Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Элейская школа. Парменид.



2019-11-21 200 Обсуждений (0)
Элейская школа. Парменид. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

     Учение Парменида о бытии довольно просто, если можно такое сказать о теории, допускающей только одну вещь. Существует только одна вещь, бытие как таковое, а ничего другого просто нет. Рассудите сами, помимо цветных вещей есть бесцветные, помимо честных людей есть нечестные, а вот в отношении существующих вещей или людей глупо утверждать, что рядом должны быть несуществующие вещи, поскольку несуществующие вещи это и есть то, что не существует, говоря попросту, несуществующих вещей нет. Да и существующих вещей не так много, строго говоря, такая вещь вообще одна. Иначе между двумя такими вещами была бы граница, прослойка из пустоты, в которой закончилась бы одна вещь и еще не началась другая, но пустоты или небытия быть не может, значит, вещи не могут граничить друг с другом, как бы они ни казались нам отдельными, они суть одна продолжающаяся неразличимая вещь.

 

     Учение Парменида о бытии или едином ставит под сомнение чувственное познание, или даже совсем отвергает подлинность того движущегося и множественного мира, который мы видим. Поэтому Парменида можно назвать первым философом, так как его внимание обращено на вопрос о том, каким образом можно познать природу. Ответ напрашивается сам собой – действительное устройство существующего можно понять только РАЗУМОМ, поскольку чувства только сбивают с толку. Парадоксы ученика Парменида, Зенона, убедительно показывают, что привычное представления о движении абсолютно самопротиворечивы. Приведу в пример одну из так называемых АПОРИЙ, безвыходных трудностей в прямом переводе. Апория называется «Дихотомия», то есть деление надвое. Для того, чтобы тело могло переместиться из точки А в точку В необходимо преодолеть середину разделяющего их отрезка. Но для того, чтобы достичь этой середины требуется прохождение середины этого половинного отрезка. Продолжая делить отрезок до бесконечности, как подразумевается привычным понятием пространства, мы убеждаемся, что теоретически тело не просто не может пройти бесконечное количество точек отрезка, но по существу дела оно не сможет сдвинуться с места, покинуть пункт А. Нужно правильно понимать суть противоречия – мы видим одно, но наши представления о пространстве не позволяют теоретически объяснить, как возможно то, что мы видим. Нужно делать выбор между чувственной видимостью и теоретической непротиворечивостью, и приоритет для ученого без всякого сомнения на стороне разума. То, что можно теоретически обосновать – и есть истина, действительность, несмотря на то, что представляется нашим чувствам. Эта позиция получила название рационализм.

     РАЦИОНАЛИЗМ – это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей (от латинского ratio – разум). Ученые являются рационалистами, поскольку все чувственные данности они требуют обосновывать теоретически, выводом из оснований разума. Нельзя ссылаться на опытную очевидность, если ты не располагаешь рациональным объяснением, почему дело обстоит так, а не иначе. Философия Парменида, согласно которой существующим «по истине» является только ЕДИНОЕ, недвижимое, неделимое, неуничтожимое БЫТИЕ, оказывается совершенно непригодной для построения научной теории движения, попросту исключая возможность существования предмета физики. Обосновать возможность движения можно только изменив базовые теоретические постулаты. Парменид говорит о том, что небытия не существует, и с ним нельзя не согласиться. Однако следует ли из этого, что не существует пустоты, незаполненного пространства? Почему бы не допустить, что пустота не небытие, а своего рода бытие.

 

Атомизм Демокрита.

     Именно так поступает Демокрит. ДЕМОКРИТ утверждает, что существует пустота и заполняющие пустоту АТОМЫ – невидимые глазу частички, отличающиеся формой, размером, весом. АТОМ – это неделимая мельчайшая единица материи, неуничтожимая и невозникшая. Атомов бесконечное множество и они двигаются в пустоте по законам механики. Демокрит, таким образом, справляется сразу с двумя парадоксами Зенона. Материя делима не до бесконечности, значит деление все же существует, и движение возможно как перемещение в пустоте. Тела, видимые глазом, составлены из этих атомов, невидимых глазом и постигаемыми только РАЗУМОМ. Демокрит, таким образом, тоже рационалист, поскольку он обосновывает данные опыта с помощью теоретически допускаемых сущностей – атомов.

     Демокрит, как философ-рационалист, также не доверяет чувственному восприятию за его недостоверность. Он предлагает научную концепцию, объясняющую чувственное восприятие. Атомы, хаотически движущиеся в пустоте по закону РОКА (непреодолимой судьбы), образуют завихрения, и подобные атомы сцепляются с подобными, тяжелые атомы сбиваются в массу земли, более легкие, а значит и более быстрые атомы рассеиваются на перефирии, становясь воздухом. Человеческое тело также состоит из атомов, душа образована быстрыми и круглыми атомами огня, способными перемещаться по телу и приносить информацию от органов чувств разуму. Вот как выглядит восприятие с точки зрения Демокрита.

     Все видимые объекты испаряют атомы, которые воздействуют на наши чувства, возмущая движение души, атомов огня. По-существу нет ни запахов, какими мы себе их представляем, ни цветов, каких мы их видим, а есть только движение атомов, воздействующих на нас. Демокрит проводит различие между первичными и вторичными свойствами. Первичные свойства – это те, которые принадлежат телам на самом деле. Например, ФОРМА, ТЯЖЕСТЬ, ПЛОТНОСТЬ, ТВЕРДОСТЬ. Такие свойства как тепло и вкус, цвет или запах есть лишь результат воздействия атомов на наши органы чувств, и этих свойств нет в атомах, испускаемых телом. Эти атомы только круглые и тяжелые, но не цветные или сладкие. Демокрит видит несовершенство чувственного восприятия и требует познания природы на основаниях мышления.

     Если мы приблизительно определили Парменида как идеалиста, поскольку мышление и бытие для него тождественны, то Демокрит уже без особенных оговорок может быть назван материалистом. Демокрит считает первичным атомарное бытие, а мышление как результат движения атомов огня в теле является вторичным и производным. Демокрит считает душу смертной и рассеиваемой после смерти. Демокрита прозвали «смеющимся философом» в противоположность «плачущему философу» Гераклиту. Прожив большую жизнь он был человеком жизнерадостного склада характера. Любопытно, как он познакомился с софистом Протагором, который работал лесорубом и укладывал хворост в оптимальные с математической точки зрения вязанки, могу только догадываться, что это могло бы значить. Протагор в общих чертах заимствовал учение о восприятии, но выводы, которые он сделал, оказались настолько шокирующими, что можно говорить о первом кризисе в философии.

 



2019-11-21 200 Обсуждений (0)
Элейская школа. Парменид. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Элейская школа. Парменид.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)