УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ
Решение задач трудового воспитания осуществляется при соблюдении ряда условий: систематическое включение каждого ребенка в труд, учет нагрузки на ребенка, учет индивидуальных предпочтений ребенка в сочетании с принципом обязательности труда, подбор оборудования для труда, создание в группе трудовой атмосферы. 6.1. СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ КАЖДОГО РЕБЕНКА В ТРУД Систематическое включение ребенка в труд обеспечивает формирование привычки, а потом и потребности трудиться. Ребенок привыкает к данного рода деятельности, совершенствует трудовые действия и уже все чаще выполняет их автоматически или более уверенно. Становясь привычными, трудовые действия превращаются в умения и навыки, а ребенок — становится более самостоятельным, независимым от взрослого, смелее берется за освоение новых дел. Участие детей в труде достигается разными способами: в процессе выполнения поручений, обязанностей дежурного по занятиям, по уголку природы. Конечно, труд по самообслуживанию требует от ребенка постоянных трудовых усилий. Важно систематически включать в режим жизни ребенка организованный воспитателем ручной, бытовой труд в разных формах. Так создаются естественные условия для включения каждого ребенка в разные виды труда и , формы его организации. Для того, чтобы к участию в труде привлекались все дети, воспитателю следует планировать эту работу, заранее намечать кому из детей какое дать поручение, как выстроить очередность в дежурствах и т.д., еженедельно планировать в группе или на участке общий, совместный или коллективный труд. 6.2. УЧЕТ НАГРУЗКИ НА РЕБЕНКА Труд детей, конечно же, не подменяет труда взрослых. Ребенок участвует в труде взрослых, выполняет какую-то доступную ему часть работы. Воспитатель, организуя труд детей, оценивает его не столько по объему выполненного, сколько по отношению к труду, проявлению ответственности, добросовестности, умению доводить дело до конца. В труде ребенок сталкивается с нагрузкой. Это естественно, так как сущность труда — усилие, нагрузка, напряжение. Недостаточная нагрузка делает труд чрезмерно легким, не требующим приложения усилий. Ребенок привыкает трудиться без усилий и поэтому в последующем не хочет принимать такие трудовые задания, которые требуют приложения усилий. Вместе £ тем отрицательно сказывается и чрезмерная нагрузка. Перегрузка вызывает переутомление и появление отрицательного отношения к труду. Дети по-разному относятся к нагрузкам. Так, малыши, которые пока еще не могут определить заранее степень нагрузки, могут взять на себя очень большую нагрузку, но выполнить ее, конечно, не могут. С. Н. Теплюк проводила исследование по приучению детей раннего возраста к труду. Одной из задач было определение допустимой нагрузки. Исследователь проводила такой эксперимент: детям предлагалось перенести песок в песочницу. Они должны были сами выбрать ведерко, насыпать в него песок и отнести. Как правило, все дети в возрасте от 2,5 до 3 лет брали самое большое ведро, насыпали в него песок до верху и старались нести. Не получалось. Брать маленькое ведро они отказывались (они же уже «большие»!). Тогда исследователь предложила детям такие же большие ведра, но другие. Дети насыпали в них песок до верху, не обращая внимание, что до верху насыпалось значительно быстрее, чем раньше, и с небольшим усилием выполняли задание. Они были счастливы. В чем дело? В том, что во второй раз им предложили ведра с двойным дном и песка вошло значительно меньше, но «Я-сам» ребенка не было ущемлено. Постепенно, по мере овладения навыком и с увеличением возраста и физической силы детей ведро становилось более «вместительным», второе дно уменьшалось, а ребенок мог носить песок, уверенный в своих силах, но без перегрузки. В наибольшей мере чувствуется физическая нагрузка при уборке детьми снега или вскапывании земли на огороде. Очень важно научить детей этому труду. Воспитатель должен показать, сколько снега можно брать на лопату, как высоко ее поднимать, как забрасывать снег на обочину дорожки или как сгребать снег к одному месту. Взрослый всегда находится рядом с детьми и следит за выполнением таких условий, чтобы дети трудились с доступной их возрасту нагрузкой. Взрослый должен помнить, что сгребать с детьми можно лишь свежевыпавший снег. Есть правила и по вскапыванию земли. И с ними следует прежде ознакомить детей: дети вскапывают только рыхлую землю, правильно берут лопату, копают не глубоко, переворачивают лопату с землей, не поднимая ее высоко. Воспитатель следит за темпом работы: темп может быть как слишком медленным, так и слишком интенсивным. И то и другое плохо. Умеренный темп продлевает работоспособность детей, задерживает утомление. Важно учитывать особенности детей и руководить процессом выполнения задания. При организации совместного, коллективного труда, можно допускать смену характера работы через 5 — 8 минут: сначала один ребенок мыл игрушки, а другой их вытирал, а потом дети поменялись обязанностями. Усталость не наступила и интерес к трудовым действиям повысился. 6.3. ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ТРУДА Прежде всего, следует помнить, что оборудование для труда и игрушки, изображающие трудовое оборудование — это разные вещи, с разным назначением. Объединять их может только цвет — яркий, привлекательный для ребенка. Оборудование для труда (лопатки, грабли, метла, лейки и др.) должно соответствовать росту ребенка, но быть таким, чтобы ребенок мог выполнить трудовое, а не игровое действие, т. е., например, не как-будто бы вскопал землю, а вскопал ее так, как необходимо для последующего использования в . посадке растений. Оборудования для труда должно быть достаточно по количеству на всех детей группы, чтобы воспитатель мог организовать общий труд, дав детям разные трудовые поручения, но одновременно. Если же детям приходится ждать, когда освободится оборудование, то у них постепенно пропадает интерес к труду и говорить о трудовом воспитании уже не приходится. Важно продумать, как и где расположить оборудование для труда. Оно должно быть всегда в одном и том же месте, о котором дети знают и в которое они всегда размещают оборудование после труда. Это может быть полка, шкаф, специально отведенное место и т.д., но всегда одно и то же. Инвентарь должен быть чистым, всегда готовым к тому, чтобы дети могли использовать его в труде. Поэтому детей сразу нужно приучать протирать инвентарь после его использования. Совершенно не обязательно располагать все оборудование на виду, важно, чтобы дети знали, где оно лежит, и могли самостоятельно его брать при необходимости. 6.4. СОЗДАНИЕ В ГРУППЕ ТРУДОВОЙ АТМОСФЕРЫ Одним из важных условий трудового воспитания является создание и поддержание в группе трудовой атмосферы. Необходимость в труде возникает постоянно: убрать игрушки после игры, полить комнатные растения, убрать вещи в шкаф после прогулки, поставить стульчики на место и т.д. Детей приучают замечать неполадки и исправлять их самостоятельно. Воспитатель постоянно показывает детям пример такого отношения к окружающей среде. Это не значит, что он сам исправляет неполадки, он делает это вместе с детьми, дает им поручения, обращает их внимание на результат, приучая детей к порядку, который они сами вместе с воспитателем поддерживают в группе. Воспитатель обязательно подчеркивает, как хорошо, когда в группе чисто, все вещи после их использования лежат на месте.Как приятно жить в такой группе! Очень важно вести подобную Такая трудовая атмосфера не должна быть тягостной для детей, не должна ограничивать их желание играть, рисовать, заниматься любой другой интересной для них деятельностью, она должна быть естественной для ребенка и восприниматься как необходимость. Дети должны испытывать радость от труда, поэтому, когда организуется общий труд, можно включать тихую, приятную для детей музыку. Когда ребенок выполняет индивидуальные поручения, он должен испытывать чувство ответственности и важности от порученного ему дела, когда дети дежурят, они делают это с чувством радости, так как выполняют приятную и нужную работу для товарищей. Хорошо, если воспитатель в процессе организации труда не забывает вспомнить пословицу, поговорку, которой подбодрит ребенка («Терпенье и труд все перетрут!», «Труден день до вечера, когда делать нечего!»). Привыкая с детства жить в хорошей трудовой атмосфере, ребенок не будет воспринимать трудовые действия как тяжелую нежелательную обязанность, а приучит себя выполнять трудовые обязанности легко и с понимаем их необходимости. 6.5. ЭЛЕМЕНТЫ ТВОРЧЕСТВА И СВОБОДЫ В ВЫБОРЕ ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ Важным условием организации труда является стимулирование детей к проявлению творчества. Конечно, труд — это обязательная деятельность, основанная часто на точном выполнении трудовых действий. Но в то же время трудиться интересней, если можешь привнести в эти действия что-то свое, что-то улучшить, рационализировать, если использовать элементы экспериментирования, если решать трудовую задачу с помощью умственного труда. Так, воспитатель предлагает детям в процессе дежурства по занятиям самим решить, как дежурные будут раскладывать карандаши — каждому ребенку сразу весь набор, или один дежурный разложит всем красные карандаши, а другой — зеленые. При этом дети сами определяют, как они именно сегодня будут работать. Это вызывает у них интерес, создает своеобразную игровую ситуацию, дети выполняют задание с удовольствием. Воспитатель наблюдает за детьми, а потом, после окончания дежурства, может побеседовать с дежурными на тему, какая форма выполнения задания им показалась более рациональной, быстрой. Пусть дети сами проанализируют избранный метод и примут решение. Воспитатель просит детей разложить в игрушечном уголке игрушки так, чтобы всем детям было удобно брать игрушки. Делать это можно по-разному: можно традиционно, а можно и поменять что-то местами. Даже если избранный детьми вариант не очень правилен с позиции воспитателя, не нужно сразу говорить об этом детям, они сами сделают нужный вывод позже. Предлагая детям совместную работу по уборке помещения, им предоставляют возможность самим определить, какие материалы потребуются для работы, где их взять, кто возьмет, решить, с чего начать работу и т. д. Такая свобода выбора создает у детей ощущение доверия к ним, а также они приобретают практику разнообразного выполнения одной и той же работы, что делает выполнение более привлекательным, самостоятельным и ответственным. В содержание любого детского труда можно вносить ситуации для проявления творчества, выдумки, принятия собственных решений. Важно только обсуждать с детьми их действия, просить их объяснять причину избранного решения, анализировать результаты и эффективность способов выполнения задания. Такое выполнение трудовых заданий и их последующее обсуждение делают труд осмысленным, самостоятельным и приносящим ребенку радость. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Объясните, как влияют на эффективность решения задач трудового воспитания условия организации труда детей. 2. Как связаны между собой учет нагрузки на ребенка и выбор оборудования для труда? 3. Какие особенности возраста детей важно учитывать при создании условий для проявления творчества и свободы в выборе трудовых действий? 4. Какие еще условия организации труда детей вы могли бы предложить?
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4085)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |