ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Разные виды труда, т.е. содержание труда дошкольников, организуется воспитателем в разных формах. Таких форм в детском саду несколько: поручения; дежурство; общий, совместный, коллективный труд. Рассмотрим каждую форму организации труда. 7.1. ПОРУЧЕНИЯ Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда, которая используется во всех возрастных группах, но в младших группах — это основная форма организации труда. Специальное исследование А. Д. Шатовой было посвящено изучению данной формы организации труда. Она разработала виды поручений, условия приобщения детей к труду через поручения, изучила воспитательный потенциал поручений и связь их с другими формами организации труда дошкольников. Позже исследование проблемы поручений как формы организации труда детей продолжила Г. М. Киселева. На основе концепции В. Г. Нечаевой и А. Д. Шатовой Г. М. Киселева разработала виды поручений для детей старшего дошкольного возраста. Поручения ребенку можно давать тогда, когда он уже хорошо, на уровне самостоятельного выполнения освоил содержание, которое становится смыслом трудового поручения. Поэтому до поручений в младших группах воспитатель обучает каждого ребенка выполнению отдельных трудовых действий и доводит такие действия до возможности выполнять его без взрослого, самостоятельно. Только после этого этапа в младших группах дети начинают выполнять трудовые кратковременные индивидуальные поручения. А.Д.Шатова выделяет три группы трудовых поручений: ■ по трудности выполнения — простые и сложные. Простые поручения включают один способ действия — принеси, подай ит. д., сложные — могут состоять из двух-трех действий — возьми ■ по характеру объединения детей — индивидуальные и коллективные. Индивидуальные поручения могут быть как простые,так и сложные, их выполнение может проходить в группе на глазах у воспитателя, а может потребовать выхода из группы. Так же и коллективные поручения. Каждый из этих видов организации поручений требует от детей разных усилий; ■ по длительности выполнения — кратковременные, длительные,эпизодические и отсроченные во времени поручения. Есть поручения, на выполнение которых не требуется много времени, К названным трем группам поручений можно добавить еще: поручения по характеру выполнения: вербальные и практические. Вербальные поручения — это когда ребенка (детей) просят пойти спросить о чем-то и принести ответ в слове, а практические поручения — это когда ребенка просят что-то сделать в реальном плане (пойди в методический кабинет, попроси у старшего воспитателя для нас книгу и принеси ее в группу). Через поручения можно решать многие задачи трудового воспитания: воспитание умения слушать и слышать задание взрослого, умение его удерживать в памяти какое-то время и точно выполнять; ответственно относиться к делу; овладевать отдельными трудовыми навыками и умениями; проявлять самостоятельность. Творческое отношение к выполнению задания, систематическое выполнение трудовых поручений приучают ребенка к труду, формируют чувство ответственности за качественное выполнение задания, поддерживают желание трудиться. Важно, чтобы все дети выполняли трудовые поручения и делали это с удовольствием. Для этого нужно соблюдать несколько правил: необходимо давать поручения в форме просьбы помочь взрослому и благодарить за выполнение; ■ способ выполнения трудового действия должен быть известенребенку; ■ важно начинать приучать ребенка к выполнению поручений интересных для него; ■ постепенно переходить к необходимым поручениям, требующим от ребенка волевых усилий; ■ формулировать задание четко, кратко, чтобы ребенку сразу было понятно, чего от него хотят; ■ сложные поручения вначале следует выполнять вместе со взрослым, показывая все необходимые действия. Взрослый делегирует ребенку ту часть поручения, которую ребенок уже освоил, и В каждой группе должна быть тетрадь учета поручений, выполняемых детьми. Такая тетрадь нужна воспитателю, чтобы учитывать всех детей и чтобы каждый ребенок получал разные, а не однотипные поручения. Тетрадь может выглядеть так: Тетрадь заполняют два воспитателя и в конце недели или месяца анализируют равномерность распределения поручений и характер выполнения их детьми. Конечно, таблица не дает возможности зафиксировать отношение детей к выполнению поручений, их предпочтения. Между тем воспитателю обязательно следует обращать внимание на качество выполнения, на эмоциональное отношение детей к выполнению поручений, на причины отказа ребенка выполнять то или иное поручение, на проявление творчества, выдумки, на тщательность и точность выполнения и т.д. Такие наблюдения за детьми могут стать хорошим материалом для бесед с родителями. Причем нужно помнить, что с родителями стоит говорить не только и не столько о негативных проявлениях детей, сколько об их успехах, о положительном отношении детей к выполнению поручений, показывать родителям, как полезно для ребенка то, что он выполняет трудовые поручения. Не секрет, что современные родители часто настраивают ребенка на невыполнение трудовых поручений («у вас в группе есть человек, которому платят за такую работу зарплату, не эксплуатируйте моего ребенка», — говорят такие родителю воспитателю). К счастью, таких родителей не так уж много. Не понимая значения трудового воспитания для формирующейся личности ребенка, они вредят ему и готовят много трудностей в его дальнейшем развитии и воспитании. Особое внимание нужно обращать на сложные, коллективные, вербальные поручения. Такие поручения даются детям старших групп. Кроме трудовых умений они требуют от ребенка умения договариваться со сверстниками, распределять обязанности, анализировать качество совместного выполнения. Дети должны понимать, что от их слаженных действий будет зависеть общий результат. Давая детям такого рода поручения, воспитатель обращает их внимание на то, что результат будет зависеть от того, как дети смогут договориться о выполнении поручения. 7.2. ДЕЖУРСТВО Дежурство — форма организации труда детей, начиная со средней группы. Она строится на умении детей выполнять отдельные трудовые поручения. Теперь дети учатся выполнять несколько поручений, сближенных по времени и подчиненных одной цели. Эту форму организации труда изучала в своем исследовании 3. Н. Борисова, которая выделила три вида дежурства: по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. Каждый из видов дежурства организуется в определенной логике: ■ понимание и принятие цели (накрыть стол к еде, накормить рыб, ■ освоение последовательности трудовых действий; ■ анализ результата труда. В процессе дежурства ребенок ставится в условия обязательности выполнения порученного дела. Он должен выполнить весь комплекс трудовых действий и получить общественно значимый резулътат. Приступая к дежурству ребенок не может прекратить выполнения обязанностей на полпути, заняться другой деятельностью по собственному желанию. От ребенка кроме владения трудовыми действиями требуется ответственность, желание доставить радость детям, животным и растениям, проявлять четкость в выполнении задания и творчество. Дежурство по столовой начинается с заданий детям выполнить какое-то одно действие, затем другое и т.д. Воспитатель помогает детям. Так, в сентябре в средней группе воспитатель говорит детям, что теперь они уже большие и могут помогать няне накрывать на стол, заботиться о других детях Вот, например, сегодня будут дежурить Лиза и Саша. Няня дает им по две ложки и просит положить их справа от тарелок детей, сидящих за одним столом. Положили, вместе с няней посмотрели, чтобы ложки лежали прямо, красиво. «Хорошо, — говорит воспитатель. — А теперь попросите у няни еще по две ложки и положите их детям, которые будут сидеть за другим столом». Снова анализируется результат. И так, выполняя отдельные действия, дети под наблюдением воспитателя или няни выполняют все действия дежурных. Конечно, следует похвалить детей, сказать всем другим детям, как их товарищи о них позаботились. В течение сентября все дети должны побывать в роли дежурных и научиться накрывать на стол. В последующем эти действия закрепляются и обязанности дежурных усложняются: теперь каждый ребенок накрывает «свой» стол полностью. К концу учебного года дети вполне овладевают обязанностями дежурных и уже умеют и накрывать на стол, и убирать посуду после еды, помогая в этом няне. В старшей и подготовительной к школе группах работа дежурных усложняется предоставлением детям возможности проявлять инициативу: подумайте, как сегодня украсить место за столом для Наташи, у нее же сегодня день рождения. Или «сегодня праздник, как бы нам так украсить столы, чтобы у всех было радостное настроение». Дети — дежурные придумывают, предлагают свои варианты, обсуждают их с няней или воспитателем, а затем воплощают свои предложения в жизнь и радуются, когда видят реакцию других детей. Во второй половине года в средней группе вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Этот вид дежурства требует от детей знания необходимых материалов для определенных занятий, места хранения пособий и материалов и того, как их нужно расположить на столах у детей. Конечно, в средней группе воспитатель прежде рассказывает дежурным о том, какое будет занятие и в чем ему нужна помощь детей. В старших группах детям предоставляется большая самостоятельность, хотя, конечно, контроль воспитателя необходим. Если у детей в группе есть столы с ящиками, в которых хранятся материалы, то их достает для себя каждый ребенок, а дежурные заботятся о том, чтобы разложить на стол то, что в ящиках не хранится, но для занятия необходимо. Со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы. Дети-дежурные поливают растения, кормят рыб и т. п. Дежурство в уголке природы очень ответственная деятельность детей, так как она связана с живыми существами и поэтому отношение к обязанностям дежурных можно прежде обсудить со всеми детьми на занятии, посмотреть, как воспитатель поливает растения, сколько корма берет для кормления рыбок в аквариуме. Свой показ воспитатель сопровождает рассказом о том, почему именно так нужно поливать растения, почему одно растение нужно поливать обильно, а другое — нет и т.д. Затем при организации дежурства по уголку природы воспитатель внимательно наблюдает за действиями детей и при необходимости помогает им. Дежурство не исключает поручений как формы организации труда. Это две формы, которые несут разную воспитательную нагрузку и хорошо сочетаются одна с другой. 7.3.ОБЩИЙ, СОВМЕСТНЫЙ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД Названные три формы организации труда детей имеют единое основание и несколько различий. Единым основанием для всех названных форм организации труда является единая для всех детей цель труда, например, украсить группу к празднику, или отремонтировать поломавшиеся игрушки и порвавшиеся книги, или навести порядок в шкафчиках для одевания и др. Цель для всех детей одна, а выполнять ее может каждый ребенок индивидуально и даже с родителями дома (делать елочные игрушки для елки в группе, отремонтировать игрушку, подклеить книгу и др.). Этот труд называется общим потому, что цель для всех общая и результат общий, а вот способ исполнения может быть индивидуальным или небольшими группками детей. Элемент взаимоотношений в труде на этапе выполнения может отсутствовать. И тем не менее такой труд полезен как для овладения навыками труда, так и для воспитания в детях ответственности за порученное дело, аккуратности, желания доставить радость сверстникам (например, когда дети дома готовят подарок сверстнику к дню рождения). Такая форма организации труда сложна тем, что ребенок должен удерживать задачу длительное время: воспитатель дает задание детям попросить родителей помочь им отремонтировать игрушку, сделать елочное украшение и др., а затем принести результаты своего труда обратно в детский сад. Здесь важно воспитателю поговорить с родителями, чтобы они, во-первых, выполнили просьбу ребенка, во-вторых, не сделали за него, а выполняли вместе, обучая своего ребенка, привлекая его к совместной деятельности. Таким образом, решается сразу несколько воспитательных и обучающих задач. Воспитателю, конечно, проще посадить всех детей вокруг себя и вместе выполнять работу, но для ребенка, да и для родителей важно взаимное общение по поводу дела, порученного ребенку. Другая форма — совместная деятельность детей в группе. Такая форма организации труда разработана Р. С. Буре. Она предлагает разделить детей на подгруппы и каждой подгруппе дать отдельное задание. При этом в подгруппе каждому ребенку дается свое задание. Между содержанием заданий устанавливается логическая последовательная связь и зависимость от предыдущего ребенка. Так каждый ребенок ставится в условия зависимости от предыдущего ребенка и обязан понимать, что от его труда зависит результат последующего ребенка. Это так называемый бригадный метод. Например, при уборке группы воспитатель делит детей на три подгруппы: одна наводит порядок в уголке природы, другая — протирает стулья и ставит их на место, третья — моет и ставит в шкаф игрушки. Между детьми в каждой подгруппе распределяются обязанности, в соответствии с логикой последовательности трудовых действий: один вынимает из шкафа игрушки и ставит их на стол, другой моет игрушки в тазике с водой, третий — протирает игрушки насухо, четвертый протирает полки шкафа и пятый — ставит чистые игрушки снова в шкаф. Так, пока первый не сделает свое дело, второй не может приступать к своему и т. д. А результат получается общий и зависящий от качества выполнения своего задания каждым участником. Отношения между детьми — деловые. По ходу выполнения дети могут подсказать друг другу, как лучше выполнять работу, но делать ее за него не могут. Такая форма организации труда хороша тем, что способствует усвоению последовательности выполнения трудовых действий, воспитывает ответственность каждого участника перед товарищами, приучает к темпу и I качеству выполнения своей части общей работы. Результат оценивается воспитателем в целом, за весь цикл работы, а не каждого ребенка. Конечно, на этапе первичного обучения детей этой форме выполнения трудового задания воспитатель обращает их внимание на то, что каждый ребенок отвечает за качество общей работы, выполняя добросовестно свою часть. И наконец, третья форма организации труда — коллективный труд. Эту форму организации часто смешивают с совместным трудом, о котором речь шла выше. Да, коллективный труд организуется на основе совместного труда, только с некоторыми различиями. Эту форму организации труда исследовала и разработала С.А.Козлова. Главное отличие от прежней формы в том, что воспитатель ставит цель научить детей в процессе труда нравственным, коллективным взаимоотношениям: дети должны при необходимости оказывать друг другу помощь, обучать друг друга отдельным трудовым действиям, сопереживать друг другу, «болеть» за общий результат. При этом воспитатель заранее продумывает, как он распределит детей в бригады с учетом личных предпочтений детей, уровня развития у них трудовых навыков и нравственных взаимоотношений, наличия в бригаде детей с лидерскими качествами и др. При коллективной форме организации труда желательно на каждую трудовую операцию ставить не по одному участнику, а по два. При этом воспитатель в зависимости от цели воспитания конкретных детей может поставить рядом детей с разным уровнем развития трудовых умений, с тем, чтобы один помогал другому и обучал его. Но можно поставить и двух детей с примерно одинаковым уровнем развития умений для того, чтобы они учились взамодействовать, работать слаженно, дружно, быстро и качественно. Очень важно обратить внимание на детей-лидеров. Если в подгруппе один лидер, то надо дать ему возможность проявить свои лидерские способности на благо других детей, учить его быть положительным лидером, а не командиром, не считающимся с другими детьми. Важно и детей учить подчиняться лидеру, если его требования справедливы и направлены на достижение хорошего результата в общем труде. Задача воспитателя не заглушать лидерские качества в детях, а развивать их, они очень важны будут для него в жизни, но также и развивать в детях умение слышать сверстника, оценивать разумность требований с позиции выполнения задания, умение подчиниться. Поэтому лидерство в пози ции ребенка следует периодически менять на позицию рядового участника и наоборот, чтобы каждый попробовал себя в разных ролях. Коллективная форма организации труда детей — наиболее сложная форма, она требует от воспитателя не только планирования содержания труда, но и внимания к каждому ребенку в процессе выполнения им трудового задания, продумывания перспектив его нравственного развития в процессе труда. Такая работа по силам только думающему, творческому воспитателю. Труд предоставляет большие возможности в воспитании дошкольников, так как ребенок не на словах, а в реальной практической деятельности учится понимать важность качественного выполнения и значение своего труда для себя и других. Общий, совместный и коллективный труд — это формы организации труда детей старшей и подготовительной к школе группах. В средней группе воспитатель может предложить детям, выполняющим поручения вдвоем, договориться друг с другом о том, кто, что будет делать. Потом обязательно следует помочь детям удержать это задание воспитателя, не забыть о нем в процессе выполнения поручения. Такие задания послужат пропедевтикой, подготовкой к коллективному труду в старших группах. Есть такой вид труда, который в основном требует индивидуального воплощения. Это умственный труд. Однако и в этом труде возможны и полезны коллективные обсуждения планирования, отбора содержания выполнения задания, подбора материалов и др. С детьми можно проводить занятия по методике «мозгового штурма» , когда дети коллективно обсуждают проблему, предлагая свои варианты ее решения, и затем принимают совместное решение. Например, воспитатель предлагает детям вместе обсудить, как, из какого материала, с помощью каких инструментов они будут делать кормушки для птиц. Он предлагает на выбор материалы: картон, досточки, старые коробки и др. Дети должны обосновать выбор с разных позиций: прочность, водоустойчивость, удобство для птиц и для детей, которые будут насыпать корм, эстетическое оформление и др. Подобные обсуждения стимулируют умственный труд детей как индивидуальный, так и коллективный. Разные формы организации труда (от поручений до коллективной формы) используются в разных группах и выбор формы зависит от возраста детей и той цели, которую ставит воспитатель, организуя трудовое воспитание. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Назовите формы организации труда в разных возрастныхгруппах. 2. Чем отличаются поручения для младших дошкольников от поручений старшим дошкольникам? 3. Как вы относитесь к поручению ребенку следить за поведением всех детей, когда воспитатель отсутствует? 4. Что общего и чем отличаются друг от друга общий, совместный и коллективный труд? 5. Разработайте организацию коллективного труда при уборке веранды на участке детского сада. 6. Как организовать труд детей, если в группе не один лидер?
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4450)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |