Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА



2019-11-22 4450 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА 4.75 из 5.00 4 оценки




Разные виды труда, т.е. содержание труда дошкольников, ор­ганизуется воспитателем в разных формах. Таких форм в детском саду несколько: поручения; дежурство; общий, совместный, коллек­тивный труд.

Рассмотрим каждую форму организации труда.

7.1. ПОРУЧЕНИЯ

Трудовые поручения — наиболее простая форма организа­ции труда, которая используется во всех возрастных группах, но в младших группах — это основная форма организации труда. Спе­циальное исследование А. Д. Шатовой было посвящено изучению данной формы организации труда. Она разработала виды поруче­ний, условия приобщения детей к труду через поручения, изучила воспитательный потенциал поручений и связь их с другими фор­мами организации труда дошкольников. Позже исследование про­блемы поручений как формы организации труда детей продолжила Г. М. Киселева. На основе концепции В. Г. Нечаевой и А. Д. Шатовой Г. М. Киселева разработала виды поручений для детей старшего до­школьного возраста.

Поручения ребенку можно давать тогда, когда он уже хорошо, на уровне самостоятельного выполнения освоил содержание, которое становится смыслом трудового поручения. Поэтому до поручений в младших группах воспитатель обучает каждого ребенка выпол­нению отдельных трудовых действий и доводит такие действия до возможности выполнять его без взрослого, самостоятельно. Только после этого этапа в младших группах дети начинают выполнять трудовые кратковременные индивидуальные поручения.


А.Д.Шатова выделяет три группы трудовых поручений:

по трудности выполнения — простые и сложные. Простые по­ручения включают один способ действия — принеси, подай ит. д., сложные — могут состоять из двух-трех действий — возьми
на моем столе карандаши и принеси мне; возьми лейку, налей в нее воду и полей вот это растение;

по характеру объединения детей — индивидуальные и коллек­тивные. Индивидуальные поручения могут быть как простые,так и сложные, их выполнение может проходить в группе на глазах у воспитателя, а может потребовать выхода из группы. Так­ же и коллективные поручения. Каждый из этих видов организа­ции поручений требует от детей разных усилий;

по длительности выполнения — кратковременные, длительные,эпизодические и отсроченные во времени поручения. Есть по­ручения, на выполнение которых не требуется много времени,
дети их выполняют сразу, а есть такие, которые растянуты повремени (наблюдай за этим растением несколько дней и скажи,как скоро высыхает земля в горшке). Поручения могут даваться детям редко, эпизодически (проверь, все ли карандаши хорошо заточены, отбери те, которые нужно заточить). Но самые труд­ные для выполнения поручения с отсроченным результатом (мы посадили лук, теперь будем наблюдать и ждать, когда появятсяпервые ростки).

К названным трем группам поручений можно добавить еще: по­ручения по характеру выполнения: вербальные и практические. Вербальные поручения — это когда ребенка (детей) просят пойти спросить о чем-то и принести ответ в слове, а практические пору­чения — это когда ребенка просят что-то сделать в реальном плане (пойди в методический кабинет, попроси у старшего воспитателя для нас книгу и принеси ее в группу).

Через поручения можно решать многие задачи трудового воспи­тания: воспитание умения слушать и слышать задание взрослого, умение его удерживать в памяти какое-то время и точно выполнять; ответственно относиться к делу; овладевать отдельными трудовыми навыками и умениями; проявлять самостоятельность. Творческое отношение к выполнению задания, систематическое выполнение трудовых поручений приучают ребенка к труду, формируют чув­ство ответственности за качественное выполнение задания, под­держивают желание трудиться.

Важно, чтобы все дети выполняли трудовые поручения и делали это с удовольствием. Для этого нужно соблюдать несколько правил: необходимо давать поручения в форме просьбы помочь взросло­му и благодарить за выполнение;

■ способ выполнения трудового действия должен быть известенребенку;

■ важно начинать приучать ребенка к выполнению поручений интересных для него;

■ постепенно переходить к необходимым поручениям, требую­щим от ребенка волевых усилий;

■ формулировать задание четко, кратко, чтобы ребенку сразу было понятно, чего от него хотят;

■ сложные поручения вначале следует выполнять вместе со взрос­лым, показывая все необходимые действия. Взрослый делегирует ребенку ту часть поручения, которую ребенок уже освоил, и
обучает его освоению более сложных действий.

В каждой группе должна быть тетрадь учета поручений, выпол­няемых детьми. Такая тетрадь нужна воспитателю, чтобы учиты­вать всех детей и чтобы каждый ребенок получал разные, а не одно­типные поручения. Тетрадь может выглядеть так:

Тетрадь заполняют два воспитателя и в конце недели или месяца анализируют равномерность распределения поручений и характер выполнения их детьми.

Конечно, таблица не дает возможности зафиксировать отноше­ние детей к выполнению поручений, их предпочтения. Между тем воспитателю обязательно следует обращать внимание на качество выполнения, на эмоциональное отношение детей к выполнению поручений, на причины отказа ребенка выполнять то или иное поручение, на проявление творчества, выдумки, на тщательность и точность выполнения и т.д. Такие наблюдения за детьми могут стать хорошим материалом для бесед с родителями. Причем нужно помнить, что с родителями стоит говорить не только и не столько о негативных проявлениях детей, сколько об их успехах, о положи­тельном отношении детей к выполнению поручений, показывать родителям, как полезно для ребенка то, что он выполняет трудовые поручения. Не секрет, что современные родители часто настраива­ют ребенка на невыполнение трудовых поручений («у вас в группе есть человек, которому платят за такую работу зарплату, не эксплу­атируйте моего ребенка», — говорят такие родителю воспитателю). К счастью, таких родителей не так уж много. Не понимая значения трудового воспитания для формирующейся личности ребенка, они вредят ему и готовят много трудностей в его дальнейшем развитии и воспитании.

Особое внимание нужно обращать на сложные, коллективные, вербальные поручения. Такие поручения даются детям старших групп. Кроме трудовых умений они требуют от ребенка умения договариваться со сверстниками, распределять обязанности, ана­лизировать качество совместного выполнения. Дети должны пони­мать, что от их слаженных действий будет зависеть общий резуль­тат. Давая детям такого рода поручения, воспитатель обращает их внимание на то, что результат будет зависеть от того, как дети смо­гут договориться о выполнении поручения.

7.2. ДЕЖУРСТВО

Дежурство — форма организации труда детей, начиная со сред­ней группы. Она строится на умении детей выполнять отдельные трудовые поручения. Теперь дети учатся выполнять несколько по­ручений, сближенных по времени и подчиненных одной цели.

Эту форму организации труда изучала в своем исследовании 3. Н. Борисова, которая выделила три вида дежурства: по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. Каждый из видов де­журства организуется в определенной логике:

■ понимание и принятие цели (накрыть стол к еде, накормить рыб,
полить растения, проверить готовность карандашей, разложить
бумагу и т.д.);

■ освоение последовательности трудовых действий;

■ анализ результата труда.

В процессе дежурства ребенок ставится в условия обязательно­сти выполнения порученного дела. Он должен выполнить весь ком­плекс трудовых действий и получить общественно значимый резулътат. Приступая к дежурству ребенок не может прекратить вы­полнения обязанностей на полпути, заняться другой деятельностью по собственному желанию. От ребенка кроме владения трудовыми действиями требуется ответственность, желание доставить радость детям, животным и растениям, проявлять четкость в выполнении задания и творчество.

Дежурство по столовой начинается с заданий детям выполнить какое-то одно действие, затем другое и т.д. Воспитатель помогает детям. Так, в сентябре в средней группе воспитатель говорит детям, что теперь они уже большие и могут помогать няне накрывать на стол, заботиться о других детях Вот, например, сегодня будут дежу­рить Лиза и Саша. Няня дает им по две ложки и просит положить их справа от тарелок детей, сидящих за одним столом. Положили, вме­сте с няней посмотрели, чтобы ложки лежали прямо, красиво. «Хо­рошо, — говорит воспитатель. — А теперь попросите у няни еще по две ложки и положите их детям, которые будут сидеть за другим столом». Снова анализируется результат. И так, выполняя отдель­ные действия, дети под наблюдением воспитателя или няни выпол­няют все действия дежурных. Конечно, следует похвалить детей, сказать всем другим детям, как их товарищи о них позаботились. В течение сентября все дети должны побывать в роли дежурных и научиться накрывать на стол.

В последующем эти действия закрепляются и обязанности де­журных усложняются: теперь каждый ребенок накрывает «свой» стол полностью. К концу учебного года дети вполне овладевают обязанностями дежурных и уже умеют и накрывать на стол, и уби­рать посуду после еды, помогая в этом няне. В старшей и подготови­тельной к школе группах работа дежурных усложняется предостав­лением детям возможности проявлять инициативу: подумайте, как сегодня украсить место за столом для Наташи, у нее же сегодня день рождения. Или «сегодня праздник, как бы нам так украсить столы, чтобы у всех было радостное настроение». Дети — дежурные при­думывают, предлагают свои варианты, обсуждают их с няней или воспитателем, а затем воплощают свои предложения в жизнь и ра­дуются, когда видят реакцию других детей.

Во второй половине года в средней группе вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Этот вид дежурства требует от детей знания необходимых материалов для определенных занятий, места хранения пособий и материалов и того, как их нужно расположить на столах у детей. Конечно, в средней группе воспитатель прежде рассказывает дежурным о том, какое будет занятие и в чем ему нужна помощь детей. В старших группах детям предоставляется большая самостоятельность, хотя, конечно, контроль воспитателя необходим. Если у детей в группе есть столы с ящиками, в которых хранятся материалы, то их достает для себя каждый ребенок, а де­журные заботятся о том, чтобы разложить на стол то, что в ящиках не хранится, но для занятия необходимо.

Со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы. Дети-дежурные поливают растения, кормят рыб и т. п. Дежурство в уголке природы очень ответственная деятельность детей, так как она связана с живыми существами и поэтому отношение к обязан­ностям дежурных можно прежде обсудить со всеми детьми на заня­тии, посмотреть, как воспитатель поливает растения, сколько корма берет для кормления рыбок в аквариуме. Свой показ воспитатель сопровождает рассказом о том, почему именно так нужно поли­вать растения, почему одно растение нужно поливать обильно, а другое — нет и т.д. Затем при организации дежурства по уголку природы воспитатель внимательно наблюдает за действиями детей и при необходимости помогает им.

Дежурство не исключает поручений как формы организации труда. Это две формы, которые несут разную воспитательную на­грузку и хорошо сочетаются одна с другой.

7.3.ОБЩИЙ, СОВМЕСТНЫЙ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД

Названные три формы организации труда детей имеют единое основание и несколько различий.

Единым основанием для всех названных форм организации тру­да является единая для всех детей цель труда, например, украсить группу к празднику, или отремонтировать поломавшиеся игрушки и порвавшиеся книги, или навести порядок в шкафчиках для одева­ния и др. Цель для всех детей одна, а выполнять ее может каждый ребенок индивидуально и даже с родителями дома (делать елочные игрушки для елки в группе, отремонтировать игрушку, подклеить книгу и др.).

Этот труд называется общим потому, что цель для всех общая и результат общий, а вот способ исполнения может быть индиви­дуальным или небольшими группками детей. Элемент взаимо­отношений в труде на этапе выполнения может отсутствовать. И тем не менее такой труд полезен как для овладения навыками труда, так и для воспитания в детях ответственности за порученное

дело, аккуратности, желания доставить радость сверстникам (на­пример, когда дети дома готовят подарок сверстнику к дню рож­дения). Такая форма организации труда сложна тем, что ребенок должен удерживать задачу длительное время: воспитатель дает задание детям попросить родителей помочь им отремонтировать игрушку, сделать елочное украшение и др., а затем принести ре­зультаты своего труда обратно в детский сад. Здесь важно воспита­телю поговорить с родителями, чтобы они, во-первых, выполнили просьбу ребенка, во-вторых, не сделали за него, а выполняли вме­сте, обучая своего ребенка, привлекая его к совместной деятель­ности. Таким образом, решается сразу несколько воспитательных и обучающих задач. Воспитателю, конечно, проще посадить всех детей вокруг себя и вместе выполнять работу, но для ребенка, да и для родителей важно взаимное общение по поводу дела, поручен­ного ребенку.

Другая форма — совместная деятельность детей в группе. Та­кая форма организации труда разработана Р. С. Буре. Она предлага­ет разделить детей на подгруппы и каждой подгруппе дать отдель­ное задание. При этом в подгруппе каждому ребенку дается свое задание. Между содержанием заданий устанавливается логическая последовательная связь и зависимость от предыдущего ребенка. Так каждый ребенок ставится в условия зависимости от предыду­щего ребенка и обязан понимать, что от его труда зависит резуль­тат последующего ребенка. Это так называемый бригадный метод. Например, при уборке группы воспитатель делит детей на три под­группы: одна наводит порядок в уголке природы, другая — проти­рает стулья и ставит их на место, третья — моет и ставит в шкаф игрушки. Между детьми в каждой подгруппе распределяются обя­занности, в соответствии с логикой последовательности трудовых действий: один вынимает из шкафа игрушки и ставит их на стол, другой моет игрушки в тазике с водой, третий — протирает игруш­ки насухо, четвертый протирает полки шкафа и пятый — ставит чи­стые игрушки снова в шкаф. Так, пока первый не сделает свое дело, второй не может приступать к своему и т. д. А результат получается общий и зависящий от качества выполнения своего задания каж­дым участником. Отношения между детьми — деловые. По ходу выполнения дети могут подсказать друг другу, как лучше выпол­нять работу, но делать ее за него не могут. Такая форма организа­ции труда хороша тем, что способствует усвоению последователь­ности выполнения трудовых действий, воспитывает ответствен­ность каждого участника перед товарищами, приучает к темпу и I качеству выполнения своей части общей работы. Результат оценивается воспитателем в целом, за весь цикл работы, а не каждого ре­бенка.

Конечно, на этапе первичного обучения детей этой форме вы­полнения трудового задания воспитатель обращает их внимание на то, что каждый ребенок отвечает за качество общей работы, выпол­няя добросовестно свою часть.

И наконец, третья форма организации труда — коллективный труд. Эту форму организации часто смешивают с совместным тру­дом, о котором речь шла выше.

Да, коллективный труд организуется на основе совместного труда, только с некоторыми различиями. Эту форму организа­ции труда исследовала и разработала С.А.Козлова. Главное от­личие от прежней формы в том, что воспитатель ставит цель научить детей в процессе труда нравственным, коллективным взаимоотношениям: дети должны при необходимости оказы­вать друг другу помощь, обучать друг друга отдельным трудо­вым действиям, сопереживать друг другу, «болеть» за общий результат. При этом воспитатель заранее продумывает, как он распределит детей в бригады с учетом личных предпочтений де­тей, уровня развития у них трудовых навыков и нравственных взаимоотношений, наличия в бригаде детей с лидерскими каче­ствами и др.

При коллективной форме организации труда желательно на каждую трудовую операцию ставить не по одному участнику, а по два. При этом воспитатель в зависимости от цели воспитания конкретных детей может поставить рядом детей с разным уров­нем развития трудовых умений, с тем, чтобы один помогал дру­гому и обучал его. Но можно поставить и двух детей с примерно одинаковым уровнем развития умений для того, чтобы они учи­лись взамодействовать, работать слаженно, дружно, быстро и ка­чественно.

Очень важно обратить внимание на детей-лидеров. Если в под­группе один лидер, то надо дать ему возможность проявить свои лидерские способности на благо других детей, учить его быть по­ложительным лидером, а не командиром, не считающимся с дру­гими детьми. Важно и детей учить подчиняться лидеру, если его требования справедливы и направлены на достижение хорошего результата в общем труде. Задача воспитателя не заглушать ли­дерские качества в детях, а развивать их, они очень важны будут для него в жизни, но также и развивать в детях умение слышать сверстника, оценивать разумность требований с позиции выпол­нения задания, умение подчиниться. Поэтому лидерство в пози ции ребенка следует периодически менять на позицию рядового участника и наоборот, чтобы каждый попробовал себя в разных ролях.

Коллективная форма организации труда детей — наиболее слож­ная форма, она требует от воспитателя не только планирования содержания труда, но и внимания к каждому ребенку в процессе выполнения им трудового задания, продумывания перспектив его нравственного развития в процессе труда. Такая работа по силам только думающему, творческому воспитателю.

Труд предоставляет большие возможности в воспитании до­школьников, так как ребенок не на словах, а в реальной практи­ческой деятельности учится понимать важность качественного выполнения и значение своего труда для себя и других. Общий, совместный и коллективный труд — это формы организации тру­да детей старшей и подготовительной к школе группах. В средней группе воспитатель может предложить детям, выполняющим по­ручения вдвоем, договориться друг с другом о том, кто, что будет делать. Потом обязательно следует помочь детям удержать это за­дание воспитателя, не забыть о нем в процессе выполнения пору­чения.

Такие задания послужат пропедевтикой, подготовкой к коллек­тивному труду в старших группах.

Есть такой вид труда, который в основном требует индивиду­ального воплощения. Это умственный труд. Однако и в этом тру­де возможны и полезны коллективные обсуждения планирования, отбора содержания выполнения задания, подбора материалов и др. С детьми можно проводить занятия по методике «мозгового штур­ма» , когда дети коллективно обсуждают проблему, предлагая свои варианты ее решения, и затем принимают совместное решение. Например, воспитатель предлагает детям вместе обсудить, как, из какого материала, с помощью каких инструментов они будут делать кормушки для птиц. Он предлагает на выбор материалы: картон, до­сточки, старые коробки и др.

Дети должны обосновать выбор с разных позиций: прочность, водоустойчивость, удобство для птиц и для детей, которые будут на­сыпать корм, эстетическое оформление и др. Подобные обсужде­ния стимулируют умственный труд детей как индивидуальный, так и коллективный.

Разные формы организации труда (от поручений до коллектив­ной формы) используются в разных группах и выбор формы зави­сит от возраста детей и той цели, которую ставит воспитатель, орга­низуя трудовое воспитание.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите формы организации труда в разных возрастныхгруппах.

2. Чем отличаются поручения для младших дошкольников от по­ручений старшим дошкольникам?

3. Как вы относитесь к поручению ребенку следить за поведением всех детей, когда воспитатель отсутствует?

4. Что общего и чем отличаются друг от друга общий, совместный и коллективный труд?

5. Разработайте организацию коллективного труда при уборке веранды на участке детского сада.

6. Как организовать труд детей, если в группе не один лидер?



2019-11-22 4450 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4450)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)