Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 10. ПСИХОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЭРГАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ



2019-11-21 474 Обсуждений (0)
ТЕМА 10. ПСИХОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЭРГАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Психология безопасности труда является важной составляющей в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека.

Опыт показывает, что большинство травм при выполнении трудовой деятельности происходит по вине самих пострадавших. Данная проблем возникает вследствие низкого уровня профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточного воспитания, слабой установки работника на соблюдение безопасности, допуска к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, утомления или других психических состояний, снижающих безопасность деятельности.

Для повышения безопасности необходимо применять технико-технологические меры, а также следить за обязательным соблюдением установленных правил поведения и готовности рабочих выполнять требования безопасности. Существенно изменить подверженность несчастным случаям могут психические свойства или качества личности. Если человек непригоден для данной работы, например из-за дефекта какого-то органа чувств или чрезмерной неловкости, то опасность несчастного случая угрожает ему в значительно большей степени, чем другим лицам в той же обстановке. Точно так же повышает вероятность возникновения несчастного случая и неосторожность или склонность к рискованным действиям.

К факторам увеличивающим подверженность работников опасности несчастных случаев, относятся:

- факторы, устойчиво повышающие подверженность работника опасности. Сюда относятся: функциональные изменения в нервной системе или других органах, имеющие болезненный характер, которые имеют воздействие на поведение человека, повышая подверженность опасности (сердечные заболевания, сахарный диабет, периодические приступы слабости, недомогания, подавленность, депрессия, и т.п.); различные изъяны органов чувств, например частичная потеря зрения, глухота и т.п.; нарушение связи между сенсорными и двигательными центрами высших отделов нервной системы; слабость и инертность нервной системы. В случае слабой нервной системы появляется повышенная восприимчивость к любым раздражителям, повышенная утомляемость, снижение работоспособности в напряженных ситуациях, повышенная эмоциональной неустойчивость и склонность к растерянности и страху. Инертная нервная система имеет такие характеристика, как: малая скорость протекания психических, мыслительных процессов, низкая скорость движений, замедленность переключения внимания с одного вида деятельности на другой вид. Среди факторов устойчиво повышающих подверженность работника опасности, относятся: пристрастие к алкоголю, наркотикам, которые сказываются на мышлении, поведении и других сферах психической жизни человека, а также неудовлетворенность человека своей работой, отсутствие интереса к ней.

- К факторам, временно повышающим подверженность работника опасности относятся:  неопытность, недостаточная профессиональная подготовленность работника; неосторожность.

К внешним факторам приводящим к неблагоприятным последствиям относят: информационные помехи и информационная перегрузка (человек не смог верно принять нужную информацию, и это привело к ошибке) либо информационная недогрузка (информация отсутствовала или была недостаточна для выбора правильного действия; человек потерял бдительность в монотонных условиях отсутствия значимой информации); риск при обработке информации (неадекватность восприятия, отрицательные установки, предубеждения и др.); риск при принятии решений и их реализации (недостаток информации, лимит времени на принятие решения, неадекватность сенсомоторных реакций, затрудненность действий вследствие неудобного оборудования, неудобного рабочего места и т.д.).

 

На появление несчастных случаев во многом влияет функциональное состояние человека. Сюда прежде всего относятся эмоциональные состояния. Помимо влияния отрицательных эмоций, на работоспособность оказывают негативное влияние в некоторых случаях и положительные эмоции. В то время как некоторые отрицательные эмоциональные состояния могут стимулировать резкое повышение работоспособности, связанной с большими физическими нагрузками.

Также к функциональному состоянию относится напряженность, которая может быть: в тормозной форме в виде общей заторможенности вплоть до ступора; в возбудительной, импульсивной форме с ошибочными, неосмысленными, хаотическими действиями «наоборот»; в диффузной форме, сочетающей, чередующей вышеуказанные два вида напряженности. Характеристиками напряженности являются – временное ухудшение восприятия, уменьшение объема внимания, памяти, ошибочное, искаженное воспроизведение в памяти, снижение логичности, критичности мышления вплоть до абсурдности, резкое ухудшение координации, точности, быстроты действий.

Развитие эмоциональных состояний определяют: внешние, экстремальные, факторы (физические или информационные характеристики которых ведут к развитию крайней степени напряжения физиологических и психологических функций с полным исчерпанием всех физиологических резервов); внетренние факторы (характеристики нервной деятельности, темперамент, уровень тревожности, ригидности, фрустрированности, невротичности личности и т.п.).

Большое влияние на снижение безопасности труда оказывает состояние хронического утомления. В этом случае происходит снижение умственной работоспособности: трудно сосредоточиться, временами наступает забывчивость, замедленность и порой неадекватность мышления. Указанные факторы повышают опасность несчастных случаев.

Психогигиенические мероприятия, направленные на снятие состояния переутомления, зависят от степени переутомления. В случае начала переутомления следует упорядочить отдых, нормализовать сон, заниматься физкультурой, осуществлять культурные развлечения. При легком переутомлении достаточными будут отпуск и отдых. Когда переутомление выраженное необходимо ускорение очередного отпуска и организованного отдыха. При тяжелом же переутомлении требуется лечение.

Состояние монотонии также повышает риск возникновения опасной ситуации. Это состояние возникает из-за отсутствия значимых информационных сигналов (сенсорный голод) либо вследствие однообразного повторения похожих раздражителей. При таком состоянии возникает ощущение однообразности, скуки, оцепенелости, заторможенности, засыпания, отключения от окружающей обстановки. Из-за монотонии человек не может во-время заметить и адекватно отреагировать на внезапно возникший раздражитель, а это в свою очередь приводит к несчастным случаям. Согласно исследованиям состояние мотонии возникает реже у тех людей, чья нервная система более слабая, так как им больше характерна бдительность.

Часто перед тем, как произойдет несчастный случай, человек понимающий это, начинает испытввать замешательство, ненормальное психическое состояние, панику. На эмоциональном уровне это проявляется в состояниях взволнованности, испуга, которые ухудшают согласованность действий, затормаживают мышление и вызывают дефекты мышления. Это в свою очередь препятствует сознательному управлению деятельностью и вызывает неточные, необдуманные движения, протекающие по типу безусловного рефлекса. Такие движения не служат защите человека, а наоборот, вызывают вредное воздействие. При состоянии паники человек испытввает дефекты мышления, потерю сознательного контроля и осмысления происходящих событий, переход на инстинктивные защитные движения.

Методы повышения безопасности в трудовой деятельности:

- профилактические и охранные мероприятия;

- эргономическая оптимизация оборудования, рабочего места, информационной нагрузки в соответствии с психологическими возможностями людей по приему и обработке информации, принятию решения и реализации действий;

- профотбор и отсев профессионально непригодных лиц для тех или иных профессий;

- устранение несоответствия структуры деятельности психофизиологическому состоянию человека (профилактика зрительных и психоэмоциональных перенапряжений;

- профилактика переутомлений;

- профилактика монотонии); совершенствование структуры личности работников (повышение профессиональной компетентности и опыта, в том числе тренировка профессионального поведения в аварийных и экстремальных ситуациях (на тренажерах);

- повышение эмоциональной устойчивости и способности к самоуправлению, саморегуляции своего эмоционального состояния и поведения (соответствующая психологическая тренировка и овладение аутотренингом и другими методами саморегуляции);

- повышение ответственности, дисциплинированности, готовности выполнять требования безопасности труда;

- повышение, тренировка внимания, памяти, мышления и др.).

Безопасность эргатической системы – защищенность системы от повреждений, аварий и катастроф, приводящих к нарушениям здоровья и гибели людей, а также ущербу для окружающей среды.

Личный фактор – совокупность определенных индивидуальных свойств работника, которые предрасполагают его к действиям, угрожающим безопасности эргатической системы.

Человеческий фактор – опосредствованное влияние свойств работника на показатели его деятельности и функционирования эргатической системы. Опосредствующими (промежуточными) переменными являются характеристики эргатической системы, методы и приемы профессиональной подготовки операторов и другие внешние переменные.

Доверие технике – психологическое отношение работника, выражающее его представления, эмоциональные реакции и готовность к выполнению профессиональных задач с помощью техники.

Культура безопасности – вид организационной культуры, характеризующийся, во-первых, приоритетом ценностей безопасности и социальной ответственности в ценностных ориентациях сотрудников и руководителей и, во-вторых, направленностью сотрудников и руководителей на упреждающее выявление опасных факторов и предотвращение нарушений безопасности.

Таким образом, безопасность эргатической системы включает два плана рассмотрения: во-первых, как защищенность операторов и технических компонентов системы от опасных воздействий и, во-вторых, как се защищенность от возникновения аварий и катастроф, несущих угрозы жизни и здоровью населения, сохранности социальной инфраструктуры и природной среды. При этом защищенность операторов и технических компонентов эргатической системы надо рассматривать как необходимые условия ее защищенности от возникновения аварий и катастроф.

Контрольные вопросы

1. Какие существуют причины возникновения травматичности на производстве?

2. Каковы выделяют внешние факторы приводящие к травматичности на производстве?

3. Каковы выделяют внутренние факторы приводящие к травматичности на производстве?

4. Усталость и мотония, как факторы снижающие безопасность на производстве.

5. Назовите критерии безопасности эргатических систем.

6. Назовите факторы профилактики и предотвращения возникновения травматичности на производстве.

РАЗДЕЛ IV. ЭРГОНОМИКА КАК НАУКА О ПРОЕКТИРОВАНИИ И ОЦЕНКЕ ЭРГАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ.



2019-11-21 474 Обсуждений (0)
ТЕМА 10. ПСИХОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЭРГАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 10. ПСИХОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЭРГАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (474)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)