Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Йога каждому дает только то, что он заслужил. 1 страница



2019-11-13 230 Обсуждений (0)
Йога каждому дает только то, что он заслужил. 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Быстров, В. И.

Б95 Йога. Полная система упражнений / В. И. Быстров. — Минск: Харвест, 2007. — 352 с.: ил.

ISBN 978-985-13-9249-6.

• Йога — древнее восточное учение, получившее широкое распространение во всем мире.

Настоящая книга—единственное издание на сегодняшний день, где полностью изложена практика ши и как системы и дан полный цикл упражнений. Эта книга может сдула i п> прак пвюским пособием как для тех, кто нс знаком с йогой и начинает с пуля, так и для тех, кто занимается йогой в течение дош их лет. Цель предлагаемых упражнений — научить человека по-настоящему ощущать истинную полноту жизни и паслажда i ься сю.

Книга будет интересна чем, кто хо‘ter улучши п> свое здоровье и обрести внутренний покой и равновесие.

УДК 613.71 ББК 75.6

Охраняется закона u on штюр< ком нраве. Вос­произведение всей книги или любой ее части запре­щается. без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут пресле­доваться в судебном порядке.

© Подготовка, оформление.

ISBN 978-985-13-9249-6                                      ООО «Харвест», 2006


Предисловие

Данная работа может служить практическим пособием как для тех, кто не знаком с йогой, для начинающих с нуля, так и для тех, кто занимается йогой в течение долгих лет. Ценность книги в том, что она написана на основе личного многолетнего опыта. Заслуга автора не только в том, что он написал интересную широкому кругу читате­лей книгу. Она единственная в настоящее время, где пол­ностью изложена практика йоги как системы, в том числе впервые описана 5-я ступень йоги — Пратьяхара, прове­ден анализ высших ступеней йоги, выделены подуровни 6-й и 7-й ступеней йоги и дан полный цикл упражнений.

В книге с первых страниц чувствуется основательность, высокий профессиональный и научный уровень автора. Это сразу настраивает на серьезную работу, причем ра­ботать надо уже при чтении книги, т.к. для многих чита­телей, не имеющих хотя бы базовых знаний по анатомии, физиологии и психологии, теоретическая часть может по­казаться трудной для чтения. Но в то же время изложе­ние практических упражнений просто и доступно.

Цель предлагаемых в данной книге упражнений— на­учить человека по-настоящему ощущать истинную пол­ноту жизни и наслаждаться ею, ведь человек устроен так, что наибольшее удовлетворение он испытывает прежде всего от реализации заложенных в нем приро­дой способностей и наклонностей. Этого достичь помо­гут материалы, представленные в книге, они позволят читателю прикоснуться к тайне своего «Я». Все это ог-

 

ройный труд, но зато и результаты могут превзойти все ожидания.

Есть у йоги и недостаток — это необходимость опреде­ленного уровня интеллекта и дара исследователя.

Тема самопознания и здоровья, без сомнения, небез­различна каждому и может принести людям, при усло­вии грамотного применения упражнений, огромную пользу.

Книга адресована широкому кругу читателей.

В. И. Бородкин Председатель Белорусской ассоциации йоги, профессор Института современных знаний


К читателю

Жизнь современного человека представляет собой це- лын комплекс проблем. Проблемы везде— на работе, на улице, в семье. Они накладываются друг на друга, приво­дя к потере душевного покоя и ориентира в жизни чело­века.

Многие, сталкиваясь с трудностями и временными не­удачами, просто плывут по течению, гася свою неудов- Л<* I В< >ре| 1ПО< 11. этой жизнью вином, обжорством, живот­ными страстями. Другие, испытывая разлад с собой, вызванный внутренними причинами, погружаются в ре­лигию или мистику, уповая во всем на Бога и чудо. Но это все.— пути для пассивных, выбранные в надежде на по­мощь извне, они заставляют забыть истину, что несчаст­ными нас могут делать обстоятельства, но счастливыми — только мы сами.

В любых случаях, вызвана ли проблема внешними или внутренними обстоятельствами, ее причина— отсутствие смысла жизни. Поэтому самая главная задача— обрести духовную опору, найти смысл жизни, понять и самореа- лнзовать свое «Я». Поиск собственного «Я» — это поиск < воего места в мире, поиск ответов на самые главные вопросы: «Что я такое?», «Для чего я живу?», «В чем смысл жизни?».

Вот главные, но не единственные вопросы, на которые дает ответы йога. Или, вернее, указывает путь и дает возможность самим ответить на них.

Почему так важен поиск собственного «Я»?


Попробую ответить на этот вопрос притчей. «Однаж­ды родился человек. И когда ой вырос, то увидел, что окружающий его мир полон несправедливости и страда­ний. И воскликнул он, обращаясь к небу: "О Боже! Дай мне силы переделать этот мир, сделать его более спра­ведливым и совершенным!" Прошло время, человек же­нился, у него выросли дети, появились внуки. И опять воскликнул человек: "Боже! Дай мне силы переделать, сделать лучше мою семью". Прошло еще время. И опять обратился человек к небу: "О Боже, дай мне силы пере­делать себя!" И раздался тогда глас с небес: "Бот с этого и надо было начинать"».                                                              s.

Суть притчи передает пословица «Все победы начина­ются с победы над собой».

Когда говорят о йоге, это в первую очередь ассоцииру­ется в сознании большинства людей с разного рода «чу­десами». А между тем йога— это прежде всего одна из древнейших философских систем. Конечно, широкий круг читателей всегда привлекали описания физических и психических способностей йогов и особенно методы, упражнения, система тренировок, с помощью которых эти способности достигаются. Об этой системе можно услышать самые противоречивые мнения, начиная от безоговорочной веры в ее необыкновенную силу и до полного ее отрицания. Одной из причин такого разнооб­разия мнений является недостаток серьезной информа­ции.

Читая современную литературу по йоге, часто вспоми­наешь притчу о трех слепцах, решивших определить, что такое слон.

Один потрогал хвост и сказал: «Слон — это болтающа­яся веревка».

Второй потрогал хобот и сказал: «Слон — это кожаный шланг».

Третий потрогал ногу слона и сказал: «Слон — это столб».


/1<> ( их пор не было работы, в которой проводился бы подробный анализ системы и с достаточной полнотой излагалась бы практика и последовательность выполне­ния упражнений всей системы в целом. А между тем iior.i ценна именно своим системным подходом.

Прочитав эту книгу, вы не станете сразу же йогом, но вы получите современное представление о теоретичес­ких основах ноги, о се целях, средствах достижения этих нелеп, механизмах воздействия упражнений, а, главное, будете иметь полное и последовательное руководство к действию. Книга задумана именно как практическое учеб­ное пособие.

Главная цель, которую я ставил перед собой,— пробу­дить у каждого из вас веру в себя, в свои огромные потенциальные возможности, пробудить желание вопло­тить в жизнь то, что заложено в человеке Природой, и объяснить, как этого достичь.

Книга написана для широкой читательской аудитории, и каждый найдет в ней для себя полезные сведения. Но в первую очередь, она необходима тем, кто решил приоб­щиться к йоге серьезно.

Я не профессиональный писатель, и на решение напи­сать книгу меня побудило то, что большинство людей (в том числе и занимающихся йогой не один год) имеют весьма поверхностное и искаженное представление о йоге. Отдавая себе отчет в том, что пособие написано несколько тяжеловесным языком, я надеюсь, что суть и полнота изложения материала не пострадала от этого.

Буду рад конструктивной и профессиональной критике.

ВВВДЕНИЕ

Настоящая работа посвящена одной из древнейших идеалистических философских систем Индии — йоге.^рта система получила известность благодаря «Йога-сутрам» Патанджали. Датировка текста «Йога-сутр» до сих пор не получила однозначного решения, поэтому его созда­ние датируется в рчень широких пределах, от И века до нашей эры до IV века нашей эры. «Йога-сутры» — самый старый и авторитетный источник йоги, но было бы неправомерно усматривать в авторе «Йога-сутр» со­здателя практики йоги или его единственного теорети­ка, так как практика йоги была распространена на тер­ритории Индии задолго до появления «Йога-сутр». Как жанр религиозно-философской литературы сутры в стро­гом смысле выступают конспективным изложением уз­ловых положений системы в форме афоризмов и не обладают полнотой высказывания. В тексте сутр на пра­вах философских понятий и терминов функционируют метафоры, буквальный перевод которых неизбежно привел бы к бессмыслице текста. Метафоры выступают в тексте в качестве традиционных кодов. Именно тако­вы сутры Патанджали.

В связи с вышеизложенным хочу привести одно выска­зывание: «Все тексты можно читать тремя способами. Первый — читать и не понимать, что написано. Второй — читать и понимать смысл текста. И третий— читать и понимать, что написано между строк».

«Нога-сутры» можно читать только используя третий с пособ. Поэтому сутры не могут быть поняты совре­менным читателем без специальных знаний индийской религиозно-философской мысли и терминологии. Та­ким образом, возникает весьма существенный вопрос: какие письменные работы образуют тот логически свя­занный смысловой ряд, на основе которого можно было бы приступить к осмыслению теории и освое­нию практики йоги?

Первая попытка придать системе оформленность и дать си концептуальную расшифровку предпринята в тракта­те, «Вьяса-Бхашья». Комментарий Вьясы обычно принято датировать IV веком. Более поздний текст школы «Татта- ва-вайшаради» Вачаспати Мишры (IX в.) — фундаменталь­ный и авторитетный субкомментарий к «Вьяса-Бхашье». Существует также множество более поздних работ по теории йоги. С освещением практики, передачей техно­логии упражнений сложилась более сложная картина. Изначально, еще до появления «Йога-сутр», практичес­кий опыт передавался из поколения в поколение в уст­ной форме, от учителя к ученику. Именно тогда сформи­ровалась традиция обожествления и беспрекословного подчинения своему учителю. Эта традиция очень сильна в Индии до сих пор, но если много лет назад это можно было как-то объяснить и оправдать, то сейчас эта тради­ция часто принимает негативный характер. Это в пер­вую очередь касается Европы и Америки. В нашей жиз­ни слишком мало идеалов, и многие неосознанно сами пытаются создать себе идеал. Поэтому одна из главных ошибок современных почитателей йоги в том, что они часто создают себе кумиров. Конечно, на начальном этапе освоения практики йоги очень важна роль знаю­щего и думающего инструктора. Я сознательно избегаю термина «Учитель», потому что в йоге «Учитель» — это неизмеримо больше, чем человек, способный научить тому или иному набору упражнений. А так как большин­


ство людей, начинающих заниматься практикой йоги, не имеют достаточных теоретических знаний или почерп­нули информацию из книг, которые представляют йогу как коктейль экзотической религии и мистики, разбав­ленной физическими или психофизическими упражнени­ями, то желающие заниматься вынуждены идти к назы­вающим себя Гуру, в надежде что-то узнать и научиться. К сожалению, действительно настоящих мастеров свое­го дела чрезвычайно мало. Поэтому я советую быть очень осторожными в выборе инструктора и тем более не со­здавать себе идола, так как вы будете уже, не в состоя­нии критически осмысливать слова и действия своего так называемого учителя. В любом случае сохраняйте чувство здравого смысла и здорового скептицизма. Эти качества еще никогда никому не повредили. Существует и другая сторона проблемы. У пытающегося заниматься самостоятельно ученика возникает масса вопросов, на которые современные публикации по йоге не отвечают или в силу своей непрофессиональности, или потому, что они ориентированы на какую-то одну сторону, сту­пень йоги. Так, например, в настоящее время достаточ­но большой выбор книг, в которых подробно рассказа­но о технике выполнения физических и дыхательных упражнений, то есть 3-й и 4-й ступеней йоги, течения, называемого Хатха-йогой. Но о работе с психикой в этих книгах практически ничего не сказано. Если же мы по­смотрим публикации о Раджа-йоге, течении, занимаю­щемся психическими процессами, то увидим, что таких книг очень мало и все они, как правило, обладают сле­дующими недостатками: во-первых, изложение материа­ла бессистемное, приводится буквально 3—4 вырванных из системы упражнения, и все они, как правило, отно­сятся к 6-й ступени — Дхаране, о седьмой ступени иног­да упоминается, но как бы вскользь. Практических сове­тов, упражнений по пятой ступени— Пратьяхаре, ступени очень важной, являющейся как бы мостиком между те-


 

лом н психикой, практически нет нигде. О роли первых четырех ступеней йоги в их взаимосвязи с психически­ми процессами не говорится вообще. Все попытки рас- ( матривать «Йога-сутры» в качестве инструктивного по-

< обпя, своего рода наставления, как осваивать йогу, неизбежно приводят к разочарованию, так как текст «Нога-сутр» не есть передача технологии, это только ба­ни теории.

Задача книги— дать практическое руководство по ос­воению классической (восьмиступенчатой) йоги, на осно­ве комментария и поэтапного анализа глав и отдельных пунктов (афоризмов) исходного текста Патанджали, ис­пользуя при этом понятную для неподготовленного чита­теля современную терминологию и знания. Рассмотрены наиболее важные моменты теории, что дает возможность попять цели йоги и главное самостоятельно определить­ся с выбором своего пути в мире йоги.

Познай себя! Таков классический философский совет мыслителей Востока и Запада, в этом разгадка жизни и смерти, смысла жизни человека и существования мира.

В предлагаемой работе я исхожу из стремления пред-

< гавить йогу как целостную систему психофизического и духовного совершенствования человека, как философ­скую систему познания мира через «Я».

Предлагаемая работа предполагает несколько направ­лений возможного использования методов йоги, так как (одержит широкий диапазон упражнений, обладающих четкой практической направленностью, поэтому она бу­дет полезна не только тем, кто решил посвятить себя ноге, но и всем, кто сохранил в себе способность к внутреннему росту, кто чувствует необходимость какой- то внутренней перестройки, вызванной потерей духов­ной опоры и поисками своего места и предназначения в жизнй.

У человека потребность в поиске собственного «Я», то есть то, что называется духовностью, реализуется в твор­честве. Творчество выступает не только в виде идей и материальных ценностей, но и в виде построения своего внутреннего мира, потребности самореализации. Нет един­ственного решения, каждый должен приобрести свой опыт и найти свой путь.

Система включенных в книгу упражнений стимулирует творческий поиск скрытых в человеке резервов тела и психики, реализует духовное единство личности и Все­ленной!


ГЛАВА 1

Йога и йоги

Да возвысит человек себя сам, Да не унизит он сам себя, Ибо только он один себе друг И нет большего ему врага, Чем он сам себе.

«Махабхарата»

В жизни каждого человека наступает момент, ког­да он задает себе вопросы: откуда я? где мои исто­ки? в чем мое предназначение и в чем смысл жизни? куда я уйду? как постичь закономерность жизни и смерти?

Вот вопросы вопросов, на которые каждый из нас пы­тается ответить. Поискам не суждено никогда кончиться, потому что познать Истину или Мировую первопричину невозможно через обычное сознание.

Конечно, будут совершаться какие-то научные откры­тия, которые позволят расширить сферу знаний и воз­можностей человека, но материальный мир устроен как матрешка, открывая которую, ты видишь новую, но еще больших размеров, и так далее, до бесконеч­ности. Идя только по этому пути, вряд ли можно будет познать первопричину Мира. Человек приходит в этот мир не похожий на чистый лист. Да, сознание его при рождении чисто, но подсознание содержит самую важную информацию для его физического существо­вания, накопленную предыдущими поколениями в те­чение тысяч и миллионов лет. Но в каждом человеке в потенциале существует еще и надсознание. Именно на этом уровне возможно прикосновение к Истине Бы­тия.

Мы часто слышим и, не задумываясь, цитируем от­дельные фразы из Библии, например: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) подобию На­шему». И несколькими строками нижег>«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его».

Многие ли из нас задумывались, почему.в замысле — «сотворив по образу и подобию», а в исполнении — только «сотворил по образу»? И потом, подобие в чем? Может быть, в мудрости? Мудрости как способности познавать, в умении творить. Или мудрости как в спо­собности любить? У человека развитие этой мудрости может идти по нескольким направлениям: нравствен­ному— в сторону Любви, Сострадания и Добра; твор­ческому— по приобретению качеств Творца, умению творить новое, в том числе и в себе, познавать мир, внутренний и окружающий; духовному— умению вос­принимать и познавать (через надсознание) душу и гар­монию Вселенной, прикоснуться к первопричине Бы­тия.

Итак, каким образом мы можем приобрести такие воз­можности? Эти возможности достигаются через подвиж­ничество и религию, науку и йогу.

Искусство является той нитью, которая в определен­ной степени связывает все направления. Особенность йоги в том, что она является одновременно религией, но религией особенной, религией без конкретного Бога: Бог везде... и нигде. Бог как Единый Закон Бытия, которому не нужно молиться, но к нему нужно стремиться, совер­шенствуя свое «Я».


Здесь уместно будет привести следующее высказыва­ние:

«В определенном смысле слова я тоже материалист, ибо верю, что существует только одно, как раз то, во что нас призывает верить материализм. Только он назы­вает это одно материей, а я богом». (Вивеканада)

Йога является также наукой, но наукой не в чистом виде, потому что иногда практически невозможно вы­разить в цифрах и формулах высшие психические про­цессы, хотя Ьни и имеют свои закономерности, так как они естественны и поддаются прогнозу. Видимо, можно сказать, что йога — дитя нескольких родите­лей.

Йога дает нам возможность, не отказываясь ни от пер­вого, ни от второго пути, взяв все самое ценное, в то же время пойти, возможно, самым важным путем — путем познания Истины.

Есть интересная притча. Когда Бог решил сотворить человека, он взял кусок глины и слепил человека. Но у него после этого остался небольшой кусочек глины, и он с просил человека: «Что тебе еще сделать?»» Человек по­смотрел на себя— вроде бы все есть, подумал и сказал: «О Боже, слепи мне счастье!»» Бог улыбнулся, протянул ему остаток и сказал: «Слепи его сам»».

Итак, если следовать букве «Библии»», Бог создал чело­века по образу и подобию своему, а подобие Творца, умение творить, сострадать и познавать истину каждому из нас предстоит приобрести. И приобрести, преодоле­вая сопротивление собственного «Я»» — внутреннего фак­тора. А что касается обстоятельств жизни— внешнего фактора, то они только подчеркивают необходимость усилий. Более того— нет сопротивления, нет и его пре­одоления, а значит, нет и роста. Потенциал так и оста­нется потенциалом. Именно в этом преодолении и зак­лючается смысл творческого познания себя и окружающего мира.


 

Йога есть постоянное усилие быть Человеком, по­стоянное стремление к совершенству.

Йог— это Человек, обретший счастливую причаст­ность к сиюминутному ощущению и творению жиз­ни и одновременно — прикосновение к Вечности, по­священие в смысл Бытия.

Мы уже достаточно долго обсуждаем предмет йоги, и пришло время нам определиться с тем, что понимается под термином «йога».

Итак, что такое йога?

Буквально, слово «йога» с трудом поддается адекватно­му переводу, так как имеет десятки значений: примене­ние, средство, сосредоточение, созерцание, соединение, слияние, освобождение и так далее. Б классической йоге термин понимается как освобождение души от матери­альной зависимости, как достижение особого состоя­ния, состояния богов. Но более поздние комментаторы сближают йогу с другими индуистскими учениями, где йога уже понимается не как состояние, сравнимое с абсолютной обособленностью, свободой, а как едине­ние индивидуальной души с Абсолютом, как растворе­ние в Мировой первопричине.

Сам Патанджали определяет йогу так:

«Йога есть прекращение деятельности сознания» (Гл. I, п. 2).

Бьяса, первый известный комментатор «Йога-сутр», оп­ределяет слово «йога» в терминологическом значении ментального сосредоточения. «Йога есть самадхи». Бук­вально слово «самадхи» переводится как «сверхсознание», «глубочайшая сосредоточенность психики».

Б своем комментарии Бачаспати Мишра подробно рас- • сматривает это уточнение смысла сутры, сделанное Бья- сой: «То специфическое состояние сознания, при кото­ром достигнуто (полное} прекращение познания... и есть, собственно, йога».

Понятия «йога» и «самадхи» в чем-то совпадают, потому что цель йоги— и есть самадхи. Разница в том, что

 

йога — это путь, средство, а самадхи — вершина, резуль­тат этого процесса.

Строго говоря, к сфере собственно самадхи относится сосредоточение, свойственное только «остановленному» и «сконцентрированному, собранному в точку» сознанию. Именно применительно к этому уровню говорится о са­мадхи как о йоге бессознательного. Называется это со­стояние «Асампраджнята-самадхи», «лишенное семени». Имеется в виду, что предмет сосредоточения отсутству­ет, то есть оно безобъектно.

Сосредоточение при сознании, произвольно направлен­ном, не относится к области истинного самадхи и называ­ется йогой сознания, (с сохранением определенного вида сознания). Оно олучило название «Сампраджнята-самад- хи», или самадхи с семенем, так как все стадии этого вида сосредоточения связаны с определенными опорами, семе­нами в нашем сознании.

«(Оно) сознательное, поскольку сопровождается фор­мами избирательного размышления, рефлексии, бла­женства и самости»

(Гл.1, п. 17).

«Другое (сосредоточение, при котором) остаются (только) формирующие факторы, предваряется прак­тикой, обуславливающей прекращение (деятельнос­ти сознания)»

(Гл.1, п. 18).

Таким образом, существует самадхи двух типов, при­чем Сампраджнята-самадхи, предваряя и подготавливая достижение истинной самадхи (сосредоточение без се­мени), имеет свои промежуточные и последовательные этапы сосредоточения. (Все промежуточные этапы со­средоточения будут подробно рассмотрены после Пра- тьяхары.)

Как мы уже говорили, термин «йога» включает в себя значения цели — самадхи и процесса, ведущего к этой цели. Современное понимание йоги как процесса подра­зумевает ярко выраженную самостоятельную роль — про­цесса самосовершенствования. В этом контексте можно сказать, что «йога есть искусство достижения возможно­го». Но если в политике— это достижение возможного в отношениях между людьми, то в йоге — это достижение возможного в личностном плане.

В йоге нет чудес, а есть возможность реализации сво­его потенциала и приобретения необычных способнос­тей тела и психики. Чудесными они кажутся только из-за незнания возможностей собственного «Я». Большинство людей даже не подозревает у себя тех огромных потен­циальных резервов, которыми они обладают, которые заложены в нас Природой, Богом, в результате большин­ство людей проживает жизнь, использовав лишь незна­чительно малую часть своих способностей и талантов.

Есть притча на эту тему. Во время одного из сражений погиб выдающийся военачальник. Попав на небеса, он обратился к Богу с просьбой: «О, Боже, покажи мне самого великого и талантливого полководца всех вре­мен». Бог указал на одного из уличных ремесленников. «О, Боже, — удивился военачальник, — но это же просто сапожник!»— «Да, конечно — ответил Бог,— но если бы этот человек проявил волю и усердие, то стал бы самым великим полководцем».

Великий русский писатель Бунин считал, что в каждом человеке от рождения заложен тот или иной талант, а вместе с ним и «священный долг— не зарывать его в землю. Зачем, почему? Мы этого не знаем. Но мы должны знать, что все в этом непостижимом для нас мире непре­менно должно иметь какой-то смысл».

«В жизни всегда есть то, что можешь и должен сделать только ты. Делай, что должен, и ты предоп­ределишь будущее».

Исходя из понимания того, что йога— это и цель, и средство достижения цели, — можно утверждать, что в йоге существуют два пути.

Есть йога созерцательно-философская, целью которой является достижение высшего духовного состояния — самадхи, при этом происходит прикосновение к Миро­вой первопричине, причастие, посвящение в Истину Бы­тия мироздания. Это путь для избранных. (В случае дос­тижения промежуточного этапа — самадхи с семенем — происходит интуитивное проникновение в суть предмета сосредоточения.)

Есть также йога действия, творческая, целью которой является постижение смысла жизни, поиска своего «Я». Это попытка реализовать свои потенциальные возможно­сти, а следовательно и стать счастливым. Это йога для всех.

Но кроме поиска себя, своего места и предназначения в этом мире, практика йоги может иметь и более проза­ическую направленность. Это прежде всего:

1. Изменение поведения человека как по отношению к себе, так и к окружающему миру.

2. Проявление чувства глубинного восприятия жизни и достижение внутреннего покоя.

3. Общее оздоровление организма и повышение устой­чивости к заболеваниям.

4. Пробуждение и развитие диалектического стиля мышления; интеллект становится более гибким и дис­циплинированным. Увеличивается способность делать не­стандартные выводы. Ну и конечно, это восстановление психических сил, умение быстро и эффективно отдох­нуть.

Конечно, изначально в традиционном функционирова­нии система имела целью познание Абсолютной Истины, прикосновение к Мировой Первопричине. Совершенство­вание тела и психики, достижение необычных способ­ностей было вторично и являлось только средством до­стижения этой цели.

Но дело в том, что массовый интерес к йоге развивал­ся отнюдь не в прямой связи с историко-культурными и философскими исследованиями индологов. Сведения о существовании некоего набора традиционных методик, позволяющих укрепить здоровье, надолго сохранить ак­тивность и физическую красоту, а также обрести сверх­нормальные психические способности, проникли в Ев­ропу и получили распространение значительно раньше, чем академическое изучение индийской религиозно-фи­лософской мысли.

Именно трактовка йоги как системы психофизической регуляции тела и психики пробудила широкий интерес к йоге. Перспектива достичь самадхи, стать йогом, почти святым, очень заманчива, но большинство людей все же избегает подобного радикализма и старается стать со­вершеннее, лучше более мягкими способами.

Вся уникальность системы состоит в том, что в йоге каждый находит то, что ищет.

Вы хотите поправить здоровье? Пожалуйста! Приобрес­ти необычные психические способности? Да, это воз­можно. Стать йогом? Вы можете достичь и этого. Мето­дов достаточно, и каждый может выбрать свой путь, исходя из своих наклонностей и исходных позиций. Здесь самое главное— правильно определить свою цель! Так как цели различны, то и процесс продвижения, пути также очень различны.

Так, например, если мы рассмотрим 3-ю ступень йоги — асаны (я взял для примера именно эту ступень, так как именно она наиболее широко практикуется на Западе и именно на ней наиболее ярко проявляется разница подхода ж освоению йоги), то, если ставить целью самадхи, эта ступень должна дать возможность ученикам освоить меди­тативные позы, и не более того (при условии хорошего здоровья). Но многие люди ставят своей целью лишь дости­жение гибкости и оптимального физического состояния тела. Такие ученики занимаются физическим самосовершенство­ванием десятилетиями и достигают в этом поразительных результатов, но они зацикливаются, останавливаются в раз­витии и раскрытии своих способностей. К таким ученикам можно отнести большинство последователей течения, на­зываемого Хатха-йога. (Я говорю «называемого », потому что термин «Хатха» не используется в классической йоге и по­явился значительно позже «Йога-сутр» Патанджали.)

Возможна и другая ситуация. Человек мечтает лишь восстановить свое здоровье, начинает осваивать лечеб­ные комплексы асан и со временем достигает необходи­мых результатов. (Из практики знаю, что около 90 % тех, кто обращается в секции йоги, — имеют проблемы со здоровьем). И тогда творческий и умеющий анализиро­вать человек понимает, что йога— это неизмеримо боль­ше, чем просто физическое здоровье, что нельзя оста­навливаться перед возможностью реализовать себя. Человек понимает, что здоровое и послушное тело — это лишь инструмент для достижения цели, а устранение бо­лезни— это устранение препятствия в этом движении.



2019-11-13 230 Обсуждений (0)
Йога каждому дает только то, что он заслужил. 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Йога каждому дает только то, что он заслужил. 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)