выполняемыми им социальными ролями, принадлежностями к конкретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллектив, профессия) и социально-историческим общностям или большим группам (этнос, класс, страна)).

Индивидуальный стиль определяется взаимодействием всех вышеуказанных уровней.

В целом, человек рассматривается В. С. Мерлиным как целостное единство индивидуальных свойств разных уровней. Различные свойства имеют особое значение в различных жизненных ситуациях.

Понятие «стиль» в свою очередь обозначает индивидуальное своеобразие процесса и результатов деятельности данного человека в отличие от других людей (стиль писателя, художника, способ работы профессионала).

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) в широком понимании отображает всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленную его индивидуально-личностными особенностями. ИСД проявляется в виде устойчиво повторяющихся приемов и способов деятельности, выбранных субъектом, в форме своеобразной временной организации действий, в качественных особенностях продукта деятельности.

С помощью ИСД человек приспосабливается к требованиям деятельности с учетом свойств своей индивидуальности, успешно выполняя определенную деятельность.

Вслед за Е.А. Климовым рассмотрим две группы особенностей в структуре индивидуального стиля: особенности, которые проявляются непроизвольно, и базируются на свойствах нервной системы; особенности, которые вырабатываются в результате сознательных или стихийных поисков. Структура индивидуального стиля характеризуется особенностями соотношения ориентировочной, исполнительной и контрольной деятельности.

Кроме рассмотренных механизмов, большое значение имеют особые механизмы, обеспечивающие выполнение трудовых действий в оптимальных границах. Необходимость доведения характеристик трудовых действий до таких границ связана с тем, что некоторые негативные особенности деятельности, обусловленные свойствами нервной системы, невозможно компенсировать другими особенностями, а также с тем, что благоприятные возможности человека не всегда реализуются в трудовой деятельности. Таким образом, инертность нервной системы может иметь нежелательные проявления, выражающиеся в чрезмерной растянутости выполнения как отдельных операций и действий, так и заданий в целом. В другом случае может проявляться наоборот торопливость, что выражается не только в быстром темпе деятельности, но и в недостаточной тщательности выполнения действий и ослабленном контроле. И в одном и в другом случае происходит ухудшение качественных показателей работы. Данные особенности характеризуют нерациональный индивидуальный стиль, или псевдостиль.

Помимо механизмов адаптации и компенсации в индивидуальном стиле выделяют и механизмы коррекции, которые способствуют тому, что особенности выполнения трудовых действий в одних случаях ограничиваются, а в других – «подтягиваются» до определенного уровня.

Индивидуальный стиль деятельности характеризуется также тем, что субъект труда проявляет избирательность в отношении различных ситуаций и заданий, создавая более удобные, соответствующие своим индивидуальным особенностям условия деятельности. Также разные люди по-своему организовывают свое рабочее место, по-разному соблюдают предъявляемые к работе требования (в том числе и правила техники безопасности).

Важное значение имеют также особенности мотивов и отношений личности. Так, сильная мотивация способствует ограничению отрицательных проявлений свойств нервной системы и темперамента. Положительное отношение к деятельности, высокий уровень мотивации способствуют более полному использованию благоприятных, типологически обусловленных возможностей, облегчают компенсацию недостаточно выраженных особенностей и позволяют доводить характеристики трудовых приемов до требуемых оптимальных границ.

Важное значение имеет эмоциональный фактор. Так, эмоциональное состояние является показателем соответствия выполняемых действий, заданий, а также ситуаций деятельности типологическим особенностям человека. Также в зависимости от особенностей свойств нервной системы по-разному разрешаются ситуации напряжения (возникновение неполадок в работе, контрольная работа и т.д.).

Другими компонентами индивидуального стиля являются самооценки и установки. Так, подвижные в целом оценивают себя выше, чем инертные. Особенности в самооценках и установках требуют проведения дополнительной психологической работы для нормализации самооценки работника, формирования уверенности в своих возможностях, показа достоинств и недостатков в работе, создания благоприятного эмоционального фона при критическом анализе деятельности, перестройки неправильных установок.

Таким образом, индивидуальный стиль представляет собой систему приемов работы, характеризующих различные стороны деятельности: особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий, выбора ситуаций и заданий, организации рабочего места, подготовки к работе и соблюдения предъявляемых требований.

В большинстве случаев ИСД формируется у субъекта деятельности стихийно. Однако варианты ИСД могут быть скорректированы в рамках специально организованных тренингов либо могут стать образцом для начинающих работников как примеры успешных форм профессиональной адаптации.

Другим аспектом профориентационной работы является определение профессиональной пригодности работника.

Профессиональная пригодность – это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью.

Основными структурными компонентами пригодности человека к работе являются: гражданские качества (моральный облик, отношение к обществу); отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда; общая дееспособность – физическая и умственная (широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива, активность); единичные, частные, специальные способности (память на ароматы для кулинара, пространственное мышление для конструктора и т.п.); знания, навыки, опыт в данной профессиональной области.

Кроме профотбора человек также проходит специальный вид оценивания, направленный на выявление уровня квалификации в целях определения степени эффективности – аттестацию. Функциями аттестации являются: служит основанием для принятия административных решений по управлению персоналом; информирует сотрудников об относительном уровне их работы; является средством мотивации поведения работников.

Оценка работников может быть комплексной, локальной, пролонгированной, экспрессивной.

Комплексная оценка оценивает деятельность в целом. Целью здесь является получение общего впечатления о деятельности работника.

Локальное оценивание производится на основании результатов выполнения какой-либо одной функции или даже ее части.

Пролонгированная оценка происходит на основе изучения длительного периода трудовой деятельности в форме анализа отдельных документов, мнений и представлений людей о прошлой и текущей деятельности.

Экспрессивное оценивание осуществляет анализ текущей деятельности, в виде непосредственного наблюдения и включения в деятельность.

К методам, применяемым при аттестации, относятся: изучение письменных источников, собеседование, изучение работника в искусственно созданных условиях или ситуациях, и др.

Наиболее распространенными методами оценки персонала являются следующие:

– Метод рангов. Предназначен для распределения работников по разрядам.

– Метод сопоставления индивидов. Сначала выделяют факторы оценки работников, оценивая их по степени сложности, затем отбирают наиболее соответствующих тому или иному фактору – работников, используя их в качестве примера при оценке остальных.

– Метод составления шкалы оценок. В данном случае выделяется определенное число факторов и обсуждается каждый аттестуемый по каждому фактору, подсчитывается суммированная итоговая оценка каждого работника.

– Метод Пробста. Происходит составление проверочных таблиц или детальных описаний работников, содержащих большое число оцениваемых элементов. Работники оцениваются в соответствии оценочным элементам или с ясным пониманием ими этих элементов.

Кроме этих, существуют методы: оперативных отчетов, критического анализа результатов деятельности и др.

Конкретные системы оценки персонала выражаются в самых различных формах: анкеты, вопросники, тесты и т.д.

В процессе аттестации используются следующие приемы оценки персонала:

– изучение письменных источников;

– собеседование;

– изучение кандидата в искусственно созданных ситуациях;

– изучение кандидата в период стажировки повременного исполнения должности и др.

Таким образом, оценивается каждый работник, его профессионализм и компетентность.

Контрольные вопросы

1. Что такое профессиональная ориентация?

2. Чем характеризуется профессиональная консультация?

3. Что такое карьера и каковы ее разновидности?

4. Назовите теоретические концепции и подходы в психологическом обеспечении профессионального самоопределения.

5. Что такое индивидуальный стиль деятельности (ИСД)?

6. Чем характеризуется концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина?

 

 

ТЕМА № 6. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ТРУДЕ. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ РЕАДАПТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Любая деятельность человека основана на его дееспособности, работоспособности и трудоспособности.

Дееспособность это способность к деятельности, она характеризует деятельность человека с качественной стороны. Дееспособность – это когда человек способен безгранично создавать материальные и духовные ценности.

Решать поставленные цели и задачи человеку помогает его работоспособность, которая имеет свою динамику в течение рабочего дня. Работоспособность имеет три стадии:

- стадия врабатывания и адаптации, когда происходит нарастание работоспособности. Продолжительность данной стадии может длиться от нескольких минут до 1,5 часов;

- стадия высокой устойчивой работоспособности, которая продолжается около 2–3 часов, и характеризуется минимальными затратами труда на выполнений трудовых функций, при высоком их качестве;

- стадия падения работоспособности, которая возникает из-за нарастающего утомления, вследствие чего ухудшаются реакция и результаты работы. На данной стадии необходимо сделать перерыв, отдохнуть.

Для поддержания работоспособности в течение рабочего необходимо:

1. Развивать быструю врабатываемость с помощью производственной гимнастики, функциональной музыки и др.;

2. Делать микропаузы (от 9 до 15 % рабочего времени), которые обеспечивают максимизацию периода устойчивой работоспособности;

3. Необходимо установить регламентированные перерывы в работе, для предупреждения утомления работника.

От работоспособности человека зависит качество выполняемой им работы, а также скорость ее выполнения.

Работоспособность имеет следующие показатели: экономический (количество произведенной продукции за каждый час работы, среднее время, затрачиваемое на изготовление единицы продукции; количество бракованных изделий за час работы и др.) и физиологический (изменение частоты сердечных сокращений, скорость зрительной реакции, то есть те показатели, которые характеризуют изменение физиологического состояния человеческого организма).

Трудоспособность человека отражает возможность его участия в труде вообще. Потеря трудоспособности означает, что человек не может работать по состоянию здоровья. Одной из мер роста занятости населения, является создание рабочих мест для людей-инвалидов.

Психологическая готовность человека к трудовой деятельности является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи.

Готовность может быть длительная и временная (синонимы: «предстартовое состояние», состояние «оперативного покоя» и состояние «бдительности»).

К длительной готовности относятся: положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии; черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требованиям деятельности; необходимые знания, навыки, умения; устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы.

Особенностями временной готовности являются: относительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели.

Состояние психологической готовности зависит от следующих факторов:

1) мотивационные — потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;

2) познавательные — понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т. д.;

3) эмоциональные — чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;

4) волевые — управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни.

Поддержание работоспособности требует от работника выполнения определенных условий, для предотвращения нарушений функционального состояния и формирования благоприятных состояний. К ним относятся:

- создание системы обеспечения профессиональной пригодности специалистов (разработка методов и показателей для их отбора и подготовки);

- разработка эргономических рекомендаций по проектированию, созданию и эксплуатации системы «человек-машина-среда», основанных на учете психологических, физиологических, антропометрических и других возможностей человека в средствах, содержании, условиях и организации деятельности;

- обоснование и использование методов и средств непосредственного воздействия на конкретного специалиста, которые можно объединить в классы по их содержанию, процедуре использования, механизмам воздействия.

Одним из важных факторов обеспечивающих профилактику функциональных нарушений и сохранение высокой работоспособности является регламентация труда с учетом индивидуальных особенностей конкретного субъекта. В этом случае должно учитываться текущее функциональное состояние индивида, его профессиональный опыт и подготовленность, уровень мотивации и волевые качества, резервные возможности организма. При этом особенности отдыха зависят от причин и признаков нарушения функционального состояния. При сильном утомлении необходим пассивный отдых (продолжительный сон, чтение литературы, просмотр телепередач и т. п.). При активном отдыхе необходима периодическая смена деятельности, чередование умственного и физического труда.

Одним из методов управления функциональным состоянием является аутогенная тренировка, на основе которой создан метод психосоматической саморегуляции. Сюда относятся: мышечная релаксация (расслабление), произвольное расширение кровеносных сосудов (представление чувства тепла), произвольное управление дыханием и ритмом сердечных сокращений и т. п.

Для коррекции функционального состояния применяются и фармакологические средства:

- для мобилизации резервных возможностей организма — стимуляторы центральной нервной системы (феналин, сиднокарб и др.);

- для улучшения обменных процессов, нормализации энергетического баланса — психоэнергизаторы (амивис, бемитил и др.);

- для предотвращения воздействия на организм неблагоприятных факторов — актопротекторы (бромантин, бемитил и др.);

- для ускорения и закрепления эффектов адаптации организма — адаптогены (корень женьшеня, элеутерококк и др.);

- для регуляции эмоционального состояния — транквилизаторы (триоксазин, мебикар и др.).

При этом применять препараты необходимо только в качестве временной меры поддержания или повышения работоспособности человека в особых условиях деятельности, и только по назначению врача.

Процесс психологической реабилитации особенно важен в случаях, когда окончание стационарного лечения не означает, что больной полностью восстановился и здоров и может приступить к полноценной профессиональной и социальной активности.

Целью реабилитации является предупреждение развития инвалидности в период лечения заболеваний и помощь инвалидам в достижении ими социальной, психологической, физической, профессиональной и экономической полноценности и стабильности в рамках существующего заболевания, телесного недуга.

Существует три вида реабилитации инвалидов:

- медицинская реабилитация, которая предполагает применение медицинских препаратов для восстановления трудоспособности человека;

- профессиональная реабилитация, которая предполагает возвращение работника в профессиональную среду с учетом последствий заболевания и сохранившейся трудоспособностью;

- социальная реабилитация, включает в себя адаптацию индивида к изменившимся в результате заболевания условиям его общественной и семейной жизни, при этом важно не допустить его изоляцию от общества.

Таким образом, реабилитация направлена на то, чтобы создать равновесие между психикой человека и окружающей средой, повысить его адаптивные способности.

Помимо этого в законодательстве многих стран предусматриваются определенные льготы для предприятий, предоставляющих трудовые места для лиц с ограниченными трудовыми возможностями.

К ним относятся:

- особые режимы труда и отдыха,

- оплата и квотное предоставление трудовых мест для этого контингента.

Отдельно рассматриваются особенности ответственности предприятия за работников, которые получили травмы, инвалидность или профессиональное заболевание в результате трудовой деятельности.

Для инвалидов важно быть включенным в трудовой процесс, иметь возможности реализации, определенный круг общения, что влияет на формирование их самооценки.

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление статуса инвалида, обеспечение социализации личности.

Социально-трудовая реабилитация основывается на следующих принципах: психолог воздействует на сенсорные и моторные функции, при этом задействует механизмы и возможности инвалида.

Когда человек испытывает психологический кризис из-за потери трудоспособности, социальная реабилитация нацелена на то, чтобы помочь ему найти новые жизненные смыслы, помочь раскрыть возможности и перспективы их осуществления.

Также учитываются и особенности реакции личности на свою болезнь, инвалидность и индивидуальные способы борьбы с болезнью.

Осуществление программ по поддержанию и повышению уровня занятости инвалидов включает следующие мероприятия:

- психологическое консультирование инвалидов и их семей;

- помощь в профессиональном самоопределении, профориентации с последующим обучением и переобучением;

- обучение навыкам психологической саморегуляции;

- социально-психологические тренинги с целью формирования профессионально-необходимых качеств и повышения шансов на трудоустройство;

- предоставление информации о возможных вакансиях;

- материальные дотации на время обучения и переобучения.

Особенности организации рабочего места для инвалидов:

- механизмы не должны требовать больших усилий в управлении;

- возможность выполнять выбранное количество операций одновременно;

- преимущество кнопок перед рычагами;

- удобство расположения кнопок и переключателей;

- учет особенностей людей с ограниченными возможностями.

Таким образом, лица с ограниченными возможностями требуют особого внимания со стороны непосредственной организации и государства в целом.

Контрольные вопросы

1. Что такое трудоспособность?

2. Каковы особенности дееспособности?

3. Назовите особенности работоспособности?

4. Назовите особенности функциональных состояний человека в труде.

5. Какие стадии динамики работоспособности выделяют?

6. Какие существуют психологические технологии профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний?

7. Что такое психологическая и социально-психологическая трудовая реабилитация больных и лиц с ограниченными возможностями?

 



2019-11-21 365 Обсуждений (0)
ТЕМА № 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА. ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА № 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА. ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)