Йога каждому дает только то, что он заслужил. 2 страница
С момента возникновения йоги прошли тысячи лет, и как любая древняя философская или религиозная система, йога должна была впитывать новые веяния, знания и потребности текущего момента, в чем-то видоизменяться, сохраняя в неприкосновенности главные идеи и традиции. Это одно из условий жизнеспособности системы. В религии и философии мы наблюдаем это в виде появления сект и течений. То же происходило и с ногой. Сравнительно недавно (исходя из общего срока существования йоги) появились новые течения как религиозного, так и прикладного характера. Сделавшись самостоятельным элементом европейской и американской массовой культуры, такие течения йоги породили ряд мистифицированных представлений о ее роли в жизни человека, о ее назначении и возможностях прикладного характера. Все эти течения имеют теоретической основой сутры Патанджали, но их особенность в гом, что они базируются на какой-то одной ступени или одном принципе йоги, а ведь йога является системой. Поэтому необходимо иметь в виду известные ограничения и не отождествлять эти течения с классической, восьмиступенчатой йогой. Надо отдавать себе отчет в том, что такие течения, во-первых, дают одностороннее развитие тех или иных способностей, а во-вторых, хотя вы и занимаетесь йогой, но йогами не являетесь и вряд ли когда-нибудь ими станете. Отсюда вопрос: кто может называться йогом? Я рассматриваю этот вопрос, потому что нам нужно определиться с этим, на первый взгляд, не очень важным моментом, но под которым скрываются принципиально важные вещи. Последнее время слово «йог» как-то обесценилось и употребляется к месту и не к месту, это стало даже в какой- то степени модным. Часто слышишь: «К нам приезжали пять йогов, я вцдел трех йогов» и так далее. И говорят это о людях, которые занимаются физическими упражнениями или вообще каким-то религиозным ответвлением индийского или современного мистического учения. Так кто такой йог? Критерий очень прост: достиг самадхи— йог, нет, значит, только последователь йоги. В заключение я хочу еще раз подчеркнуть, что йога— это система, все разделы, ступени которой взаимно обусловлены и предопределяют общий успех. Для тех, кто решил серьезно заняться йогой, необходимо последовательно пройти все ступени. В то же время каждую ступень или раздел йоги можно рассматривать как относительно самостоятельный путь, но тогда и результат будет ограничен рамками этой ступени. Вначале самое главное правильно выбрать цель. В книге нет обязательной, жестокой программы занятий для всех. Ее составление, то есть выбор пути, по которому вы пойдете, предоставляется вам самим. А исходя из поставленной задачи и определяется длительность, последовательность и объем упражнений. У каждого свой путь. Но для многих людей, попытавшихся осваивать йогу с высших ступеней, могут возникнуть непреодолимые трудности и даже серьезные проблемы. Именно поэтому Патанджали предложил определенную последовательность в освоении йоги, которой следует придерживаться, несмотря на степень подготовленности и особенностей вашего организма. Старайтесь придерживаться принципа «от простого к сложному», и вы будете застрахованы от неудач и неприятностей. Йога каждому дает только то, что он заслужил. Выбери свою цель, плати каждый день и получишь то, что хочешь. ГЛАВА 2 ЯМА. НИЯМА Чудеса иногда случаются, но для этого нужно очень много работать. Мы рассмотрели в общих чертах, что такое йога и какие цели она преследует. А сейчас поговорим о том, какими путями мы можем двигаться к этим целям, то есть речь пойдет о способах осуществления йоги и структуре системы. Система Патанджали включает восемь средств, или способов, осуществления йоги, осваивая которые ученик поднимается к совершенству четырех начал — нравственного, физического, психического и духовного — ив итоге достигает самадхи. «Яма, нияма, асаны, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхияна и самадхи— восемь средств йоги» Или: «Самоконтроль, соблюдение предписаний, позы, регуляция дыхания, отвлечение (органов чувств), концентрация, созерцание и сосредоточение— восемь средств йоги» (Гл. 2, п. 29). Итак, давайте рассмотрим в изложенной последовательности содержание, способы осуществления и необходимость применения этих восьми средств. «Яма — самоконтроль: это ахимса, сатья, астея, брах- мачарья и апариграха» (Гл. 2, п. 30). Здесь Патанджали приводит список этических ценностей, которым в процессе йогической практики предстоит стать установками индивидуального сознания. Рассматриваемый список отнюдь не является перечнем равно одинаково важных пунктов. Его смысловое ядро «ахимса — ненасилие» то есть непричинение вреда всем живым существам каким бы то ни было способом. Остальные виды самоконтроля, в значительной степени и вторая ступень, нияма, «практикуются как дополнительные средства именно для того, чтобы придать ненасилию совершенную форму». Так рассматривает Вьяса этот принцип. Вачаспати Мишра в своем субкомментарии отмечает: «...если все остальное происходит при несоблюдении правила ненасилия, то это равнозначно тому, что оно не совершается вообще, ибо в том случае все виды самоконтроля бесплодны». Следующий принцип ямы — сатья, или правдивость. Правдивость понимается как соответствие речи и мысли реальной действительности. Слова должны использоваться для хороших целей, но не во вред. Речь должна быть чистой, то есть следует 11 вбегать дурных выражений и грубости, подобной, напри- гк р, такой, когда отец говорит сыну: «Признавайся, дрянь, а не то я проломлю тебе голову, свинья ты этакая». Астея — неворовство, неприсвоение чужого. Брахмачарья воздержание в половой сфере, то есть контроль полового влечения, сексуальных мыслей, слов, действий. Апариграха— непринятие даров. Непринятие даров есть отказ от подносимых предметов из-за всех издержек, связанных с их получением. Таковы пять принципов ямы, и они должны соблюдаться в мыслях, словах и делах. Каждый из этих пяти принципов можно рассматривать как в узком, так и широком смысле — все зависит от выбора цели. Исходя из поставленной цели и выб-
ранного пути, каждый из них может иметь свою трактовку, содержание и предполагает конкретное выполнение. Так, например, понятие ахимса в широком смысле слова понимается как любовь ко всему живому, как непричинение вреда мыслью, словом и действием. Причем чистота мысли, сознания имеет определяющую роль. Именно так понимается и воплощается этот принцип, если вы избрали своей целью самадхи. Если же вашей целью, к примеру, является только достижение здоровья и гибкости тела, то ахимса понимается как «не убий», то есть это, в частности, безубойное питание — вегетарианство. Точно так же можно трактовать и остальные вспомогательные принципы ямы. Например: брахмачарья — это половое воздержание, отсутствие сексуальных мыслей, желаний, слов, действий. Причем запрещение половых связей имеет целью не подавление инстинкта продолжения рода, сам инстинкт не осуждается, а лишь порицается как расходование нервной, жизненной силы, а, главное, как фактор, затемняющий сознание и препятствующий сосредоточению и достижению высшей цели— самадхи; его соблюдают в полной мере лишь при освоении высших ступеней йоги. В широком же смысле это— целомудренный образ жизни при общении с противоположным полом, спокойное, чистое состояние сознания. Сатья — это не только правило говорить правду, но и правило думать соответствующим образом. Худшее из зол— лицемерие в добродетели. Первый шаг к соблюдению правдивости в мыслях— это честность, правдивость по отношению к себе и своим поступкам. Астея— неворовство. В более широком смысле— не обладай вещами, которые причиняют вред другим. Апариграха— непринятие даров. Более широко— не- стяжательство и отказ от материальных благ из-за проблем, возникающих с их получением, сохранением, потерей или повреждением, привязанностью к ним и т.д. Следующая ступень или средство йоги — нияма, Термин нияма может быть истолкован как регулярное выполнение определенных предписаний. «Нияма — [это] чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре» (Гл. 2, п. 32). Рассмотрим принципы ниямы более подробно. Чистота, очищение бывают двух видов: внешние и внутренние. Преобладание того или иного вида очищения здесь гакже определяется выбранной целью. Внешняя, или телесная, чистота — это очищение тела, го есть поддержание чистоты тела как снаружи, так и изнутри. Это ежедневные водные процедуры, это целый ряд специальных очистительных процедур по очищению носоглотки, ротовой полости, желудка и кишечника. Это также регулярные разгрузочные дни и принятие чистой пищи. (Более подробно об этом читайте в приложении.) Внутренняя чистота— это устранение загрязненности < о.шания. Каковы же факторы загрязненности сознания (аффекты)? Здесь Патанджали тоже приводит список: «Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни [или страх смерти) — суть пять аффектов» (Гл. 2, п. 3). Эти пять ложных наполнителей сознания, пребывая в постоянном движении, расширяют и усиливают поток причин и следствий, дополняя друг друга, формируя нашу судьбу. Первый из этих аффектов (авидья) является важнейшим, поскольку служит почвой для проявления остальных четырех. Второй принцип ниямы— довольствоваться имеющимся, то есть ограничивать потребности насущно необходимым. Следующие три принципа ниямы объединены в «Йога- сутрах» в Крия-йогу. Крия-йога означает «йога действия». «Подвижничество, самообучение, упование на Иш- вару есть йога действия» (Гл. 2, п. 1). Подвижничество — это деятельность, направленная на благо других людей и на полный отказ от вознаграждения за этот труд. Это также аскетизм, который предполагает посты и обеты молчания в течение определенного времени. Этот принцип ниямы развивает терпение, стойкость, способность сосредоточения, — без этих качеств практика йоги для человека со слабой волей невозможна. «Не может осуществить йогу тот, кто не предается подвижничеству»,— отмечает Вьяса. Самообучение — ежедневное самоуглубление и самоанализ. Это повторение мантры-первослога «Ом», а также изучение текстов об освобождении. Все' это ведет к сосредоточению мыслей и желаний на цели высшей практики. Преданность Ишваре есть посвящение всех своих действий личному Богу-творцу, своей душе как части мировой души. Этот принцип может быть также истолкован как преданность высшей цели своей жизни. Этот момент чрезвычайно важен в начале пути, так как помогает понять себя, помогает увидеть свою цель и обрести такое важное качество, как целеустремленность. Принцип нужно старательно практиковать, пока он не станет неотъемлемой частью вашего «Я». (Йога действия предназначена) «для развития (способности) сосредоточения и для ослабления аффектов» (Гл. 2, п. 2). Мы рассмотрели теоретические основы первых двух ступеней йоги— ямы и ниямы. Должен заметить, что абсолютное и совершенное исполнение этих принципов в жизни невозможно, но это идеал, к которому надо постоянно стремиться. С практической точки зрения достаточно достижения чистоты тела и чистого, устойчивого сознания. Чистота сознания — необходимое качество того, кто практикует йогу как путь духовного развития, без этого качества ученик будет вновь и вновь отбрасываться назад. Йога — часть древней индийской цивилизации, где все стороны жизнедеятельности человека имели религиозную окраску. И система, закрепленная в «Йогах-сутрах», не является исключением. Так, например, виднейший исследователь классической индийской философии С. Дасгуп- га характеризовал Патанджали именно как теоретика религиозно-философского направления в йоге: «Патанджали нс только собрал формы йогических практик и отделил разнообразные идеи, которые были или могли быть связаны с йогой, но и пересадил их на метафизику < .iiiKXi.il и придал им вид, в котором они и дошли до нас». II в< с же нога — это прежде всего философия. Почему iioia в< <■ таки философия, а не религия? Потому что все процессы в йоге естественны и поддаются прогнозу, потому что философия отличается от религии тем, что она не замирает ни перед чем. Мысль должна сомневаться и искать, проявлять своеволие и непослушание, нс останавливаться в согнутом состоянии ни перед чем и гем более ни перед кем. Можно принимать или отвергать метафизику йоги, но несомненна ценность философских взглядов и эмпирических находок древней науки, которая имеет ярко выра- женную практическую направленность. Именно на этом я (>уду акцентировать внимание читателя, ставя во главу угла именно те пункты «Йога-сутр», которые имеют прикладное назначение. И изложение этих афоризмов будет идти в порядке важности их именно с этой точки зрения. Метод, каким достигается любая цель в йоге, — практика, творческая работа над собой. «Практика есть (непрерывное] усилие по сохранению устойчивости сознания" (Гл. 1, п. 13). «Практика обретает прочную основу, если ее придерживаются в течение длительного времени, без перерывов и с вниманием» (Гл. 1, п. 14). Итак, в результате следования и применения на практике принципов ямы и ниямы ученик обретает устойчивость сознания и видение своей истинной природы. «Следствие этого — постижение индивидуальной сущности сознания и устранение препятствий» (Гл. 1, п. 29). Что за препятствия, мешающие осуществлению практики? «Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ошибочное знание, недостижение (определенной] ступени, отсутствие стабильности (при сосредоточении] ■—эти препятствия, вызывающие несосредоточенность» (Гл. 1, п. 30). Здесь перечисляются препятствия, вызывающие несосредоточенность как рассеянного, так и устойчивого (загрязненного и незагрязненного) сознания. Для устранения этих препятствий ученик практикует работу с сознанием и телом. «Для их устранения — практика с одной сущностью» (Гл. 1, п. 32). Но практике должны предшествовать знание, вера и выбор цели. Никому не нужно объяснять, что прежде чем начать заниматься практикой йоги, необходимо иметь исчерпывающую, серьезную информацию о содержании, способах, целях йоги, о тех препятствиях, трудностях, которые могут вас ожидать и, конечно, каких результатов вам следует ожидать в том или ином случае. Только разобравшись во всем этом, можно приступить к выполнению упражнений. Именно поэтому книга содержит не просто комплекс упражнений, а каждой ступени и даже отдельному афоризму Патанджали дается теоретическое обоснование. Только на знании сути предмета должна ho шикать глубокая вера в истинность избранного пути. Слепы вера, фанатизм никогда не приводили ни к чему хорошему. ■Истинное познание (это) восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство» (Гл. 1, п. 7). Г, м-,-,1.11 < л,шпон проблематикой Вьяса придерживает- • л н.п lo'ii'.ii ip« пил 'но п< тинная природа реальности rui.i-. i г,ыц. ,,гн.1н ш ||,| щи рент гном трактата, наставлении v’tiiH ли или io, uni -< к<>1 о вывода. Однако все должно г.i ll, пилим раин ио опытом, желательно личным опытом. и,, новее Iк шалит, что нужно изобретать велосипед, ио о л о го противоречит вашему опыту— сомневай- 1г< I, и ищи те. f I и. интересная притча на эту тему. Встретились как-то поп и философ и заспорили— есть Бог или нет. Вот поп и |1.ко|,ц| ’..ni l как-то мужик на колокольню и свалил- I н по in о! горожности с самого верха, но остался живой и л.пы нс поцарапался. Разве это не чудо?» Философ: < лучлнность». «Хорошо,— отвечает поп,— но тот же < ini.in мужик через какое-то время опять свалился с той же колокольни и опять остался жив. Это чудо?» Фило- ( оф: «Совпадение». Тут поп совсем разошелся и говорит: Пу а если этот же мужик свалится третий раз и опять останется жив? Что ты на это скажешь?» Философ: «Закономерность». Суть притчи в том, что во всем надо сомневаться, искать причину, познавать закономерность процесса, а не безвольно отступать перед необъяснимым и неизвестным. «Чудес нет, есть тот или иной уровень познания». Итак, вы имеете достаточную информацию об интере- < ующем вас предмете, убедились в широчайших возможностях йоги и в достоверности этой информации. Нужно делать следующий шаг— понять себя и определиться с выбором цели. Как я уже говорил, практику необходимо предварять выбором цели. Потому что любой цели можно достигнуть
Итак, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Пусть ничто вас : не отвлекает, останьтесь наедине с собой. Закройте глаза и почувствуйте, как напряжение покидает вас, как появляется отстраненность от суеты жизни. Сосредоточь- ■ тесь на своем внутреннем «Я», вглядитесь в центр своего сознания, ощутите свое тело как нечто отдельное от вас. Задайте себе вопросы: «Чего я хочу, зачем мне йога? Чтобы произвести впечатление на других людей необычными способностями или избавиться от болезни, страха, чувства незащищенности, неопределенности в жизни?.. Действительно ли мне необходимо добиться этой цели? Стану ли я счастливее после этого? А если цель на самом деле выбрана неверно?» Размышляйте о своем «Я», о своей цели и о своем предназначении в жизни, пока истинная идея ясно и отчетливо не встанет перед вашим сознанием. Этот разговор с самим собой, копание в своей душе иногда бывает очень трудным, потому что невозможно кривить , душой, отвечая самому себе. Любая непоследовательность, неискренность в суждениях, любая игра с сознанием так : или иначе дает о себе знать, а затаенная мысль: может ничего и не выцдет, а попробовать можно, — полностью ■ исключает надежду на успех. Если это так, то очень скоро вы бросите занятия, так и не поняв себя, не раскрыв своих огромных потенциальных возможностей. Бы должны уметь почувствовать и выбрать именно свою, обязательно жизненно необходимую цель. Если i поиск и достижение цели будут направлены лишь на удов- | летворение повседневных, элементарных, житейских по- , ______ ............................. ] требностей, вы скоро почувствуете, что ничего нового и интересного не происходит, что вы уже все знаете, а чего не знаете, и знать не нужно. И это станет угрозой вашей личности. Есть и другие опасности в этом процессе. Если вы поставили перед собой цель и через какое-то время достигли ее, наступает период, когда искать и до- t гигать больше нечего, цели нет. С другой стороны, если вы, < ip< мясь к чему-то, постоянно сталкиваетесь с недо- < гнжимостью цели, у вас может возникнуть чувство беспомощности. Чтобы этого не случилось, реально оцените < вой возможности, но в то же время и умейте мечтать. Иными словами, должна быть главная цель, причем такая, к которой надо идти всю жизнь, и в то же время должны быть доступные промежуточные цели на день, месяц, год, объединенные той, главной. Если поиск, движение направлено на постижение, созидание чего-либо большого, творческого, то вам не страшны никакие неудачи и трудности. На одной из горных троп Тибета на камне выбита надпись: «Научились ли вы радоваться препятствиям?» Давайте поразмышляем, каким образом вера, целеустремленность и активный поиск могут влиять на физическое, психическое состояние человека и на его судьбу в целом. Начнем с парадоксальных, на первый взгляд, закономерностей. Во время войн, когда количество чрезмерных эмоций резко возрастало, условия жизни ухудшались и человек часто находился на пределе физических и психических возможностей, большинство психосоматических заболеваний исчезало. (Психосоматика— влияние психики, души на состояние тела.) Но еще более удивительно, что эти же болезни возвращались, как только люди вновь обретали « покойную, мирную жизнь. Еще один, всем хорошо известный пример: человек охвачен кипучей деятельностью, вечно куда-то спешит, что- ■ Йога
то делает, организует. Но вот он не у дел, ему не нужно спешить, не нужно нервничать, что-то доказывать и чего- то добиваться — и он угасает, как свеча. Допустим, это результат истощения сил в процессе жизни и борьбы. Но дело в том, что истощение, как правило, наступает лишь после окончания борьбы, даже если она растянулась на неожиданно длительное время. Более того, истощение сил вообще не наступает, если вы вновь включились в борьбу, имея столь же важную для себя цель. Значит, отрицательные эмоции, стрессы далеко не всегда являются угрозой нашему здоровью, а умеренное, спокойное существование — еще не гарантия здоровья и успеха в жизни. Подтверждение тому— возникающие депрессии и, как следствие, — болезни от монотонной, долго не меняющейся обстановки «серых будней». Такая обстановка вроде бы ничем не воздействует на нас, кроме своей обыденности и однообразия, но тем не менее вызывает нервные срывы и всевозможные болезни, вплоть до внезапных самоубийств. Примеров таких немало, особенно у людей творческих. Что же определяет характер и силу реакции организма? Вот здесь мы и подходим к главному. Нашим предкам всегда приходилось быть готовыми к незамедлительным действиям, стремиться к удовлетворению жизненных потребностей, быть в постоянном поиске. Наделив живые существа столь необходимым для их существования стимулом, природа позаботилась о естественном отборе особей, склонных к поиску. В стремлении к постоянному поиску природой заложен огромный приспособительный и эволюционный смысл. Проводившиеся эксперименты с животными полностью подтверждают это положение. Когда животные находились во враждебной обстановке, были явно недовольны чем-то, но не предпринимали никаких попыток спастись или изменить ситуацию, они неизбежно забо- i. вали и очень часто погибали. В то же время активная оборона, поиск выхода укрепляли здоровье испы- тусмых. Вывод ясен: основной фактор, который определяет нашу устойчивость к неблагоприятным воздействиям, помогает избежать болезней и добиться цели,— это тип поведения. Итак, в постоянном поиске, движении к цели Н'<> дня в день, из минуты в минуту, природой заложен О| ромный смысл. По здесь возникает вопрос. Если именно поиск и стрем- п пи<- к цели имеет для нас такое огромное значение, а пр. пюсылки к этому у нас заложены генетически, почему мы, как правило, редко пользуемся этим? А все дело в том, что если у животных реализация пою удивительного качества происходит на бессозна- I сльном, инстинктивном уровне и результат этого проявил, гея на уровне тела, то у человека все намного сложив Человек включает в себя все — от низшего до вы< шего, то есть физический и духовный мир. Физическая жизнь тела, многие из физических желании и эмоций родственны животным. Но человек обла- i i.-i целым рядом свойств высшей природы, которые и делают человека человеком. Именно от этих способнос- irii п зависит результат, который проявляется на уровне (• > шания, души. II дополнение к психическим способностям, свойственным всем людям, существуют еще высшие способности, Проявляющиеся только у немногих. Например, человек ■ ■|>.|.|дает такой удивительной способностью, как воля, п< н устремленность. Этот дар Вселенной, личного Бога- I корца, это сила «Я», заложенная во всех людях, но проявляющаяся только у немногих. Но на самом деле растры и. эти способности могут все. I'.iaica считал, что все ученики делятся «на три типа: (наделенные) слабой устремленностью, средней устремлен ши гыо и сильной устремленностью». В непосредственной связи с этим вводится девятичленная классификация учеников, построенная на основании двух сопряженных факторов: интенсивности метода (мягкий, средний, сильный) и степени устремленности (слабая, средняя, сильная). Цель— определить, насколько близок ученик к достижению самадхи. «У наделенных сильной устремленностью (сосредоточение) в непосредственной близости» (Гл. 1, п. 21). «По и в этом случае тоже (имеется) различие ввиду слабости, умеренности или интенсивности (метода)» (Гл. 1, п. 22). Глубокая вера в истинность избранного пути поддерживает ученика, словно заботливая мать. У обладающего такой верой возникает устойчивое удержание цели в памяти, что в свою очередь порождает у стремящегося к цели ученика энергичность и усердие. Но дело в том, что сама по себе вера не решает возникших проблем. Необходимо усердие, труд. Известная фраза «Да воздается Вам по вере Вашей» явно утеряла свое окончание «и по труду». Я очень подробно остановился на этой проблеме, потому что основная трудность в освоении йоги — это не сложные правила и упражнения, а обязательность каждодневной работы над собой. Многие ученики подходят ко мне и жалуются на недостаток волевых качеств. Дело здесь не в отсутствии воли — эта сила скрыта в каждом. Быстрое охлаждение к йоге (да и к любому серьезному делу, требующему ежедневного внимания и труда в течение длительного времени) происходит потому, что человек не понял себя, не почувствовал цель частью своего «Я» Если в начале занятий появляются мысли: «Зачем я трачу так много времени и сил, зачем я себя мучаю? Другие ведь обходятся без этого», — то они говорят о том, что вы утратили ясность видения цели, а значит, и преодолевать леность тела и инертность мышления вам во сто крат труднее. Для людей со средней и слабой целеустремленностью недостаточно просто определить свою цель, — нужно еще сделать эту цель частью своего «Я», а для этого необходима соответствующая подготовка. О том, как это сделать, — пойдет речь дальше. После того как вы утвердились в выбранной цели (а она обязательно должна быть жизненно необходимой), четко ее сформулируйте. Формула должна быть яркой и, желательно, краткой. Для некоторых целесообразно вначале проговаривать формулу вслух, это мобилизует и способствует ускорению и упрочению соответствующих связей в мозгу. После выбора формулы цели приступаем к первому упражнению. Упражнение 1 Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Пусть ничто вас не отвлекает. Останьтесь наедине с собой. Закройте глаза и почувствуйте, как накопившееся напряжение покидает вас, как появляется некоторая отстраненность от суеты жизни. Тело постепенно, начиная с кончиков пальцев рук и ног, заполняется приятной теплой тяжестью. Вслушайтесь в свое спокойное, ритмическое дыхание, стараясь ощутить на каждом вдохе, как вместе с воздухом тело заполняется приятной прохладой, а с каждым выдохом наливается расслабляющей теплотой. Достигнув приятного полудремотного состояния, начинайте проговаривать свою формулу цели, «Молитву себе». Повторяйте эту фразу в течение определенного времени, сосредоточившись на том, чтобы услышать свой внутренний голос. Услышать, почувствовать легкую, приятную вибрацию голоса, который заполняет все ваше внутреннее пространство, постепенно раствориться, исчезнуть в этой вибрации.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |