Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предлоги, управляющие одним падежом



2019-11-13 528 Обсуждений (0)
Предлоги, управляющие одним падежом 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Предлог εἰς – «в, на» (куда?) употребляется только с винительным падежом: εἰς τὸν οὐρανόν – «в небо», εἰς τὴν πόλιν – «в город».

Предлог ἐν – «в, на» (где? когда?) употребляется только с дательным падежом: ἐν τῷ οὐρανῷ – «в небе», ἐν τῇ μάχῃ – «в битве».

Предлог ἐκ – «из, от, из-за» (откуда?) употребляется только с родительным падежом: ἐκ πολλῶν πόνων – «от (из-за) многих трудов», ἐκ τῆς νόσου – «из-за болезни».  Перед гласным предлог принимает вид ἐξ: ἐξ ἀγροῦ – «с поля».

 

УПРАЖНЕНИЯ

 

1. Определите типы слов по ударению: ὀφθαλμός, ἰδέα, ὀκτώ, ἄνθρωπος, ἥλιος, σχῆμα, χορός, δεσπότης, νοῦς, ὕπνος, σφαῖρα, φύσις, θεωρία, σχολή, ῥώμη, χαρακτήρ, γῆ, ἱπποδρόμος, δοῦλος, ἄροτρον, σατράπης, στράτευμα, εἰρήνη.

 

2. Объясните перемену места и типа ударения в именных и глагольных формах. Укажите долгие и краткие последние слоги:

γλῶττα – γλώττῃ, στρατιῶται – στρατιώτης, σώφρων – σῶφρον, τράπεζα – τραπέζης, ἄνθρωπος – ἀνθρώπου, δίκαιος – δικαίους, γυμνῆται – γυμνήταις, σπουδαῖοι – σπουδαίους, χώρα – χῶραι, διδάσκαλος – διδασκάλου.

 

3. Поставьте правильный знак ударения в следующих словах с ударением на втором слоге от конца:

νησος, παιδευω, βαινω, βαινε, μουσα, μουσης, γνωμη, γλωττα, πονος, δουλος, σκηπτρον, δολος, εἰχον, ἐχε, φευγε, φευγω, δημου, δοξα, τεχνη, δωρον, νομος.

 

4. Измените: а) место ударения; б) знак ударения при образовании грамматической формы слова:

а) διδάσκαλος – διδασκαλου, θάνατοι – θανατους, βέλτιον – βελτιων, ἄρχων – ἀρχοντων, πόλεμος – πολεμῳ, μάνθανε – μανθανω.

б) δήμου – δημος, Ἀθηναῖος – Ἀθηναιου, μοῦσῃ – μουσα, Ῥωμαίων – Ῥωμαιος.

 

5. Просклоняйте существительные, объясните постановку ударения: ἡ βίβλος – «книга», τὸ φυτόν – «растение», ὁ μῦθος – «слово», ὁ διδάσκαλος – «учитель», ἡ νῆσος – «остров», ὁ θυμός – «дух, душа».

 

6. Образуйте формы Род. и Дат. ед. и мн.ч. от существительных: ὁ ἀδελφός – «брат», ὁ φίλος - «друг», ὁ δοῦλος – «раб», ἡ ὁδός – «путь, дорога», ἡ παρθένος – «девушка», τὸ θέατρον – «театр». Объясните постановку ударения в этих формах.

 

7. Прочтите и переведите на русский язык. У существительных второго склонения укажите грамматические формы: падеж, число, род. Объясните постановку ударения.

 

1) Ὡς ὀϕϑαλμοὶ τὰ ἄστρα ἐν τῷ οὐρανῷ λάμπει. 2) Ὁ στρατηγὸς τοὺς ξένους ϰελεύει πρὸς τῇ πηγῇ ἡσυχάζειν. 3) Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ Λόγος. 4) Τῆς ἀμπέλου εὑρετὴς ἦν Δυόνυσος, ὁ τῆς Σεμέλης υἱός. 5) Πολλάϰις ἐν τῷ βίῳ οἱ λόγοι τῶν ἔργων μόνον σϰιά εἰσιν. 6) Ὁ βίος πολλάκις φέρει πόνον. 7) Τῲ ἀνθρώπῳ πρέπει ἐργάζεσθαι.

 

 

Сентенции

 

1. Λόγων μὲν ποταμός, νοῦ δὲ σταλαγμός. – Слов – река (поток), смысла же капля.

2. Σκηνὴ πᾶς ὁ βίος. ­– Вся жизнь – театр.

3. Λόγος ἔργου σκιά. – Слово – тень дела.

4. Τὰ κακὰ συνάγει τοὺς ἀνθρώπους ( Ἀριστοτέλης). – Несчастья соединяют людей.

5. Τὸ σπάνιον – τίμιον (Πλάτων). ­– Что редко, то дорого.

6. Κοινὰ τὰ φίλων (Διόγενης). – Имущество друзей — общее.

 

 

УРОК 3

 

 

Общие сведения о спряжении глагола

Греческий глагол изменяется по временам, наклонениям, залогам, лицам и числам. Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.

По окончанию формы первого лица единственного числа наст. времени акт. залога различаются два спряжения: первое на – ω и второе на – μι. Спряжение с использованием соединительных гласных называется тематическим, это спряжение на – ω; а спряжение без соединительных гласных называется атематическим, это второе спряжение на – μι. Мы изучаем сначала I спряжение на – ω. Соединительными гласными служат ο (перед μ и ν) и ε в остальных случаях .

Греческий глагол (verbum) имеет три основы: настоящего времени (praesentis), аориста (aoristi) и перфекта (perfecti).

Имеет 4 наклонения (modus): изъявительное (indicativus), сослагательное (conjunctivus), желательное (optativus), повелительное (imperativus).

Существуют три залога (genus): действительный (activum), средний, или медиальный (medium) и страдательный (passivum).

 Времена (tempus) делятся на две группы: а) главные времена: praesens, perfectum, futurum и б) исторические времена: imperfectum, aoristus, plusquamperfectum. Исторические времена в изъявительном наклонении обязательно имеют свой показатель – приращение, которое стоит в начале глагольной формы.

Именными отглагольными образованиями являются причастия (participium), неопределенная форма (infinitivus) и отглагольные прилагательные (adjectivum verbale).

 

Praesens indicativi activi

Глагол в форме настоящего времени изъявительного наклонения действительного залога (Praesens indicativi activi) обозначает действие или состояние, совпадающее с моментом речи, но может применяться и в рассказе о прошедших событиях (praesens historicum). Imperativus и infinitivus praesentis выражают не время, а несовершенный вид. Ударение в глагольных формах ставится как можно дальше от конца, согласно правилам ударения.

 Окончания глагола здесь следующие:

1. – ω                  – ο-μεν        

2. – εις             – ε-τε

3. – ει                  – ουσι(ν)

В третьем лице множественного числа прибавляется -ν «приставное» перед словом, начинающимся с гласного звука, а также перед знаками препинания. Такое -ν бывает и в других глагольных и именных формах, здесь оно указывается в скобках.

Повелительное наклонение не имело форм 1-го лица. Оно выражало побуждение к действию, которое на русский язык переводится формами несовершенного вида. Окончания этих форм в древнегреческом языке были следующие:

2. – ε                     – ε-τε

3. – έ-τω          – ό-ντων

Проспрягаем глагол λύω «я развязываю, освобождаю», παιδεύω «я воспитываю», φεύγω « я убегаю» в praes. ind. aсt. и imperat.:

Indicativus

Sg. 1 λύ - ω παιδεύ - ω φεύγ - ω
  2 λύ - εις παιδεύ - εις φεύγ - εις
  3 λύ - ει παιδεύ - ει φεύγ - ει
Pl. 1 λύ - ομεν παιδεύ - ομεν φεύγ - ομεν
  2 λύ - ετε παιδεύ - ετε φεύγ - ετε
  3 λύ - ουσι(ν) παιδεύ - ουσι(ν) φεύγ - ουσι(ν)

 

Imperativus

Sg. 2 λῦ - ε παίδευ - ε φεῦγε
  3 λυ-έτω παιδευ - έτω φευγ - έτω
Pl. 2 λύ-ετε παιδεύ - ετε φεύγ - ετε
  3 λυ-όντων παιδευ - όντων φευγ - όντων

 

Infinitivus.  Инфинитив praes. aсt. оканчивался  на – ειν:

λύειν «развязывать, освобождать»,παιδεύειν «воспитывать», φεύγειν «убегать».

Чтобы определить основу настоящего времени глагола на –ω, нужно от его словарной формы отсечь это окончание –ω. В инфинитиве ударение сохраняется на основе, т.к. последний слог долгий.

В повелительном наклонении в 3-м лице в обоих числах всегда стоит острое ударение на втором слоге, т.к. последний слог долгий. Во 2-м лице единственного числа следует быть внимательным с ударением, т.к. последний слог краткий, то оно стоит как можно дальше от конца, например: μάνθανε – «учись», γίγνωσκε – «узнавай», παίδευε – «воспитывай», δίδασκε – «учи», φεῦγε – «беги», θαύμαζε – «удивляйся», νόμιζε – «считай (кого кем)», ὀνόμαζε – «называй».

 

Imperfectum   indicativi   activi

Имперфект (Imperfectum) – это прошедшее время несовершенного вида; оно может обозначать также начало, попытку действия: ἔλυον — «я пытался освободить, я начал было освобождать». Имперфект образуется от основы настоящего времени с помощью приращения (аугмента) и окончаний исторических времен. Окончания имперфекта действительного залога следующие:

Sg.  1. – ο-ν        Pl. – ο-μεν

    2. – ε-ς       – ε-τε

    3. –ε(ν)          – ο-ν

 

В индикативе исторических времен, в том числе и имперфекта, присутствует приращение – augmentum.

Приращение

Приращение в исторических временах бывает двух видов: слоговое – прибавление ε к основе, начинающейся с согласного звука (λύω – ἔλυον), и временное – удлинение начального краткого гласного основы, при этом долгий гласный остается без изменения. Гласные удлиняются так: α, ε – η, ο – ω, ῐ – ῑ, ῠ – ῡ.

Например: ἄγω «веду» – ἦγον «вел»,  ἐλπίζω «надеюсь» – ἤλπιζον «надеялся», ὁπλίζω «вооружаю» – ὥπλιζον «вооружал», ἱδρύω «сооружаю» – ἵδρυον «сооружал», ὑβρίζω «оскорбляю» – ὕβριζον «оскорблял».

В дифтонгах удлиняется первая часть, причем йота становится подписной: αἴρω «поднимаю» – ᾖρον «поднимал», οἰϰίζω «населяю» – ᾤϰιζον «населял», αὐξάνω «увеличиваю»  – ηὔξανον «увеличивал». Дифтонги изменяются так: αι, ᾳ > ῃ, ει > ῃ (ει), οι > ῳ, αυ > ηυ, ευ > ηυ (ευ).

Некоторые глаголы, начинающиеся с ἐ-, имеют в приращении εἰ- (а не η-): ἔχω «имею» – εἶχον. Некогда корень этих глаголов начинался с сигмы, которая между гласными выпадала, вызывая их слияние: ἔσεχον – εἶχον.

Ниже дана парадигма спряжения глаголов λύω, παιδεύω,  φεύγω

Sg. 1 ἔ-λυ-ον ἐ- παίδευ - ον ἔ - φευγ - ον
  2 ἔ-λυ-ες ἐ - παίδευ - ες ἔ - φευγ - ες
  3 ἔ-λυ-ε(ν) ἐ - παίδευ - ε(ν) ἔ - φευγ - ε(ν)
Pl. 1 ἐ-λύ-ομεν ἐ - παιδεύ - ομεν ἐ - φεύγ - ομεν
  2 ἐ-λύ-ετε ἐ - παιδεύ - ετε ἐ - φεύγ - ετε
  3 ἔ-λυ-ον ἐ – παίδευ - ον ἔ - φευγ - ον

 

Ударение в имперфекте ставится как можно дальше от конца, согласно правилам  ударения, но не дальше аугмента.

В приставочных глаголах приращение  (аугмент) стоит между корнем  (основой) и приставкой, причем приставка восстанавливается в чистом (неассимилированном) виде: εἰσϕέρω «вношу» – εἰσέϕερον «я вносил», συλλέγω «собираю» – συνέλεγον «я собирал», ἐκβάλλω «выбрасываю» – ἐξέβαλλον «я выбрасывал»; συμβάλλω «сбрасываю» – συνέβαλλον «я сбрасывал».

Если приставка оканчивается на гласный, то последний гласный в приставках, за исключением приставок προ- и περι-, перед начальным гласным основы выбрасывается (элидируется): ϰαταβάλλω «сбрасываю» – ϰατέβαλλον «сбрасывал», но προβάλλω «бросаю вперед» – προέβαλλον «бросал вперед», περιβάλλω «окружаю» – περιέβαλλον «окружал».

 

Accusativus duplex

 

При глаголах со значением «называть, считать кого-либо кем-либо» употребляется двойной винительный падеж. Первый винительный является винительным прямого дополнения («считать кого, что»), при нем ставится артикль, а второй – винительным имени составного сказуемого («считать кем, чем»), при нем артикля не бывает. Эта синтаксическая конструкция называется Accusativus duplex. Двойной винительный ставится при глаголах: λέγω, ὀνομάζω («называть кого кем»); νομίζω, κρίνω («считать кого кем»).

Например: νομίζω σε ( Acc.I) ἐσθλόν ( Acc.II ) – «считаю тебя благородным»; λέγω τοὺς ἐναντίους ( Acc.I ) δειλούς ( Acc.II )«называю противников робкими»; οἱ ποιηταὶ τὰ ἄστρα ( Acc.I ) ὀφθαλμοὺς ( Acc.II ) τοῦ οὐρανοῦ ὀνομάζουσιν – «поэты называют звезды глазами неба». При глаголах в пассивном залоге двойной винительный превращается в двойной именительный (см.§31).

При некоторых глаголах вместе с винительным лица может употребляться винительный вещи («учить, требовать, лишать» и др.): Οἱ Πέρσαι διδάσϰουσι τὰ τέϰνα σωϕροσύνην. – «Персы учат детей умеренности».

 

 

Отрицательные частицы

 

Отрицательные частицы — οὐ (οὐκ перед гласными с тонким придыханием, οὐχ перед гласными с густым придыханием и придыхательными согласными) и μή – не.

Частица οὐ употребляется в повествовательных предложениях с индикативом: οὐ λέγω («не говорю»), οὐκ ἀκούω («не слышу»), οὐ βαδίζω («не иду»).

Частица μή употребляется: при императиве, конъюнктиве, оптативе и инфинитиве. Например, в императиве: μὴ λέγε («не говори»), μὴ ἄκουε («не слушай»), μὴ βάδιζε («не ходи»).

Если отрицательная частица (οὐ или μή) предшествует отрицательному местоимению, наречию или союзу, то смысл всего предложения отрицательный; если же следует за этими словами, — то смысл положительный, например: οὐκ οἶδεν οὐδείς «никто не знает», οὐδεὶς οὐκ οἶδεν «всякий знает» (= «нет никого, кто бы не знал»).

 

 

§ 20. Спряжение  глагола  εἰμί  (быть) в praesens и imperfectum

 

В презенсной системе отсутствуют соединительные гласные и личные окончания присоединяются непосредственно к глагольной основе.

Все формы презенсного индикатива, кроме формы 2-го л. ед. ч., являются энклитиками.

     

    Praesens Imperfectum
1 εἰμί
2 εἶ ἦσθα
3 ἐστί(ν) ἦν
1 ἐσμέν ἦμεν
2 ἐστέ ἦτε
3 εἰσί(ν) ἦσαν

 

Инфинитив: εἶναι; причастия: м.р. ὤν, (Gen. ὄντος), ж.р. οὖσα, (Gen. οὔσης), ср.р. ὄν (Gen. ὄντος)         

В текстах наиболее часто встречаются глаголы-связки: ἐστι(ν) – «есть», εἰσι(ν) – «суть», ἦν – «был (-а, -о)», ἦσαν – «были». 

                

                



2019-11-13 528 Обсуждений (0)
Предлоги, управляющие одним падежом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предлоги, управляющие одним падежом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)