Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ : ТРУД , ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ , ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ



2019-11-22 2563 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ : ТРУД , ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ , ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ 5.00 из 5.00 4 оценки




Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомните пословицы о труде и отношении людей к труду. («Праздность — мать всех пороков». «Ничего не де­лая, люди учатся делать дурное». «Труд делает заботы незаметны­ми»). Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, произведениях классиков литературы: «Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай» (А. Чехов). «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство» (Л. Толстой).

Что такое труд?

В «Большом энциклопедическом словаре» дано такое определе­ние: труд — это «целесообразная деятельность человека, направ­ленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». В словаре русского языка С.И.Ожегова мы читаем: «Труд — целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физи­ческого напряжения».

Определение, данное в словаре С. И. Ожегова, в наибольшей сте­пени отражает сущность изучаемого понятия: деятельность, требу­ющая напряжения, причем напряжения не только физического, но и умственного. Значит, труд это напряжение умственных и фи­зических сил человека с целью создания новых или преобразования уже созданных предметов для удовлетворения потребностей.

Переведя это определение на педагогический язык, мы пони­маем труд ребенка как умение и желание испытывать напряжение (физическое и умственное) для того, чтобы удовлетворять свои по­требности в жизнеобеспечении (есть, когда голоден, одеваться, ког­да холодно, и т.д.) и социальных нуждах (в игре, в познании и т.д.). Значит, педагогической задачей является приучение ребенка к тому,

чтобы он испытывал напряжение с удовольствием, с желанием и пониманием необходимости такого напряжения. Это процесс дли­тельный, с постепенным усложнением, коррекцией, преодолением трудностей.

Это и есть трудовое воспитание.

Существенное значение трудовому воспитанию придавал К.Д.Ушинский, который во многих своих работах определил свой методологический и теоретический взгляд на труд детей. Он, в част­ности, писал: «Воспитание не только должно развивать ум, воору­жать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Известно, что большое значение труду придавали А.С.Мака­ренко, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский. В первые годы после победы революции, когда встал вопрос о создании школы нового типа, вопросы трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и дошкольников, стояли очень остро. Сегодня нам важно хотя бы в общих чертах изучить тенденции в развитии трудового воспитания в те годы, так как они оказали определяющее влияние на содержание воспитания детей в общественных дошкольных учреждениях.

Уже первый съезд по дошкольному воспитанию (1919 г.) опреде­лил содержание труда дошкольников и требования к нему. Счита­лось обязательным вводить труд по самообслуживанию, работу на огороде »'в саду, ручной труд с различными материалами, привле­кать детей к уборке комнаты, стирке. Заслугой съезда было то, что были определены требования к организации детского труда, учи­тывающие особенности возраста: труд должен быть посильным и понятным по цели, должен доставлять детям радость, дети должны трудиться «хорошо и по возможности красиво». Определялись две ведущие задачи трудового воспитания: научить детей трудиться с радостью и приучать работать коллективно. В том же 1919 г. на кон­ференции по теме «О трудовом начале в дошкольном учреждении» разгорелась дискуссия. Обсуждалось два взгляда на трудовое вос­питание дошкольников: дети в детском саду должны выполнять всю работу по поддержанию чистоты в помещении, стирке, приготов­лению пищи, выращиванию овощей на огороде, т.е. возможен от­каз от технического персонала — это была одна точка зрения. Труд следует вводить как воспитательный элемент, он должен быть по­сильным и в небольшом объеме — это вторая точка зрения. Одно­значного решения конференция не приняла.

На втором съезде по дошкольному воспитанию (1921 г.) снова обсуждался вопрос о трудовом воспитании дошкольников. Была

выдвинута задача воспитания коллективизма в труде и игре. Ребе­нок должен чувствовать себя частью общего коллектива, а не изо­лированной от общества самостоятельной личностью.

Дальнейшее развитие вопросы трудового воспитания получили на третьем съезде по дошкольному воспитанию (1924 г.). Съезд был посвящен пересмотру содержания работы в дошкольных учреж­дениях в связи с введением программы единой трудовой школы. Было принято решение: «строить работу дошкольных учреждений, исходя из задач воспитания, диктуемых классовыми интересами пролетариата, из учения о ребенке как продукте социальной сре­ды». Предпочтение отдавалось общественному и производствен­ному труду, подчеркивалась важность совместного труда детей и взрослых. Работник Наркомпроса (Народный комиссариат про­свещения) Р. Прушицкая призывала дошкольных работников обо­рудовать детские сады специальными станками, чтобы дети могли на них работать.

Механическое перенесение в детский сад политехнического образования привело к тому, что в работе детского сада перестали обращать внимание на важные для детства аспекты работы. В этот период было гонение на куклу, на сказку, что, конечно, вело к зани­жению роли игры, да и мешало трудовому воспитанию, формиро­ванию личности ребенка в труде. Труд стал соотноситься не с игрой, а с ударными задачами производства. Против такого направления в работе резко выступали Н. К. Крупская и А. В. Суровцева.

В 1929 г. вышла книга педагога-педолога С. С. Моложавого «Игра и труд», в которой автор высказывает свою позицию на игру как ориентировочную деятельность и на труд как на жизненно-приспособительную деятельность. Он подчеркивал роль каждого из названных видов деятельностей, показывая специфическую функцию игры и труда в развитии личности ребенка: игра через от­ражение в ней деятельности взрослых дает возможность ребенку ориентироваться в окружающей социальной жизни, познавать ее опосредованно, преломляя свое понимание, свою интерпретацию увиденного вокруг в доступной игровой деятельности. А труд дает возможность овладеть человеческими способами владения предме­тами, их созданием, дает возможность понимать и практически удо­влетворять свои жизненные потребности, помогая приспособиться к условиям социальной жизни.

На четвертом съезде дошкольного воспитания (1928 г.) вновь обсуждался вопрос о трудовом воспитании дошкольников. Впер­вые был поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей. Нужны были специальные научные исследования, которые бы доказательно ответили на многие вопросы, связанные со спецификой трудового воспитания детей дошкольного возраста. Такие исследо­вания были проведены позже, а в те годы специалисты на практике, часто путем проб и ошибок, отрабатывали методы трудового вос­питания.

В 30-е — 40-е гг. намечается новое направление во взглядах на трудовое воспитание: сочетание собственной трудовой деятель­ности с наблюдением за трудом взрослых. Вновь поднимается во­прос о связи игры с трудом. В 1935 г. выходит книга Р. И. Жуковской «Игры и трудовые занятия в детском саду», где показана возможная и продуктивная для развития ребенка связь труда с игрой. Показа­но, что дошкольники с удовольствием трудятся, если результаты их труда направлены на игру, на ее совершенствование и развитие.

В годы Великой Отечественной войны трудовому воспитанию уделялось много внимания, практические работники искали такое его содержание и методы, которые бы отвлекали детей от тягот жизни, приносили им радость.

В послевоенные годы, вплоть до начала 60-х гг. проблеме трудо­вого воспитания практически внимания не уделялось. Но именно в эти годы были предприняты первые целенаправленные исследо­вания, которые позволили определить содержание систематиче­ского трудового воспитания и наметить в программе воспитания в детском саду (в 1962 г.) подступы к трудовому воспитанию с тре­тьего годаужизни ребенка (З.Н.Борисова, В.Г.Нечаева). И все же продолжалась тенденция связывать трудовое воспитание дошколь­ников с трудом взрослых, с наблюдением за этим трудом. Ведущей оставалась мысль о том, что трудовое воспитание дошкольников осуществляется лишь под влиянием ознакомления с трудом взрос­лых. И лишь работы Я.З.Неверович экспериментально показали, что знания, не соединенные с практикой, не могут рождать мотивы собственной трудовой деятельности.

С 1964 г. начинаются систематические углубленные исследо­вания проблемы трудового воспитания (В.Г.Нечаева, Е.И.Радина, позже И. Лаунер, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, А. Д. Шатова, В.И.Логинова, Д.О.Дзинтере и многие другие). Именно эти иссле­дования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности до­школьника.

Потребность в такого рода исследованиях была вызвана тем, что практика была лишена конкретных научно обоснованных рекомен­даций к организации детского труда в детском саду и дома. Да, в содержании программы воспитания в детском саду был выделен труд, была определена центральная задача трудового воспитания: воспитывать у детей интерес к труду взрослых и формирование у детей трудовых навыков и умений. Однако правильно поставлен­ная задача зачастую реализовалась формально. Детей не приучали ответственно относиться к выполнению трудовых заданий, взрос­лый всегда находился рядом и был готов помочь ребенку даже в тех случаях, когда ребенок вполне мог справиться сам. Дети очень быстро привыкали к такой позиции, как своей, так и взрослого, и не стремились проявлять усердие и ответственность. Не застелил после сна свою кровать аккуратно, ничего, воспитатель подойдет и быстро исправит положение, повесил небрежно полотенце, ничего, это сделает воспитатель. Дети привыкали к необязательности тща­тельного выполнения работы, труд превращался в формальность, что, конечно же, не могло не отразиться на качестве нравственно-трудового воспитания.

Так как такое положение дел с трудовым воспитанием было по­всеместным, то предполагалось, что дети-дошкольники не способ­ны выполнять трудовые задания. Однако проведенная серия ис­следований доказала неправомерность такого мнения. И те детские сады, в которых внедрялись рекомендации исследователей, показа­ли высокие результаты.

Тем не менее, в 90-е гг., после принятия в 1989 г. новой концеп­ции дошкольного воспитания (В.В.Давыдов, В.А.Петровский) на­чался этап «забвения» этой важной проблемы. В новых программах воспитания дошкольников исключается раздел трудового воспита­ния, на страницах профессиональных журналов редко встречаются статьи по проблеме трудового воспитания. Данная тенденция была не только неправомерна, но таила в себе опасность задержки в раз­витии личности ребенка.

В 2009 г. выходит документ, отражающий федеральные госу­дарственные требования (ФГТ) к содержанию работы дошколь­ных учреждений и составлению программ для них. Указано, что содержание работы дошкольных учреждений должно носить ин­тегрированный характер. При этом все содержание предлагалось объединить в десять образовательных областей. Среди них отдель­ной образовательной областью был «Труд». Такая «реабилитация в правах» труда и трудового воспитания, безусловно, явление поло­жительное. И в серии новых программ, составленных по ФГТ, по­явился труд, как существенная составляющая воспитания ребенка дошкольного возраста. Правда, содержание труда детей почти во всех программах осталось прежним, таким, каким оно было сформулировано еще в 30-е годы, и лишь в программе «Счастливый ребенок» добавлен важный вид труда — умственный труд, который на современном этапе развития дошкольников чрезвычайно важен и, конечно, доступен ребенку в пределах возможностей возраста.

В 2013 г. разрабатываются Федеральные государственные об­разовательные стандарты дошкольного образования. В стандар­тах содержится уже не девять, а пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физиче­ское развитие. Труд не выделяется как самостоятельная образова­тельная область. Он обозначен в ряду других видов деятельности, но его содержание представлено очень сжато по сравнению с преж­ними программами: «самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)». И все же реабилитация труда, за­крепленная в стандарте дошкольного образования, явление поло­жительное и открывающее путь к исследованиям и практике этой важной проблемы.

Рассмотрим еще одно понятие, которое часто употребляется, когда речь идет о трудовом воспитании — трудовая деятель­ ность. Это понятие часто употребляется рядоположено с поняти­ем «труд».

Вспомним психолога А.Н.Леонтьева, который сформулировал структуру любой деятельности. По Леонтьеву деятельностью мож­но назвать такую активность человека, в которой присутствует цель, мотив, процесс и результат. Если все эти структурные компо­ненты присутствуют и реализуются человеком самостоятельно, без посторонней помощи, то можно говорить о том, что человек овла­дел данным видом деятельности. Чтобы ответить на вопрос, есть ли трудовая деятельность у дошкольников, рассмотрим, в каком виде присутствуют у него все структурные компоненты данной деятель­ности.

Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятель­но ставить цель в труде. Это происходит потому, что младшие до­школьники еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Их действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер: действия могут повторяться многократ­но, не преследуя определенной цели. Ребенку доставляет удоволь­ствие само действие, а не его результат. Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно-ориентировочной деятельности и подражания, так как именно здесь происходит осо­знание назначения предмета и усвоение способа его применения. Овладевая по подражанию способами действия, ребенок в про­стых действиях начинает достигать результата (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т.д.). Так постепенно происходит осознание цели своих действий и связи цели и результата. Такое осознание — своего рода открытие для себя своих возможностей — побуждает к самостоятельным действиям: «Я сам». Для развития способности ставить цель в труде важно осознание цели, умение увидеть результат, владение способами действия, трудовыми навы­ками. У младших дошкольников все это лишь в начальном состоя­нии. Поэтому велика роль взрослого, который ставит перед детьми цель и помогает ее реализовать.

Старшие дошкольники в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата: поделка игрушек, уборка, са­мообслуживание и пр. Дети этого возраста могут понять и отдален­ные цели (выращивание урожая). Но отдаленные цели ставит педа­гог. Возможно, а иногда и необходимо, поэтапное осознание деть­ми отдаленной цели. Например, когда предстоит сложная работа, ребенок не может удержать цель, забывает ее. Взрослый помогает ребенку тем, что он делит весь процесс труда на короткие отрезки и на каждом отрезке ставит перед детьми цель.

Итак, особенностью данного компонента трудовой деятельно­сти дошкольников является обязательное участие в его реализации взрослого. Самостоятельность детей и осознание ими цели относи­тельны.

В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положи­тельной оценке своих действий взрослыми; самоутверждение; по­требность в общении со взрослыми; общественные мотивы — при­носить пользу другим. Нужно сказать, что все перечисленные мо­тивы могут иметь место у детей разного возраста, но лишь старшие дошкольники способны их сформулировать. Кроме того, анализ мотивов говорит о том, что у младших дошкольников мотив «лежит вне деятельности». Так для младшего дошкольника важно не то, что он выполняет какое-то трудовое действие, а то, что он выполняет его рядом со взрослым, т. е. его мотив имеет в трудовой деятельно­сти относительное значение, для него важно, что он был рядом со взрослым. У детей старшего дошкольного возраста уже возможны и мотивы собственно трудовой деятельности: «хочу научиться делать это», но чтобы такой мотив мог появиться у ребенка осознанно, не­обходима помощь взрослого.

Своеобразно происходит у детей и процесс трудовой деятельности, который, в свою очередь, состоит из: трудовых действий, процесса, как взаимосвязи трудовых действий, планирования, анализа процесса выполнения.

Трудовыми действиями дети овладевают под руководством взрослого довольно быстро. Малыши увлекаются исполнением трудовых действий, не заботясь об их качестве и результативности. Дети среднего и старшего дошкольного возраста уже обращают внимание на качество выполнения, на связь разных трудовых дей­ствий между собой, на их последовательность, результат в целом.

Процесс деятельности как компонент трудовой деятельности увлекает дошкольников независимо от возраста. В процессе дея­тельности отрабатываются трудовые навыки, воспитывается на­стойчивость, желание выполнять действие красиво, аккуратно, правильно. Детям доставляет удовольствие сам процесс деятель­ности. Участие взрослого в процессе труда делает его для всех до­школьников привлекательным. Дети способны выстраивать трудо­вые действия последовательно, но часто не осознают логики этой последовательности.

Затруднение у детей вызывает планирование — важный компо­нент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом. Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятель­ность. Но и старший дошкольник планирует ее своеобразно: лишь процесс исполнения, не включая организацию, планирует схема­тично, намечает лишь основные этапы, но не способы ее исполне­ния; не планирует контроля и оценки своей работы; словесное пла­нирование отстает от практического (не может рассказать плана, но в работе действуют последовательно). Детей следует учить пла­нировать свою деятельность. Это приучает их к экономному, ра­циональному выполнению задания, способствует формированию умения предвидеть необходимые действия. Роль взрослого на раз­ных этапах труда ребенка различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает детей к совместному планированию, и наконец, учит детей планировать самостоятельно.

Особую трудность для детей представляет анализ выполняемых трудовых действий, умение заметить совершенные ошибки и ис­править их. Такие действия совершенно недоступны младшим до­школьникам, а старшие способны к ним, но с помощью взрослого.

Своеобразно и отношение детей к результату труда. Для млад­ших дошкольников результатом труда является зачастую не мате­риальный, а моральный результат, чаще всего выраженный в по­ложительной оценке взрослого. У старшего дошкольника интерес вызывает достижение практического материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него тоже очень важна. У старшего дошкольника уже может появляться гордость, удоволь­ствие от самостоятельно достигнутого результата в труде. Младшие дошкольники оценивают свой труд всегда положительно, но делают это только в том случае, если их об этом просят. Анализировать, тем более объективно, они не могут. Старшие — с помощью взрослого могут провести анализ результата своей или чужой работы, могут ее оценить достаточно объективно, но тоже с помощью взрослого. Итак, наличие всех компонентов в деятельности дошкольников свидетельствует о том, что можно рассматривать это понятие при­менительно и к детям дошкольного возраста, однако практически в реализации всех компонентов ребенку требуется участие взросло­го, а значит можно говорить о трудовой деятельности у детей лишь условно, вернее, говорить о том, что в дошкольном возрасте форми­руются предпосылки трудовой деятельности. А вот труд как «фи­зическое и умственное напряжение», безусловно, существует — при определенной организации процесса воспитания.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие взгляды на цель и содержание трудового воспитания были в истории становления общественного дошкольного воспитания в нашей стране?

2. Какие задачи трудового воспитания выделяла Н. К. Крупская?

3. Как представлены цель и содержание трудового воспитания в концепции 1989 г.?

4. Как представлены цель и содержание трудового воспитания в ФГТ?

5. Раскройте понятия «труд», «трудовая деятельность», «трудовое воспитание».

6. Есть ли у детей дошкольного возраста трудовая деятельность? Обоснуйте свой ответ.



2019-11-22 2563 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ : ТРУД , ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ , ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ : ТРУД , ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ , ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2563)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)