Методика руководства трудовой деятельностью д.д.в.
Специфика труда д.д.в.:1.Ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей. 2.Труд детей носит воспитывающий характер. 3. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. 4.В процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и умения, а навыки, помогающие ребенку стать независимым, самостоятельным. 5.Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер. 6.В детском труде формируются все компоненты деятельности (цель, мотив, планирование, сам процесс деятельности, результат), но они находятся в стадии развития и предполагают помощь взрослого. Трудовая деят-ть- это понятие обобщающее разные виды труда, состоящие из трудовых процессов (одевание, раздевание, мытье рук, накрывание на стол, вытирание пыли и т.д.) Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:I. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения. Принципы организации детского труда: I. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка 2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. 3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. 4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Подготовка воспитателя к проведению трудового процесса: Организуя труд детей, воспитатель должен заранее продумывать содержание труда, форму объединения детей, должен учитывать возраст и индивидуальные особенности детей; определить время и содержание работы, организацию детей, планирование в течение дня. Формирование трудовых навыков: Становление элементар. ТД в дошк.в-те происходит в процессе взаимодействия со взрослым. Современный псих.-пед. исследования показ., что дет. труд и игра как бы «вырастают» из предметной деят-ти. Труд.акт-ть не присуща р-ку изначально, но первоначальные её предпосылки заклад. в ран. в-те. Они связ. с развитием произвольных действий, формир. манипул. орудийных действий, установлением связи м/у действием и рез-том, стремлением р-ка к сам-ти в решении простейших практич. задач в самообсл-ии. Так овладение рез-ными действиями (умение сам-но есть ложкой, намыливать руки и т.д.) позвол. детям осознавать свои возм-ти, становится мотивом самоутверждения.Инт-с к отд-ым действиям с предметами в дальнейшем проявл. в желании наблюдать за трудом взр.,подражать их действиям с предметами. Познавая мир вещей р-к знаком. с будущими предметами труда, материалами, инструментами д/ТД. Акт-ть р-ка направлена не на рез-т, а на процесс. Р-ка увлекает сам процесс, многие операции превращает в игру, часто труд уступает место игре. Т.о., д/детей ран.в-та предметную акт-ть следует рассматривать как предпосылки к игровой и ТД. В этом в-те дет.труд чаще всего находит свое отражение в игре. Подражание труд. действиям взрослого явл-ся гл. сод-ем дет. игры, и тем самым способствует становлению ТД. Люблинская назвала игры малышей полуигрой- полутрудом. Этот этап акт-ти закономерен и важен в развитии дошк-ка, становления труд. и игр. деят-ти.В тоже время длит. задержка детей на этапе предметной акт-ти не желательна, т.к. сдерживает позитивное влияние игры и дет. труда на развитие л-ти. Логинова доказала, что при условии спец. обучения дети ср. и стар. в-та способны осущ-ть простейшие труд. процессы, посильные их в-ту, целостно от постановки цели до получения рез-та. Однако связь игры и труда не прерывается даже в стар. в-те. Дет.т руд начинает обслуживать игру (владея навыками ручного труда дети легко переходят от игры к изгот. необход. атрибутов д/игры, а потом снова играют). Выполняя труд. задание дети стар. в-та охотно берут на себя игровые роли. Овладение р-ком компонентами трудовой деят-ти: Компоненты трудовой деятельности: Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). Цель - это то, к чему надо стремиться, развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели: зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого результата в виде рисунка, посильность его достижения. Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу, вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6—7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка. Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду, в соответствии с ФГОС результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Формирование навыков самоконтроля, оценка трудовой деят-ти детей Планирование последовательности трудовых действий осуществляется с помощью взрослого в ст.дошк. возрасте. Планирование имеет ряд особенностей: планируют процесс исполнения работы, не включая организацию; намечают основные этапы работы, но не способы исполнения; не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического. Ребенок овладевает трудовыми действиями постепенно. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть чашку, подмести, убрать постель, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять. Младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно увидеть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте отношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуются, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.Такая операция как оценка сложна для малышей и более легко удается старшим дошкольникам. С помощью взрослого старшие дети учатся
Содержание, виды трудовой деят-тид.д.в., формы её организации. Содержание ТД в разных возрастных группах: Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание,раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Трудности: недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость. Однако Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства . Хозяйственно – бытовой труд- это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т.д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учиться создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием этого вида труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике), озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Самостоятельный труд детей и формы его организации: Поручения – задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности (исследования В.Г.Нечевой, А.Д.Шатовой). Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природе, по подготовке к занятиям. Коллективный труд, по способу организации делится на труд рядом,общий труд, совместный труд. Труд рядом - обычно организуется в младшей группе (средняя, старшая и подготовительная к школе группы при новых усвоениях навыков), по 3- 4 ребёнка, каждый выполняет одинаковую работу (убрать кубики). Общий труд - объединяет 8- 10 человек, начинается со средней группы, в нём нет разделения труда, детей объединяет общая цель и обобщение результатов труда. Совместный труд (пооперационный) - присутствует в подготовительной группе, объединяет до 15 человек, особенность такого объединения - наличие в нём ряда последовательных этапов, дети оказываются в зависимости друг от друга, работа, выполненная одним ребенком передается другому. Каждый выполняет свою операцию.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (386)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |