Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА № 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЭРГОНОМИКИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2019-11-21 393 Обсуждений (0)
ТЕМА № 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЭРГОНОМИКИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Психология труда как отрасль психологии использует все методы, относящиеся к данной науке, придавая им специфическое содержание. Кроме того психология труда использует некоторые специфические приемы изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности. Применяемые методы можно разделить на несколько категорий:

– в целях психологического анализа профессиональной деятельности;

– для проведения прикладных исследований (профотбора, профессиональной консультации, рационализации труда и отдыха и т.д.);

– для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний.

В целом методы психологии труда подразделяются на:

- неэкспериментальные методы, в которых происходит целенаправленное изучение профессиональной деятельности в естественных условиях (метод наблюдения, метод опроса, а также ряд дополнительных методов и вспомогательных средств);

- экспериментальные методы, которые подразумевают целенаправленное изучение особенностей выполнения деятельности (лабораторный эксперимент, естественный (производственный) эксперимент, а также метод тестов).

Наблюдение применяется при любом виде деятельности психолога труда, так как именно с помощью наблюдения психолог анализирует особенности проявления рабочего поведения, получает информацию об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде и т.п.

Наблюдение делится на: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).

С помощью внешнего, или непосредственного, наблюдения психолог может получить сведения об особенностях действий, приемов и движений работника, их соответствии нормативным целям. Психолог наблюдает за особенностями оперирования орудиями и материалами, эмоциональными реакциями и коммуникативными процессами. Наблюдение за работником в течение рабочего дня позволяет пронаблюдать за изменением рабочего поведения под воздействием утомления.

Внешнее наблюдение, как правило, проводится по определенному, заранее составленному плану, определяются предмет наблюдения, выделяются отдельные элементы, которые затем подвергаются наблюдению, фиксируются результаты.

При наблюдении важным является сравнительный подход, который предполагает исследование поведения людей разной степени успешности и с разным стажем работы, выявление последовательности приемов разных людей при выполнении одних и тех же операций. Таким образом, можно выявить факторы, приводящие к успеху в труде и овладении профессией.

Помимо положительных сторон, наблюдение имеет и свои недостатки. Так, например, некоторые важные элементы профессиональной деятельности могут быть недоступны непосредственному восприятию или они могут маскироваться. Например, сложно определить в ходе непосредственного наблюдения процесс принятия решения у хирурга при выполнении операции или профессиональные интересы школьника при выборе им соответствующей сферы деятельности. Таким образом, повышается субъективизм при интерпретации внешних проявлений профессионального поведения.

Для того чтобы данные были более точными и объективными, необходимо применять дополнительные приемы и методы. Например, регистрировать результаты профессиональной деятельности - фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности и др.

Фотография рабочего дня - это временная регистрация последовательности выполнения действий, смены режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т.п. Данный способ регистрации осуществляется как с помощью непосредственного сопровождения работника психологом и наблюдения за его поведением, так и с помощью использования телеметрической техники. Фото- и видеосъемка позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы. Результаты фотографии рабочего дня представляются в виде графиков, что позволяет фиксировать чередование работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношение основных и вспомогательных функций и удельного веса каждой из них в структуре деятельности. Таким образом, можно корректировать деятельность работников, повышая ее эффективность.

Хронометраж – это измерение времени трудовых операций, который позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Психологический хронометраж используется для психологического анализа деятельности с целью ее оптимизации, правильной организации производственного обучения. Этот прием требует от психолога большой осторожности и такта, так как присутствие человека с секундомером за спиной у работника может вызвать отрицательное отношение к проводимому психологическому обследованию. Поэтому очень важно чтобы психолог перед проведением хронометража объяснил цели и задачи будущего исследования работникам, а также постарался снять у них негативные установки.

Дополнение метода непосредственного наблюдения также может быть анализ продуктов трудовой деятельности, к которым относятся:

- материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т.д.),

- функциональные (процессуальные) продукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем; вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников).

С помощью данного метода можно:

– определить некоторые требования, предъявляемые профессией к психическим качествам человека, модернизировать систему обучения тем или иным действиям;

– понять специфику процесса формирования навыков у лиц с разной квалификацией;

– проанализировать динамику работоспособности путем прослеживания изменения качества продукции в течение рабочего дня.

Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий, сбоев в работе, несчастных случаев и аварий. Данный метод позволяет определить психологические особенности профессий, предъявляющих повышенные требования к психологическим особенностям работника и специфику опасных профессий.

Другой метод в психологии труда – это метод самонаблюдения, который выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).

Самоотчет профессионала предполагает проговаривание специалистом своих мыслей вслух во время своей деятельности, каждой операции, каждого наблюдения за процессом труда, каждого действия. В начале такого самоотчета появляется проблема, связанная с необходимостью работника распределять свое внимание между проговариванием работы и ее выполнением. Однако затем происходит адаптация специалиста к данной работе, что не нарушает естественного хода выполнения трудового процесса. С помощью данного метода специалист может обратить внимание на такие элементы деятельности, на которые раньше не обращал, что положительно сказывается на эффективности его работы.

С помощью метода включенного наблюдения психолог выступает в качестве ученика, изучая профессию, что позволяет ему проследить процесс овладения профессиональной деятельностью и те трудности, которые встречаются на этом пути. Данный метод называется по-другому - трудовой метод. Он начал разрабатываться в отечественной психологии труда в 20-е годы 20-го в.

В качестве положительных сторон данного метода выступают:

– возможность получить с помощью самонаблюдения определенной информации, которая недоступна при внешнем наблюдении и опросных методах;

– изучение профессиональной деятельности, рассмотрение самого процесса овладения ей;

– большая обоснованность к внесению предложений по оптимизации и рационализации деятельности.

Наряду с положительными сторонами у данного метода есть и недостатки:

- его можно применять только к несложным для овладения профессиям, которые не требуют длительного времени для обучения. В процессе изучения других профессий возможно лишь овладение отдельными элементами деятельности в форме трудовых проб.

- сложности при регистрации результатов. Так, например, если психолог фиксирует результаты в конце рабочего дня по памяти, то состояние утомления может исказить или привести к забыванию некоторых деталей. Регистрация же информации в процессе выполнения деятельности нарушает естественный процесс ее протекания.

Однако, несмотря на недостатки, трудовой метод позволяет получить достаточно ценный материал.

Помимо рассмотренных, в психологии труда выделяют также опросные методы, которые могут быть двух видов: устный опрос (беседа, интервью) и письменный опроса (анкетирование).

Беседа распространенный метод в психологии труда, позволяющий изучать индивидуальные структуры труда, выявлять профессионально-важные качества работника, выяснять особенности мотивации работы по данной специальности и функциональных состояний, анализировать личные профессиональных планы учащихся при выборе профессии или ее смене у взрослых людей, оценивать рабочие места.

У данного метода существует ряд требований:

– наличие заранее продуманного определенного плана, имеющего гибкую структуру;

– беседа должна иметь естественный характер, она ни в коем случае не должна превращаться в форму допроса или устной анкеты;

– вопросы не должны иметь внушающий или подсказывающий характер;

– необходимо поддерживать доверительный контакт психолога с опрашиваемым;

– необходимо фиксировать полученные (в процессе беседы) результаты.

На подготовительном этапе проведения беседы психолог должен подготовить все необходимые материалы, определить направленность беседы и ее продолжительности, составить плана беседы, сформулировать некоторые ключевые вопросы, определить способы регистрации данных и подготовить необходимое оборудование (магнитофонная техника) или составить специальные регистрационные бланки. В начале беседы необходимо установить контакт с обследуемым, создать доброжелательную атмосферу, рассказать о целях и задачах исследования. Психолог при этом должен представляться человеком, который может оказать помощь в затруднительных ситуациях. При этом психолог должен гарантировать соблюдение всех этических принципов (конфиденциальности обстановки, сохранение профессиональной тайны, уважение к клиенту). В случае если беседа осуществляется в индивидуальных целях (например, при психологическом обследовании личности профессионала, в профессиональном консультировании), то требования к установлению атмосферы абсолютной доброжелательности и полной откровенности со стороны опрашиваемого должны быть очень жесткими. Если же беседа осуществляется в целях анализа некоторых ситуаций, например выяснения воздействий физической среды на работника, то она может проводиться в виде стандартизированного интервью и поручаться специалистам-непсихологам данного производства или организации. Однако и здесь необходимо создание непринужденной атмосферы.

Регистрация данных беседы может осуществляться как в ее процессе, так и после окончания. В первом случае регистрации может использоваться при анализе интересов людей, влияния условий среды и других вопросов, не затрагивающих глубоко проблемы личности. В случае же индивидуального консультирования такой способ применять не рекомендуется, так как у него может возникнуть отрицательное отношение к беседе и неискренность при ответах. Такой способ более оправдан с этической точки зрения. Что касается использования аудио- и видеотехники, то здесь могут возникнуть этические проблемы.

Анкетирование. Следующий метод, который мы рассмотрим – это анкетирование. Данный метод предполагает получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы, при этом психолог может не вступать в прямой контакт с работниками. Анкетирование применяется, когда необходимо получить данные от большого количества людей в короткие сроки. Анкетирование может проводиться как в присутствии психолога, так и заочно (когда анкета заполняется дома). Данный метод является удобным и достаточно эффективным, однако имеет и негативные стороны: если респондент заполняет дома - возможность заполнения анкеты другим лицом, отсутствие ответов на ряд вопросов, неполный возврат анкет.

Чтобы информация, полученная с помощью данного метода, была достоверной, необходима правильная организация исследования:

– изложение целей и задач исследования, а также инструкции по заполнению опросника;

– правильная формулировка вопросов;

– анкета должна легко читаться, напечатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов.

Испытуемых необходимо подбирать исходя из целей и задач исследования.

Метод экспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью построения ответственного заключения. При этом в ситуации экспертизы необходимо зачастую применять комплекс методов.

Экспертная оценка может быть индивидуальной, когда ее субъектом является один человек, и групповой. Одним из видов групповой оценки является метод обобщения независимых характеристик. Его применяют для описания профессионально важных качеств конкретного профессионала. Данный метод предполагает получение информации о личности с помощью различных источников (это могут быть руководители организации или подразделения, коллеги, подчиненные, хорошо знающие специалиста). Экспертам в количестве 5-7 человек необходимо оценить ту или иную особенность личности по предложенной шкале. При этом оценка данной черты должна опираться на предложенную им систему жизненных показателей, представляющих собой описание типичных ситуаций из жизни и деятельности данного человека, в которых эта черта проявляется. Полученные баллы от каждого эксперта усредняются путем подсчета среднеарифметической оценки.

Среди методов экспертной оценки профессионала, применяемых в психологии труда, следует специально выделить метод критических инцидентов. В профессиональной психодиагностике данный метод используется для выявления требований к профессионально-важным качествам работника и критерием обоснованности подбора тестов при проведении профессионального отбора. Сущность данного метода заключается в том, что работники, хорошо знающие профессию, приводят примеры реального поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности. Каждый такой пример включает в себя: описание ситуации и предпосылки поведения; описание действий работника, попадающих под категории эффективных или неэффективных; зависимость действий работника от него самого или внешних обстоятельств. Критические инциденты формулируются экспертами по результатам наблюдений или опроса. Количество инцидентов зависит от сложности деятельности. В относительно простых видах их может быть 50–100, а в сложных – до нескольких сотен, а иногда и тысяч. После того, как инциденты собраны, они подвергаются классификации по разным основаниям в зависимости от целей исследования. Таким образом, формулируются критерии успешности профессиональной деятельности; составляются контрольные задания для проверки профессиональной подготовленности; совершенствуется профессиональное обучение; происходит рационализация рабочих мест и т.д.

Другой метод - метод анамнеза, предполагает сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. В профессиональном консультировании данный метод используется для выявления степени устойчивости мотивов, способностей и личностных особенностей, которые нельзя непосредственно пронаблюдать и обнаружить, а также для построения прогнозов профессиональной деятельности личности. Метод анамнеза предполагает: изучение биографии человека, особенностей его психического и физического развития, условий жизни, особенностей профессионального пути. При этом используются, как высказывания самого испытуемого (субъективный анамнез), так и высказывания о нем других людей и характеризующие его документы (объективный анамнез). Документальные источники анамнеза: личное дело, аттестационные документы (дипломы об образовании, сертификаты о повышении квалификации, удостоверения и справки), знаки отличия и награды за профессиональные успехи, фотографии, медицинская карта, личная переписка и дневники, результаты его профессиональной деятельности и т.д.

Следующий класс методов, применяемых в психологии труда – экспериментальные методы.

Метод эксперимента является основным методом в психологии. Сущность данного метода заключается в том, что явление изучается в специально созданной или естественной обстановке. С точки зрения условий организации эксперимент может быть: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент - это моделирование ситуаций профессиональной деятельности в условиях лаборатории. С помощью данного метода можно производить точный контроль за переменными, регулировать дозировку, создавать и контролировать необходимые условия, повторять эксперимент в тех же самых условиях.

В психологии труда применение лабораторного эксперимента чаще всего предполагает моделирование какого-то одного аспекта трудовой деятельности.

Недостатком данного метода является искусственность созданной ситуации. Испытуемые оказываются в новых условиях, что иногда оказывает отрицательное воздействие на результаты эксперимента, а также сложность появляется при точном моделировании действительной ситуации.

Естественный же эксперимент проводится в естественных для работника условиях труда. Именно естественность условий является главным положительным фактором в данном методе. Однако негативным фактором является наличие неконтролируемых факторов, действие которых не установлено и не может быть количественно измерено. Другой недостаток - необходимость получения информации в короткий срок во избежание нарушения производственного процесса.

Другой метод - тестовый метод, в отличие от наблюдения, опросных методов и эксперимента, используется только при изучении субъекта труда. В отечественной психодиагностике выделяются три группы тестов: объективный, субъективный и проективный.

Объективный подход заключается в диагностике особенностей личности на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их выполнения. Сюда относятся тесты интеллекта и тесты способностей, достижений, а также некоторые личностные тесты.

В психологии труда используют специально сконструированные тесты интеллекта (методика «Тест умственных способностей») и батареи профессиональных способностей, среди которых наиболее известны GABT и DAT.

К объективным тестам личности относят тесты действия и ситуационные тесты. В психологии труда в большей степени используются ситуационные тесты для целей профессионального отбора (например, ситуация группы без лидера, предназначенная для оценки организаторских способностей и лидерских черт).

Субъективный подход заключается в диагностике свойств, основанной на самооценке и самоописании человеком своего поведения и личностных особенностей. Сюда относятся личностные тесты – опросники, которые подразделяют на тесты, оценивающие личностные черты, и тесты, диагностирующие интересы и установки людей. В профессиональной психодиагностике используют как общепсихологические тесты исследования личности (опросник 16PF Р. Кеттелла, опросник Г. Айзенка), так и специально разработанные тесты для профессиональной сферы (опросник профессиональных предпочтений Д. Голланда; личностная анкета KUD, разработанная чешскими психологами для профориентационных целей; опросники для диагностики феномена «психического выгорания»). Опросниками на интересы являются сложные тесты профессиональных интересов Э. Стронга и Ф. Кюдера, а также дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.

Проективный подход основан на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безличным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества. Группа проективных методик включает большое количество самых разнообразных тестов.

Другой метод, который нам следует рассмотреть, называется профессиографией. Данный метод позволяет устанавливать особенности взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией).

В рамках профессиографии составляется профессиограмма – документальное описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важная составная часть профессиограммы – психограмма – характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.

Комплексный анализ описания профессии включает:

– производственную характеристику профессии и ее специальностей;

– оценку экономического значения профессии;

– социально-психологическую характеристику профессии (престиж в обществе, особенности межличностного взаимодействия);

– определение объема знаний, умений и навыков, необходимых для успешного профессионального труда, особенно тех, которые определяют профессиональное мастерство, сроки подготовки и перспективы продвижения;

– санитарно-гигиеническую характеристику условий труда с акцентированием внимания на “профессиональных вредностях”;

– составление перечня требований, предъявляемых к состоянию здоровья работника и медицинских противопоказаний к данной профессии;

– формулировку требований, предъявляемых к психологическим характеристикам человека и выделение профессионально важных качеств (ПБК).

Содержание и объем психограммы зависят от цели изучения профессии, среди которых могут быть: профессиональный отбор, профессиональная подготовка, рационализация труда и отдыха, профессиональная ориентация.

Психограмма, составленная для профотбора, включает в себя следующий требования: определяющие некомпенсируемые и необходимые профессионально-важные качества, которые должны предъявляться к любому среднему работнику; желательные требования, которые определяют возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства.

Также существует и другой тип психограммы, предполагающий акцентирование внимания на тех ПВК, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессией. Сюда относится сравнительный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. В данном случае выделяются и сопоставляются психологические структуры, показывающие степень соответствия процесса формирования молодого работника тем требованиям, которые предъявляются к профессионалам с большим опытом работы.

Сущность психограммы для оптимизации режимов труда и отдыха заключается в обнаружении наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит индикатором слабых мест в организации труда.

Также существует профессиограмма (психограмма) в целях профориентации молодежи. Сюда следует включать две части: основную, предназначенную молодежи, и дополнительную, рассчитанную на педагогов, мастеров производственного обучения и т.п.

Рассмотренные методы, применяемые в психологии труда, используются и в инженерной психологии, однако методы последней имеют свою специфику. В целом их можно разделить на методы: психологические, физиологические и математические.

Психологические методы позволяют проводить психологический анализ деятельности оператора в реальных или лабораторных условиях, осуществлять анализ влияния различных психологических факторов на результаты деятельности оператора. По результатам исследований, полученным с помощью наблюдения, эксперимента или опроса, обнаруживаются закономерности деятельности оператора и механизмы психических явлений.

Физиологические методы пользуются для изучения функционального состояния человека, характера реагирования различных систем организма в процессе деятельности.

Математические же методы используют для статистической обработки результатов, поиска закономерностей, построения моделей деятельности оператора.

В инженерной психологии применяются следующие методы:

o антропометрические и биомеханические для регистрации двигательной активности человека и выявления различных зон ее досягаемости;

o методы гигиены труда для описания и анализа факторов производственной среды - температуры, влажности, шума, вибрации, интенсивности облучения, освещения и т.п.;

o методы социометрии для проектирования совместной деятельности операторов, подбора команд, экипажей.

В эргономике же широкое распространение получили методы электрофизиологии, изучающей электрические явления в организме человека при различных видах его деятельности. Они позволяют оценивать временные параметры многих процессов, их выраженность, топографию, механизмы их регулирования и т.д. К ним относятся:

1. Электроэнцефалография, которая предполагает запись электрической активности мозга с поверхности головы, что дает возможность проводить качественный и количественный анализ функционального состояния собственной активности мозга и его реакций при действии раздражителей;

2. Электромиография – предполагает запись электрической активности мышц и показывает чувствительный показатель включения в двигательную активность или статическую работу определенных мышечных групп;

3. Регистрация кожно-гальванической реакции - показывает изменение разности потенциалов кожи. Таким образом, мы получаем показатель электропроводимости кожи;

4. Электрокардиография – проводит запись электрической активности сердца, с помощью чего мы получаем информацию о состоянии сердечно-сосудистой системы;

5. Электроокулография – с помощью него проводится запись электрической активности наружных мышц глазного яблока. Таким образом, мы получаем объективный показатель перемещения взора человека при рассматривании какого-либо объекта.

Регистрация биологических процессов в организме человека позволяет определять и количественно характеризовать малодоступные для непосредственного наблюдения функциональные сдвиги в организме человека, происходящие под воздействием самых разнообразных изменений окружающей среды и взаимодействия с техникой. Часто применяют регистрацию не одного, а нескольких электрофизиологических индикаторов, каждый из которых несет информацию о том или ином аспекте деятельности. Комплексную регистрацию психофизиологических функций называют еще полиэффекторным методом.

Также среди методов в эргономике выделяют биотелеметрию - дистанционное исследование функций и измерение показателей жизнедеятельности человека, которое осуществляется в реальной обстановке в течение длительного времени. Данный метод позволяет наблюдать за развитием утомления без отрыва человека от трудового процесса.

Также следует отметить методики субъективного шкалирования, которые направлены на оценку степени утомления самим человеком. Методы измерения рабочей нагрузки также относятся к методам, применяемым в эргономике. Данные методы необходимы для установления действий, которые вызывают наибольшую нагрузку.

В эргономических исследованиях находят применение методы биомеханики: ускоренная киносъемка, циклография, киноциклография, видеозапись, тензометрия, электрическая регистрация механических величин с помощью датчиков угловых перемещений, опорных динамографов и др. С помощью данных методов анализируется двигательная активность человека с точки зрения эффективности трудовых движений, работы различных звеньев опорно-мышечного аппарата.

Широкое применение получила техника антропометрических исследований – измерение тела человека и его частей: головы, шеи, груди, живота, конечностей при помощи специальных инструментов. Измеряются длина и ширина, обхват (окружность) и другие параметры частей тела.

В проектировании находит применение соматография – технико-антропометрический анализ положения тела и изменения рабочей позы человека, соотношения размеров человека и машины. Результаты этого анализа обычно представляются в графической форме. Соматография позволяет рассчитывать зоны легкой и оптимальной досягаемости, находить оптимальные способы организации рабочего места с учетом пропорциональных отношений между элементами оборудования и человеком.

Для изучения условий деятельности и влияния их на здоровье человека используются физические, химические, физиологические, токсикологические и другие методы гигиены труда.

Используемые в эргономике социометрические методы исследования межличностных отношений позволяют:

- выявить факт предпочтения или установки, выраженный индивидом в отношении других членов группы в определенных ситуациях управления и технического обслуживания сложных систем;

- описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту, и сопоставить это с реакциями других членов группы;

- выразить взаимоотношения внутри сравниваемых групп с помощью формальных методов.

Одной из распространенных методик исследования совместимости членов малых групп является гомеостатическая методика, которая нашла применение в проектировании групповой деятельности операторов.

Таким образом, методы психологии труда, инженерной психологии и эргономики многообразны и имеют свою специфику, позволяя решать конкретные задачи, в зависимости от целей исследования.

Контрольные вопросы

1. Какие методы применяются в психологии труда?

2. Назовите недостатки и достоинства методов психологии труда.

3. Каковы особенности методов моделирования и проектирования?

4. Охарактеризуйте трудовой метод и его ограничения.

5. В чем состоит особенность методов сбора информации о профессии - анализа документации и продуктов деятельности?

6. Охарактеризуйте метод анализа ошибочных действий.

7. Назовите методы инженерной психологии.

8. Какие методы эргономики выделяют?

 



2019-11-21 393 Обсуждений (0)
ТЕМА № 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЭРГОНОМИКИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА № 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЭРГОНОМИКИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (393)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)