В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ДОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Учебно-методическое пособие
Челябинск 2017 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
В.С. Васильева Е.А. Буркова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ДОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Учебно-методическое пособие Челябинск 2017 УДК 378 (076): 371.9 (076) ББК 74.480.26я7: 74.5я7 В 19 Васильева, В.С. Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие [Текст] / В.С. Васильева, Е.А. Буркова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 239 с.
ISBN
В учебно-методическом пособии представлены материалы для студентов, обучающихся по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, уровень образования бакалавриат, профильная направленность Дошкольная дефектология, для прохождения педагогической практики в дошкольных организациях для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Раскрыты требования к прохождению педагогической практики, представлены рекомендации по заполнению отчетной документации. Предложены наиболее оптимальные формы обязательной для заполнения документации, матрицы индивидуальных и подгрупповых занятий, образцы отчета и самоанализа прохождения практики. Издание предназначено студентам дневной и заочной формы обучения, педагогам-дефектологам ДОО, руководителям практики.
Рецензенты: Л.А. Дружинина, канд. пед. наук, доцент Л.М. Лапшина, канд. биол. наук, доцент
ISBN
© В.С. Васильева, 2017 © Е.А. Буркова, 2017 © Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017 Введение
Настоящее методическое пособие предназначено для помощи студентам при прохождении педагогической практики в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Педагогическая практика в процессе подготовки бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, уровень образования бакалавриат, профильная направленность Дошкольная дефектология имеет большое значение для получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Получение высшего образования по направлению Специальное (дефектологическое) образование по профилю Дошкольная дефектология предполагает овладение обучающимися теоретическими знаниями как по специальной дошкольной педагогике и специальной психологии, так и смежных дисциплин и практическими навыками коррекционно-педагогической работы. Все это может обеспечить комплексный подход к подготовке будущих учителей-дефектологов. В целом методическое пособие дает возможность ознакомиться с этапами и содержанием педагогической практики, спецификой выполнения отчетных форм деятельности на каждом этапе. По каждому этапу предлагается перечень отчетной документации и примеры ее письменного оформления. Актуализируется исследовательский потенциал и творческие способности обучающихся. Предлагаются методические материалы, способствующие формированию профессиональных компетенций будущих специалистов и расширяющие сферу их профессиональных знаний, умений и навыков. В предлагаемом учебно-методическом пособии: раскрыты цели и задачи педагогической практики; представлена информация об организации и содержании педагогической практики в дошкольной образовательной организации для детей с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; представлены требования к самостоятельной работе обучающихся в период прохождения практики; раскрыты критерии оценивания обучающихся в период прохождения практики. В пособии представлены методические материалы в помощь обучающемуся практиканту: примерное содержание адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата; протоколы обследования детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата; формы конспектирования занятия; схемы анализа коррекционно-развивающих занятий; вариант алгоритма для проведения самоанализа; варианты различных типов коррекционно-развивающих занятий (индивидуального, подгруппового и фронтального). Обучающимся рекомендуется современные литературные источники теоретического и методического уровня, которые помогут в организации и содержательном наполнении практики. Для выхода на педагогическую практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры нарушения опорно-двигательного аппарата при различных патологиях, выделенных в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях, осознанием основных технологий диагностики и коррекции нарушений психофизического развития дошкольников с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, инновационных технологий интеграции, инклюзии, социализации дошкольников с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры нарушения опорно-двигательного аппарата при различных патологиях, выделенных в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях, осознанием основных технологий диагностики и коррекции нарушений психофизического развития дошкольников с НОДА, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребенка с НОДА, инновационных технологий интеграции, инклюзии, социализации дошкольников с НОДА. В процессе теоретической подготовки к данной практике студенты должны овладеть умениями выводить заключение по итогам психолого-педагогического обследования, как показателя глубокого понимания структуры дефекта, прогноза коррекционного воздействия и выбора программы коррекционного воспитания или обучения. Бакалавры должны владеть навыками использования имеющихся социогуманитарных и естественнонаучных знаний в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии дошкольников с НОДА, умениями выбирать программу коррекционной работы после тщательной психолого-педагогической диагностики; умениями планировать свою профессиональную деятельность; умениями составлять конспекты коррекционных занятий; умениями консультировать семьи детей с НОДА и педагогов, работающих с детьми с НОДА. При подготовке к данному виду практики студенты должны овладеть приемами и методами диагностики нарушений психофизического развития, определения заключения, по итогам обследования, психолого-педагогической коррекции различных нарушений развития на индивидуальных занятиях. Обучающиеся должны владеть технологиями определения и реализации содержания и организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования детей с НОДА, навыками и приемами развития личности, мотивации и способностей детей с НОДА в различных видах деятельности, охватывающих следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Также необходимо владеть навыками и приемами консультирования; технологиями первичных навыков исследования и проектирования собственной профессиональной деятельности. Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-дефектолога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Задачи практики: - ознакомление с задачами и функциями учителя-дефектолога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со спецификой работы в данной конкретной организации; - изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом их возрастных особенностей, особенностей и структуры взаимодействия сотрудников дошкольной образовательной организации в сопровождении дошкольников с ДОО; - овладение умениями анализировать занятия учителя-дефектолога, методами и методиками обследования особенностей психофизического развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, протоколы индивидуального обследования дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умениями составления конспектов коррекционных занятий, с учетом возрастных особенностей дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата; навыком сбора информации для проведения лекции или доклада по основным теоретическим вопросам; навыками подготовки воспитательных мероприятий, навыками составления рекомендаций по воспитанию и обучению дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, навыками составления конспектов занятий по основным образовательным областям в дошкольном образовательной организации, осуществляющей обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |