Показатели (абсолютные и относительные) и критерии развития системы городского пассажирского транспорта (ГПТ)
Для решения любой инженерной задачи необходимо использовать показатели и модели, адекватно характеризующие изучаемую систему или процесс. Также требуется определить правило (показатель, критерий) для выбора наилучшей системы или процесса. Понятие системы мы определяли ранее. Процесс – это развитие системы в динамике. Показатели и критерий (рии) выбирают исходя из существа поставленной задачи. Логика взаимосвязи понятий спроса и предложения предполагает, что критерий, полученный при решении задачи спроса, должен стать основой для решения второй. В качестве критерия для решения обеих задач нужно выбирать тот показатель, который допускает количественную оценку. Наиболее используемые абсолютные показатели, которые применяются в статистических справочниках: ‑ Q – объем перевозок (пассажиропоток), пас.; ‑ работа транспорта (пассажирооборот), пас.-км. Эти показатели удобны при определении потребности в ресурсах для развития системы ГПОТ. Часто используются следующие показатели качества функционирования ГПТ: ‑ СНИП определяет норматив времени на поездку к месту работы или учебы в зависимости для 90 % поездок от численности населения города: до 250 тыс. чел. – 35 минут, до 500 тыс. чел. – до 37 минут, свыше 1 млн. чел. – 45-50 минут; ‑ Международный союз общественного транспорта МСОТ рекомендует норматив на наполнение транспортного средства пассажирами не более 4,5 на 1 м2). Для пассажира важны показатели: - t – время проезда; - C – стоимость проезда; - I – интервал движения транспортных средств. Применяются и относительные показатели, получаемые отнесением абсолютных показателей к численности населения города, например, – –удельная работа системы ГПОТ (среднесуточное время передвижений жителя), пас.-км / 1 жит. в сутки, где – средняя дальность поездки, км; N–численность городского населения; – Vпер=l tжит – скорость передвижения одного жителя – пас.-км / 1 жит. в час, где – время среднесуточных передвижений жителя с использованием ГПОТ. Удельная работа системы ГПОТ является произведением транспортной подвижности на среднюю дальность поездки и выражает экономические и социальные потребности населения в транспортном обслуживании. Скорость передвижения одного жителя выражает технические возможности системы ГПТ. Абсолютные показатели связаны с масштабом города, поэтому их удобно использовать для определения потребности в различных ресурсах для развития системы ГПОТ, но трудно для анализа, оптимизации и прогнозирования. Для указанных целей удобнее применять относительные показатели. Показатель средней скорости передвижения пассажира может быть использован в качестве критерия эффективности системы ГПОТ, что не противоречит общепринятому критерию эффективности в экономике – повышению производительности общественного труда. Э.А. Сафронов предложил употреблять интегральный эффект развития транспортных систем: Эинт = Эт + Эид +Эс +Ээ +Эмв, (1) где Эт – внутритранспортный эффект, возникающий в процессе перевозок в результате работы строительных и эксплуатационных предприятий и транспортных коммерческих организаций; Эид – инфраструктурный эффект от роста доходов и улучшения показателей хозяйственной деятельности предприятий и индивидуальных хозяйств территории, занятых вне сферы транспорта; Эс – социальный эффект от улучшения состояния социальной сферы города и региона, в связи с развитием транспортного комплекса; Ээ – экономический эффект, вызванный улучшением экологического состояния территории; Эмв – экономический эффект межрегиональных и внешнеэкономических взаимодействий и интеграции интересов территорий различных уровней, характеризующий экономическую оценку влияния развития транспортной системы территории на изменение состояния межрегиональных и внешнеэкономических хозяйственных связей и взаимодействий и интеграции интересов территорий различных уровней.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |