Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия и наука в Средневековье



2019-11-21 225 Обсуждений (0)
Философия и наука в Средневековье 0.00 из 5.00 0 оценок




 

     Средневековье начинается с падения Западной римской империи в 476 году нашей эры. Восточная часть – Византия остается мощнейшим государством еще тысячу лет. Важнее другая граница – окончательное утверждение христианства как единственной международной религии. Римская империя утвердила христианство как официальную государственную религию. Язычество оказалось вытесненным заодно с наукой. Византия избегает потрясений и одичания, связанного с приходом варваров, но наука античности угасает и здесь. Император Юстиниан закрывает древнюю академию, основанную Платоном. Последние философы отправляются на восток, в Персию, ко двору Хосрова Первого. Теперь интеллектуалами становятся христианские иерархи церкви.

     Интеллектуальная среда меняется до неузнаваемости. Античность была более или менее веротерпима, разнообразные культы уживались. Время начала Средневековья – это неостановимая эстафета бесконечных расколов по спорным вопросам вероучения, когда каждая из сторон старается выкорчевать взгляды оппонентов, заручившись поддержкой императора. Отныне и на тысячу лет вся умственная жизнь окажется сосредоточена вокруг христианского вероучения. Сам термин «средние века» появился в период Возрождения. Это время рассматривается как века мрака, провал в истории, и хотя теперь так думать считается невежественно, правда за этим взглядом есть. Античность оставила нам науку в виде математики, теории Платона или атомистики Демокрита. Я не могу вспомнить ни одного научного открытия средневековья, или даже просто какого-нибудь заметного научного движения вперед за тысячу лет.

     Первоначально христианство – это учение о наступлении конца света и страшного суда. Абсолютное большинство человечества будет проклято, причем даже не вполне ясно, что именно станет с проклятыми. Но зато ясно кого именно проклянут – это будут те, кто процветает в неправедном мире, то есть богатые. На земле наступит новое царство – царство Божие, куда попадут только спасенные. Очевидно это будут бедные, но праведные люди, причем не просто честные или добрые, а именно правильно верующие. Принципиально это будут только евреи, Христос помогает галилиянке, которая просит исцелить ее дочь, но говорит, что спасает только людей, но не собак.

Павел, единственный из апостолов не знавший Христа лично, делает христианство интернациональным. Ему удается отстоять право крестить в христианство необрезаных. Христианство обещает разрушение несправедливого мира и первоначально привлекает самые обездоленные слои римской империи.

Хотя Христос ясно указывал, что богачам не войти в царствие Божие, среди обращенных оказываются представители обеспеченных слоев. Поразительно, но учение, изначально нацеленное на отрицание существующего порядка и государства, становится респектабельной религией благодаря влиянию снизу, со стороны обращенных матерей или даже домашней челяди. Император Константин, основатель Константинополя, находился под влиянием матери, Елены, убежденной христианки. Многие императоры принимали крещение и наконец христианство стало государственной религией. Искоренение язычества сопровождалось быстрой клерикализацией всей общественной жизни. Христианское духовенство вытеснило из образования все нехристианские элементы.

     Греческую философию нельзя было просто отбросить как реликт языческого прошлого. Поскольку греческая философия и была наукой своего времени, то необходимо было соединить христианство с учениями Платона и Аристотеля. Учение о душе и бессмертии органично вписалось в христианство, хотя первоначальное учение Христа говорило о воскрешении мертвых, то есть именно тел. Даже слово «ад» происходит от греческого «Аид», вся христианская литература писалась на языке образования того времени – по-гречески. Поэтому античная философия, особенно философия Платона, проникла в христианство в специфически религиозной форме.

 

     Один из первых христианских философов, «учитель средних веков», Августин Аврелий, или Блаженный Августин, как его называет церковь, соединяет интеллектуальное наследие греков с искренней христианской верой. Августин формулирует очень красивую аксиому, примиряющую веру и науку: «верую чтобы понимать, понимаю чтобы веровать». Августин своим примером показывает, что наука лишена смысла если она глуха к человеческому сердцу. Греки кажется считали человека каким-то автоматом, который проникнув с помощью геометрии в мир идей, достигнет святости просто познавая благо. Эмоции исключались для мудреца. Августин говорит о любви, которая живет в сердце человека, и эта бескорыстная любовь дает смысл познанию. Августин переформулирует учение Платона для целей христианского учения.

1) Платон называет Благо единым источником существования, Августин ставит на это место Бога-творца, то есть личность, небезразличную и любящую свое творение.

2) Благо, с точки зрения Платона, творит эйдосы, которые в идеальном мире суть логические прообразы всех вещей. Для Августина такими прототипами вещей являются мысли Бога, который замыслил всякую тварь еще до того, как ее создать.

3) Платон видит предназначение эйдосов в том, чтобы вечно порождать вещи чувственного мира, тогда как Августин считает, что творение имело место один раз, три тысячи лет назад, как

описано в Библии (Бытие).

4) Душа, по Платону, это часть идеального мира, а значит не только бессмертная, но и вообще вечная, не созданная. Августин считает, что душа человека создана Богом (а значит не есть его часть), но при этом бессмертна, и именно она буден нести ответ перед Богом.

5) Познание, согласно Платону, это восхождение души к единому, и это и есть освобождение от несовершенного мира. Для Августина спасение вообще не связано с познанием, только религиозная вера в Бога освобождает от рабства этому греховному миру.

6) Причина зла, по Платону, это небытие, растворение Блага-Бытия в небытии. Августин считает, что мир, созданный Богом, совершенен, а зло в нем происходит от людей, от их свободной воли.

 

     Августин настоящий мастер решения философских головоломок, преследовавших теорию сотворения мира. Философы оспаривали это учение, указывая на абсурдность творения мира в недалеком прошлом. Если Бог вездесущ и вечен, то ему пришлось потесниться чтобы сделать мир, причем мир пришлось бы сделать из ничего. Кроме того, если Бог вечен, то непонятно, чем он занимался всю БЕСКОНЕЧНОСТЬ времени до создания мира. Августин не отвечал на эти аргументы обещанием адских мук для сомневающихся. Он сформулировал смелую и при всем этом верную гипотезу, что время было создано Богом вместе с творением мира. Поэтому нет никакого времени «до» творения, ведь для Бога нет времени в привычном смысле слова, для него все время – одно мгновение. Бог знает все в прошлом и будущем одновременно, поэтому не находится в привычном для нас течении от прошлого к будущему. Как Бог творит мир заодно со временем, так же ему нет необходимости искать место для своего творения, потому что само пространство создается вместе с миром. Это получило не совсем корректное название «творение из ничего» (creatio ex nihilo).

     Но одна любопытная проблема обнаруживалась именно при допущении, что Бог знает будущее. Здесь надо остановиться вкратце на открытии понятия ИСТОРИИ. Для античных философов мир в общих чертах был вечен, либо менялся по кругу, выходя из огня и уничтожаясь для следующего возрождения. Христианская история подразумевает единоразовое творение, за которым происходит грехопадение человека (нарушение запрета Бога на поедание плодов дерева познания добра и зла). Августин видит в этом происшествии причину того, что мир поргужен во зло. Все поколения людей передают этот грех (непослушание Богу) по наследству, и весь род людей проклят именно из-за проступка их предков. Слудующий пункт христиансткой истории - искупление. Христос своей смертью искупает вину всего человечества, и с этого момента люди живут с чистого листа, каждый будет отвечать только за свои поступки. История человечества имеет цель - страшный суд, после которого наступит царство Бога. Августин подразумевает, что души грешников будут прокляты за свои грехи. Но если Бог знает все, в том числе и будущее, то получается, что он уже знает, кто будет праведником, а кто грешником. Бог создал мир уже зная, кто станет вести себя дурно и кто будет проклят. Справедливым такой порядок назвать очень трудно, а ведь Бог создал именно совершенный мир. Августин, таким образом, верит в предопределение, но опять его решение очень остроумно. Даже если Бог знает кто будет проклят, люди совершают грехи ПО СВОЕЙ СВОБОДНОЙ ВОЛЕ, поэтому он не виноват в том, что грешники обречены.


Оглавление

 

Возникновение теоретической науки (философии) в Древней Греции: от мифа к логосу. 1

Мифологическое мышление. 1

Первые натурфилософы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) 6

Диалектика Гераклита. 11

Элейская школа. Парменид. 15

Атомизм Демокрита. 18

Кризис натурфилософии. Софисты и Сократ. 20

Софисты. Протагор. 20

Философская школа Сократа против софистов. 25

Классическая нреческая философия. 35

Идеализм Платона. 35

Аристотель. Учение о материи и форме. 47

Философия и наука в Средневековье. 52

 



2019-11-21 225 Обсуждений (0)
Философия и наука в Средневековье 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия и наука в Средневековье

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)