Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Йога каждому дает только то, что он заслужил. 3 страница



2019-11-13 216 Обсуждений (0)
Йога каждому дает только то, что он заслужил. 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




После этого необходимо увидеть услышанную формулу воли в виде яркого образа. Используйте все ваше вообра­жение и представьте себе свою цель, насколько это мож­но, реальной, воплощенной в жизнь — как будто она уже достигнута. Не отвлекайтесь ни на миг. Помните, что в своем воображении вы можете все, что пожелаете— вот так вы стоите или сидите, вот так вы ведете себя в какой-то ситуации, вот такие запахи, звуки, ощущения испытываете—• ваша цель достигнута!

Ощутите то, что бы вы чувствовали, если бы это дей­ствительно случилось. Исследуйте свои ощущения, пред­ставьте себе все в деталях, смакуйте ощущения от осоз,- нания победы. Извлеките из закоулков своей памяти время, когда вы действительно чувствовали себя так же хорошо. Старайтесь удержать себя в этом же состоянии как можно дольше, чтобы ваше вживление в образ при­обрело реальность и глубину ощущений.

Вызывая волевыми усилиями определенные картины, мы активно воздействуем на наше подсознание и вклю­чаем скрытые резервы организма. И чем ярче мы учимся видеть, чувствовать то, чего добиваемся, тем быстрее приходит успех.

Скажите себе: «Я добьюсь цели!» Поверьте в это совер­шенно искренне, ведь у вас есть обязательство перед своей памятью. Изобразите (неважно, как это у вас полу­чится, это может быть и просто символ, понятный толь­ко вам), запишите свою формулу цели и поместите на видном месте в квартире. И чем больше их, тем лучше.

Вы должны просыпаться и засыпать, имея перед собой напоминание о своей цели. Это помогает выработать не­обходимое состояние сознания, настраивает воображение.

Со временем цель завладеет .всем вашим существом, станет действовать на вас как магнит. Однажды поста­вив перед собой цель, вы будете стремиться достигнуть ее, не совершая над собой ежедневных титанических усилий. Ваше сознание обретет новое качество— само­


регуляцию, которая опирается на огромные возможнос­ти подсознания.

Повторяйте упра?кнение несколько раз в день. Посто­янно создавайте внутри себя образ того, что вам необхо­димо совершить или достичь в жизни, и новая, целенап­равленная организация ваших мыслей и воображения преобразят вас.

Первое упражнение будет наиболее полезно тем, кто обладает образным мышлением.

А сейчас я вам дам еще один способ настройки. Вто­рое упражнение больше подойдет людям с логическим складом ума, тем, кто еще не умеет оперировать мыслен­ными образами.

В любом случае я советую опробовать оба упражнения всем начинающим (и даже тем, кто считает себя очень волевым человеком). При этом ваш опыт не должен быть одномоментным, дайте себе срок, прочувствуйте оба спосо­ба, а потом уже можете остановиться на каком-то одном.

Упражнение 2

Возьмите лист чистой бумаги из тетради и заполните его полностью своими формулами цели. Подбор слов, их компоновка, последовательность словесных формул про­извольна, но старайтесь разнообразить формулы, словес­ное оформление, сохраняя суть цели. Целей может быть несколько, но главная — одна.

Как вы уже поняли, текст этой вашей страницы — про­грамма вашего курса, суггестивное (внушаемое) обраще­ние к себе. В середине листа нарисуйте зеленую точку, диаметром 3—4 миллиметра.

Порядок выполнения упражнения:

Перед каждым выполнением упражнения прочитать весь текст, спокойно и не спеша. (С каждым днем вы


невольно будете читать свою программу все быстрее и быстрее. Наконец вам будет достаточно одного взгляда, чтобы воспринять весь текст. Это будет ваша первая победа на пути освоения упражнения.)

После этого садитесь за письменный стол. Листок с тек­стом перед вами. Спокойное, ровное освещение. Ноги, руки, все тело расслаблено, дыхание ровное, спокойное. Ника­ких отвлекающих мыслей. (Если вы в состоянии сидеть в одной из медитативных поз в течение 10 минут, садитесь на пол и лист с текстом прикрепите перед собой на уровне глаз на расстоянии, с которого можно спокойно, не напря­гая зрение, читать текст.) После этого 10 минут созерцайте зеленую точку, размещенную в центре страницы с текстом. Внимание, взгляд, все мысли сконцентрированы на зеленой точке. По истечении 10 минут закрыть глаза, прикрыть их ладонью и сразу лечь спать. Иллюзия продолжения созер­цания точки должна быть последним зрительным впечатле­нием прошедшего дня.

Это упражнение комплексное и решает одновременно несколько задач.

Во-первых, мы учимся контролировать состояние свое­го тела, то есть в течение определенного времени сохра­нять выбранную неподвижную позу, причем необходимо поддерживать расслабление всего тела, особенно мышц лица и глаз. Резь, слезливость и усталость глаз — призна­ки технических ошибок.

При правильном выполнении упражнения не должно воз­никать никаких неприятных ощущений в глазах. Для их устранения рекомендуется перед началом упражнения рас­слабить мышцы глаз и лица. Веки должны быть полуоткры­ты, взгляд как бы полусонный. Выполнив это упражнение, мы также тренируем свое внимание, расширяем оператив­ное поле зрения, ну и, конечно, усиливаем свои волевые качества, приобретаем чувство уверенности.

Созерцая зеленую точку, сознание проходит несколько стадий. По мере достижения сосредоточенной успокоен-


 

ности, микродвижения глаз становятся все более плавны­ми, мягкими, почти незаметными. Становится все легче удерживать внимание на точке, думать только о ней. Вме­сте с тем вас подстерегает опасность заснуть. Первым признаком сонливости будет такое изменение координа­ции восприятия, при котором изображение точки начина­ет «плыть» в различных направлениях: влево — вправо, вверх — вниз. Иногда точка начинает приближаться к вам или, наоборот, отодвигаться, уходить за плоскость страни­цы. Это вполне закономерные явления, которые не долж­ны беспокоить. Следует сохранять состояние спокойной ■сосредоточенности и мягко возвращать точку на место.

Иногда нарастание сонливости выражается в отяжеле- нии век и непреодолимом желании закрыть глаза. Если не поддаться в этот момент, преодолеть себя, то возни­кает своеобразное и приятное состояние. Смотреть на зеленую точку становится легко и просто, глаза безо всяких усилий неподвижно останавливаются на ней, все посторонние мысли исчезают. Видение точки становит­ся необычайно отчетливым, ярким, живым. Достигается какая-то особая ясность сознания. (Достижение подоб­ного состояния оказывает глубокое благотворное влия­ние на физиологию и психику ученика.)

. По прошествии двух недель с момента достижения это­го состояния нужно попробовать увидеть одновременно с зеленой точкой все больше фрагментов текста. Внача­ле нужно расширять поле зрения в ширину, по горизон­тали. Не упуская из виду зеленую точку, старайтесь уви­деть всю строчку текста, начиная с центра страницы по горизонтали. Когда вы освоите это, постарайтесь уви­деть одновременно с точкой и 2—3 строчки текста вверх и вниз. Причем, видеть одновременно с точкой, то есть не читать текст, а ощущать его наличие как графичес­кое окружение зеленой точки.

Чтение всегда связано с движением глаз, сменой то­чек фиксации. Здесь же это запрещено. Взгляд все вре-

:.<*.-й?;».-й& ийм«&м;&1-. «^йбьябъс&м^х$^<:';мйй

мя фиксирует только зеленую точку, а боковым зрением пытайтесь различать контуры, очертания окружающих точку слов и предложений. Постепенно вы будете ви­деть все большие и большие фрагменты текста.

Конечный этап этого упражнения в том, что в отдель­ные мгновения сосредоточения, ясного сознания, вы вдруг увидите всю страницу сразу, вместе с зеленой точкой в центре. Панорама страницы видится ясно, отчетливо. Это продолжается недолго, всего несколько мгновений, но этого достаточно для преобразования инертного мышле­ния и формирования четкой, волевой установки. Упраж- , нсние повторять в течение всего подготовительного кур­са (2—3 месяца) ежедневно и без перерывов.

Кроме формирования волевых качеств упражнение содер?кит ряд других важных аспектов, которые будут отдельно и подробно рассмотрены в дальнейшем. Само же упражнение хорошо еще и тем, что дает возможность ученику уже в начале тренировок почувствовать в себе нераскрытые психические возможности и поверить в эффективность работы над собой.

Мы рассмотрели один из важнейших моментов первых двух ступеней йоги. А сейчас поговорим подробнее и о других психологических факторах ямы и ниямы, на ко­торых строится общий успех занятий.

Счастье и здоровье человека, по мнению восточных мыслителей, во многом зависят от того, насколько гармо­ничны отношения человека с окружающим миром, на­сколько царит гармония в нем самом.

Мы счастливы или несчастливы не благодаря тому, что имеем, и не в связи с тем, кем являемся, где нахо­димся и что делаем. Наше внутреннее состояние опре­деляется тем, что мы обо всем этом думаем. Поэтому первым шагом в изменении нашего нынешнего состоя­ния является осознание важности того, что мы думаем, какие мысли царят в нашем сознании. То есть вначале

самая большая проблема— это выбор правильного, позитивного мышления и восприятия себя и окружаю­щего мира.

Мы должны научиться управлять своими мыслями, а следовательно, и эмоциями, желаниями, действиями и в конечном счете судьбой.

«Наша жизнь— есть то, что мы думаем о ней» (Марк Аврелий). И действительно, если мы думаем о радостных, счастливых событиях, то чувствуем себя счастливее, если у нас печальные мысли, мы грустим. Если думаем о бо­лезнях, мы чаще болеем, думаем о неудачах — их вероят­ность возрастает.

Существует такое понятие, как нравственное здоровье. Оно важно не только само по себе, как сопутствующий фактор для достижения внутреннего спокойствия, душев­ного равновесия и чистоты ума. Дело в том, что состоя­ние нашего сознания оказывает исключительное и непос­редственное влияние и на наше здоровье. Врачи давно замечали, что состояние здоровья их пациентов напря­мую зависит от настроения, характера, целеустремленно­сти и веры в себя. «Раны победителей, — гласит послови­ца, — заживают быстрее, чем раны побежденных».

Открытия в области психоэндокринологии меняют тра­диционные представления о сознании. Выявлена исклю­чительно важная роль пептидных гормонов— связующе­го звена между психикой и телом. Оказалось, что пептиды, которые вырабатываются под воздействием оп­ределенных мыслей, эмоций, образов, воспроизводятся и воспринимаются не только мозгом, но и другими орга­нами: сердцем, почками, печенью и т.д. Эмоции могут вызывать не только явные расстройства психики, но и скрытые, долго не проявляющиеся болезни тела. Имен­но с ними в последнее время связывают происхождение инфаркта миокарда, гипертонии, бронхиальной астмы, язвы желудка и кишечника, аллергии и других, отнюдь не психических заболеваний.


 

Все в нашем организме взаимосвязано. Любая мысль —' это электрическая и химическая реакция. Она не исче­зает бесследно, а образует связь, вначале очень слабую, со временем— более прочную.

За годы неправильного отношения к жизни и к себе в организм прочно внедряются порочные, болезненные свя­зи и процессы. Поэтому ученик должен стремиться уничто­жить отрицательные черты характера, поведения, отрица­тельные мысли и эмоции, которые ведут не только к дисгармонии с окружающим миром и самим собой, но и к заболеваниям психики и тела. Именно поэтому в йоге на первом месте стоит дисциплина нравственности — ступе­ни яма и нияма. Конечной целью этих ступеней является формирование спокойного, чистого сознания и контроли­руемого тела, из которых формируются психологические и физиологические предпосылки дости?кений в йоге.

Современная цивилизация, породившая сложные взаи­моотношения между людьми и всевозможные условнос­ти, научила нас в той или иной мере контролировать внешние проявления своих мыслей, чувств при неумении избегать внутренних потрясений, ведущих к нарушению гармонии взаимодействия тела и психики, к разрушению душевного равновесия.

Возникает вопрос: как мы можем изменить свое психо­эмоциональное состояние и избежать ненужных реакций организма? Ведь мало провозгласить необходимость чего- то, надо знать, как это можно осуществить.

Рассмотрим эту проблему более подробно.

Итак, общая цель ясна, нужно конкретизировать наши действия и их последовательность.      •

Первый шаг в этом направлении состоит в том, чтобы ясно и четко увидеть в себе те чувства, настроения, ка­чества характера, от которых мы хотим избавиться и от которых страдаем.

Сформулируйте их и произнесите вслух. Только после того, как вы научитесь четко видеть свои отрицатель­


ные качества, признаете их пагубность, вы сможете из­бавиться от них путем «вживления» в свое сознание и подсознание необходимых положительных эмоций и мыслей.

На первых порах может не быть видимого эффекта, но сознание, строй мыслей уже будет не таким, как преж­де. Многие нежелательные черты психики вы будете ви­деть, держать под контролем. Это само по себе уже очень важно.

Упражнение 3

Сядьте поудобнеу, так, чтобы можно было ослабить напряжение тела. Пусть ничто вас не отвлекает. Скон­центрируйте все свое внимание на своем «Я». Думайте о себе, о своем истинном «Я». Сосредотачиваясь на физи­ческой стороне своего «Я», думайте о себе как о созда­нии, независимом от тела, чувствуйте его как нечто отдельное от себя. Думайте о теле как о состоящем из атомов и клеток, которые непрерывно меняются и дер­жатся вместе только силой вашего внутреннего, истин­ного «Я». Вы просто живете в теле, пользуетесь им для своего удобства как структурной оболочкой и орудием для достижения своих целей. Размышляйте над своими ощущениями, эмоциями, зависящими от этого физичес­кого начала. Рассмотрите некоторые из своих эмоций: раздра?кение, гнев, ненависть, страх, гордость и сотню других эмоций, находящихся в вашей душе и непрерыв­но меняющихся.

Рассматривая свои эмоции, вы увидите, что способ­ны отойти от каждой из этих эмоций в сторону и изучать ее со стороны, разделить ее на составные части, анализировать, думать о ней, как о вещи, от­дельной от себя. И тогда вы получите возможность понимать возникновение, развитие и конец каждого из этих чувств. Вызывая их в памяти, вы будете на­блюдать их так, словно эти чувства, эмоции не ваши, а принадлежат постороннему человеку. Бы увидите, что все испытанные раньше чувства сохраняются в различных уголках вашей памяти и вы можете заста­вить их пройти перед собой и показать себя во всей полноте. И тогда вы ясно увидите это что-то, что вы носите с собой, и легко сможете представить себе, что вы прекрасно обходитесь, живете без этих эмоций и, тем не менее, остаетесь собой.

Бы поймете, что ваше «Я» выше тела и выше всех этих эмоций и вы можете быть независимы от них, как хозя­ин, пользующийся своими вещами, которым совсем не­давно служил, как раб.

Продолжая и развивая эту тему, переходим к следующему упражнению.

Упражнение 4

Примите удобную позу, закройте глаза. Постарайтесь так же, как вы это делали в предыдущих упражнениях, дос­тичь максимального мышечного расслабления и психи­ческого покоя. Сосредоточьте все внимание на себе, ста­раясь увидеть себя, свое лицо, его выражение, черты, индивидуальные особенности.

Представьте себе, что вы держите ваши пороки, не­достатки и все отрицательные качества в правой руке. А ваши достоинства— в левой. Не спеша рассмотрите их, каждое отдельно. Теперь положите ваши невиди­мые грехи перед собой, на пол и так же поступите со своими достоинствами.

Посмотрите на свое лицо. Баше лицо покрыто особой, характерной только для вас маской. Баша личная маска включает, отражает ваш возраст, пол, национальность, эмоции, настроение, мысли, профессию и т.д.


 

Некоторые черты этой маски безобразны и сделаны из глины, железа, они черные. Это ваши недостатки, пороки. Другие черты— мраморные, золотые... Они прекрасны.

Но какова бы ни была ваша собственная маска, поло­жите ее на время перед собой на землю. Услышьте шум упавшей на землю маски.

Вы сняли маску, а вместе с ней исчезли все характер­ные черты вашей личности. Вы чувствуете, испытываете чувство глубокой пустоты и дезориентации. Вы теперь умственно и духовно просто ЦЕНТР СОЗНАНИЯ, осво­божденный ото всего, не владеющий ничем. Вы — лишь небольшое пламя в безбрежном океане огня. Вы сейчас далеко от границ земли и огонь вашей души, ваше «Я» соединяются с огнем далеких звезд, с «Я» Великого Кос­моса и образует одно целое. В0емя остановилось, все остановилось. Здесь все существует в один и тот же мо­мент, где нет ни настоящего, ни прошлого, ни будущего. Вы подошли к плану Недлящегося. Ощутите Великую Пу­стоту и Эхо Великой Тишины. Не существует больше ни «до», ни «после», ни «вверху», ни «внизу», ни «здесь»., ни «там». Это чувство полного единства с безвременным и безграничным миром. Задержитесь на несколько мгнове­ний в этом состоянии. (Если вам это удалось, вы испыта­ете чувство исчезновения действительности и легкое, приятное парение.) Проговариваем мантру:

«Есть только одна жизнь, и она пронизывает собой всю Вселенную, проявляясь в разных формах, но, в кон­це концов, являясь единой.

Мое тело составляет единство с мировой материей, моя энергия и жизненная сила составляют единство с миро­вым сознанием, моя жизнь составляет единство с миро­вой жизнью.

Вселенная, абсолют выразился и проявился в моем истинном «Я». Я чувствую мое единство, мою связь с Абсолютом. Я сознаю, что мое «Я» есть выражение и проявление Вселенского «Я», Абсолюта.


 

Я исполнен божественной силой и любовью.

Я разделяю с Вселенским «Я» его власть, силу и муд­рость.

Я проявляю свою волю над телом, энергией и мыслями ».

Спуститесь теперь на землю, возвратитесь снова в свою скорлупу, оболочку, вновь возьмите свою маску и одень­те ее. Посмотрите вокруг себя, вглядитесь в свою маску- лицо, и вы увидите, что некоторые из ваших отрица­тельных черт, привычек исчезли и появились новые достоинства. Возьмите те и другие, ясно осознавая, что каждой из этих черт, привычек вы можете пользоваться по своему желанию так же, как используете одежду.

Откройте глаза.

Примечание:

Упражнение желательно выполнять в группе под руко­водством инструктора, который и проговаривает текст в определенном темпе, акцентируя и удерживая внимание слушателей на нужных моментах. В крайнем случае уп­ражнение можно выполнять под магнитофон.

Это необходимо для того, чтобы освободить сознание ученика от контроля за текстом и последовательностью упражнения и тем самым помочь достичь состояния мак­симальной углубленности в себя.

Сознавая как хорошие, так и слабые стороны своего «Я», своего характера, большинство людей склонны смот­реть на них, как на нечто вполне определившееся и не­изменяемое.

Обычно человек считает, что он «такой, каким его создал Бог». Он не сознает, что творит себя сам из того материала, который дан ему при рождении. В сущности, все мы обладаем этим искусством созидания, хотя и не всегда сознаем это. Характер человека — это результат мыслей, эмоций, царящих в его уме, тех идеалов, кото­рые он рисует и удерживает в своем воображении. Че­ловек сам творит в себе и хорошее и плохое. Кто посто-


 

янно думает о себе, как о неудачнике, обиженном судь­бой, тот мысленно выращивает образы именно этого плана, и каждое его действие будет определяться имен­но этими мыслями и идеалами. И наоборот, тот, кто носит в своем сознании, душе идеалы успеха и совер­шенствования, чувствует, что вся его природа как бы стремится к успеху.

«Человек не столько есть, сколько становится». То есть исходный материал, получаемый нами при рождении, постоянно изменяется, и если у среднего человека он со временем меняется под влиянием внешних обстоятельств, то человек, обладающий знанием, целью, сам изменяет и формирует свой характер.

Сила воли человека пропорциональна силе желания достичь этой цели. Поэтому постоянно удерживайте свои мысли на предмете желания, на своей цели, постоянно создавайте точный образ того, чего вы желаете достичь.

Способ рискованный, потому что можно взрастить в себе как хорошие, так и плохие желания, цели. Поэтому не позволяйте своему уму останавливаться на предосуди­тельных желаниях, отводите от них ваше внимание, мыс­ли, а главное— ваше воображение.

Вначале это может потребовать некоторой силы воли с вашей стороны, но чем дальше, тем будет легче. И од­нажды почувствовав вкус победы, вы ощутите новый прилив сил. В деятельности такого рода каждая победа прибавляет сил.

Одна из главных целей первых двух ступеней йоги зак­лючается в умении избавляться от ненужных мыслей и эмоций. Пока человек не может делать этого, говорить о какой-либо власти над природой психики не приходится. Можно даже сказать, что движение к самосовершенство­ванию и самореализации начинается только тогда, когда ты овладел этим искусством.

Часто люди считают, что обладают полной или доста­точной властью над своими мыслями, и это мешает им


 

серьезно заниматься практикой психотехнических упраж­нений. Однако усталые и измученные лица, которые мы постоянно видим, выразительно говорят нам, как редко достигается это качество. Обычно человек становится добычей каждой своей мысли. Он может сожалеть, что целую ночь ему не дают спать мысли о деле, результат которого выяснится на следующий день или через неде­лю, но ему кажется невероятным, что только от него самого зависит: спать или не спать.

Ваша задача— осознать, что вы в состоянии, когда это нужно, владеть своими мыслями и эмоциями, что вы — господин, а не раб своих мыслей. Провозгласите вашу независимость от собственных мыслей-тиранов (же­ланий, забот) и практикуйте.

Вот что предлагает Патанджали для достижения этой цели. «При возникновении нежелательных помыслов, не­обходимо развивать их противоположности»

(Гл. 2, п. 33).

Если, например, ученик хочет преодолеть чувство стра­ха, он должен сосредотачивать свое внимание не на этом чувстве с целью его искоренения, а, напротив, — на идеале смелости.

Мы устроены таким образом, что можем единовремен­но находиться только в каком-то одном психоэмоциональ­ном состоянии, например радости или, наоборот, печали, быть спокойными или раздраженными. Поэтому, сосредо­точившись на положительной эмоции, мысли, образе, мы тем самым одновременно избавляемся от отрицательных.

Как вы поняли, предлагаемые упражнения направле­ны не на изнуряющую борьбу, подавление нежелатель­ных мыслей, а на преобразование их силы, энергии в светлое качество душевного покоя.

Вначале пробуйте свои силы на маленьких, незначи­тельных делах, и вы увидите, что в состоянии преодо­леть затруднения, которые раньше вас беспокоили. И если вы привыкнете действовать таким образом в своих

 

мыслях, воображении, то легко решите свою задачу и в самые трудные минуты.

Для некоторой категории учеников будет полезно упот­реблять и создавать словесные образы при выработке тех или иных желательных черт. Потому что иногда уму трудно возводить свои построения вокруг какой-нибудь идеи, если она не выражена словами. Слова, употребляе­мые в таких случаях, обладают могучей силой, если, ко­нечно, ученик в это время думает о значении этих слов, вживается в это качество, а не просто повторяет их.

В данном случае слово есть концентрация мысли, подоб­но тому как мысль есть центр эмоционально окрашенного образа, а образ— центр растущей привычки.

Воспитание характера— это создание привычек и изме­нение привычек. Этот факт необходимо запечатлеть в сво­ем сознании.

Привычка — почти исключительно продукт подсозна­тельного. Конечно, привычки берут свое начало в со­знании, в многократно повторяющихся мыслях и дей­ствиях, но, раз установившись, они опускаются в глубины подсознательного и затем становятся «второй натурой», которая часто бывает сильнее основной природы.

Таким образом, если вы хотите привить себе опреде­ленную привычку, вы должны создать образ того, кем или чем вы желаете быть. Проявляйте ее в своем вооб- ра?кении постоянно, по возможности чаще. Продолжая действовать в этом направлении, вы вскоре заметите, что начинаете выражать свою мысль, образ в действии, потому что мысль всегда стремится превратиться в дей­ствие. Вы будете действовать все более и более согласо­ванно с вашим мысленным образом, пока, наконец, но­вая привычка не укрепится и не станет естественной, то есть не будет требовать умственных и волевых усилий.

«Посеешь мысль— пожнешь действие, посеешь дей­ствие — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер— пожнешь судьбу».


x*i<: х&ч .--х^чч^Ач-: хох&ч             ^хо^Ач-х^А.-х^х- .<^ч^<ч<^$х*х:^.<^ч>г^А.<<:^>.-А^>х^.               x$AvN$A.-:Y*W&<

Каким образо.м Патанджали рекомендует взращивать свои чувства и мысли?

«Очищение сознания (достигается) культивировани­ем дружелюбия, сострадания, радости и бесприст­растности по отношению к счастью, страданию, доб­родетели и пороку»

(Гл. 1, п. 33).

Комментарий Вьясы: «Пусть ученик культивирует друже­любие по отношению ко всем живым существам, наслаж­дающимся счастьем, сострадание к тем, кто испытывает страдание, радость по отношению к добродетельным, бес­пристрастность к обладающим порочными склонностя­ми. У того, кто взращивает (свои чувства) подобным об­разом, возникает "светлое" качество, а отсюда и происходит очищение сознания».

«Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания» (Гл. 1, п. 34).

После спокойного, глубокого выдоха задержите дыха­ние в течение 10—15 секунд, и вы достигнете психоэмо­ционального спокойствия.

«Либо же ментальная устойчивость вызывается раз­витием высших чувственных восприятий объек­тов»

(Гл. 1, п. 35).

При длительной концентрации внимания на кончике носа возникает ощущение необычного запаха, на кончи­ке языка— необычного вкуса, на нёбе— восприятие цвета, формы и т.д. Эти явления вызывают устойчи­вость сознания, устраняют сомнения в эффективности практики и в дальнейшем становятся средством дости­жения сосредоточения.

"Либо же сознание (достигает) устойчивости, делая опорой то, что лишено страстей»

(Гл. 1, п. 37).

"Либо же благодаря созерцанию того, что приятно» (Гл. 1, п. 39).


Вы можете концентрировать свое внимание на самом счастливом моменте в своей ?кизни или на любом бла­гом объекте, если это ведет к душевному равновесию и стабильности сознания.

У того, кто полностью контролирует беспорядочное функционирование психики, возникает способность к сосредоточению.

И еще несколько советов.

Большинство людей не может ни минуты оставаться спокойными и совершает много бесполезных движений: один кусает губы, другой качает ногой, вертит карандаш и т.д. Необходимо избавляться от таких недостатков. Для этого следует хотя бы в течение часа делать конкретные дела, не отвлекаясь ни на что другое. Ни одно действие не должно совершаться без предварительного намерения.

Мысль и действие должны быть приведены к единству и согласованности. Благодаря этому правилу достигается состояние сосредоточенности, максимальной углубленно­сти в себя. Кроме того, сознательное и намеренное огра­ничение действия создает спокойный и подчиненный ум.

Очень полезно на начальном этапе практики проводить еженедельные разгрузочные дни (36 часов — ночь + день + ночь) в сочетании с молчанием. Причём молчание обя­зательно должно быть доброжелательным по отношению к окружающим. Выполнение этого предписания культиви­рует терпение, стойкость и развивает способность к пре­одолению препятствий.

Подводя итог сказанному, есть смысл привести одно из главных правил первых ступеней: «Сознание следует успокаивать, энергию и кровь приводить в движение».

До сих пор мы развивали тему очищения сознания. Это главное. и необходимое условие практики первых двух ступеней, которое создает предпосылки к успешно­му освоению высших ступеней йоги. Но как мы уже говорили, чистота, очищение, бывает двух видов: вне­шняя и внутренняя.

•«♦кЛЙЬ                                                               ■'<?*.;:fe-.<.*rx-:®:;.ife-.,(&. »&ЪЛ&м8и<л??х ^кйЙМЙ1мАк ^«ЛИч-Й^Л

Внешняя чистота — это очищение тела, то есть под­держание чистоты тела как снаружи, так и изнутри. Этой проблеме в йоге уделяют большое внимание, так как очищение тела является надежным средством восстанов­ления и улучшения физического и психического здоро­вья: «В здоровом теле— здоровый дух».

Здоровое и красивое тело само по себе является очень важной целью занятий, но, кроме того, тело является инструментом для преобразования психики и храмом для души, поэтому оно должно быть чистым, красивым, пол­ностью управляемым и исправным (то есть здоровым).



2019-11-13 216 Обсуждений (0)
Йога каждому дает только то, что он заслужил. 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Йога каждому дает только то, что он заслужил. 3 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)