Международные перевозки грузов под таможенным контролем с приненением книжки МДП, элементы системв МДП
Тема 4. Особенности организации перевозок отдельных видов грузов автомобильным транспортом Международные перевозки грузов под таможенным контролем с приненением книжки МДП, элементы системв МДП Система МДП – таможенная транзитная система, облегчающая перевозчикам прохождение таможенных формальностей в государствах транзита – когда перевозчик являлся единственным лицом в стране транзита, обязанным представить товары к оформлению в процедуре транзита и представить гарантии уплаты таможенных платежей. Тысячи грузовиков и полуприцепов, использующих транзитную систему МДП, обозначены синей табличкой с белой надписью «TIR», прикрепленной на кузове автомобиля. Для водителей, перевозчиков и грузоотправителей эта синяя табличка с белой надписью является своеобразным пропуском, упрощающим и ускоряющим международные дорожные перевозки (рис. 4.1).
Аббревиатура «TIR» возникла в соответствии с названием Конвенции на французском языке «Transport International Routier» (в переводе на русский «Международные дорожные перевозки», сокращенно – МДП). Международная система таможенного транзита с применением книжки МДП на сегодня является единственной универсальной глобальной системой таможенного транзита. Это основной инструмент торговли между странами Европы и находящимися на значительном удалении партнерами. Проверенная временем, МДП обеспечивает прозрачность, надежный уровень контроля, значительную экономию финансов и времени при перемещении товаров и транспортных средств. К наиболее развитым региональным системам транзита можно отнести систему Европейского сообщества и процедуру общего транзита (систему T1, реализованную в странах ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ)). Система Европейского сообщества и процедура общего транзита требуют высокого уровня интеграции в таможенной и финансовой сфере, гармонизации транспортной политики, выработки единых стандартов доступа транспортных операторов к системе транзита, а также унификации страхового и банковского сектора. Преимущество системы МДП в том, что между странами и регионами с различным уровнем развития национальных и региональных процедур транзита она способна обеспечить безопасный транзит с предоставлением международной гарантии по маршруту, проходящему по территории нескольких государств, и особенно эффективно ее применение при пересечении границ, где национальные процедуры прекращают свое действие. Испытанная, протестированная и реализованная на международном уровне система МДП эффективно упрощает и обеспечивает безопасность торговли и международного автомобильного транспорта.Конвенция МПД действует в 60 странах (28 стран ЕС, 11 стран СНГ и 21 другой стране), 72 договаривающихся сторон. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции МДП в 1993 году. На основе Конвенции МДП и посредством одного единственного документа ( Carnet TIR) система МДП предлагает: -упрощение торговли: товары пересекают государственные границы с минимальными задержками и без проверок на границах; -гарантированную оплату таможенных налогов и пошлин с централизованным порядком управления претензиями и гарантиями; -интермодальность; -надежность цепи поставок благодаря перевозке грузов в транспортных средствах с таможенными пломбами; -полную прозрачность и доступность статистических данных; -снижение простоев и затрат на международный транзит грузов; -доступ в 58 стран, применяющих систему МДП; -использование бесплатных инструментов предварительного информирования и управления рисками, доступных через Интернет. Конвенция МДП функционирует на основе шести основных элементов системы МДП, представленных на рис. 4.2.
Рис. 4.2. Элементы системы МДП Рассмотрим каждую из шести основных элементов. Каждое автотранспортное средство (контейнер), которое перевозит грузы в международном сообщении, должно быть допущено таможенными органами к данному виду перевозки. К международной перевозке грузов под таможенным обеспечением (печатями или пломбами) могут допускаться только транспортные средства, грузовые отделения которых сконструированы таким образом, чтобы: -грузы невозможно было извлечь из опечатанной части транспортного средства или загрузить туда без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб; -таможенные печати и пломбы налагались простым и надежным способом; -в грузовых помещениях нет потайных мест для сокрытия грузов; -все места, в которых могут помещаться грузы, были доступны для таможенного контроля. На каждое закрытое средство перевозки (грузовой автомобиль с тентом, прицеп с тентом, полуприцеп с тентом, фургон, рефрижератор), которое зарегистрировано в ГАИ как международный транспорт, должно быть оформлено «Свидетельство о допущении дорожного транспортного средства к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами». Для заблаговременного допущения транспортного средства международной перевозки (автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа) к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями в индивидуальном порядке его собственник (владелец) либо уполномоченный представитель представляет в таможенный орган, в зоне (регионе) деятельности которого он находится либо постоянно проживает, соответствующее заявление, составленное в произвольной форме, и предъявляет автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп к осмотру порожним. Для заблаговременного допущения транспортного средства международной перевозки (автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа) к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями в индивидуальном порядке его собственник или владелец либо их уполномоченный представитель представляет в таможенный орган, в зоне (регионе) деятельности которого он находится либо постоянно проживает, соответствующее заявление, составленное в произвольной форме, и предъявляет автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп к осмотру порожним. К заявлению прилагаются: -бланк свидетельства о допущении по утвержденной форме; -чертежи, фотографии и подробное описание конструкции автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа; -оригиналы и ксерокопии документов, подтверждающие право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или владения в отношении автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа; -оригинал и ксерокопия свидетельства о регистрации автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа. На фотографиях или чертежах, прилагаемых к заявлению, должны быть изображены вид автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа спереди, сзади, слева, справа, а также места для наложения таможенных пломб и печатей. На одной фотографии или чертеже допускается одновременное изображение не более двух видов автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа. Заявление регистрируется таможенным органом в день его поступления в установленном порядке. При регистрации заявления производится проверка соответствия ксерокопий документов оригиналам, о чем делается соответствующая отметка на копиях документов. После проведения проверки оригиналы представленных документов возвращаются заявителю. После регистрации заявления таможенный орган проводит осмотр предъявленного автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа и в случае его соответствия техническим требованиям, выдает свидетельство о допущении. При этом таможенный орган в бланке свидетельства о допущении заполняет графу «Кем выдано», графу 7 и указывает номер свидетельства о допущении. Для продления срока действия допущения (каждые два года) это транспортное средство может представляться любому таможенному органу государства-члена ЕАЭС, в котором оно зарегистрировано. Вторым элементом транзитной процедуры МДП является международная система гарантий. Эта система гарантирует уплату национальным гарантийным объединением всех таможенных пошлин и сборов, в отношении которых существует риск неуплаты самим перевозчиком. Система гарантий МДП имеет простой принцип функционирования. Каждое национальное объединение, представляющее перевозчиков своей страны и признанное ее таможенным органом, гарантирует уплату в своей стране любых пошлин и сборов, которые могут подлежать оплате в случае какого-либо нарушения, возникшего в ходе транспортной операции с применением книжки МДП. Такое национальное объединение гарантирует уплату пошлин и сборов национальными и иностранными перевозчиками, осуществляющими операции с применением книжки МДП, выданной данным объединением или аналогичными объединениями другой страны. Следовательно, каждая страна пользуется гарантией, представляемой на ее территории в отношении всех транспортных операций с применением книжки МДП. Таким образом, можно сказать, что таможенные органы имеют дело с национальным партнером, к которому они могут обращаться в случае каких-либо нарушений. Национальным гарантийным объединением на территории Республики Беларусь является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», которая, в свою очередь, входит в МСАТ и является участником международной системы гарантий. В случае какого-либо нарушения таможенные органы, прежде чем предъявить иск гарантийному объединению, должны, по мере возможности, потребовать уплаты от лица, несущего прямую ответственность. Если возникает необходимость применения гарантий (например, вследствие банкротства лица, несущего прямую ответственность), таможенные органы в любом случае предъявляют иск гарантийному объединению страны, в которой произошло нарушение, с тем, чтобы урегулировать этот вопрос в рамках данной страны. Тем не менее, данное гарантийное объединение может через посредство МСАТ потребовать возмещения расходов из международного страхового фонда. Поскольку не ограниченных по размеру гарантий нет, денежные пределы гарантии устанавливаются для каждой страны в отдельности. Однако МСАТ установил максимальную страховую сумму в размере 60 тыс. евро для одной книжки МДП. C 1 июля 2016 года уровень гарантий по одной книжке МДП вырос с 60 тыс. до 100 тыс. евро для всех стран. Однако не все национальные гарантийные объединения заключили дополнительное соглашение с МСАТ на увеличение суммы гарантий до 100 тыс. евро. По состоянию на 5 февраля 2018 г. максимальный размер гарантии по книжке МДП в размере 100 тыс. евро действует на территории 28 стран-участниц Конвенции МДП (Беларусь пока не входит в перечень этих стран). Третьим и наиболее заметным элементом всей системы МДП, помимо таблички TIR на самих транспортных средствах, являются книжки МДП ( Carnet TIR ), которые также представляют собой основной административный элемент системы МДП. В настоящее время МСАТ выдает книжки МДП национальным гарантийным объединениям в соответствии с условиями, подписанными с МСАТ. В свою очередь, каждое гарантийное объединение выдает книжки МДП перевозчикам в своей стране в соответствии с условиями, определенными в декларациях – обязательствах, подписанных перевозчиками с объединением. В Республике Беларусь книжки МДП национальным перевозчикам выдает БАМАП. При выборе книжки МДП перевозчик должен заботиться о количестве отрывных листов в ней, исходя из реальных условий перевозки. С 1 июля 2016 г. изготавливаются и реализовываются только книжки МДП с 6 и 14 отрывными листами (прекращен выапуск 4-х и 20-листовых книжек МДП). Следует отметить, что особенностью 6-листовых книжек МДП является возможность их использования исключительно для перевозки в/из или через территорию ЕС. Это означает, что страна – член ЕС должна быть либо страной отправления, либо страной назначения, либо страной транзита. Использование таких книжек МДП для других перевозок не допускается. При их выдаче в левом верхнем углу лицевой обложки «6-листовой книжки МДП» проставляются буквы «EU». Немаловажное значении имеет и срок действия книжки МДП. С 15 декабря 2017 г. максимально допустимый срок действия книжки МДП увеличен до 120 дней от даты выдачи. В соответствии с Конвенцией МДП, товарами, запрещенными к перевозке с использованием книжек МДП во всех странах – участницах Конвенции МДП, независимо от количества товара и суммы таможенных платежей являются: 1) спирт и продукты его переработки, за исключением пива и вина (запрещенные товары классифицируются кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2207 10 и 2208); 2) табак и продукты его переработки, за исключением табака-сырца (запрещенные товары классифицируются кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2402 10, 24 02 20, 24 03 11 и 24 03 19). Четвертым элементом, лежащим в основе системы МДП, является принцип взаимного признания мер таможенного контроля, принятых в стране отправления, для стран транзита и назначения. Согласно этому принципу грузы, перевозимые в соответствии с процедурой МДП опломбированными дорожными транспортными средствами или контейнерами, обычно не досматриваются на промежуточных таможнях, в чем как раз и заключается главное преимущество системы МДП для перевозчика. Безусловно, это не исключает права таможни проводить выборочные досмотры в тех случаях, когда имеются подозрения в каких-либо нарушениях, однако, как это принимается и даже указывается в Конвенции МДП, такие досмотры должны производиться в порядке исключения. Таким образом, досмотр, произведенный таможней места отправления, приемлем для всех других таможенных служб в ходе транзитной операции МДП. Вследствие этого таможня места отправления играет решающую роль, поскольку от нее зависит то доверие, которое все соответствующие таможенные органы будут иметь к эффективному функционированию системы МДП. В этой связи крайне важно, чтобы в таможне места отправления проводился строгий и полный таможенный досмотр, поскольку от этого зависит функционирование всей системы МДП. Поэтому особенно недопустимы следующие случаи: ложная декларация о грузах, позволяющая заменить их другими грузами во время перевозки (например, загружаются сигареты, а заявляются обои); перевозка грузов, не включенных в грузовой манифест книжки МДП (например, сигареты, алкогольные напитки, наркотики, оружие). Таможня места отправления должна также до наложения печатей и пломб проверить состояние транспортного средства или контейнера, а в случае крытых брезентом транспортных средств или контейнеров – состояние брезента и его креплений. Следующий элемент – контролируемый доступ к системе МДП. В соответствии с Приложением 9 к Конвенции МДП таможенные органы должны контролировать доступ к системе МДП всех перевозчиков. Минимальные условия и требования, предусмотренные Конвенцией МДП, включают: -устойчивое финансовое положение; -отсутствие серьезных или неоднократных нарушений таможенного или налогового законодательства; -представление перевозчиком национальному объединению, выдающему книжки МДП, письменной декларации с указанием своих обязательств. В соответствии с законодательством Республики Беларусь допуск белорусских международных автоперевозчиков (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) заключается в выдаче разрешения на допуск к процедуре МДП и пользованию книжками МДП. Разрешение на допуск оформляется БАМАП только тем перевозчикам, которым не было отказано в допуске к процедуре МДП Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (далее – ГТК). Условиями получения перевозчиками разрешения на допуск являются: 1) наличие опыта осуществления международных автомобильных перевозок грузов не менее шести месяцев; 2) устойчивое финансовое положение, обеспечивающее выполнение обязательств перевозчика, предусмотренных Конвенцией МДП; 3) отсутствие нарушений налогового законодательства Республики Беларусь; 4) отсутствие в течение годичного срока, предшествующего дате обращения за разрешением на допуск, нарушений таможенного законодательства, связанных с невыполнением перевозчиком своих обязанностей при перевозке товаров под таможенным контролем, в том числе: -утрата или недоставление в таможенный орган назначения товаров и транспортных средств; -перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь помимо таможенного контроля; -сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь; -перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь с обманным использованием документов или средств идентификации; -транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь с нарушениями таможенного законодательства, пользование или распоряжение ими; -таможенные правонарушения, повлекшие возникновение таможенной задолженности; 5) отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей; 6) наличие у руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченных ими работников, осуществляющих организацию международных перевозок, а также водителей знаний в области применения Конвенции МДП 1975 г.; 7) наличие в собственности не менее 25% активных моторных средств транспортировки от общего количества транспортных средств, заявленных для выполнения международных перевозок грузов. Следующий элемент системы МДП – приложение SafeTIR ( RTS), которое позволяет таможенным органам каждой договаривающейся стороны, работающей в системе МДП, передавать информацию о прекращении операции МДП в МСАТ. Как только информация получена МСАТ, она становится доступна в электронном виде участникам системы МДП (таможенным органам, выдающим и гарантирующим ассоциациям и гарантийной цепи МДП), таким образом, позволяя проверять статус и действительность каждой книжки МДП в любой момент времени. Приложение SafeTIR в реальном времени включает в себя три модуля: 1. Модуль передачи данных SafeTIR: по прекращении операции МДП RTS автоматически отправляет в МСАТ данные SafeTIR без каких-либо дополнительных действий со стороны таможенных органов. 2. Модуль запросов о книжках МДП позволяет любым таможенным органам получать информацию в реальном времени относительно статуса книжки МДП для немедленного выявления потенциальных нарушений. 3. Модуль автоматизации сверки данных SafeTIR: позволяет автоматизировать процедуру сверки данных SafeTIR. Основные задачи RTS: -отправление подтверждения о прекращении операции МДП; -автоматизация обмена данных SafeTIR; -автоматизация проверки действительности книжки МДП; -упрощение процедуры сверки данных SafeTIR; -быстрое выявление и предотвращение потенциальных нарушений; -обеспечение надёжности и безопасности перевозок МДП. Система SafeTIR в реальном времени позволяет таможенным органам, выдающим ассоциациям и гарантийной цепи МДП производить оценку рисков и принимать меры для их снижения. В настоящее время таможенные службы 19 стран успешно внедрили технологию RTS в свои информационные системы. Продолжает развиваться система электронного предварительного декларирования (TIR-EPD) МСАТ. Используя TIR-EPD перевозчики могут бесплатно передать электронную предварительную информацию в таможенные органы разных стран одновременно. С TIR-EPD таможенные органы могут быть уверены, что предварительная информация была предоставлена авторизованным перевозчиком и что книжка МДП действительна. Обмен предварительной информацией упрощает анализ рисков, позволяет повысить безопасность, надежность и увеличить пропускную способность погранпереходов. Приложение TIR-EPD доступно по ссылке http://tirepd.iru.org/ . По состоянию на 5 февраля 2018 г. таможенные органы 34 стран успешно используют технологию TIR-EPD в своей повседневной практике. Новыми направлениями развития системы МДП являются следующие проекты: электронная книжка МДП eTIR, зеленая полоса TIR-EPD, внутренняя книжка «iCarnet». еTIR – электронная книжка МДП, которая в ближайшем будущем заменит обычную книжку МДП. В случае полной компьютеризации процесса МДП, гарантийные объединения по запросу через Интернет выпускают электронные книжки МДП для своих авторизованных держателей книжек МДП, предоставляя им возможность осуществлять предварительное информирование с помощью приложения TIR-EPD. Таможенные органы, ассоциации, держатели книжек МДП, а также ООН и IRU могут обмениваться электронными сообщениями и информацией о перевозках МДП. Все заинтересованные лица получают простой индивидуальный доступ к обновляемой в режиме реального времени информации, уведомлениям, данным по отслеживанию и контролю, сообщениям посредством существующих систем. Инновационной составляющей решений eTIR, применяемых на глобальном уровне, в том числе и для интермодальных перевозок, является полное устранение бумажного документооборота МДП и снижение потребности в персонале с одновременным предоставлением усовершенствованных функций электронного управления рисками для повышения безопасности и обеспечения исполнения обязательств.Первые экспериментальные перевозки с использованием eTIR проведены Турцией, Ираном, Грузией и др. странами. Книжка «iCarnet» – это внутренняя книжка, применяемая исключительно для внутренних перевозок грузов под таможенным контролем в пределах территории страны. Книжка «iCarnet» используется когда иностранные товары нуждаются в гарантии на последнем отрезке пути, перевозка осуществляется между двумя таможенными пунктами внутри одной страны, т.е. «iCarnet» является средством обеспечения уплаты таможенных платежей во время упомянутой перевозки. Для использования книжек «iCarnet», национальная ассоциация, должна подписать с МСАТ дополнительное соглашение. Система «iCarnet» для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых под таможенным контролем между двумя таможенными органами, находящимися на территории одного государства применяется в Украине. Вопрос о внедрении такой системы прорабатывают Молдова, Таджикистан и Кыргызстан и др. страны. «Зеленая полоса» TIR-EPD – это выделенные полосы по обе стороны границы, по которым проезжают только те транспортные средства, которые направили предварительную электронную декларацию посредством TIR-EPD. Концепция зеленого окна TIR-EPD преследует цель оптимизации транспортных потоков на границах посредством предоставления упрощенных и ускоренных процедур для транспорта с помощью TIR-EPD. Схема организации зеленой полосы TIR-EPD приведена на рис. 4.3.
Рис. 4.3. Схема организации зеленой полосы TIR-EPD
В 2014 году правительство Молдовы утвердило пилотный проект по реализации «Зеленых полос для авторизованных экономических субъектов» и внедрению прикладной программы TIR-EPD на всех таможенных пунктах на въездах и выездах Молдовы. «Зеленые полосы» созданы и на некоторых пунктах пропуска в Кыргызтане. Кроме того, запущен в работу новый таможенный портал МДП по адресу: https://tircustomsportal.iru.org/ . Раньше различные сервисы с данными МДП были представлены в нескольких приложениях, в частности в CuteWise и TIRCuteweb. Теперь они объединены в новом едином портале. Сотрудники таможни могут передавать данные о прекращении операций МДП в IRU и проверять статус гарантии МДП. С расширением ЕС до 28 государств и образованием Евразийского экономического союза без внутренних таможенных границ актуальность международной системы гарантий МДП стала снижаться. С точки зрения международного таможенного транзита между двумя огромными экономическими объединениями осталась фактически одна граница, а в случае присоединения Украины к европейской зоне свободной торговли процедура общеевропейского транзита распространится и на ее территорию и останется только одна граница. Появились более эффективные национальные таможенные транзитные процедуры. В ЕС и странах ЕАСТ (Европейской ассоциации свободной торговли) – процедура общеевропейского транзита. В ЕАЭС появились механизмы таможенного перевозчика, уполномоченного экономического оператора, гарантии третьих национальных логистических и таможенных операторов: РосТЭК, АрсеналЪ, Мультисервисная платежная система, РУП «Белтаможсервис», ООО «Транзит Сервис Плюс» и др. С ними таможенным органам ЕАЭС работать проще, механизм взыскания таможенных платежей эффективнее, чем в МДП. В перспективе предполагается создание новой системы единых транзитных гарантий международных перевозок на территории ЕАЭС.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (412)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |