Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ ТРУДА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



2019-11-22 3510 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ ТРУДА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4.75 из 5.00 4 оценки




2.1. ОТЛИЧИЕ ТРУДА ДЕТЕЙ ОТ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ

Труд ребенка отличается от труда взрослых. На эти отличияв свое время указывала еще Н. К. Крупская.

Наиболее существенное отличие заключается в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Это не означает, что у труда ребенка нет результата или то, что он делает, никому не нужно. Речь идет именно об обществен­ной значимости результатов детского труда. В давние времена, ког­да детство было короче и ребенок раньше включался в деятельность взрослых, его труд также имел общественную значимость. Однако современный ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста, не может включаться в современное производство и, следователь­но, не может создавать материальные ценности.

Труд детей носит воспитывающий характер — так на него се­годня смотрят взрослые: с помощью труда формируется волевая сфера ребенка, уверенность в себе, самостоятельность, эмансипа­ция от взрослого и др. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании своих возможностей, сближает его со взрослыми — так воспринимает эту деятельность сам ребенок (конечно, не облекая это восприятие в научные термины). Отли­чительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру — играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стрем­ление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие до­школьники, пока не овладели трудовыми действиями или инстру­ментами, тоже прежде играют ими, обыгрывают их. И всегда с удо­вольствием принимают игровую ситуацию при организации труда. Дети с удовольствием трудятся, когда знают, что результат их труда, их поделки, пригодятся им в последующей игре. При этом воспитателю следует помнить, что игра и труд —это разные деятельно­сти ребенка и каждая деятельность решает свои задачи: в игре дети в воображаемом плане отражают окружающий их мир, в игре все может быть «понарошку». Труд — реальная деятельность, в ней ре­бенок приобретает умения и навыки, которые пригодятся ему в его настоящей жизни. Но близость к игре создает ту эмоциональную атмосферу, которая становится для ребенка стимулом к овладению трудовыми умениями.

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки (как, к примеру, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ему приобретать независимость от взрослого, самостоятельность.

Труд дошкольников не имеет и не должен иметь постоянного ма­ териального вознаграждения. Современные родители, считая, что каждый труд должен быть оплачен, предлагают ребенку за то, что он уберет свои игрушки на место, конфеты, мороженое или другое иное вознаграждение. Почему этого делать нельзя? Потому, что, во-первых, ребенок пока еще учится трудиться и его труд оценивается взрослым с позиции усилий, которые ребенок прилагает, желания трудиться, желания трудиться не только для себя, но и для того, что­бы доставить радость другим. Для ребенка в этот период самое важ­ное и ценное — это положительная оценка взрослого, словесное выражение одобрения действий ребенка, его умений. Похвала сти­мулирует к приложению усилий, к совершенствованию умений. И, во-вторых, в жизни человека часто возникают ситуации, когда один человек оказывает другому бескорыстную помощь (особенно по отношению к близким людям) и, оказывая бескорыстную по­мощь, человек проявляет сугубо человеческие гуманные чувства: активно сопереживает, стремится доставить радость своими дей­ствиями. Так, к примеру, относятся родители к своим детям. Поче­му же дети не должны так же поступать по отношению к родителям, друзьям и к самому себе. За что платят родители детям, когда они, дети, получили хорошую отметку в школе? За то, что ребенок чему-то научился? И это он сделалдля родителей, не для себя? Труд — это не только средство получения денег, не только средство обогащения. Это прежде всего удовлетворение потребностей (витальных, соци­альных) и способ существования среди других людей. И наконец, в-третьих, ребенка в труде увлекает сам процесс труда, он получает удовольствие от достижений, от приобретения новых умений, у него повышается самооценка, рождается уверенность в своих си­лах. Это глубинное воздействие на формирующуюся личность не I может и не должно измеряться материальным вознаграждением, более значимым вознаграждением является моральный результат. Если же с самых ранних лет приучить ребенка к системе «я плачу — ты делаешь», то очень скоро у ребенка складывается алгоритм «я делаю, если ты платишь». Следовательно, если у тебя нечем за­платить, то я делать не буду. К чему могут привести такие отноше­ния между людьми ?

Особенностью детского труда является и то, что его можно на­звать трудовой деятельностью лишь условно, несмотря на нали­чие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития, предпосылок трудовой деятель­ности и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Названные различия труда ребенка и взрослого необходимо помнить и понимать для того, чтобы, не лишая ребенка возможно­сти трудиться, грамотно осуществлять трудовое воспитание.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

                        1. Подготовьтесь к диспуту на тему: Нужно ли материальное вознаграждение ребенку за его труд? Группа студентов делится на подгруппы, стоящие на разных позициях. Каждая из подгрупп

аргументированно отстаивает свою позицию. Судьи — еще одна       подгруппа студентов. Общее заключение делает преподаватель.

2. Подготовьтесь к обсуждению особенностей труда дошкольников Ко следующему плану:

■ назвать и раскрыть особенности труда дошкольников;

■ сравнить труд детей и труд взрослых;

■ обосновать воспитывающий характер труда детей.

2.2.  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА  В ТРУД И ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

При изучении исторического очерка трудового воспитания в детском саду вы обратили внимание на то, что ученые и практиче­ские работники много спорили о том, нужно или не нужно вклю­чать трудовое воспитание в содержание работы с детьми и если включать, то с какой целью, что даст развитию ребенка его вклю­чение в труд.

И если в начале развития системы общественного дошкольно­го воспитания в нашей стране этот вопрос решался положительно (обязательно включать!), исходя из политических и методологических позиций (наше государство — это государство трудового народа и дети, естественно, должны воспитываться в труде и для труда), то в последующем в результате проведения специальных ис­следований, мы получили объективные данные, подтверждающие эффективность трудового воспитания с дошкольного возраста. Тру­довое воспитание, как и всякое воспитание, осуществляется взрос­лым человеком, воспитателем, родителями, которые выстраивают этот процесс целенаправленно, систематически с учетом возмож­ностей возраста воспитуемого.

Итак, целью включения детей в труд является трудовое воспи­ тание ребенка.

В процессе трудового воспитания решается пять групп задач.

1. Развитие волевой сферы и произвольности как предпосылок трудового воспитания.

2. Обучение детей определенным трудовым умениям в разных видах труда, формирование трудовых навыков.

3. Развитие компонентов трудовой деятельности.

4. Воспитание нравственных качеств личности в процессе труда детей.

5.            Ознакомление с трудом взрослых.
Рассмотрим каждую группу задач.

1. Развитие волевой сферы и произвольности как предпосы лок трудового воспитания. Труд как умственное и физическое напряжение базируется на волевой сфере личности человека и в
то же время сам труд способствует воспитанию воли, стремлению к достижению положительного результата. Начинают развиваться произвольные движения, произвольные действия, как показали ис­
следования А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович, В. С. Мухиной, сначала в предметной деятельности, а затем в труде. Волевое действие свя­зано с мышлением. Проявление целенаправленности и настойчиво­
сти, которые являются качественными характеристиками труда, за­висят от уровня развития мыслительной деятельности детей. В иссле­довании И.И.Щербининой (1976 г.) есть данные, свидетельствую­щие о том, что чем успешнее ребенок анализирует, сравнивает,обобщает, тем больше он готов к преодолению препятствий, удер­жанию цели деятельности и стремлению прилагать усилия для до­стижения цели.

2. Обучение детей определенным трудовым умениям в раз­ных видах труда, формирование трудовых навыков. Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребенок, делают трудовое
воспитание реальным и эффективным. Они конкретизируют для ребенка сами понятия «труд», «трудиться». Содержание трудовых умений в разных видах труда у детей разного возраста различно. Это связано с развитием координации движений ребенка, уровнем развития мелкой моторики рук, с развитием внимания, памяти, мышления, воображения.

3. Воспитание нравственных качеств личности в процессе труда. В процессе овладения трудовыми умениями и навыками происходит формирование целого ряда нравственных качеств лич­
ности. Труд дает возможность ребенку становиться самостоятель­ным, умелым, ответственным, целеустремленным. Укрепляется его чувство собственного достоинства, ребенок становится более уве­
ренным в себе, в своих действиях, более независимым от взрос­лых.

4. Формирование предпосылок трудовой деятельности. Важ­ной задачей трудового воспитания дошкольников является форми­рование у них предпосылок трудовой деятельности, которые за­
ключаются в формировании самостоятельности, в овладении ком­понентами трудовой деятельности (понимание и постановка целитруда, осознание мотивов трудовой деятельности, понимание про­
цесса разного вида труда, его планирование, анализ качества вы­полнения, объективная оценка результата своих трудовых усилий).
Овладение предпосылками трудовой деятельности влияет на по­вышение уровня осознанности выполняемого труда, способствует развитию умений и навыков, закрепляет желание трудиться добро­
совестно и качественно.

5. Ознакомление с трудом взрослых и их профессиями. Одна из задач трудового воспитания — ознакомление детей с трудом взрослых. Ознакомление с трудом взрослых опосредованно влияет
на результат трудового воспитания, выполняет функцию примера для подражания, основанного на потребности ребенка в приобще­нии к деятельности взрослого, способствует развитию познава­
тельных интересов ребенка. Наблюдая за выполнением взрослымтрудовых действий, ребенок, подражая ему, старается выполнять подобные действия сам.

Ознакомление с разными профессиями влияет на расширение кругозора ребенка, его мировоззрения. Он начинает понимать, по­чему возникают разные профессии, что каждой профессии необхо­димо учиться и др.

Таким образом, названная группа задач состоит из двух частей: ознакомление с трудом взрослых для получения наглядного кон­кретного образца и ознакомление с профессиями для расширения и углубления понятий о профессиях взрослых людей для развития кругозора ребенка и формирования у него желания в будущем при­обрести ту или иную профессию. Конечно, при этом профориента-ционная задача в работе с дошкольниками не ставится.

Все обозначенные группы задач решаются во взаимосвязи.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какова цель включения ребенка в труд?

2. Назовите группы задач трудового воспитания.

3. Объясните целесообразность каждой группы задач для детей дошкольного возраста.

4. Объясните, как взаимосвязаны все группы задач трудового вос­питания.

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ

Все содержание труда, доступного дошкольникам, представлено в пяти видах: самообслуживание, бытовой труд, труд на природе, ручной труд и умственный труд. Следует отметить, что, начиная с первых лет существования в нашей стране системы общественно­го дошкольного воспитания и до 2011 г., в программах воспитания и обучения дошкольников было обозначено четыре вида труда. И лишь в 2011 г. вышла в свет программа «Счастливый ребенок», в которой включен еще один вид труда — умственный труд. Вклю­чение этого вида труда совершенно правомерно и обоснованно, так как ребенок дошкольного возраста способен к элементарному ум­ственному-труду во время выполнения трудовых заданий, а также в процессе совершения умственных операций (сравнение, анализ, нахождение причинно-следственных связей, нахождение решений задач, определение выводов и др.).

Рассмотрим содержание каждого вида труда для детей разного возраста.

Самообслуживание

Труд по самообслуживанию — первый по содержанию труд ре­бенка. Он важен, так как приучает детей к самостоятельности, ре­бенок активно усваивает нужные навыки. Обучаясь обслуживать самого себя, он постепенно осознает жизненную необходимость труда, приучается быть независимым от других людей. Труд по са­мообслуживанию очень конкретен и его результаты всегда видны ребенку. И хотя этот труд направлен на самого ребенка, постепенно он начинает понимать, что, выполняя трудовые действия по самообслуживанию, он помогает и взрослым, так как освобождает их от излишней заботы о себе. Это формирует в ребенке уверенность, повышает его самооценку и рождает стремление к приобретению новых трудовых навыков и умений. Он начинает осознавать, что качество выполнения труда по самообслуживанию связано также с восприятием его, ребенка, другими людьми: если он опрятен, его лучше воспринимают окружающие люди и наоборот, когда ребе­нок небрежно одет, не пользуется носовым платком, всегда бросает свои вещи и т.п., к нему меняется отношение у сверстников, ему часто делают замечания взрослые.

Содержание данного вида труда включает обучение детей уме­ниям обслуживать себя: самостоятельно одеваться, раздеваться, ак­куратно складывать свои вещи, размещать их в своем шкафчике, умываться, мыть руки по мере загрязнения, вытирать руки и лицо, чистить зубы, причесываться, пользоваться носовым платком, уби­рать за собой игрушки, свои вещи, чистить свою обувь, следить за чистотой и опрятностью своей одежды, своего внешнего вида, ак­куратно есть, пользоваться ножом и вилкой, убирать за собой посу­ду и приборы после еды, знать и соблюдать элементарные правила этикета во время еды.

Конечно, все это содержание труда по самообслуживанию дети осваивают постепенно с двух лет и до поступления в школу.



2019-11-22 3510 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ ТРУДА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ ТРУДА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3510)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)