Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА № 3. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПОЛОГИИ ПРОФЕССИЙ



2019-11-21 397 Обсуждений (0)
ТЕМА № 3. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПОЛОГИИ ПРОФЕССИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




В психологии труда решаются вопросы: подготовки к выбору профессии, определения профессиональной пригодности, формирования профессионального мастерства и социально-психологической адаптации, обеспечения высокой работоспособности, рационального распределения и управления кадрами, повышения безопасности труда, проектирования содержания и орудий труда и т. д.

Одним из аспектов изучения в психологии труда является – профессиография – технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физиологическим возможностям работника. Профессиография делится на несколько аспектов:

1. Информационная профессиография. Основное ее предназначение заключается в профориентации, профконсультации и реабилитации в целях определения или формирования интересов у специалистов к каким-либо профессиям, психологической поддержки профессионалов.

Основная цель данной профессиографии заключается в информировании специалистов о психологических особенностях деятельности и функциональном состоянии.

Описание профессии должно раскрывать социально-исторические, социально-экономические, процессуально-результирующие, а также личностные, психологические и психофизиологические характеристики.

2. Ориентировочно-диагностическая профессиография. Данная работа проводится для выявления причин низкой производительности труда, брака продукции, травматизма, аварийности, конфликтности в коллективе, текучести кадров и др.

В данном случае психолог изучает все факторы производственной среды, оказывающие постоянное воздействие на человека в процессе деятельности, устанавливает соответствие их организации возможностям человека, а также характер взаимосвязей, складывающихся в процессе труда между основными его составляющими: субъектом труда, предметом, орудиями и условиями труда.

3. Ориентировочно-диагностическая профессиография. В данном случае применяются методы сбора эмпирических данных и их обработки, а также интерпретационные методы.

4. Конструктивная профессиография. Позволяет совершенствовать или изменять в нужном направлении именно те явления, которые подлежали специальному изучению. Например, снижение профессионального утомления и травматизма.

5. Методическая профессиография. С помощью нее осуществляется подбор и разработка методов исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования.

6. Диагностическое профессиографирование. Направлено на решение таких задач как профессиональная консультация; профподбор и расстановка кадров; профессиональный отбор; аттестация и формирование резерва кадров в целях прогностической оценки потенциальных возможностей человека к освоению конкретной профессии, оценки степени сформированности каких-либо отдельных способностей и качеств специалиста, оценки уровня его сформированности как субъекта труда.

Таким образом, традиционная классическая профессиография обеспечивает психологический и психофизиологический анализ деятельности только на специфическом операторном уровне и притом не структурированном в плане изучения именно тех субъектно-объектных взаимосвязей, которые позволяют раскрыть положительные и отрицательные «условия» функционирования человека в трудовой деятельности и его приемы саморегуляции.

Кроме рассмотренных выделяют также образовательно ориентированные и проспектированные профессиограммы.

Согласно образовательно ориентированному профессиографированию носитель профессии является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфических признаков.

Элементами данной профессиограммы являются:

1. Блок «Паспорт профессии» включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования.

2. Блок «Основной объект (сфера) профессии» содержит сведения о типе профессии: «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ», о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). На основе данного блока базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы.

3. Блок «Ключевые ценности профессии» включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии.

4. Блок «Предметно-профессиональная компетентность» содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования.

5. Блок «Социально-профессиональная компетенция» отражает следующие направления субъектности личности: развитие мыслительного потенциала; возможности саморегуляции и саморазвития личности; направленность личности на «стратегию успеха»; гибкость и мобильность личности в рыночных условиях.

6. Блок «Специальные психофизиологические требования» отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования.

При этом каждый блок состоит из модулей, модуль – из модульных элементов, которые в свою очередь состоят из модульных единиц. Каждый модуль включает в себя: наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы); уровень профессиональной подготовки; шифр; параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии); степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению профессии по описываемому компоненту); критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста).

Таким образом, профессиограмма предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики его профессиональной подготовленности, обеспечения мониторинга профессионального становления личности специалиста.

Другой вид профессиографирования - проспектированное профессиографирование отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала.

Модель проспектированной профессиограммы была разработана на основе концепции профессионального становления личности, целью которой является проектирование профессионального роста специалиста.

Сущность данного подхода заключается в проектировании профессиограммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профессионального становления.

Рассмотрим схему проспектированной профессиограммы.

1. Паспорт профессии:

· тип профессии и ее отраслевая принадлежность;

· уровень образования и ступени (категории) квалификации;

· смежные специальности и профессии;

· социально-профессиональные ограничения.

2. Подготовка кадров:

· форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;

· уровень получаемой квалификации;

· перспективы профессионального роста и карьеры.

3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления:

· функции;

· конкретные виды деятельности;

· типовые профессиональные задачи;

· профессиональные умения.

4. Проспектированная психограмма на каждой стадии профессионального становления:

· ведущая деятельность;

· основные подструктуры субъекта деятельности:

· профессиональная направленность;

· профессиональная компетентность;

· профессионально важные качества (ключевые квалификации);

· профессионально значимые психофизиологические свойства;

· психологическая характеристика каждой подструктуры личности.

5. Санитарно-гигиенические условия труда:

· режим труда;

· нервно-психическая напряженность;

· сенсомоторная и перцептивная сферы;

· медицинские противопоказания.

Другими видами профессиограмм являются: «Трудограмма» и «Психограмма»

«Трудограмма» (описание труда в профессии) включает в себя определение: предназначения профессии, ее основных целей; распространенность профессии; предмет труда в данной профессии; профессиональных знаний как совокупности сведений о сторонах труда в профессии; деятельности, действий, приемов, умений, способов работы, технологии, техник, применяемых в данной профессии для успешного достижения результата; средств труда; условий труда; организации и кооперации труда; продуктов труда (или его результатов); возможных уровней профессионализма и квалификационных разрядов в данной профессии, категории и их оплаты; прав представителя данной профессии; обязанностей представителя данной профессии; позитивного влияния данной профессии на человека; негативных сторон профессии.

Сущность психограммы (описание человека труда в профессии) заключается в определении психологических качеств, желательных для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда входит определение: мотивов, целей, задач, потребностей, интересов, отношения, ценностных ориентаций человека, психологических позиций; профессиональных притязаний, профессиональной самооценки, самоосознания себя как профессионала; эмоций, психических состояний, эмоционального облика; удовлетворенности человека трудом, его процессом и результатом.

Операциональная сфера специалиста при этом включает в себя:

1. Психологические знания о труде, о профессии.

2. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).

3. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.

4. Профессиональное мышление, в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии.

5. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.

6. Психологические противопоказания (то есть психические качества несовместимые с профессией), а также качества, которые можно компенсировать. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.

7. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

В заключении к профессиограмме целесообразно указать возможные пути профессионального обучения и переобучения, тренируемости и упражняемости отдельных психологических качеств, пути переделки, компенсации и реабилитации, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии (с учетом индивидуальных особенностей человека) и переподготовки на другую профессию или специальность.

Таким образом, профессия является сложным системным объектом. Выделяют семь направлений возможного анализа профессий:

1. Генетический анализ профессии, включающий в себя: анализ возникновения и развития профессии; исследование становления функциональной системы деятельности в ходе профессионализации личности.

2. Личностно-мотивационный анализ деятельности, подразумевающий анализ потребностей и мотивов личности, которые могут быть реализованы в данной профессии.

3. Компонентно-целевой анализ, включающий: исследование компонентного состава задач в деятельности; действий как процессов; результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок.

4. Информационный анализ, в котором: исследуется модальность и алфавит сигналов, несущих информацию в труде; измеряется количество информации; исследуются особенности процессов восприятия и переработки информации.

5. Структурно-функциональный анализ, при котором: устанавливаются связи между компонентами деятельности; определяется значимость этих компонентов и связей; анализ организации деятельности во времени; исследуются компоненты-задачи и трудность или легкость их усвоения; анализируются требования деятельности к способностям, качествам субъекта для эффективного выполнения каждого се компонента.

6. Индивидуально-психологический анализ, предполагающий исследование индивидуальных стилей деятельности.

7. Психофизиологический анализ, при котором происходит: исследование функциональных состояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работников в их динамике.

Существуют следующие подходы в изучении психологического своеобразия профессиональных действий:

- описание профессионального поведения;

- эмпирическое выявление профессиональноважных качеств и компетенций;

- исследование характеристик трудовых задач.

Описание профессионального поведения - подход, сложившийся в традициях классического бихевиоризма. В данном случае выделяют две сферы анализа: нормативно заданные задачи; процесс выполнения этих задач  работником (изучается на основе данных объективного наблюдения, изучения продуктов деятельности). Сложность заключается в том, что  внутренний план действий, различные формы реагирования работника сложно изучать, так как они недоступны внешнему наблюдению. Таким образом, данный подход является ограниченным в связи с тем, что современные профессии связаны преимущественно именно с познавательными процессами.

Эмпирическое выявление способностей – подход, целью которого является анализ внутренних ресурсов, средств, способностей, необходимых для выполнения профессиональных задач. В данном случае определяются требуемые работнику способности эмпирически на основе корреляционных связей по результатам выполнения психологических тестов и оценок профессиональной успешности. Недостатком данного метода является то, что перечни из потенциально необходимых способностей (включающие до 50 позиций) хоть постоянно и расширяются, однако оказываются неполными. При этом не достаточно понятны сочетания, структуры способностей, необходимых в данной профессии.

Выделение характеристик задач и их последующая психологическая интерпретация. Данный подход направлен преимущественно на изучение нормативно установленных профессиональных задач. Представители данного направления основываются на представлении о том, что анализировать внутренние психические процессы и функции необходимо исходя из характеристик задач, предполагая, что между содержанием, орудийным оснащением задачи и другими ее объективными характеристиками и психическими процессами субъекта труда, выполняющего задачу, существует закономерная связь. Дж. Фланаган в рамках данного подхода разработал метод критических инцидентов.

Также профессии классифицируют в зависимости от научно-практических задач:

1. По сфере деятельности и объекту труда: техника, природа, знаковые системы, художественное отображение действительности, работа с людьми;

2. По целям деятельности: гностические (эксперт, ревизор), преобразующие (токарь, учитель), изыскательские (ученый-исследователь, композитор);

3. По средствам труда: профессии ручного труда (представители ремесел), использующие автоматические системы (оператор);

4. По условиям труда: близкий к комфортному микроклимат (бухгалтер, экономист, учитель), работа на открытом воздухе (агроном), необычные и экстремальные условия труда (водолаз, пожарный), условия повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (следователь);

5. По степени регламентированности труда: автоматический труд (строго регламентированный, с однообразными и однотипными операциями – рабочий - сборщик деталей), полуавтоматический труд (перечень заданий и приемов однообразен, но возможна вариативность в ритме, в стиле деятельности – секретарь-делопроизводитель), шаблонный исполнительный труд (задания и приемы однообразны, задания оговорены – швея), самостоятельный труд (в пределах задания возможность широкого выбора средств, стилей – инженер, конструктор), свободный творческий труд (научный работник, писатель, композитор).

Одна из распространенных и наиболее используемых классификаций профессий предложена Е. А. Климовым. Согласно ей, выделяют:

- Профессии типа «человек–природа» (агроном, ихтиолог, ветеринарный врач, биолог и др.). Те, у кого выявляется склонность к данному типу профессий, хорошо ориентируются в мире природы, в особенностях поведения животных, жизнедеятельности микроорганизмов и растений. Профессиям этого типа обычно присуща значительная отдаленность во времени основных результатов деятельности субъекта.

- Профессии типа «человек–техника» (наладчики, механики, водители, инженеры, конструкторы и др.). Представители данного типа профессий хорошо ориентируются в технике, интересуются ей, при необходимости быстро находят причины неисправности машин и оборудования, способны удерживать в уме различные схемы, обладать тонко дифференцированными двигательными навыками, необходимыми при разборке-сборке узлов и т. п. Прямые и косвенные результаты деятельности здесь, как правило, определенно и наглядно представлены и поддаются быстрой корректировке.

- Профессии типа «человек–человек» (преподаватель, воспитатель, тренер, инструктор, проводник пассажирского вагона, стюардесса, официант, продавец и др.). Люди склонные к данному типу профессии могут быть требовательным и в то же время доброжелательным, внимательным. Они должны строго следовать этическим и правовым нормам и уметь быстро ориентироваться в неординарных ситуациях; строго соблюдать технологический регламент и быстро принимать решения в экстремальных ситуациях; собственным примером задавать и поддерживать нормы поведения и общения и решительно пресекать их нарушение. Представители данных профессий должны быть здоровы, физически и психически работоспособны. Им присущи сложные сочетания прямых и косвенных результатов труда, непосредственных и отдаленных во времени.

- Профессии типа «человек–знак» (корректор, программист, бухгалтер, экономист, математик). В данном случае от человека требуется устойчивость внимания, аккуратность. Профессии данного типа зачастую связаны со сложными расчетами, с информацией, представленной в таблицах и формулах. Для данных профессий часто является характерным: однообразие, монотонность труда, работа в помещении, в стабильных и комфортных условиях. Некоторые аспекты результатов труда могут быть значительно отдалены во времени и проявляться только при функционировании созданных систем в специфических условиях – проверяться практикой.

- Профессии типа «человек–художественный образ» (музыкант, литератор, художник, дизайнер). Профессии данного типа требуют от человека высокой общей культуры, образного мышления, эмоциональной восприимчивости в жизни, сензитивности (повышенной чувствительности) в восприятии звуков, цвета, ритмики, пластики. Результаты труда в этих сферах нередко сложно формализовать, они не всегда поддаются строгому учету и количественной оценке.

Предрасположенность к определенным профессиям часто зависит также от образа мира, смысловых реальностей, ценностных ориентаций, направленности, способов психорегуляции и др.

Представители типа «человек–художественный образ» часто обладают активной эмоциональной включенностью, эмоциональной пластичностью, высокой эмоциональной чувствительностью, выполняющей функции ценностных ориентации, этических, эстетических и профессиональных оценок.

Помимо положительного влияния эмоциональности для представителей данного типа профессий, характерно и отрицательное их проявление - эмоциональная сензитивность и реактивность может затруднять поиск нужного функционального состояния, создавая трудности для профессиональной деятельности.

Представители же профессий «человек–природа» часто «очеловечивают» поведение растений и животных, а поведение человека редуцируют до уровня животных.

Некоторые особенности присущи и представителям профессий «человек–техника» и «человек–знак». В этом случае, человек воспринимается, как гидросистема (для инженера-гидротехника) или компьютер (для программиста).

Что касается инженерной психологии, то здесь главный субъект труда - это «оператор» - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

В.П. Зинченко и В.М. Мунипов выделяют следующую типологию таких работников: работающие с помощью автоматов (рабочие АСУ, операторы); с помощью машин, станков, механизированного инструмента; работающие вручную при машинах и механизмах (подсобные рабочие, грузчики); работающие преимущественно вручную с помощью немеханизированного (ручного) инструмента (ремонт, обслуживание).

При этом операторы могут быть следующих видов:

· операторы-технологи (непосредственно включены в технологический процесс, работают по четкой инструкции);

· операторы-манипуляторы (управляют различными механизмами-манипуляторами, где машина - усилитель мышечной энергии);

· операторы-наблюдатели, контролеры (различные диспетчеры транспортных систем, АЭС). Работают в реальном масштабе времени, т.к. готовы и к немедленному реагированию, и к отсроченному;

· операторы-исследователи (используют различные образно-концептуальные модели - это пользователи вычислительных систем, дешифровщики изображения);

· операторы-руководители (управляют не техникой, а другими людьми, в т.ч. и через специальные технические средства и каналы связи).

Среди основных режимов работы оператора выделяют:

1. Нормальные условия, когда оператор следит за работой автоматики, не вмешиваясь в технологический процесс.

2. Аварийные ситуации, когда оператор работает в полуавтоматизированном или механизированном режимах. В данном случае от оператора требуются точность и умение оценивать ситуацию.

3. Технологический процесс еще идет в заданных пределах, но уже приближается к своим границам. В данном случае оператор должен стабилизировать управляемый процесс.

4. Оператор строит режим работы установки самостоятельно, но на новой основе. При данном режиме работы оператор должен расширять возможности эксплуатационной системы, способствовать экономии материальной части, энергии и собственных сил.

Общая схема деятельности оператора выглядит следующим образом:

1. Сначала оператор принимает, воспринимает поступающую информацию. Здесь в задачи оператора входят: обнаружение сигнала; выделение наиболее важных сигналов; расшифровка и декодирование информации; построение предварительного образа ситуации.

2. Затем оператор осуществляет оценку и переработку информации. В задачи входит: запоминание информации; извлечение из памяти нормативных информационных образцов; декодирование информации.

3. Далее происходит принятие решения. При этом важную роль играет выделение оператором критерия правильного решения (критерия выбора одной из альтернатив), соответствующего представлениям оператора о цели и результате своей работы.

4. Затем оператор осуществляет реализацию принятого решения, которая во многом зависит от его готовности выполнять сложные действия в экстремальных условиях. Для этого необходимо выполнять специальные занятия на тренажерах, где моделируются различные экстремальные ситуации.

5. И лишь после этого, происходит проверка решения и его коррекция (по возможности).

Анализируя различные профессии, следует рассмотреть, что означает данное понятие.

Понятие "профессия" имеет в литературе много трактовок, обобщение которых позволяет дать следующее определение. Профессией называются исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых от человека требуется обладание определенными знаниями и навыками, а также специальными способностями и развитыми профессионально важными качествами.

Понятие «профессия» следует отличать от понятия «специальность». Отличительными признаками профессии являются: профессиональная компетентность, социально-профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия - врач, специальности - терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.; профессия – слесарь, специальности - сантехник, электрослесарь, слесарь-инструментальщик и др.

Специальность, таким образом, это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Специальность – это один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные понятия психологического изучения профессий.

2. Каковы принципы профессиографии?

3. Назовите цели и схемы профессиографирования.

4. Какие подходы и способы выявления психологического своеобразия профессиональных действий выделяют?

5. Назовите критерии и методы разработки классификации профессий.

6. Какие классификации профессий используемых в целях профориентации и профконсультации существуют?

7. Назовите классификации видов операторского труда.

 

РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА КАК ОТРАСЛЬ НАУКИ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.



2019-11-21 397 Обсуждений (0)
ТЕМА № 3. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПОЛОГИИ ПРОФЕССИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА № 3. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПОЛОГИИ ПРОФЕССИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)