Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ



2019-11-22 5200 Обсуждений (0)
СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5.00 из 5.00 4 оценки




Средствами трудового воспитания дошкольников являются: ознакомление с профессиями, с трудом взрослых, совместный труд ребенка и взрослого, собственный труд ребенка, художественная литература, изобразительное искусство, музыка.

Рассмотрим каждое из названных средств.

4.1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОФЕССИЯМИ

Цель ознакомления детей с разными профессиями — форми­ровать у них представление о профессиях и причинах появления разных профессий на Земле, о том, что каждой профессии нужно учиться и проявлять добросовестное, творческое, ответственное от­ношение к своей профессии. На основе таких представлений будет формироваться познавательный интерес к деятельности взрослых и желание овладеть той или другой профессией.

Согласно программе воспитания и обучения, детей прежде все­го знакомят с профессиями людей в промышленности, сельском хозяйстве и трудом интеллигенции (учитель, воспитатель, врач, би­блиотекарь) . Однако при знании названий большого числа профес­сий, дети, как правило, не могут объяснить, почему их существует так много и зачем они нужны.

Поставим задачу знакомства дошкольников с профессиями по-другому, ведь не столь важно, сколько профессий называет ребе­нок, важнее, чтобы он понял, что труд человека необходим и про­фессии возникают в ответ на потребность человека в ней. В этом случае усиливается нравственный аспект и формируется интерес детей к разным профессиям.

В старших группах проводятся беседы с детьми о происхожде­нии разных профессий и причинах их появления: когда и почему появились на Земле разные профессии. Было ли такое время, ког­да профессий не было, какие профессии появились раньше всех, появляются ли сегодня новые профессии, почему люди выбирают для себя ту или другую профессию, что нужно делать, если хочешь овладеть какой-то профессией, как нужно относиться к своей про­фессии и почему и т. п.

Ознакомление с разными профессиями способствует возник­новению у детей целенаправленных познавательных интересов, желания, став взрослым, овладеть любимой профессией. Конечно, сегодняшний выбор ребенком профессии совершенно не означает, что это желание останется у него на всю жизнь. Не в этом дело, а в том, что появившееся желание будет направлять мотивацию дея­тельности, будет способствовать развитию интереса к труду взрос­лых и к собственному труду, будет влиять на осознанное отношение ребенка к овладению трудовыми умениями.

Так, ознакомление с разными профессиями становится сред­ством трудового воспитания.

4.2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

Детей можно не только познакомить с названием и назначением разных профессий, важно, чтобы они собственными глазами уви­дели трудовые действия, инструменты, необходимые для выполне­ния труда, трудовые умения людей разных профессий, чтобы они могли рассказать, что и как делает учитель, воспитатель, шофер, плотник, компьютерный оператор и т.д. С помощью наблюдений дети могут узнать, а потом рассказать, чему следует учиться, овла­девая той или другой профессией. Конечно, это средство отлича­ется от предыдущего тем, что его возможности значительно уже. Например, ребенку можно рассказать о профессии космонавта, но наблюдать его работу он не может. Но это средство дает очень зна­чимую возможность получить конкретные представления о труде и даже в отдельных случаях попробовать совершить отдельные тру­довые действия.

Так, в библиотеке он может выдавать вместе с библиотекарем книги читателям, зная, что библиотекарь каждую выданную кни­гу записывает в карточку читателя; может помогать плотнику в его I работе и др. В процессе игры, например, ребенок может выполнять действия парикмахера, за трудом которого он наблюдал в качестве клиента.

Наблюдение за трудом взрослых может быть и опосредован­ным и непосредственным. Опосредованно дети наблюдают за тем трудом, в котором они не могут принимать участие: труд водителя машины, общественного транспорта, пилота самолета, учителя в школе, повара в детском саду и др. Непосредственно дети могут на­блюдать за трудом взрослых, частично включаясь в их труд: помогая маме в уборке комнаты, дворнику, подметающему участок детского сада и т. д. И тот и другой наблюдаемый ребенком труд становится средством трудового воспитания, так как обогащает представления детей о труде взрослых и дает возможность ребенку самому при­коснуться к настоящему труду. Это формирует у него желание тру­диться, повышает его самооценку.

 

 

4.3. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  СО ВЗРОСЛЫМ

Это средство трудового воспитания направлено на приучение ребенка к труду, на воспитание ответственности, желания трудить­ся добросовестно. Оно отличается от предыдущего тем, что в про­цессе наблюдения за трудом взрослых ребенок пробует совершать какие-то трудовые действия не с целью научиться их выполнять, а с целью понять, что делает взрослый, трудное ли это действие, нужно ли ему учиться и т. д. В совместном труде со взрослым ребенок, ко­нечно, продолжает наблюдать за трудовыми действиями взросло­го, но взрослый делегирует ему часть работы для самостоятельного ответственного выполнения и, помогая, контролирует выполнение ребенком доверенной ему работы, обучает его.

Совместный труд ребенка со взрослым эмоционально окрашен постоянным желанием ребенка взаимодействовать со взрослым, быть рядом, подражать ему, получать положительную оценку сво­им усилиям. Именно в таком взаимодействии зарождаются моти­вы собственно трудовой деятельности. Они «вырастают» из мотива «рядом» (А. Н. Леонтьев) в мотив деятельности. Задача педагога, ис­пользуя данное средство, постепенно менять соотношение того, что делает сам взрослый и что может делать ребенок. Это соотношение меняется по мере овладения ребенком трудовыми умениями. Одна­ко даже когда ребенок уже овладел данными трудовыми действия­ми и способен их выполнять самостоятельно, все равно совместная деятельность остается для ребенка важным средством в его трудо­вом воспитании.

В 2006 г. была защищена кандидатская диссертация Л.П.Кур­никовой на тему «Психолого-педагогические условия преодоления пассивности в трудовой деятельности у детей старшего дошколь­ного возраста». Исследование проводилось с целью выяснения причин пассивности в трудовой деятельности у детей старшего до­школьного возраста и определения условий преодоления такой пас­сивности. Отрицательное отношение к труду было отмечено у 30 % детей экспериментальных групп. Одной из причин пассивности в трудовой деятельности детей автор считает неправильное взаимо­действие в труде детей и взрослых. Главная ошибка взрослых в том, что они не отдают ребенку те трудовые действия, которые ребенок уже способен выполнить самостоятельно, а выполняют эти дей­ствия сами, за ребенка. Или другая крайность: взрослые требуют от ребенка выполнения тех трудовых действий, которые он пока не в состоянии выполнить без помощи взрослого. Такое неумелое рас­пределение совместного труда детей и взрослых и приводит к по­явлению у ребенка пассивности в труде.

4.4. СОБСТВЕННЫЙ ТРУД РЕБЕНКА

Собственный труд ребенка также выступает средством его тру­дового воспитания. Это наиболее сильное средство воспитания, так как здесь происходит самовоспитание. Ребенок, научившись трудо­вому действию под руководством взрослого и в совместной деятель­ности с ним, продолжает совершенствовать свои навыки, начинает ставить самостоятельно цель в работе, стремится на более высоком уровне выполнять трудовое задание, получает удовольствие от воле­вых усилий, дающих нужный результат, гордится своими достиже­ниями. Но собственный труд становится эффективным средством трудового воспитания лишь в том случае, если ребенок включается в труд систематически, если у него появляются пусть небольшие, но обязанности, которые он выполняет и за качество их выполнения отвечает. Если же ребенок привлекается к трудовым поручениям от случая к случаю, если он не считает себя ответственным за них, то желание трудиться постепенно утрачивается и превращается в предмет разногласий со взрослым, который вдруг начинает требо­вать от ребенка выполнения трудовых действий. Очень важно при­учать ребенка к самостоятельному умственному труду, делать так,чтобы ребенок получал удовольствие от этого труда и его резуль­татов. К. Д.Ушинский писал: «Ни один наставник не должен забы­вать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспи­танников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».

4.5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

К художественным средствами воспитания относятся: художе­ственная литература, фольклор, изобразительное искусство, музыка.

С произведениями фольклора ребенок знакомится довольно рано. Он слушает сказки, в которых почитаются те герои, которые трудятся. Их всегда вознаграждают за их трудолюбие, за добросо­вестность, за стремление помогать другим людям или сказочным предметам. Вспомните народные сказки, которые хорошо знакомы дошкольникам: «Морозко», «Гуси-лебеди» и др.

Дети слышат народные пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит», «Терпенье и труд все перетрут» и др. Так у ребенка постепенно формируется поло­жительное отношение к человеку, который трудится.

Чтением/ребенку художественных произведений расширяет их представления о труде людей разных профессий, например, о тя­желом и важном труде врачей («Сквозь буран» А.Винокурова), об очень важном для людей труде почтальона («Почта» С. Я. Маршака) и др., о труде самих детей.

Дети расширяют свои познания о профессиях, рассматривая картины и раздаточные картинки. На отдельных картинках они видят орудия труда для людей разных профессий, учатся составлять рассказ по картине, уточняя свои представления и отношение к лю­дям труда. Учатся понимать юмор в произведениях о труде детей (например, «Мастер-ломастер» С.Я.Маршака).

Музыка сопровождает коллективный труд детей, поднимает на­строение, желание трудиться. Дети с удовольствием слушают пьесу для фортепьяно «Веселый крестьянин, возвращающийся с рабо­ты» Р.Шумана из «Альбома для юношества» или «Шарманщика» Р.Шуберта, или «Урожайную» А.Филиппенко и др. Дети любят и детские песни, например: «Строим дом» М.Красева или музыкаль­ные картинки Д.Кабалевского «В сказочном лесу» (например, пес­ня о волке, который «обучал зверей письму, арифметике, чтению,пению и хорошему поведению»). Музыка, конечно, не обучает кон­кретным трудовым действиям, но настроение, которая она создает, делает труд приятным занятием.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Перечислите средства трудового воспитания.

2. Объясните разницу таких средств, как ознакомление с профес­сиями и ознакомление с трудом взрослых.

3. Какое из средств вы считаете ведущим в трудовом воспитаниидетей? Почему?

4. Подберите пословицы и поговорки о труде и объясните, как можно использовать их в качестве средства трудового воспитания детей.



2019-11-22 5200 Обсуждений (0)
СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)