Основные категории дисциплины. Понятие субъекта труда.
Психология труда – это отрасль психологии, основными разделами которой являются: 1. Традиционная психология труда, в которой изучаются история развития знаний о труде, теоретико-методологические основы психологии труда, психологические характеристики трудовой и конкретной профессиональной деятельности, выделение профессионально важных качеств, развитие человека в труде, профессиональные кризисы и деструкции личности в труде, психофизиологические основания труда и т.п. 2. Инженерная психология, которая направлена на изучение информационного взаимодействия человека со сложной техникой, а также различные характеристики и функциональные состояния человека-оператора. 3. Психология управления (организационная психология). Данное направление направлено на изучение иерархических взаимоотношений работников в условиях организации, а также условий оптимизации этих взаимоотношений для повышения эффективности трудового процесса, личностного развития работников и трудовых коллективов. 4. Профориентация. Сюда относятся следующие направления: профинформация, профреклама, профпросвещение, профдиагностика, профотбор, профподбор, помощь в окончательном выборе профессии (принятии решения), и т.п. 5. Профессиональное образование. Сюда относится профессиональное обучение, которое ориентированно на целенаправленное формирование личности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, предполагающее психолого-педагогическую поддержку (или сопровождение) самоопределяющейся в труде личности. Выделяют также дополнительные разделы психологии труда: психофизиология труда; психогигиена труда; психологические (и психофизиологические) аспекты трудовой реабилитации; профориентация инвалидов; космическая психология; психология юридической деятельности; психология менеджмента, маркетинга и т.п. Каждый раздел психологии труда имеет определенную конкретизацию предмета исследования. Если предметом психологии труда в широком смысле является субъект труда, то в инженерной психологии рассматривается субъект труда во взаимоотношениях со сложной техникой (системы «человек – машина»); в психологии управления рассматривается субъект труда, включенный в различные иерархические производственные структуры и взаимоотношения; в профориентации предметом выступает субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда и в «пространстве» личностных смыслов самой трудовой деятельности, и т.п. Понятие «субъект труда» является фундаментальной категорией психологии. Она отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, то есть на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности. В качестве субъекта труда может выступать не только конкретный человек (индивид), но и социальная группа (рабочий коллектив). Таким образом, субъект труда — это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. Для того чтобы стать субъектом труда, необходимо: достижение высокого уровня развития способностей и других профессионально важных качеств личности; удовлетворенность трудом; адекватное отражение объекта труда; развитие системы саморегуляции; усвоение общественно выработанных способов деятельности; развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и самоуважения. Психологическая сущность проблемы становления, формирования профессионала, развитие его личности опирается на два основных понятия: «профессионализация субъекта труда» и «профессионал». Профессионализацией называется формирование специфических видов трудовой активности человека (личности) на основе развития совокупности профессионально ориентированных его характеристик (психологических, физиологических, поведенческих, рабочих), обеспечивающих функцию регуляции становления и совершенствования субъекта труда. Профессионалом же является специалист в определенной области трудовой деятельности, достигший требуемого уровня мастерства для эффективного выполнения предписанных задач. Профессионал — это субъект труда, у которого профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психологические особенности: - соответствуют требованиям этой деятельности, - представляют относительно устойчивую и пластичную структуру, - обеспечивают формирование и реализацию операционной (предметно-ориентированной) сферы личности, которая и определяет необходимый уровень эффективности труда. При этом профессионализацию субъекта труда необходимо рассматривать в четырех направлениях: 1. Как процесс его социализации — усвоения индивидом социальных норм (культуры), преобразования социального опыта в собственные профессионально ориентированные установки, интересы, ценности, принятия социальной роли, общественной задачи, вхождения в социальную среду и приспособления к ней и т. д. 2. Как специфическую форму активности, целостное, закономерное изменение количественных и качественных характеристик субъекта труда. Сюда, в том числе, относятся особенности онтогенеза (индивидуального развития человека) и филогенеза (развитие человеческого рода). 3. Как профессиональную самореализацию индивида на жизненном пути, в ходе которой профессионализация определяется процессами самопознания, саморегуляции, самоконтроля и самооценки личности. 4. Как форму активности личности, которая в психологии рассматривается в соотношении с деятельностью, выступая как динамическое условие ее становления и динамическое условие ее собственного движения. Также в психологии труда рассматриваются категории «личность» и «деятельность», а конкретно: - «проявление личности в профессии», т. е. в выборе и овладении профессией, в удовлетворении личностных познавательных интересов; - «развитие личности в деятельности», что отражается в формировании профессионально ориентированных качеств человека (его организма и личностных черт), расширении сферы познания окружающего мира, развитии форм и содержания предмета общения. Отрицательным проявлением в психологии труда выделяется профессиональная деформация личности Профессиональная деформация личности – это когда профессиональные привычки, стиль мышления и другие особенности личности гипертрофируются и отражаются на взаимодействии с другими людьми (например, у врачей — снижение уровня эмоциональных переживаний, у педагогов и учителей — поучающая манера общения и т. д.). В психологии труда рассматриваются также такие категории, как: - идентификация личности с профессией — процесс адаптации личности к требованиям конкретной деятельности; - профессиональная деформация личности — гипертрофированное развитие профессиональных особенностей личности. Контрольные вопросы 1. Что такое психология труда? 2. Назовите цель и основные задачи психологии труда. 3. Что такое инженерная психология и каковы ее особенности? 4. Что изучает эргономика? 5. С какими науками связана психология труда? 6. В чем проявляется взаимосвязь психологии труда с другими отраслями психологии? 7. Назовите этапы развития психологии труда за рубежом. 8. Назовите особенности развития психологии труда в нашей стране. 9. Какие выделяют разделы психологии труда? 10. Что такое субъект труда? 11. Что такое профессионал и профессионализация? 12. Какие категории изучаются в психологии труда?
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |