Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика руководства трудовой деятельностью д.д.в.



2019-11-21 386 Обсуждений (0)
Методика руководства трудовой деятельностью д.д.в. 0.00 из 5.00 0 оценок




Специфика труда д.д.в.:1.Ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей.

2.Труд детей носит воспитывающий характер. 3. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой.

4.В процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и умения, а навыки, помогающие ребенку стать независимым, самостоятельным. 5.Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер. 6.В детском труде формируются все компоненты деятельности (цель, мотив, планирование, сам процесс деятельности, результат), но они находятся в стадии развития и предполагают помощь взрослого.

Трудовая деят-ть- это понятие обобщающее разные виды труда, состоящие из трудовых процессов (одевание, раздевание, мытье рук, накрывание на стол, вытирание пыли и т.д.)

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:I. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

Принципы организации детского труда:

I. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему.

3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение.

Подготовка воспитателя к проведению трудового процесса:

Организуя труд детей, воспитатель должен заранее продумывать содержание труда, форму объединения детей, должен учитывать возраст и индивидуальные особенности детей; определить время и содержание работы, организацию детей, планирование в течение дня.

Формирование трудовых навыков:

Становление элементар. ТД в дошк.в-те происходит в процессе взаимодействия со взрослым. Современный псих.-пед. исследования показ., что дет. труд и игра как бы «вырастают» из предметной деят-ти. Труд.акт-ть не присуща р-ку изначально, но первоначальные её предпосылки заклад. в ран. в-те. Они связ. с развитием произвольных действий, формир. манипул. орудийных действий, установлением связи м/у действием и рез-том, стремлением р-ка к сам-ти в решении простейших практич. задач в самообсл-ии. Так овладение рез-ными действиями (умение сам-но есть ложкой, намыливать руки и т.д.) позвол. детям осознавать свои возм-ти, становится мотивом самоутверждения.Инт-с к отд-ым действиям с предметами в дальнейшем проявл. в желании наблюдать за трудом взр.,подражать их действиям с предметами. Познавая мир вещей р-к знаком. с будущими предметами труда, материалами, инструментами д/ТД. Акт-ть р-ка направлена не на рез-т, а на процесс. Р-ка увлекает сам процесс, многие операции превращает в игру, часто труд уступает место игре. Т.о., д/детей ран.в-та предметную акт-ть следует рассматривать как предпосылки к игровой и ТД. В этом в-те дет.труд чаще всего находит свое отражение в игре. Подражание труд. действиям взрослого явл-ся гл. сод-ем дет. игры, и тем самым способствует становлению ТД. Люблинская назвала игры малышей полуигрой- полутрудом. Этот этап акт-ти закономерен и важен в развитии дошк-ка, становления труд. и игр. деят-ти.В тоже время длит. задержка детей на этапе предметной акт-ти не желательна, т.к. сдерживает позитивное влияние игры и дет. труда на развитие л-ти. Логинова доказала, что при условии спец. обучения дети ср. и стар. в-та способны осущ-ть простейшие труд. процессы, посильные их в-ту, целостно от постановки цели до получения рез-та. Однако связь игры и труда не прерывается даже в стар. в-те. Дет.т руд начинает обслуживать игру (владея навыками ручного труда дети легко переходят от игры к изгот. необход. атрибутов д/игры, а потом снова играют). Выполняя труд. задание дети стар. в-та охотно берут на себя игровые роли.

Овладение р-ком компонентами трудовой деят-ти:

Компоненты трудовой деятельности:

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим).

Цель - это то, к чему надо стремиться, развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели: зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого результата в виде рисунка, посильность его достижения.

Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу, вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6—7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.

Трудовые действия это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению.

Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду, в соответствии с ФГОС результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность.

Формирование навыков самоконтроля, оценка трудовой деят-ти детей

Планирование последовательности трудовых действий осуществляется с помощью взрослого в ст.дошк. возрасте. Планирование имеет ряд особенностей: планируют процесс исполнения работы, не включая организацию; намечают основные этапы работы, но не способы исполнения; не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.

 Ребенок овладевает трудовыми действиями постепенно. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть чашку, подмести, убрать постель, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять. Младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно увидеть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте отношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуются, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.Такая операция как оценка сложна для малышей и более легко удается старшим дошкольникам. С помощью взрослого старшие дети учатся
оценивать процесс выполнения и результат своей работы. Результат видят
все дошкольники. Однако младшим интересен лишь сам процесс выполнения
трудовых действий, старшие стремятся к получению результата.Таким образом, говорить о трудовой деятельности у младшихдошкольников преждевременно, речь может идти лишь о формировании.

 

Содержание, виды трудовой деят-тид.д.в., формы её организации.

Содержание ТД в разных возрастных группах:

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание,раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Трудности: недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость. Однако
уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя,добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий,самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. Все этотребует от него терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержкималышей.В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны всамообслуживании, и этот вид труда становится их постояннойобязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышениитребований к качеству действий, к организованному поведению в процессеухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует удетей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к
товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыкисамообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы,связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательныхзадач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыковповедения в окружении сверстников. Воспитатель на конкретных примерах
разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться враздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умываниипропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобыприступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы всеумылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинитьнеудобства кому-либо, и т.п. Все это формирует у детей элементарнуюпредупредительность, уважительное отношение к окружающим.Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной
жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их
трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ниподдержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощьвзрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечатьлюбое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и пособственной инициативе устранять его.В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детейэлементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол,приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья научастке, сметать снег со скамеек и т.д. Он обязательно оцениваетнравственную сторону трудового участия детей. В средней группесодержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети
полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают
кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на
участке и т. д. Используя их возросшие возможности и учитываясформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труденеобходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностейинициативу в выполнении порученных дел.
В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд ещеболее обогащается по содержанию. Дети поддерживают чистоту в комнате ина участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам.Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит вумении самостоятельно организовать его: подобрать необходимыйинвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы.Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями
и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, вцветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развитиянаблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому,любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физическогоразвития детей, совершенствования движений, повышения выносливости,развития способности к физическому усилию.В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок,поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупныесемена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода,
подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитательназывает растения, их части, производимые в труде действия; это расширяетдетский словарь, активизирует его. Педагог разъясняет необходимость уходаза растениями и животными. В средней группе труд усложняется. Дети самиполивают растения, учатся определять потребность во влаге, выращиваютовощи, с помощью воспитателя готовят корм для животных. Педагогразъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называетсяи как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с
наблюдениями за ними. Для старшей группы в уголке природы помещаютсярастения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огородевысаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, чтопозволяет сделать труд более систематическим.Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают
растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев,рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения,перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике,высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (дляподкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдатьза ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения,различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это
расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой
интерес к ним.В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся
устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживатьзакономерности. Расширяются сведения о растениях и животных, о приемахухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей втрудовых делах. У детей повышается ответственность за состояние живогоуголка, огорода и цветника.
Ручной труд - изготовление предметов из разнообразных материалов:картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломыкоры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала(катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. -осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливаютнеобходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки,домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком
родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственномвоспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудитьсяради того, чтобы доставить им удовольствие.Ручной труд развивает конструктивные способности детей,творчество, фантазию, выдумку. В процессе работы они знакомятся сосвойствами различных материалов, способами их обработки и соединения,учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманныхпредметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимопроявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получилсяпрочным, имел опрятный, нарядный вид. Все это оказывает большоевоспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства инравственно-волевые качества.Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трехосновных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовойдеятельности.
Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически даетодному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальныеособенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручениямогут быть кратковременными или длительными, индивидуальными илиобщими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретноедействие) или более сложными, включающими в себя целую цепьпоследовательных действий.Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детейинтереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенокдолжен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести
дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты,содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принестилейку, снять с куклы платье для стирки и т.д.). В средней группе заданияболее сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но иэлементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить
последовательность ее и т. п.). В старшей группе индивидуальные порученияорганизуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты
умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Большинствопоручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми.Воспитатель поручает детям вместе убрать полки с игрушками, подклеитькоробки для дидактических игр, вымыть строительный материал и др. Детивыполняют общее для всех задание, что ставит их перед необходимостьюсамостоятельно распределить работу между участниками, совместно еевыполнить, убрать после работы. Это способствует формированию началколлективизма, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу,оказывать помощь при затруднениях.Дежурства – форма организации труда детей, предполагающаяобязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживаниеколлектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что
обеспечивает систематичность их участия в труде. Они ставят ребенка вусловия обязательного выполнения определенных дел, нужных дляколлектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность передколлективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работыдля всех.Дежурства вводятся постепенно. В младшей группе в процессевыполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые длянакрывания на стол, стали более самостоятельны при выполнении работы.Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой.
В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Воспитательучит детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать сучетом действий товарища, договариваться о том, кто и какую часть работыбудет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силамприемам труда.В старшей группе появляется больше возможностей для организацииколлективного труда детей: уборка групповой комнаты или участка, разбивкаогорода, цветника, сбор урожая, семян, оформление зала к празднику и т.д.В процессе коллективного труда воспитатель уделяет большоевнимание характеру взаимоотношений, складывающихся между детьми,способствует проявлению заботы, дружбы, подсказывает, как надопоступить, учитывая складывающиеся ситуации. По окончании работыпедагог подчеркивает преимущество коллективного труда, хвалит тех, ктотрудился добросовестно.Систематическое участие детей в общем труде позволяет сформироватьу них умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственнойинициативе на помощь товарищам. Для того чтобы дети могли выполнятьтрудовые поручения, нести обязанности дежурных, включаться вколлективный труд, они должны овладеть необходимыми умениями.Обучение дошкольников самым разнообразным трудовым умениям,необходимым для всех видов труда, начинается уже в младших группах.
Важно с самого начала поддерживать старания детей, не дать импочувствовать свою неумелость, создавать положительное отношение ктруду. Для того чтобы обучение трудовым умениям шло успешно, надосформировать у детей интерес к работе. Этому способствуетдоброжелательный тон предложений и советов, готовность прийти на
помощь, умение убедить нерешительных затрудняющихся детей в том, чтоони обязательно смогут выполнить предложенное дело.Педагог формирует у детей умение проявлять усилия, бытьаккуратными, выполнять задание до конца. Особую роль играет разъяснениеего значимости.Контроль и оценка педагогом работы детей повышает у них чувствоответственности за порученное дело, желание выполнить его хорошо. С
ростом умений детей возрастают и требования, поэтому, оценивая работустаршего дошкольника, воспитатель подчеркивает его умение действовать вхорошем темпе, ловко, уверенно, поддерживает инициативу, смекалку,организационные навыки.Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации труда детей. Для хозяйственно-бытового труданеобходимы фартучки, тазики, подносы; для труда в природе - лопаты,грабли, лейки. Необходимо наличие и различных материалов: семян дляпосевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей и т.д. Всеоборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества исоответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид - все это радует
детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическоеудовольствие.
Особенности труда по самообслуживанию, хоз-быт. труда, труда в природе, ручного труда:

Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства .

Хозяйственно – бытовой труд- это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т.д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учиться создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием этого вида труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике), озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.

Самостоятельный труд детей и формы его организации:

Поручения – задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности (исследования В.Г.Нечевой, А.Д.Шатовой).

Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природе, по подготовке к занятиям.

Коллективный труд, по способу организации делится на труд рядом,общий труд, совместный труд.

Труд рядом - обычно организуется в младшей группе (средняя, старшая и подготовительная к школе группы при новых усвоениях навыков), по 3- 4 ребёнка, каждый выполняет одинаковую работу (убрать кубики).

Общий труд - объединяет 8- 10 человек, начинается со средней группы, в нём нет разделения труда, детей объединяет общая цель и обобщение результатов труда.

Совместный труд (пооперационный) - присутствует в подготовительной группе, объединяет до 15 человек, особенность такого объединения - наличие в нём ряда последовательных этапов, дети оказываются в зависимости друг от друга, работа, выполненная одним ребенком передается другому. Каждый выполняет свою операцию.



2019-11-21 386 Обсуждений (0)
Методика руководства трудовой деятельностью д.д.в. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика руководства трудовой деятельностью д.д.в.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)