Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



2019-11-22 5239 Обсуждений (0)
МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4.67 из 5.00 3 оценки




5.1. МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРУДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ведущим видом труда детей младшего дошкольного возраста является труд по самообслуживанию. До 2 лет все гигиенические процедуры, одевание, раздевание и т.д. выполняет для ребенка взрослый. Ребенок еще не способен самостоятельно что-то делать, но взрослый должен так выполнять эти действия, чтобы они были приятны ребенку. «Вот сейчас наденем теплую шапочку, чтобы наш Ванечка не замерз на улице. Вот какой красивый мальчик в шапоч­ке!» Так, приговаривая и нахваливая предметы, взрослый создает у ребенка хорошее настроение, желание одеваться, а не сопротив­ляться ему. .Такая пропедевтическая работа очень важна, так как создает благоприятные условия для того, чтобы ребенку захотелось самому выполнять необходимые трудовые действия.

Начиная примерно с 2 лет, взрослый привлекает ребенка к «помо­щи». «Давай ножку, наденем ботиночек. Так, молодец, вот ты мне и помог. Мы вместе с тобой надели ботиночки, теперь застегнем их ли­пучками. Вот и все. Молодец!» Теперь воспитатель, помогая ребенку, рассказывает ему, как следует выполнять каждое действие и по мере овладения ими передает их ребенку для самостоятельного выполне­ния. Воспитатель всегда помнит слова великого педагога Г. Песталоцци: «Никогда не делайте за ребенка то, что он способен сделать сам». Нау­чился надевать рубашку — пусть надевает ее сам, не умеет пока засте­гивать пуговицы на рубашке — взрослый ему поможет.

5.2. МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для каждой группы задач трудового воспитания можно выде­лить свои методы, которые в наибольшей степени способствуют.эффективному решению задач в работе с детьми разного возрас­та. В то же время существует алгоритм выстраивания цепочки ме­тодов: наблюдение за действиями взрослого, привлечение ребенка к элементарной помощи взрослому, постепенное делегирование функций, прямой показ, выполнение под наблюдением взрослых сначала отдельных операций, а потом и всей работы. Выполнение данного алгоритма происходит на фоне доброжелательной оценки действий ребенка взрослым, анализа качества выполнения и сти­мулирования к продолжению трудовых действий и достижению результата, полученного самостоятельно.

Данный алгоритм существует объективно, но реализуется на разном содержании труда дошкольников.

В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкрет­ная цель, ребенку она понятна и он способен с помощью взрослых ее достичь. Ребенку следует объяснять цель выполнения действий по самообслуживанию, ориентируясь на его потребности (нужно обязательно перед едой мыть руки, еду брать чистыми руками, что­бы не заболеть).

Для ребенка 3 лет процесс овладения навыками самообслужи­вания дает возможность проявить самостоятельность, удовлетво­рить свою потребность в самостоятельной деятельности. Ребенок в этом возрасте переживает кризис «Я-сам!» Это важно знать и поддерживать стремление ребенка к независимости от взросло­го. Если взрослые не будут учитывать это обстоятельство и будут продолжать выполнять за ребенка все то, что он уже может делать сам, то к 4 годам он уже не захочет одеваться, умываться, есть са­мостоятельно, ему будет приятнее и удобнее, чтобы эти действия делал за него взрослый. И возникнет проблема перевоспитания, что всегда значительно труднее процесса своевременного воспи­тания.

В 4 — 5 лет ребенок уже научился самостоятельно выполнять почти все трудовые действия по самообслуживанию. Теперь зада­ча — научить его выполнять все действия тщательно, аккуратно, добросовестно и красиво. Поэтому воспитатель использует метод показа, объяснения, самоанализа («посмотри на себя в зеркало, у тебя все хорошо? Аккуратно заправлена рубашка в штанишки? Волосы причесаны? Поправь, если что-то не так»).

В 6 — 7 лет воспитателю все реже приходится использовать ме­тод прямого показа действия по самообслуживанию, но чаще ис­пользуется метод привлечения детей к размышлению, к самостоя­тельному выводу по поводу того, что и как следует делать и почему I именно так, а не иначе: «дети, просмотрите свою одежду пред тем, как вешать ее в шкаф — помните, что в шкаф можно вешать только сухие вещи, а что делать с промокшими на прогулке? Отберите их и просушите».

Ведущими методами в ручном труде и труде в природе являются показ взрослого и совместное со взрослым выполнение трудового действия. Взрослый постоянно наблюдает за качеством выполне­ния трудовых действий далее в том случае, если эти действия ребе­нок выполняет самостоятельно.

При решении задач в умственном труде ведущий метод — про­блемная ситуация, в которую ставится ребенок, а также ситуация проверки своих гипотез.

Методы трудового воспитания можно разделить на подгруппы: вербальные, игровые и практические. При этом следует помнить, что ведущей подгруппой являются практические методы обучения детей трудовым умениям.

Вербальные методы

К этой подгруппе относятся беседа, объяснение, обсуждение, рассказывание, решение проблемных ситуаций и др.

С помощью вербальных методов у детей формируется осознан­ное отношение к трудовым действиям, развивается умение объ­яснять последовательность действий, выражать свое отношение к собственному труду и труду взрослых и других детей.

Вербальные методы только тогда будут действенны, когда они реализуются через" методические приемы, заставляющие ребенка думать, рассуждать, делать выводы и т.д. Иначе они превращаются в формальное стимулирование запоминания. Например, готовя де­тей к наблюдению за трудом взрослых (идут на кухню наблюдать за трудом повара), воспитатель может сказать: «Сейчас мы пойдем на кухню, посмотрим, как работает наш повар. Ведите себя хорошо, не шумите, не трогайте ничего без разрешения, слушайте, что бу­дет рассказывать вам Нина Петровна». А можно сказать так: «Дети, сегодня у нас будет очень интересная экскурсия. Мы пойдем в одно из помещений нашего детского сада, которое называется кухня. Как вы думаете, что мы там увидим, с кем будем разговаривать, о чем спросим Нину Петровну? Постарайтесь увидеть и запом­нить побольше, а потом в группе мы продолжим наш разговор, а, может быть, у кого-то появится желание нарисовать что-то из того, что мы увидим». При этом, если даже дети не точно ответят на вопросы воспитателя до экскурсии, не нужно спешить с отве­том, а нужно сказать, чтобы они поискали ответ на свой вопрос во время экскурсии сами, а уж если не найдут, то в беседе после экскурсии дети получат ответ на все вопросв1. Такой подбор мето­дических приемов усиливает внимание детей, повышает их позна­вательную активность и усиливает эмоциональное воздействие на них экскурсии.

Когда воспитатель с помощью вербальных методов учит детей планировать свою работу, он обращает внимание на обучение де­тей умению объяснять, обосновать логику своих действий, выра­жать ее в слове.

Часто воспитатели используют вербальный метод — беседу. Но не всегда беседа активизирует познавательную деятельность детей, стимулирует мыслительную работу, пробуждает желание к собственному труду. Это происходит потому, что воспитатель не­верно ставит задачу в беседе, не пользуется методическими при­емами, повышающими познавательную и эмоциональную актив­ность детей. К таким приемам можно отнести использование инте­рактивной доски, чтение стихотворений, придумывание способов действия, обсуждение разной логики решения задачи, объяснение семантики слов (что означают слова: «бездельник», «трудолюбивый мальчик», «лень», «мастер своего дела» и др.). В вопросах беседы должна быть заложена проблема, на решение которой и направле­на беседа. Дети должны искать ответ, а не получать его в готовом виде от взрослого.

Конечно, вербальные методы очень важны в воспитании ребен­ка, они учат умственному труду, т.е. умению анализировать, уста­навливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные умозаключения и т. д. Однако только вербальными методами нельзя реализовать задачи трудового воспитания.

Игровые методы

Данная группа методов влияет на эмоциональную сферу ре­бенка и формирование мотивов трудовой деятельности. Это ме­тоды: включения в воображаемую ситуацию (ребята, давайте организуем фабрику сувениров, сделаем много разных сувениров, а потом будем их дарить гостям на празднике); стимулирования детей к трудовой деятельности (сделаем игрушки, а потом будем играть в магазин подарков; сегодня к нам пришли «дворники», они будут убирать участок. Дворников — две бригады. Интересно, ка­кая бригада будет лучше работать?); дидактические игры — ис­пользуются при ознакомлении детей с профессиями, с орудиями труда; наборы картинок, которые можно использовать при обу­чении планированию труда, установлению последовательности действий.

Действенным методом трудового воспитания, особенно млад­ших дошкольников, является введение кукольного персонажа, от имени которого воспитатель задает детям вопросы, просит выполнить какое-то трудовое действие. Кукла, мишка и т.д. на­блюдают за работой детей, оценивают результаты труда. Дети доверительно смотрят на «гостя», даже разговаривают с ним и стараются трудиться, тщательно выполняя каждое трудовое дей­ствие.

Можно вводить и элементы сюжетно-ролевой игры, когда ре­бенок берет на себя какую-то роль, например, водителя, и отвозит игрушки после игры на «склад».

Игровые методы и игровые приемы эмоционально украшают трудовые действия, сообщают им мотивацию, доступную для ре­бенка, делают его труд привлекательной деятельностью.

Практические методы

Несомненно, эта группа методов является ведущей в трудовом воспитании. С помощью таких методов дети овладевают трудовы­ми действиями, умениями. Главные из методов этой группы: по­каз выполнения трудового действия, упражнение для закрепления умений, анализ результата выполнения действия, самостоятельный отбор ребенком инструментов для определенных действий и рас­положение их на рабочем месте.

Показ трудовых действий организуется в форме привлече­ ния внимания ребенка к действиям взрослого. «Вот сегодня мыс тобой будем учиться протирать листья растений, чтобы они были
чистыми, чтобы они могли дышать», — говорит воспитатель, —«Вот посмотри, как я кладу на свою ладонь лист и мокрой тряпоч­кой его протираю. Видишь, как он заблестел, обрадовался. Теперь
я сполосну тряпочку, отожму ее вот так и возьму другой листок.Тоже положу его на ладонь и протру». А затем воспитатель дает возможность ребенку повторить действия взрослого: «А теперь
ты хочешь протереть следующий листок? Давай свою ладошку, по­ложим на нее листок, бери тряпочку и протирай. Молодец, вот и твой листочек обрадовался». А теперь давай сполоснем тряпочку,
как ты это будешь делать? Так, хорошо. Я один раз помогу тебе от­ жать тряпочку, а в следующий раз ты это сделаешь сам, правда?А теперь протирай». Так постепенно воспитатель будет передавать
ребенку каждое действие, пока не научит его последовательно,старательно выполнять трудовые действия. Но даже когда ребенок уже научился сам выполнять действия, контроль и поддержка ему
необходимы. Можно привлекать ребенка к анализу собственных действий:

«Хорошо, молодец, очень чисто протер листочек. А вот этот что-то не весь блестит. Как думаешь, почему? Давай еще раз его протрем. Вот теперь лучше».

Каждому новому действию нужно учить как в первый раз. Од­ним из методических приемов является показ трудового действия одного ребенка другому. Процесс взаимообучения стимулирует ре­бенка к более тщательному выполнению и лучшему осознанию сво­их действий и, кроме того, воспитывает дружественные отношения между детьми.

По мере овладения ребенком трудовыми навыками к нему предъ­являются уже другие требования: выполнять действия постоянно, добросовестно, ответственно и, если возможно, творчески. На этом этапе ведущими становятся методы стимулирования трудовой деятельности: предложения участвовать в творческих проектах, в создании выставок работ детей группы, в выполнении ответствен­ных поручений и др.

Так как трудовое воспитание в дошкольном возрасте рассматри­вается в русле нравственного воспитания, важно помнить о том, что воспитатель обязан формировать у себя положительное отношение к детям, всегда их поддерживать в их трудовых усилиях, хвалить, никогда не наказывать трудом, проявлять терпение и выдержку и никогда не делать за ребенка то, что он уже умеет делать сам.

Ребенок в большей мере, чем взрослый, воспринимает мир эмо­циями, чувствами. Такое эмоциональное восприятие мира часто опережает осознанное его восприятие. Через эмоции путь к ребен­ку значительно короче и вернее, чем через обстоятельные разъяс­нения и объяснения.

Ребенка значительно легче привлечь к выполнению трудовых действий, если ему предлагается привлекательное трудовое зада­ние, вызывающее положительные эмоции, соответствующие уров­ню развития мотивации и пониманию целесообразности выполня­емых трудовых действий.

Как показывают исследования, ребенок младшего дошкольно­го возраста способен к определенным трудовым усилиям, а в стар­шем дошкольном возрасте он уже осознанно выполняет трудовые действия, у него появляются предпочтения к тому или иному виду труда, проявляется стремление овладеть трудовыми умениями и на­выками.

Любые методы только тогда эффективны, когда они использу­ются во взаимосвязи друг с другом и дети постоянно включаются в труд, когда труд становится для них жизненной необходимостью.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Изучите статью Т. И. Сайгановой и М. Е. Шишкиной «Конспекты игр-занятий по формированию представлений о труде взрослых»(Дошкольник. — 2012. — № 4. — С. 36—45], выделите методы,используемые в конспектах, проанализируйте их.

2. Составьте описание разных методов по подгруппам и предложите
их сочетание в решении задач трудового воспитания детей в
разных возрастных группах.



2019-11-22 5239 Обсуждений (0)
МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)