Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ



2019-11-22 2826 Обсуждений (0)
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ 4.75 из 5.00 4 оценки




Трудовое воспитание успешно осуществляется тогда, когда ему уделяют внимание не только воспитатели детского сада, но и роди­тели дома. Только взаимодействие всех взрослых, занимающихся воспитанием ребенка, может дать хороший результат.

Возможностей для трудового воспитания ребенка в семье много, так как трудом пронизана вся повседневная жизнь взрос­лых в семье, и поэтому привлечение ребенка к помощи взрослым и постепенное выделение для ребенка его трудовых обязанностей происходит естественно и логично. Важно только, чтобы родители и все взрослые члены семьи осознавали значение трудового воспи­тания ребенка с малых лет. При этом очень важно понимать, что процесс воспитания должен быть систематическим, постоянным, он должен осуществляться всегда с учетом возрастных особенно­стей ребенка, его интересов и эмоционального отношения к трудо­вым поручениям. Самый главный метод вовлечения детей в труд в семье — совместная деятельность взрослых и детей. Мотив соб­ственно трудовой деятельности формируется у ребенка не сразу, а вот желание всегда быть рядом со взрослым, подкрепленное по­требностью в чувстве защищенности, эмоциональной близости со взрослыми, познавательными интересами, всегда «живет» в ребен­ке и эффективно влияет на его социальное развитие.

Можно сформулировать несколько правил, которые должны знать родители, воспитывая у детей трудолю­бие.

Назовем эти правила.

1. Всегда разрешайте ребенку быть рядом с вами, когда вы тру­ дитесь дома. Пусть ребенок наблюдает за действиями взрослого, а взрослый при этом должен популярно и ненавязчиво комментиро­вать свои трудовые действия, которые видит ребенок.

2. Вступайте с ребенком в сотрудничество. Всегда можно най­ти для ребенка какое-то трудовое действие, которое он в состоянии выполнить, помогая взрослому (подержи, подай, принеси, положи
на то место, где всегда лежит этот предмет, и т. д.). Такое взаимодей­ствие создает у ребенка ощущение себя как соучастника действия,воспитывает уверенность в себе и удовольствие от содержательно­
го взаимодействия со взрослым. Не забывайте хвалить ребенка за оказываемую вам помощь.
Похвала для ребенка очень важный, существенный стимул. Детей вообще нужно часто хвалить, так как они тем самым утверждаются в правильности своих поступков, действий.

 

4. Поддерживайте малейшее проявление ребенком самостоя­ тельности. Родители должны внимательно наблюдать за действия­ми ребенка и всякое проявление самостоятельности поддерживать
похвалой и благодарностью ребенку за помощь.

5. Не заставляйте ребенка насильно выполнять трудовые дей­ ствия. Если ребенку надоело трудиться, пусть он оставит на время труд. Ему можно так и сказать: «Ты устал? Отдохни немного, а по­
том еще поможешь мне. А тогда и я отдохну, благодаря тебе. До­ говорились?» Но чуть позже не забудьте снова привлечь ребенка к труду, и делайте это легко, без нравоучений: «Анечка, подай мне,
пожалуйста, мыло. Я подержу, а ты потри мылом вот тут папину рубашку. Вот папа обрадуется, что дочка сама выстирала ему ру­башку!».

6. Чем младше ребенок, тем более его труд должен быть связанс игрой. Слова «Убери игрушки на место после игры» могут вызвать у ребенка отрицательное отношение. Он еще в игре, а вы перево­
дите его в план реальных действий. А молено, продолжая игру, при влечь ребенка к выполнению трудовых действий. «Ну, а теперь ты шофер. Ой, кукла Маша просит отвезти ее на свое место, она уже устала, хочет отдыхать». Подобный прием рождает новый всплескигры и ребенок, выполняя новую роль, уже с удовольствием вы­полняет необходимые трудовые действия. Такой прием хорош в работе с младшими дошкольниками. Со старшими он тоже может быть приемлем, но уже с пониманием ребенком своих трудовых действий как обязательных, а игровые действия лишь придадут им эмоциональную окраску.

7. К пяти годам ребенок уже полностью и самостоятельно мо­ жет себя обслуживать: одеваться-раздеваться, есть, умывать­ ся, мыть руки, убирать после игры игрушки и др. Могут возникать отдельные трудности, такие, например, как застегивание молний,
шнуровка ботинок, причесывание длинных волос у девочек и др.  

В таком случае взрослый, обучая ребенка, может помочь ему. Но все, чему ребенок уже научился, он должен делать сам.

8.Постепенно следует вводить обязанности для ребенка, кото­рые в семье закрепляются только за ним и за выполнение которых ребенок отвечает перед членами семьи. Это могут быть, например,
такие обязанности: помогать маме (бабушке...) отнести сумку с про­дуктами на кухню; помочь взрослым разобрать продукты, по воз­можности разложить их по нужным местам: хлеб — в хлебницу или
шкаф, молоко — в холодильник и т. д. Это делается под руководством взрослого и по его просьбе, но ребенок должен быть готов к выпол­нению такой просьбы, а взрослый не должен игнорировать помощь
ребенка (иди, я сама все быстрее сделаю). Ребенок может отвечать за своевременный полив комнатных растений, кормление домаш­них животных. В обязанности ребенка может входить наблюдение
за тем, чтобы не текла «без дела» вода из крана, не горел там, где он в данный момент не нужен, свет. Каждая семья определяет обя­занности ребенка, исходя из условий и стиля жизни, интересов се­
мьи и конкретно ребенка и т. д. Но обязанности у ребенка должны быть, так как они формируют ответственность, желание заботиться о членах семьи, приучают самого ребенка к соблюдению порядка.
При выборе обязанностей полезно учитывать и желания самого ре­
бенка, когда этот вопрос обсуждается на семейном совете.

9.Никогда не наказывайте ребенка трудом! Труд всегда должен приниматься с радостью и чувством ответственности. Конечно,старший дошкольник должен различать игру и труд, но он должен также понимать, что он уже большой и поэтому ему уже можно по­ручить серьезное дело, которое он, конечно же, выполнит хорошо и достойно.

 

10.Не обучайте ребенка «беспомощности». Будьте осторожнее с оценками, которые вы даете действиям ребенка, не опережайте его действия отрицательными оценками: «я так и знал, что ты не сдела­ешь», «маленький еще, отойди, я сделаю сам», «неумеха, а туда же!»и другие характеристики, которые формируют в ребенке уверен­ность в своем неумении что-то сделать хорошо, а потому и старать­ся не нужно, все равно взрослому не понравится.

11.Воспитывайте волю ребенка. Приучайте ребенка получать удовольствие от хорошо сделанного дела, не бояться ошибок, небояться переделывать, если есть необходимость. Важно только не оставлять ребенка наедине с возникающей проблемой, поддерживать его, хвалить за усилие и достигнутый результат.

12.Если вы хотите вырастить счастливого человека, помнитеслова великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Самое большое богатство, которое может оставить отец своему сыну — научить его трудиться»!

13. Рассказывайте детям о своей работе, о своей профессии. Рассказывайте всегда с оттенком положительного отношения, даже когда вы устали. Не скрывайте своей усталости, но и не делайте из нее трагедии — на работе люди часто устают, потому что труд — это усилие, но от этого их работа не становится нелюбимой...

В процессе трудового воспитания постоянно приходится разре­шать противоречие между тем, что ребенку нравится делать и тем, что он должен делать независимо от того, нравится ли ему это со­держания труда. Конечно, нужно давать ребенку возможность за­ниматься любимым трудом, поддерживать эту любовь, обучать на­выкам выполнения, учить делать всё ответственно, добросовестно, формировать в нем уверенность в своих способностях («помоги, пожалуйста, полить это растение. Ты так аккуратно это делаешь всегда», «Как хорошо у тебя всегда получается раскладывать книги в нашей библиотеке. Каждому ребенку всегда легко найти нужную ему книгу. Ты, наверное, когда вырастешь станешь библиотекарем, правда?» и т.д.). Но кроме выполнения того, что у ребенка получа­ется хорошо, нужно формировать в нем уверенность, что любое дело, за которое он берется, у него непременно получится. Может быть, нужно еще поучиться, но всё равно получится. Нужно толь­ко стараться выполнять все дела добросовестно. Ничего, что тебе когда-то не хочется что-то делать, ты Человек и поэтому сможешь себя заставить делать то, что нужно, а не только то, что хочется.

Такие правила воспитатель должен обсудить с родителями и индивидуально, и коллективно на родительском собрании, на кон­сультациях. С той только разницей, что конкретные, отрицатель­ные примеры обсуждаются всегда в индивидуальной беседе с ро­дителями, положительные примеры можно приводить и в процессе реализации коллективных форм общения с родителями. Родители часто могут не знать, как и какие поручения можно давать ребенку дома. В этом и нужна помощь воспитателя. Воспитатель организу­ет открытые показы родителям методов обучения детей трудовым действиям, приучения детей убирать за собой игрушки, предметы, которыми они пользовались.


Труд при правильной его организации положительно влияет на развивающуюся личность ребенка, способствует формированию многих качеств его личности, таких, например, как самостоятель­ность, ответственность, трудолюбие, взаимопомощь, сопережи­вание, закрепляет умение и желание делать красоту собственны­ми руками и оценивать ее в поделках других людей, закладывает основы творчества, формирует первоначальные представления о законах экономики и роли в них труда, воспитывает ценностные ориентиры личности, волю и, наконец, способствует физическому развитию, укреплению здоровья.

Конечно, базовым является воспитание желания и умения тру­диться, исключение лени как таковой. Лень, т. е. нежелание тру­диться, прилагать усилия к тому, чтобы дело было выполнено до­бросовестно и качественно, появляется у ребенка под влиянием ошибок, допускаемых взрослым в процессе трудового воспитания. Какие же это ошибки? Наиболее частая ошибка взрослых — стрем­ление делать за ребенка то, что он уже умеет сделать сам. Начина­ет так поступать взрослый еще тогда, когда о трудовом воспитании пока и речи не идет, но предпосылки к нему закладываются. Напри­мер, ребенок еще не умеет ходить, он сидит на руках у мамы, про­сит дать ему игрушку, тянет к ней ручки. Что делает мама? Берет сама игрушку и дает ее ребенку. В чем ошибка? Да в том, что ходить ребенок еще не умеет, это факт. Но протянуть руку и взять игрушку самостоятельно он может! Следует поднести ребенка к игрушке и сказать: «Бери игрушку. Вот молодец, какой ты уже большой, сам взял игрушку». Проанализируйте, чем отличаются эти два вида по­ведения взрослого друг от друга. Какое правильное и почему? В первом случае взрослый лишил ребенка возможности проявить доступное ему усилие и получить похвалу, подкрепляющую пра­вильность своего действия. Во втором — ребенок получил удоволь­ствие от усилия, которое завершилось не только игрушкой в руках, но и похвалой взрослого, которая закрепляет способ поведения делать самому. Так начинает формироваться самостоятельность, определенная независимость от взрослого, что делает ребенка уве­ренным в себе, в своих возможностях.

Трудовое воспитание играет важную роль в решении задач нрав­ственного развития личности. Ответственность, добросовестность, стремление к качественному исполнению трудовых заданий фор­мируют человека надежного, которому можно доверить серьезное дело и быть уверенным в его выполнении. Конечно, такие характе­ристики относятся к взрослому человеку, но начинается формиро­вание таких качеств личности с дошкольного возраста.

В процессе труда дети учатся взаимодействовать, договаривать­ся друг с другом о распределении обязанностей, учатся помогать друг другу. Взаимопомощь — важная нравственная характеристика взаимоотношений между детьми, в наибольшей мере потребность в ней возникает в труде.

Современные дети отличаются тем, что они не всегда видят того, кому нужна помощь и оказывают ее только в том случае, если их об этом попросят. Реже помогают по собственной инициативе. Сто­ит обратить внимание на эту сторону во взаимоотношениях детей, побуждать их предлагать сверстнику или взрослому свою помощь и по собственной инициативе помогать другому человеку. Конеч­но, ребенка нужно научить делать это тактично, не навязывая свои услуги, но видеть, что другому человеку нужна помощь — необхо­димо. Для этого следует чаще беседовать с ребенком, рассказывать ему, каким образом можно предложить помощь, как помочь, если даже не просили об этом. Например: «Ты увидел, что бабушка, ко­торая шла по улице, уронила какую-то вещь и ей трудно нагнуться, чтобы поднять ее. Что ты сделаешь? Будешь ждать, когда она по­просит тебя помочь ей или без напоминания подойдешь и подни­мешь упавшую вещь, отдашь ее бабушке?» Решая такую задачу, ре­бенок приобретает положительный опыт в отношениях с людьми. «Бабушка обрадовалась твоей помощи, сказала тебе спасибо. Мо­лодец, ты хорошо поступил!».

Очень важно, чтобы каждый воспитатель и каждый родитель де­тей дошкольного возраста был уверен в том, что без труда нельзя воспитать полноценную личность и поэтому нужно не ставить под сомнение необходимость трудового воспитания, а продолжать ис­кать наиболее адекватные возрасту средства, методы, формы вклю­чения ребенка в труд.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дополните материал по каждой группе конкретными методиками про­верки умений, навыков, отношения детей к труду и трудовой деятельности. Обсудите свои предложения с коллегами, внесите необходимые коррективы или агрументированно обоснуйте свое несогласие с замечаниями. Разра­ботайте рекомендации в адрес воспитателя, работающего с детьми разного возраста.

Первая младшая группа (23 года)

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагога.

Наблюдает за трудовыми действиями воспитателя в уголке при­роды, на участке детского сада.

Выполняет простейшие поручения взрослого.

Вторая младшая группа (34 года)

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Умеет с помощью воспитателя накрыть стол к обеду.

Умеет кормить рыб и птиц в уголке природы с помощью воспи­тателя.

Имеет положительный настрой на соблюдение правил.

Соблюдает порядок и чистоту в помещении и на участке, после игры убирает на место игрушки, строительные материалы.

Средняя группа (45 лет)

Самостоятельно одевается, раздевается, складывает, убирает одежду, при помощи взрослого приводит ее в порядок.

80


Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столо­вой.

Самостоятельно готовит к занятиям рабочее место, убирает ма­териалы по окончании работы.

Способен сосредоточенно действовать в течение 15 — 20 минут.

Выполняет индивидуальные и коллективные поручения, стара­ется выполнить поручения хорошо, ответственно.

Способен удерживать в памяти при выполнении действия не­сложные условия.

Старшая группа (56 лет)

Самостоятельно одевается, раздевается, складывает, убирает одежду, приводит ее в порядок.

Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сер­вирует стол.

Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.

Выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы. Проявляет интерес к овладению новыми для него навыками и умениями, к решению умственных задач, к поиску ре­шений и объяснению их.

Подготовительная к школе группа (67 лет)

Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде и следит за состоянием своего рабочего про­странства до и после занятий.

Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы.

Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада.

Может планировать свою трудовую деятельность, отбирать ма­териалы, необходимые для занятий, игр.

С интересом выполняет задания, требующие трудового умствен­ного усилия. При ситуации выбора предпочитает сложные задания и радуется успехам в достижении цели. В труде проявляет творче­ство, смекалку, выдумку.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Прочтите текст, приведенный ниже, разделитесь на подгруппы, взяв для анализа одну из возрастных групп детей, и проведите анализ предложен­ного решения задач трудового воспитания. Внесите свои предложения и

замечания, затем обсудите их на практическом занятии. Дополните к каж­дой возрастной группе данные мониторинга (для образца воспользуйтесь материалом из Приложения 1).

Трудовое воспитание — важная составляющая во всесторон­нем развитии личности человека вообще и ребенка дошкольного возраста в том числе. Без участия в труде, без трудового усилия, к которому необходимо приучать ребенка, невозможно говорить о воспитании личности самодостаточной, уверенной в себе, гото­вой преодолевать трудности, с которыми ему придется встретиться в жизни, и главное, — личности творческой, умеющей получать удовольствие от самого процесса труда.

В дошкольном учреждении используются традиционные виды детского труда: самообслуживание, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд. Очень важен умственный труд, на организацию ко­торого особое внимание следует обратить в работе с детьми стар­шего дошкольного возраста.

Традиционны также и формы организации труда детей: поруче­ния, дежурства, общий, совместный и коллективный труд. Важно только, отбирая формы и содержание труда, учитывать возраст де­тей, их интерес к труду и уровень развития у них трудовых навыков и умений.

Первая младшая группа (2—3 года)

Интерес детей данного возраста к труду основывается на же­лании следовать тому, что делает взрослый. Ребенок, конечно же, еще не осознает свои действия как трудовые, ему нравится, как мама (папа, бабушка, воспитатель...) поливают цветы, они наблю­дают, как выливается из лейки вода, как она «исчезает» в земле, а земля становится другого цвета; как папа управляет машиной, как взрослые моют посуду под струей воды, как дворник в детском саду подметает двор большой метлой и т. д. Все эти действия вызывают у детей желание подражать взрослым, быть как взрослый, быть ря­дом со взрослым. И хотя трудовых мотивов у дошкольников пока нет и быть не может, но это стремление к подражанию действиям взрослых следует поддерживать, так как именно здесь начинает за­рождаться желание трудиться.

Главной формой организации труда детей 2—3 лет являются простые одноразовые поручения: «принеси дедушке фрукты, уго­сти дедушку, он будет очень рад этому», «положи, пожалуйста, свою шапку в шкафчик», «подай мне, пожалуйста, книжку» и т.д. За каж­дое выполненное ребенком трудовое действие следует его хвалитьи благодарить. В дошкольном учреждении такого рода поручений может быть очень много. Воспитателю следует следить, чтобы по­ручения получали все дети группы, а не только те, кто всегда с удо­вольствием их выполняет. Если есть дети, которые не хотят выпол­нять поручения, что в возрасте 2 — 3 лет бывает крайне редко, нуж­но присмотреться, какие поручения ребенок не хочет выполнять и приучать его к их выполнению постепенно, не заставляя насильно, не принуждая ребенка к таким действиям, выполнить вначале его вместе с ребенком, сделав его своим помощником. Можно на какое-то время вообще не давать «нелюбимое» поручение, а заменить его тем, что нравится ребенку.

Основной вид труда в этом возрасте — труд по самообслужива­нию. Приучать к самообслуживанию следует обязательно именно в этом возрасте, так как 2 — 3 года — возраст кризиса 3 лет, харак­терной чертой которого является стремление ребенка к самостоя­тельности. «Я сам» — вот главные слова, которые наиболее часто можно слышать от ребенка. И это стремление следует всячески поддерживать, но при этом помогать ребенку овладевать необходи­мыми трудовыми действиями, на основе которых и будут формиро­ваться трудовые умения и навыки. При этом нужно всегда помнить правило: «Не делай за ребенка то, что он уже может сделать сам». Например, ребенок уже научился сам надевать рубашку, а вот пуго­вицы застегивать пока не умеет. Значит, в процессе одевания пусть он сам наденет рубашку, а пуговицы ему застегнуть вы поможете, обучая его при этом такому сложному действию. Обувать тапочки ребенок научается довольно быстро, после одного-двух показов взрослого, а вот ботинки обуть значительно труднее. Значит, ему следует помочь засунуть ногу в сапог, проверить не замялся ли язы­чок, и затем помочь застегнуть «липучку» или зашнуровать боти­нок. По мере овладения ребенком трудовыми действиями воспита­тель (родитель) передает эти действия ребенку для самостоятельно­го их выполнения, а сам берет на себя функцию доброжелательного наблюдателя, который всегда готов помочь и похвалить ребенка за хорошее выполнение действия.

Так постепенно ребенок овладевает навыками самообслуживания.

Важной задачей при выполнении действий по самообслужива­нию является задача воспитания культурно-гигиенических навы­ков. Так, вначале ребенок овладевает навыком держать ложку и есть ложкой. На первых этапах именно на этом действии сосредоточен ребенок и требовать от него аккуратности не следует, а вот когда он уже овладел этим действием, следует говорить ребенку, что теперь он большой и может кушать, как едят взрослые — аккуратно, красиво. Приучают ребенка брать в руки салфетку и пользоваться ею при необходимости. Следует приучать ребенка смотреть на себя в зеркало. В 2 — 3 года ребенок еще не умеет увидеть в зеркале не­поладки, например, в своем костюме, но чем чаще он будет видеть себя в зеркале, тем быстрее привыкнет к такому восприятию себя и будет способен видеть детали.

Детей следует приучать убирать игрушки на место после игр. Де­лать это нужно вначале вместе с ребенком или группкой детей, объ­ясняя им, как хорошо они делают, так как игрушки «любят» жить на своих местах, потому что дети всегда их могут найти и поиграть с ними. Важно приучать детей бережно обращаться с игрушками, книгами, помогать взрослым ремонтировать их.

Маленький ребенок очень рано начинает обращать внимание на объекты живой и неживой природы: животных, растения, воду, пе­сок, землю. Воспитатель предлагает детям обратить внимание на то, какие растения красивые, листья зеленые, чистые. Кто ухаживает за растениями? (взрослые). Как они ухаживают за растениями? (полива­ют, протирают листья). Воспитатель демонстрирует, как надо поливать растение, протирать листья. В повседневной жизни каждый ребенок обучается поливать растение, действуя совместно с воспитателем.

Если есть возможность в дошкольном учреждении наблюдать за животным миром: кошкой, рыбами, птицами, то детей привлека­ют к помощи взрослым по уходу за ними. Подержать корм птицам, пока воспитатель прикрепляет кормушку, посмотреть, как он дает корм рыбкам в аквариуме. На участке дети наблюдают за трудом взрослых в природе, за отношением взрослых к природе: не лома­ют деревья, кусты, не рвут на участке цветы. Дети могут помогать взрослым в сборе урожая.

Главное в трудовом воспитании детей 2 — 3 лет — приучать их с желанием выполнять отдельные поручения взрослых и с настой­чивостью делать совместно со взрослым трудовые дела: отнести на стол тарелку с хлебом, разложить перед обедом ложки на столы, положить на место игрушки после игры. Воспитатель должен часто хвалить ребенка за сделанное и давать ему возможность наблюдать за работой других детей и взрослых и, главное, получать удоволь­ствие от совместного труда со взрослым и своего участия в труде, выполнения отдельных поручений.

Вторая младшая группа [34 года)

Дети 3 — 4 лет уже более самостоятельны и умелы, чем дети предыдущей группы. Их действия более осознанны, их интерес к трудовым действиям начинает принимать дифференцированный характер, что-то им нравится делать, а чего-то они делать не хотят, так как им не интересно. Именно поэтому меняется общий подход к приучению детей к труду. С одной стороны, нужно учитывать ин­терес детей к определенному содержанию труда и предоставлять детям возможность заниматься именно этим трудом, но с другой — постепенно следует формировать у детей преставление о том, что труд — это необходимость и нужно делать и то, что не всегда нра­вится, но чего не делать нельзя.

Важно продолжать поддерживать желание детей наблюдать за трудом взрослых и подражать ему. Конечно, актуальна совместная деятельность со взрослым и под его руководством.

Все еще ведущим видом труда ребенка остается самообслужи­вание, но наряду с ним дети начинают заниматься хозяйственно-бытовым трудом и трудом в природе. Основной формой органи­зации труда являются индивидуальные поручения и подготовка к дежурству. К концу учебного года возможна организация труда в небольших группах.

Продолжая обучать детей самообслуживанию, воспитатель обращает больше внимания на соблюдение детьми культурно-гигиенических требований, объясняет их целесообразность: не­обходимо пользоваться расческой, носовым платком, при чихании и кашле прикрывать рот, следить за опрятностью одежды и обу­ви, — все это нужно делать, чтобы было приятно и самому, и детям и взрослым, которые находятся рядом с тобой, — всегда приятно смотреть на опрятного красивого человека. Главный метод в этой работе — показ, упражнение и постоянное напоминание детям в доброжелательной форме. Важно научить детей правильной по­следовательности одевания и раздевания. Поэтому используются дидактические игры типа «Оденем куклу Машу на прогулку», или «Кукла Олеся готовится ко сну», или «Что — за чем и почему нель­зя наоборот». Дети осознанно усваивают последовательность оде­вания и раздевания и могут объяснить разумность именно таких действий.

При обучении детей такому сложному действию, как застеги­вание пуговиц и шнуровка ботинок, необходимо использовать ин­ дивидуальные упражнения сначала на специальных пособиях (по системе М. Монтессори), а затем на реальных вещах, обуви. Засте­гивать пуговицы на рубашке целесообразно снизу вверх, так как ребенок видит внизу рубашки и петлю и пуговицу и может соеди­нить две полы рубашки, чтобы не было перекоса. Если же мы учим его застегивать сверху вниз, то ему значительно труднее выполнить действие правильно. Современная обувь для детей чаще всего застегивается на липучках, а не зашнуровывается. Однако и липучку застегивать ребенка нужно научить, хотя это значительно легче, чем зашнуровывать. Но научить ребенка шнуровке также очень важно, сами эти действия способствуют развитию координации движений и развивают мелкую моторику рук, что необходимо для общего развития ребенка, его речи и произвольности. В работе по самообслуживанию важно прививать детям желание быть опрят­ным, аккуратно одетым, нетерпимое отношение к грязи, стремле­ние самому изменить ситуацию.

К концу учебного года уже можно приучать ребенка к такой форме труда, как дежурство. Начинать нужно с дежурства по сто­ловой. Вместе с воспитателем ребенок раскладывает ложки, ставит чашки, хлебницы с хлебом. Обучение идет в процессе выполнения отдельных трудовых поручений с объяснением как следует поло­жить ложку, на какое место стола поставить хлебницу и почему именно так. Можно проводить обучение и с помощью дидактиче­ских материалов. Учим детей раскладывать правильно бумажные тарелки, ложки, вилки. Воспитатель объясняет детям, с какой сто­роны от тарелки следует положить ложку, вилку, салфетку. Затем предлагает детям самим накрыть на стол. При этом воспитатель не спешит исправить ошибку ребенка, если таковая есть. А предлага­ет подумать, все ли правильно получилось, привлекает к анализу других детей и только после этого исправляет ошибку, объясняя, почему, например, ложку следует класть с правой стороны от та­релки, а не с левой. Сначала воспитатель берет к себе в помощники по одному ребенку, но по мере освоения действий можно предла­гать эту работу и двум детям. В качестве отдельных трудовых по­ручений можно привлекать детей к дежурству по занятиям. Дети могут помочь разложить карандаши, тряпочки для вытирания клея при ремонте книг и др.

Дети привлекаются к хозяйственно-бытовому труду: их продол­жают приучать убирать игрушки на место после игры в группе и на участке, приучают не бросать на пол или на землю бумажки, акку­ратно располагать книги в книжном уголке, следить, чтобы они не рвались, а если порвались, сразу же сказать об этом воспитателю и вместе с ним подклеить книгу. Главные приемы в такой работе с детьми — игровые: «куклы устали играть и тоже, как и детки, хо­тят отдохнуть. Давай поможем им, посадим каждую куклу на ее лю­бимое место. Посмотри, кукла Леся говорит тебе спасибо за это». Сочетать игровые методы и приемы нужно с объяснением целесо­образности трудовых действий и обязательной похвалой ребенка I за работу.

Можно привлекать детей к помощи дворнику, который расчи­щает дорожки от снега. Детям даются лопаточки и они вместе с дворником и воспитателем трудятся на своем участке. Нужно толь­ко помнить, что без взрослых дети не смогут сами трудиться, так как мотивом этой деятельности у ребенка 3 — 4 лет является не трудо­вое действие, а желание выполнять его рядом со взрослым. Очень важно подводить итог совместной деятельности, подчеркнув, что вместе дети и взрослые хорошо потрудились и поэтому так хорошо все получилось.

Труд в природе — это еще один вид труда, доступного детям 3 — 4 лет. Дети уже могут поливать растения, удалять пыль с больших листьев и, конечно же, могут убирать на место предметы ухода за растениями. Их можно объединять в подгруппки из 2 — 4 детей, но обязательно со взрослым и под его руководством. Правило «Не де­лай за ребенка то, что он уже может делать сам» остается обязатель­ным. И таких дел или отдельных действий становится все больше.

Организуя трудовую деятельность детей в разных формах, вос­питатель должен следить, чтобы каждый ребенок обязательно был вовлечен в труд, и обязательно в тот вид труда, к которому он про­являет особый интерес.

Средняя группа (45 лет)

В средней группе трудовое воспитание осуществляется че­рез такие виды труда, как самообслуживание, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд. Участие детей в труде должно носить систематический характер. При этом дети должны с удовольствием заниматься как любимым, интересным делом, так и тем, что делать необходимо. К пяти годам развивается произвольность, появляется стремление к адекватной самооценке, развивается мотивационно-потребностная сфера. Все эти новообразования позволяют пере­строить методику трудового воспитания, обеспечив ребенку воз­можность осознания основ трудовой деятельности.

В самообслуживании дети уже достигли определенных успехов: они в большинстве своем умеют одеваться и раздеваться, аккурат­но вешать и складывать одежду, умеют мыть руки с мылом. Затруд­нение вызывает процесс чистки зубов и самостоятельного приче­сывания, многие дети все еще не умеют застегивать пуговицы и шнуровать ботинки, завязывать шарф. Именно на эти действия и следует обратить внимание родителей, так как именно в семье мож­но научить ребенка, например, правильно чистить зубы. Но в до­школьном учреждении воспитатель учит каждого ребенка правиль­но держать расческу, аккуратно причесываться после дневного сна.

и по мере необходимости. Следует помнить, что ставить задачу на­учить ребенка причесываться в процессе игры, например, в «Салон красоты» нельзя по меньшей мере по двум причинам: во-первых, потому, что пользоваться расческой можно научиться в процессе многократного повторения и, во-вторых, частые повторения и тре­бования правильно выполнять все действия разрушит игру ребен­ка, так как игра допускает примерные действия, в игре совсем не важно причесываться расческой или палочкой, ее замещающей, не важно также причешется ли ребенок на самом деле или сделает это в воображаемом плане. Трудовым навыкам нужно обучать ребенка в труде.

Организуя трудовую деятельность, воспитатель старается фор­мировать у детей трудовые мотивы и цель, формирует трудовые дей­ствия, постепенно приучает ребенка анализировать результат сво­ей деятельности и деятельности других детей. Конечно, без взрос­лого ребенок 4 — 5 лет не сможет овладеть всеми компонентами трудовой деятельности. Поэтому воспитатель участвует в процессе научения ребенка труду и трудовой деятельности непосредственно и просит родителей также приобщать ребенка к труду дома.

Основные методы трудового воспитания детей 4 — 5 лет — по­каз, объяснение, упражнение. В дополнение к ним выступают на­блюдение за трудом взрослых и беседа с детьми. Воспитанию до­школьников способствует постоянство и систематичность участия детей в труде.

Формы организации труда детей в средней группе: поручения, дежурство, общий труд.

Поручения. Они становятся более сложными и разнообразными, чем в предыдущей группе. Они могут быть индивидуальными и груп­повыми (для двух и более детей). По содержанию они могут быть в форме просьбы взрослого к детям — принеси, пожалуйста, каранда­ши с моего стола; пожалуйста, помоги Наташе завязать шарф; про­верь, пожалуйста, все ли куклы сидят в кукольном уголке и т. д.

Могут быть поручения в форме задания выполнить какое-то тру­довое действие: мы сейчас будем поливать наши растения. Миша, возьми лейку, набери в нее воды и принеси мне; Саша, а ты поставь вот эти три растения на этот стол; Юля, сегодня я попрошу тебя протирать листочки на фикусе. Как ты это будешь делать, что тебе для этого нужно ?

Дети уже могут выполнять поручения вербального плана типа «Спроси у Татьяны Ивановны, кормила ли она сегодня рыбок» или «Скажи, пожалуйста, Лизе и Ане, что я прошу их подойти ко мне».Такого вида поручения бывают сложны для ребенка. Поэтому следует начинать с тех, которые требуют совместного действия со взрос­лым и постепенно, делегируя какую-то часть поручения ребенку, доводить до полного выполнения его самостоятельно ребенком.

Наиболее трудны для детей этого возраста поручения-наблюдения, когда взрослый предлагает ребенку понаблюдать, а за­тем рассказать, что он видел. Например, «Миша, подойди к окошку, посмотри, идет ли снег и скажи мне». Наиболее трудно детям «го­ворить спокойно », так как дети этого возраста очень эмоциональны и им трудно сдерживать свои эмоции и этому нужно учиться посте­пенно. Поэтому такого плана поручения лучше давать ребенку со второй половины года.

В начале учебного года воспитатель заводит тетрадь, в которой записывает всех детей и разные виды поручений и в конце каждого рабочего дня отмечает, кому какие поручения были даны. Это важ­но, чтобы вести учет всех детей и равномерно распределять между детьми трудовую нагрузку.

В конце недели воспитатель анализирует данные таблицы, дела­ет необходимые выводы для последующей работы.

Дежурство. В средней группе дети начинают дежурить с начала учебного года, но под руководством взрослого, а с середины учебно­го года уже могут дежурить самостоятельно по столовой, по уголку природы. Эта форма организации труда в средней группе допускает небольшие объединения детей: по 2 — 4 человека в зависимости от количества столов, за которыми едят дети; или по 2 человека в угол­ке природы. Воспитатель вначале объясняет детям содержание их труда, поэтапность выполнения, а затем оставляет их с помощни­ком воспитателя и лишь п



2019-11-22 2826 Обсуждений (0)
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2826)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)