Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 9. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ОПЕРАТОРСКОГО ТРУДА



2019-11-21 251 Обсуждений (0)
ТЕМА 9. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ОПЕРАТОРСКОГО ТРУДА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Свойства нервной системы, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, свойства психических процессов, а также другие профессиональные особенности, все это выступает в качестве профессионально важных особенностей субъекта операторского труда. 

К профессиональным способностям относятся свойства психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и психомоторные функции (координация движений рук и ног, сенсомоторная координация и т. д.), обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности. Основной вопрос, заключающийся в том, как из общих способностей развиваются способности профессиональные, был рассмотрен в концепции функциональных и операционных механизмов, обеспечивающих развитие любой психической функции, предложенной Б.Г. Ананьевым.

Функциональные механизмы - это нейрофизиологическая основа, которая закладывается генетически. Так, для процессов восприятия в качестве основы выступает состояние нервной системы человека и его органов чувств. Операционные механизмы надстраиваются над функциональными в процессе обучения, воспитания и накопления индивидуального опыта. Для каждой психической функции (памяти, восприятия, мышления) формируются свои операционные механизмы. Для процессов восприятия это будет система измерительных, соизмерительных, корректирующих и других перцептивных действий.

Важно отметить, что операционные механизмы являются более подвижными, они в первую очередь подвергаются изменениям в процессе профессионализации. В ходе этого процесса происходит переход операционных механизмов в оперативные (то есть происходит их перестройка в соответствии с требованиями деятельности).

Таким образом, общий для всех специалистов психологический механизм реализуется затем в различных профессиональных способностях. При этом общие сенсомоторные способности развиваются в зависимости от того, какое место в структуре профессиональной деятельности они занимают.

Согласно исследованиям, на разных этапах профессионального развития доминирующими являются разные группы качеств. При этом общие и профессиональные способности развиваются в разное время. При этом важно отметить, что чем в большей степени выполнение профессиональной деятельности зависит от специальных способностей, тем раньше эти способности будут проявляться при освоении профессии.

В формировании профессиональных способностей при овладении профессией выделяют следующие этапы:

1. Вхождение в деятельность;

2. Первичная профессионализация;

3. Стабилизация;

4. Вторичная профессионализация.

Сначала человек осваивает деятельность по инструкции, при этом опыт отсутствует, и система профессиональных способностей еще не сформирована. На данном этапе главным профессионально важным качеством является прежде всего долговременная память.

Затем, по мере приобретения индивидуального опыта, происходит развитие ведущих профессионально важных качеств первого этапа.

На третьем этапе – стабилизации – ведущими становятся профессиональные способности, отвечающие за прием и переработку информации. Здесь происходит уже индивидуализация в способе выполнения профессиональной деятельности. На данном этапе уже доминируют прогнозирование и планирование деятельности по сравнению с ее исполнительной частью.

На последнем этапе происходит смена профессионально важных качеств от особенностей, реализующих деятельность до накопления профессионального опыта, к особенностям, основанным на личном опыте.

В психологии было изучено, что в процессе профессионального развития меняются многие свойства личности, в том числе свойства темперамента, эмоциональная реактивность.

При этом следует иметь ввиду, что развитие личностных особенностей зависит от специфики труда. Так, например, профессия юриста способствует развитию у человека самообладания, наблюдательности, бдительности. При том, что сам работник может не замечать изменений, которые происходят в его личности.

Также может происходит «компенсаторное» приспособление личности к профессии, когда субъект под влиянием требований профессии может с помощью волевых усилии преодолеть в себе определенные личностные черты, которые мешают выполнению деятельности.

Одной из важнейших особенностей профессиональной пригодности специалиста является характер его способностей.

Многое в профессиональной деятельности зависит от способностей человека. Способности — это индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в успешности выполнения какой-либо деятельности, в легкости и быстроте ее усвоения или успешности приобретения знаний, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Данный термин также связан с понятиями – задатки и одаренность.

Задатками называются анатомо-физиологические особенности человека, находящиеся в основе развития способностей.

Одаренность при этом является индивидуально и качественно своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит возможность успеха в деятельности.

Проще говоря, способности - это психическое свойство, проявляющееся в успешности освоения и реализации деятельности; задатки - врожденные особенности, лежащие в основе развития способностей; а одаренность - индивидуальное сочетание способностей, определяющее успешность деятельности.

Также способности разделяют на общие и специальные. Общие способности являются фундаментом освоения любой деятельности, а специальные способности определяют успешность освоения определенной деятельности.

Профессиональные же способности определяют индивидуально-психологические возможности субъекта труда успешно осваивать и выполнять трудовую деятельность на всем протяжении профессионального пути с учетом развития личности и изменения требований деятельности. Профессиональные способности — это совокупность общих и специальных свойств отдельных психических функций и их системных отношений, которые имеют индивидуальное своеобразие (меру выраженности) в обеспечении успешного освоения и реализации деятельности.

Успешность освоения и реализации трудовой деятельности определяется также характеристиками субъекта труда: особенностями мотивации, черт характера, эмоционально-волевых качеств и особенностей темперамента. На успешность профессиональной деятельности влияют также такие профессионально важные качества субъекта труда, как: физические, антропометрические, физиологические.

Профессиональные способности постоянно развиваются, совершенствовуются отдельные профессионально значимые психические качества (познавательных и психомоторных процессов и функций), установливаются между ними специфические взаимосвязи и взаимозависимости, соответствующие требованиям изменяющейся деятельности.

К закономерностям развития способностей относится отмеченная Б.Г. Ананьевым неравномерность изменений и гетерохронность (разновременность) фаз развития психических функций.

Другой важной особенностью, которую следует рассмотреть, является мотивация в трудовой деятельности. Согласно теории потребностей Д. Макклеланда, при выполнении деятельности человек проявляет следующие три основных типа мотивации: власти, достижения и причастности к социальной группе (аффилиации).

Стремление к власти представляет собой желание воздействовать на других людей и управлять ими. Мотивация достижения определяет внутреннее, относительно устойчивое стремление к успехам в различных формах трудовой активности. Однако здесь следует отметить, что не для всех профессий является положительным такое качество, как мотивация достижения успеха. Например, для авиадиспетчера предпочтительнее мотивация избегания неудачи, так как цена ошибки очень высока.

Мотивация причастности к социальной группе предполагает стремление человека быть в обществе других людей, состоять членом конкретной социальной группы и определяет характер выполнения профессиональных обязанностей. Выражается данная мотивация в стремлении налаживать и поддерживать социальные контакты, при этом социальные отношения ставятся выше достижения конкретного результата.

Вслед за Ф. Герцбергом отметим наиболее типичные мотивы профессиональной деятельности:

1. Мотивы, которые определяют повышение производительности труда: хороший заработок, поощрение успеха в труде, содержание работы и т. д.;

2. Мотивы связанные с привлекательностью труда: отсутствие напряжения и стрессов, комфорт на рабочем месте, хорошее отношение с сотрудниками и руководством и т. д.

Активное намерение достичь определенной цели зависит от трех критериев:

1. Ожидание (оценка вероятности) того, что предполагаемые усилия дадут желаемые результаты (в случае отсутствия связи между затрачиваемыми усилиями и результатом, то мотивация ослабевает или сходит на «нет»);

2. Ожидание того, что полученные результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение (отсутствие связи между ними или несоответствие этой связи представлениям о вознаграждении снижает уровень мотивации); валентность (ценность) для конкретного человека получаемого вознаграждения.

На особенности трудовой деятельности влияют все психические процессы присущие конкретному работнику. Их разделяют на три основные подсистемы: когнитивную (процессы ощущения, восприятия, представления, воображения, памяти, мышления), регулятивную и коммуникативную. К когнитивной сфере относятся процессы, обеспечивающие познание внешней среды, ориентировку в ней. К регулятивной сфере относятся процессы, направленные на построение, организацию и регуляцию деятельности и поведения. При этом к коммуникативной сфере относятся процессы, обеспечивающие коммуникацию, взаимодействие между людьми.

Что касается когнитивных процессов, следует отметить, что они направлены на прием, переработку и хранение информации, познание внешней среды, ориентировку в ней. Важнейшим процессом здесь является внимание.

В трудовой деятельности важно, чтобы психолог знал, каков уровень сформированности внимательности у работника, а также причины, обусловливающие его невнимательность, поскольку внимание связано со всеми когнитивными и регулятивными процессами в трудовой деятельности.

В большей степени, чем другие функции, внимание реагирует на состояния утомления, стресса, монотонии. При этих состояниях наблюдается прогрессирующее снижение активности внимания. Вместе с тем высокая мотивация деятельности оказывает мощное компенсирующее влияние на сохранность внимания даже в самых неблагоприятных условиях.

Внимание в трудовой деятельности необходимо тренировать с помощью формирования оптимальных схем организации трудового процесса в конкретных условиях. При изменении условий происходит перестройка системы организации внимания. С этой точки зрения обучение и переучивание той или иной деятельности заключаются в усвоении работником новой системы организации внимания.

Другим фактором познания является ощущения – простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. Ощущение является как объективным свойством (в них всегда отражен внешний раздражитель), так и субъективным (зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей личности). Анатомо-физиологическиим аппаратом, который осуществляет прием воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, является анализатор. Анализатор при этом состоит из рецептора, или органа чувств, преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, проводящих нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в мозг и мозгового центра в коре полушарий головного мозга.

К ощущениям относятся: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, осязательные, вкусовые, температурные, болевые, кинестетические (ощущения движения тела), интероцептивные (ощущения внутреннего состояния организма).

Ощущая, человек принимает информацию об отдельных свойствах предметов, затем в процессе восприятия эти отдельные свойства формируются в целостный образ предмета. Таким образом, восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие всегда предполагает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.

К свойствам восприятия относятся: целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

Нарушения восприятия возникают при физическом или эмоциональном переутомлении, что следует учитывать при прогнозировании результатов труда, особенно в тех видах деятельности, которые требуют высокой ответственности, недопустимости ошибок.

Другим психическим процессом определяющим особенность деятельности человека является память – форма психического отражения, предполагающая закрепление, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта, что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития, обучения и трудовой деятельности.

Разливают: непроизвольную память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, работы над информацией); произвольную (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и от приемов заучивания.

Различают также кратковременную, долговременную и оперативную память. Данные виды памяти различаются по времени хранения информации. Данные виды памяти участвуют в любой деятельности.

Хорошая кратковременная память способствует эффективности любой деятельности (особенно она важна в работе врачей, спасателей, пожарных, милиционеров). Таким образом, любая деятельность в экстремальных условиях требует наличия продуктивной кратковременной памяти.

Мышление. Данная форма психического отражения устанавливает связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление различают: наглядно-действенное (непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами); наглядно-образное (опора на представления и образы); словесно-логическое (при помощи логических операций с понятиями).

Различают теоретическое и практическое, продуктивное и репродуктивное мышление. Важным для психологии труда является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта.

В любой деятельности происходит огромное количество разнообразных изменений ситуации, каждое из которых потенциально несет в себе проблемность.

Существуют следующие стадии решения проблемы: подготовка, созревание решения, озарение, проверка найденного решения.

К факторам, способствующим озарению относятся: высокая увлеченность проблемой; вера в успех, в возможность решения проблемы; высокая информированность в проблеме, накопленный опыт; высокая ассоциативная деятельность мозга.

Мыслительная деятельность помимо сознательного уровня, осуществляется также на уровне бессознательного. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели и является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия).

Среди мыслительных операций выделяют: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование и др. Большое влияние на трудовую деятельность оказывают индивидуальные особенности в мыслительной деятельности, которые могут проявляться в следующих качествах мышления: широте, глубине и самостоятельности мышления, гибкости мысли, быстроте и критичности ума.

Помимо указанных психических процессов важную роль в профессиональной деятельности играет воображение. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Процесс воображения является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение проявляется в том, что прежде чем что-либо сделать, человек представляет, что надо делать и как он будет это делать. Человек заранее представляет конечный итог своего труда.

Различают произвольное (целенаправленное решение какой-либо задачи) и непроизвольное воображение (сновидения, измененные состояния сознания и т.д.).

Рассмотрим следующие регулятивные процессы, влияющие на особенности трудовой деятельности: целеобразование, планирование, прогнозирование, антиципация, принятие решения, самоконтроль, самопрограммирование, коррекция.

Целеобразование предполагает формулирование цели самим человеком, наличие плана. Цель складывается до начала деятельности, а затем удерживается памятью в процессе деятельности, регулирует и направляет ее. Идеальный образ – представление будущего результата – является важнейшим регулятором деятельности.

Построение деятельности предполагает необходимость прогноза изменений среды и, следовательно, требует реализации процесса прогнозирования. Процесс прогнозирования во многом сходен с процессом антиципации – предвосхищения будущих событий. По ходу деятельности постоянно возникают проблемные ситуации, задачи, условия неопределенности, которые требуют от человека решения – выбора. Тем самым появляется необходимость в еще одном деятельностном процессе – процессе принятия решения. Помимо этого, постоянно возникает необходимость в контроле промежуточных и конечных результатов деятельности, а также самого ее хода, что предполагает необходимость подключения другого деятельностного процесса – самоконтроля. Построение деятельности требует также процессов самопрограммирования своих действий и процессов внесения корректив в ход деятельности – процессов коррекции.

Процесс принятия решения требует от человека реализации всех его познавательных процессов: восприятия информации, актуализации информации прошлого опыта (памяти), мысленной ее переработки, подключения мышления. Также в процессах принятия решения важную роль играют, особенно в трудных или критически важных жизненных ситуациях, эмоциональные и волевые факторы, мотивация личности.

Процесс принятия решения в профессиональной деятельности определяется как любой выбор одного из альтернативных способов выхода из ситуаций неопределенности и его реализации в исполнительских действиях субъекта.

Процесс принятия решения состоит из нескольких этапов.

Определение проблемной ситуации, ее диагностика; установление взаимосвязей с другими сторонами деятельности; характеристика особенностей ее содержания, выявление ее ключевых противоречий и постановку целей предполагаемого решения в ней.

Анализ содержания проблемной ситуации предполагаета: информационный анализ ситуации с целью уменьшения (редукции) ее неопределенности и приведения к виду, более доступному для контроля над ней; важным при этом является поиск и обнаружение скрытых (имплицитных) параметров ситуации; определение основных ограничивающих факторов, которые обычно и порождают проблему, требующую принятия решения; формулировку основных требований к решению – его критериев, которые будут положены в основу выбора одного из нескольких альтернативных вариантов.

Следующий этап процесса принятия решения – формулировка альтернатив – включает в себя поиск, выявление, а также генерацию новых, т.е. не заданных нормативно, возможных выходов из проблемной ситуации. Итоговое качество решений является прямой функцией количества альтернатив, сформулированных на этой стадии. Часто данный этап не осознается субъектом как самостоятельный, поскольку необходимая альтернатива представляется ему достаточно очевидной.

Третий этап принятия решений называется фазой взвешивания альтернатив. На данном этапе анализируются альтернативные варианты.

На четвертом этапе происходит выбор альтернативы. Именно здесь осуществляется принятие решения. При этом альтернативу необходимо выбирать именно ту, которая имеет наибольшую интегральную полезность.

После этого происходит разработка определенных путей, направленных на осуществление альтеранативы.

Также решение обязательно должно проходит этап обратной связи с его результатами. Должен осуществляться контроль за решениями, в целях их коррекции и коррекции в принятии новых решений.

Особенностью принятия решения в профессиональной деятельности является «полиморфизм процессов принятия решения». Данное понятие предполагает огромное разнообразие, многочисленность их конкретных видов, типов, форм и т.д.

Важную роль в профессиональной деятельности играет процесс самоконтроля, который классифицируется по следующим принципам: временному, модальностному, структурному и принципу произвольности.

Общий цикл среди регулятивных процессов замыкает процесс коррекции. Данный процесс предполагает анализ, насколько реальный результат соответствует цели.

Благодаря процессу коррекции происходит самообучение субъекта, расширение и обогащение его профессионального опыта, повышение общего уровня компетентности.

Таким образом поведение личности профессионала зависит от особенностей его личности, в том числе, от его внутренних побуждений, источником которых являются испытываемые личностью потребности, которые представляют собой мотивацию ее деятельности. Мотивация – это совокупность факторов, энергетизирующих и направляющих поведение.

В основе побуждений личности к той или иной активности лежат соответствующие потребности, которые могут быть следующих видов: естественные - свойственные человеку как естественному организму (воздух, питье, пища, сон, движение, секс и т.п.); высшие - присущие лишь человеческой личности.

Относительно трудовой деятельности выделяют потребности в трудовой активности, контактах с другими людьми, получении новой информации.. Так, анализируя потребность в труде, можно выделить потребности в определенном виде трудовой деятельности, в необходимых для данного труда знаниях, в самостоятельности при решении возникающих в процессе труда задач, в повышении квалификации, творчестве и ряд других.

Мотивация трудовой деятельности личности представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. К объективным факторам определяющим мотивацию трудовой деятельности относятся особенности общества в целом и всех существенных изменений, которые в нем происходят.

Существует много факторов, побуждающих личность к трудовой деятельности.

Так, Ф. Тейлор показал, что индивид будет работает эффективнее, если вознаграждение и наказание прямо связаны с эффективностью его труда.

В соответствии с «теорией Х», представляющей традиционный подход к управлению, средний человек по своей природе ленив, старается избегать работы, не любит ответственности, поэтому его необходимо постоянно принуждать, угрожая наказанием.

Ряд эмпирических исследований показывает, что, если заработная плата работников обусловлена их продуктивностью, работа выполняется более эффективно, нежели в том случае, когда такая зависимость отсутствует. Однако имеются факты показывающие и обратное, что из системы сдельной оплаты не извлекается весь ее мотивационный потенциал.

Также было показано, что используя только внешний контроль за поведением индивида, трудно удовлетворить его «эгоистические» потребности в уважении и самореализации. Кроме того, система внешнего контроля основана на некоторых объективных методах оценки продуктивности индивида, а такая оценка возможна применительно к работникам, выполняющим сравнительно простые операции, но очень затруднительна при анализе деятельности специалистов технических служб и лиц, занятых управленческим трудом.

Согласно другой концепции - мотивации трудовой деятельности - при известных обстоятельствах работа сама по себе независимо от действия каких-либо внешних побудителей может быть источником удовлетворения для индивида. Так, было показано, что при наличии соответствующих условий средний человек не только принимает на себя ответственность, но и ищет ее, стараясь использовать свои творческие силы для решения задач организации.

Д. МакКлелланд же выделял потребности в достижении и в аффилиации как ведущие мотивационные силы, при этом основное внимание он уделял потребности в достижении. Он показал, что потребность у всех людей различна. Так, индивиды с отчетливо выраженной потребностью в достижении активно стремятся действовать в определенном направлении и получают наивысшее удовлетворение лишь при достижении цели; внешние стимулы не оказывают существенного влияния на силу этого стремления.

Наиболее конструктивную с точки зрения трудовой деятельности теорию формирования потребностно-мотивационной сферы личности предложил А. Маслоу. Он выделил пять основных групп мотивов человеческого поведения: физиологические мотивы; мотивы безопасности; мотивы принадлежности и любви; мотивы оценки; мотивы самореализации. Согласно данной теории, все мотивы имеют врожденный характер. Потребности более высшего порядка удовлетворяются только при удовлетворении потребностей более низкого порядка, при этом не обязательно чтобы потребность удовлетворялась полностью, достаточно его частичного удовлетворения. Когда возникает конфликт, и неудовлетворенными оказываются потребности разных уровней, побеждает низшая потребность.

Данная концепция объясняет ведущие мотивы трудовой деятельности. Человек находит высшее удовольствие в самореализации, осуществлении творческой деятельности. Однако такая деятельность возможна только в том случае, когда человек имеет приличные условия жизни, испытывает социальное признание и уважение, имеет в своем окружении людей, о которых может заботиться (семью). У такой личности актуализирован высший уровень потребностей, а его деятельность характеризуется наибольшими для него результатами. Чтобы сформировать творческого профессионала, нужно обеспечить ему такой материальный и социальный уровень жизни, который удовлетворит данные потребности полностью.

Мотивация самоактуализации является одним из главных стимулов трудового саморазвития личности. Важнейший механизм мотивации, обеспечивающий активность трудовой деятельности, раскрыт в концепции мотивации достижений. В ней выявлена связь между побуждением успеха (избегания неудачи) и трудностью задачи. При решении любой задачи активизируется соответствующая потребность.

Мотивация трудовой деятельности рабочих зависит также от функционального содержания труда. Так, для рабочих, занятых трудом, не требующим большого интеллектуального напряжения (грузчики, работники на конвейере), наиболее важны заработная плата и условия труда. Значительное влияние на мотивацию труда оказывают типологические особенности личности рабочего: возраст, пол, собственно личностные характеристики (интересы, потребности, установки, отношения, направленность, ценностные ориентации, идеалы), уровень образования.

Таким образом, структура мотивации трудовой деятельности во многом зависит от самого характера работы – от того, в какой степени она предоставляет человеку возможности для творчества, проявления смекалки и инициативы.

Контрольные вопросы

1. Назовите психические процессы и явления как детерминанты операторского труда.

2. Принятие решений в операторских профессиях.

3. Что такое практическое мышление в труде оператора?

4. Охарактеризуйте профессиональную устойчивость личности.

5. Назовите особенности ожидания, мотивов, потребностей, и ценностных ориентаций, типичных для представителей операторского труда.



2019-11-21 251 Обсуждений (0)
ТЕМА 9. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ОПЕРАТОРСКОГО ТРУДА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 9. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ОПЕРАТОРСКОГО ТРУДА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)