Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Йога каждому дает только то, что он заслужил. 2 страница



2019-11-13 208 Обсуждений (0)
Йога каждому дает только то, что он заслужил. 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




С момента возникновения йоги прошли тысячи лет, и как любая древняя философская или религиозная си­стема, йога должна была впитывать новые веяния, зна­ния и потребности текущего момента, в чем-то видоиз­меняться, сохраняя в неприкосновенности главные идеи и традиции. Это одно из условий жизнеспособности системы. В религии и философии мы наблюдаем это в виде появления сект и течений. То же происходило и с ногой. Сравнительно недавно (исходя из общего срока существования йоги) появились новые течения как ре­лигиозного, так и прикладного характера. Сделавшись самостоятельным элементом европейской и американс­кой массовой культуры, такие течения йоги породили ряд мистифицированных представлений о ее роли в жизни человека, о ее назначении и возможностях при­кладного характера. Все эти течения имеют теоретичес­кой основой сутры Патанджали, но их особенность в гом, что они базируются на какой-то одной ступени или одном принципе йоги, а ведь йога является системой.

Поэтому необходимо иметь в виду известные ограниче­ния и не отождествлять эти течения с классической, восьмиступенчатой йогой. Надо отдавать себе отчет в том, что такие течения, во-первых, дают односторон­нее развитие тех или иных способностей, а во-вторых, хотя вы и занимаетесь йогой, но йогами не являетесь и вряд ли когда-нибудь ими станете.

Отсюда вопрос: кто может называться йогом?

Я рассматриваю этот вопрос, потому что нам нужно опре­делиться с этим, на первый взгляд, не очень важным момен­том, но под которым скрываются принципиально важные вещи. Последнее время слово «йог» как-то обесценилось и употребляется к месту и не к месту, это стало даже в какой- то степени модным. Часто слышишь: «К нам приезжали пять йогов, я вцдел трех йогов» и так далее. И говорят это о людях, которые занимаются физическими упражнениями или вообще каким-то религиозным ответвлением индийского или современного мистического учения.

Так кто такой йог?

Критерий очень прост: достиг самадхи— йог, нет, значит, только последователь йоги. В заключение я хочу еще раз подчеркнуть, что йога— это система, все разделы, ступени которой взаимно обусловлены и предопределяют общий ус­пех. Для тех, кто решил серьезно заняться йогой, необходимо последовательно пройти все ступени. В то же время каждую ступень или раздел йоги можно рассматривать как относи­тельно самостоятельный путь, но тогда и результат будет ог­раничен рамками этой ступени. Вначале самое главное пра­вильно выбрать цель. В книге нет обязательной, жестокой программы занятий для всех. Ее составление, то есть выбор пути, по которому вы пойдете, предоставляет­ся вам самим. А исходя из поставленной задачи и определя­ется длительность, последовательность и объем упражнений. У каждого свой путь. Но для многих людей, попытавшихся осваивать йогу с высших ступеней, могут возникнуть непре­одолимые трудности и даже серьезные проблемы. Именно


поэтому Патанджали предложил определенную последова­тельность в освоении йоги, которой следует придерживать­ся, несмотря на степень подготовленности и особенностей вашего организма. Старайтесь придерживаться принципа «от простого к сложному», и вы будете застрахованы от неудач и неприятностей.

Йога каждому дает только то, что он заслужил.

Выбери свою цель, плати каждый день и полу­чишь то, что хочешь.

ГЛАВА 2

ЯМА. НИЯМА

Чудеса иногда случаются, но для этого нужно очень много работать.

Мы рассмотрели в общих чертах, что такое йога и какие цели она преследует. А сейчас поговорим о том, какими путями мы можем двигаться к этим целям, то есть речь пойдет о способах осуществления йоги и струк­туре системы. Система Патанджали включает восемь средств, или способов, осуществления йоги, осваивая которые ученик поднимается к совершенству четырех начал — нравственного, физического, психического и духовного — ив итоге достигает самадхи.

«Яма, нияма, асаны, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхияна и самадхи— восемь средств йоги»

Или:

«Самоконтроль, соблюдение предписаний, позы, регуля­ция дыхания, отвлечение (органов чувств), концентрация, созерцание и сосредоточение— восемь средств йоги» (Гл. 2, п. 29).

Итак, давайте рассмотрим в изложенной последова­тельности содержание, способы осуществления и необ­ходимость применения этих восьми средств.

«Яма — самоконтроль: это ахимса, сатья, астея, брах- мачарья и апариграха»

(Гл. 2, п. 30).

Здесь Патанджали приводит список этических ценнос­тей, которым в процессе йогической практики предсто­ит стать установками индивидуального сознания. Рас­сматриваемый список отнюдь не является перечнем равно одинаково важных пунктов. Его смысловое ядро «ахимса — ненасилие» то есть непричинение вреда всем живым существам каким бы то ни было способом. Ос­тальные виды самоконтроля, в значительной степени и вторая ступень, нияма, «практикуются как дополнитель­ные средства именно для того, чтобы придать ненаси­лию совершенную форму». Так рассматривает Вьяса этот принцип. Вачаспати Мишра в своем субкомментарии отмечает: «...если все остальное происходит при несоб­людении правила ненасилия, то это равнозначно тому, что оно не совершается вообще, ибо в том случае все виды самоконтроля бесплодны».

Следующий принцип ямы — сатья, или правдивость. Правдивость понимается как соответствие речи и мысли реальной действительности.

Слова должны использоваться для хороших целей, но не во вред. Речь должна быть чистой, то есть следует 11 вбегать дурных выражений и грубости, подобной, напри- гк р, такой, когда отец говорит сыну: «Признавайся, дрянь, а не то я проломлю тебе голову, свинья ты этакая».

Астея — неворовство, неприсвоение чужого.

Брахмачарья воздержание в половой сфере, то есть контроль полового влечения, сексуальных мыслей, слов, действий.

Апариграха— непринятие даров. Непринятие даров есть отказ от подносимых предметов из-за всех издер­жек, связанных с их получением.

Таковы пять принципов ямы, и они должны соблю­даться в мыслях, словах и делах.

Каждый из этих пяти принципов можно рассматри­вать как в узком, так и широком смысле — все зависит от выбора цели. Исходя из поставленной цели и выб-


 

ранного пути, каждый из них может иметь свою трак­товку, содержание и предполагает конкретное выпол­нение. Так, например, понятие ахимса в широком смыс­ле слова понимается как любовь ко всему живому, как непричинение вреда мыслью, словом и действием. При­чем чистота мысли, сознания имеет определяющую роль. Именно так понимается и воплощается этот принцип, если вы избрали своей целью самадхи. Если же вашей целью, к примеру, является только достижение здоро­вья и гибкости тела, то ахимса понимается как «не убий», то есть это, в частности, безубойное питание — вегетарианство.

Точно так же можно трактовать и остальные вспомога­тельные принципы ямы. Например: брахмачарья — это по­ловое воздержание, отсутствие сексуальных мыслей, жела­ний, слов, действий. Причем запрещение половых связей имеет целью не подавление инстинкта продолжения рода, сам инстинкт не осуждается, а лишь порицается как рас­ходование нервной, жизненной силы, а, главное, как фак­тор, затемняющий сознание и препятствующий сосредото­чению и достижению высшей цели— самадхи; его соблюдают в полной мере лишь при освоении высших ступеней йоги. В широком же смысле это— целомудрен­ный образ жизни при общении с противоположным по­лом, спокойное, чистое состояние сознания.

Сатья — это не только правило говорить правду, но и правило думать соответствующим образом. Худшее из зол— лицемерие в добродетели. Первый шаг к соблю­дению правдивости в мыслях— это честность, правди­вость по отношению к себе и своим поступкам.

Астея— неворовство. В более широком смысле— не обладай вещами, которые причиняют вред другим.

Апариграха— непринятие даров. Более широко— не- стяжательство и отказ от материальных благ из-за про­блем, возникающих с их получением, сохранением, по­терей или повреждением, привязанностью к ним и т.д.

Следующая ступень или средство йоги — нияма, Тер­мин нияма может быть истолкован как регулярное вы­полнение определенных предписаний.

«Нияма — [это] чистота, удовлетворенность, подвиж­ничество, самообучение и преданность Ишваре» (Гл. 2, п. 32).

Рассмотрим принципы ниямы более подробно.

Чистота, очищение бывают двух видов: внешние и внут­ренние. Преобладание того или иного вида очищения здесь гакже определяется выбранной целью.

Внешняя, или телесная, чистота — это очищение тела, го есть поддержание чистоты тела как снаружи, так и изнутри. Это ежедневные водные процедуры, это це­лый ряд специальных очистительных процедур по очи­щению носоглотки, ротовой полости, желудка и кишеч­ника. Это также регулярные разгрузочные дни и принятие чистой пищи. (Более подробно об этом чи­тайте в приложении.)

Внутренняя чистота— это устранение загрязненности < о.шания.

Каковы же факторы загрязненности сознания (аффекты)?

Здесь Патанджали тоже приводит список:

«Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жаж­да жизни [или страх смерти) — суть пять аффектов» (Гл. 2, п. 3).

Эти пять ложных наполнителей сознания, пребывая в постоянном движении, расширяют и усиливают поток при­чин и следствий, дополняя друг друга, формируя нашу судьбу. Первый из этих аффектов (авидья) является важ­нейшим, поскольку служит почвой для проявления осталь­ных четырех.

Второй принцип ниямы— довольствоваться имеющим­ся, то есть ограничивать потребности насущно необходи­мым.

Следующие три принципа ниямы объединены в «Йога- сутрах» в Крия-йогу. Крия-йога означает «йога действия».


«Подвижничество, самообучение, упование на Иш- вару есть йога действия»

(Гл. 2, п. 1).

Подвижничество — это деятельность, направленная на благо других людей и на полный отказ от вознагражде­ния за этот труд. Это также аскетизм, который предпо­лагает посты и обеты молчания в течение определенно­го времени. Этот принцип ниямы развивает терпение, стойкость, способность сосредоточения, — без этих ка­честв практика йоги для человека со слабой волей не­возможна.

«Не может осуществить йогу тот, кто не предается подвижничеству»,— отмечает Вьяса. Самообучение — ежедневное самоуглубление и самоанализ. Это повторе­ние мантры-первослога «Ом», а также изучение текстов об освобождении. Все' это ведет к сосредоточению мыс­лей и желаний на цели высшей практики.

Преданность Ишваре есть посвящение всех своих дей­ствий личному Богу-творцу, своей душе как части миро­вой души. Этот принцип может быть также истолкован как преданность высшей цели своей жизни. Этот момент чрезвычайно важен в начале пути, так как помогает по­нять себя, помогает увидеть свою цель и обрести такое важное качество, как целеустремленность. Принцип нуж­но старательно практиковать, пока он не станет неотъем­лемой частью вашего «Я».

(Йога действия предназначена) «для развития (спо­собности) сосредоточения и для ослабления аффек­тов»

(Гл. 2, п. 2).

Мы рассмотрели теоретические основы первых двух ступеней йоги— ямы и ниямы.

Должен заметить, что абсолютное и совершенное ис­полнение этих принципов в жизни невозможно, но это идеал, к которому надо постоянно стремиться. С практи­ческой точки зрения достаточно достижения чистоты тела


и чистого, устойчивого сознания. Чистота сознания — необходимое качество того, кто практикует йогу как путь духовного развития, без этого качества ученик будет вновь и вновь отбрасываться назад.

Йога — часть древней индийской цивилизации, где все стороны жизнедеятельности человека имели религиозную окраску. И система, закрепленная в «Йогах-сутрах», не является исключением. Так, например, виднейший иссле­дователь классической индийской философии С. Дасгуп- га характеризовал Патанджали именно как теоретика религиозно-философского направления в йоге: «Патанд­жали нс только собрал формы йогических практик и отделил разнообразные идеи, которые были или могли быть связаны с йогой, но и пересадил их на метафизику < .iiiKXi.il и придал им вид, в котором они и дошли до нас».

II в< с же нога — это прежде всего философия. Почему iioia в< <■ таки философия, а не религия? Потому что все процессы в йоге естественны и поддаются прогнозу, потому что философия отличается от религии тем, что она не замирает ни перед чем. Мысль должна сомне­ваться и искать, проявлять своеволие и непослушание, нс останавливаться в согнутом состоянии ни перед чем и гем более ни перед кем.

Можно принимать или отвергать метафизику йоги, но несомненна ценность философских взглядов и эмпири­ческих находок древней науки, которая имеет ярко выра- женную практическую направленность. Именно на этом я (>уду акцентировать внимание читателя, ставя во главу угла именно те пункты «Йога-сутр», которые имеют при­кладное назначение. И изложение этих афоризмов будет идти в порядке важности их именно с этой точки зрения. Метод, каким достигается любая цель в йоге, — практи­ка, творческая работа над собой.

«Практика есть (непрерывное] усилие по сохране­нию устойчивости сознания"

(Гл. 1, п. 13).


«Практика обретает прочную основу, если ее при­держиваются в течение длительного времени, без перерывов и с вниманием»

(Гл. 1, п. 14).

Итак, в результате следования и применения на прак­тике принципов ямы и ниямы ученик обретает устойчивость сознания и видение своей истинной природы.

«Следствие этого — постижение индивидуальной сущ­ности сознания и устранение препятствий»

(Гл. 1, п. 29).

Что за препятствия, мешающие осуществлению практики?

«Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ошибочное знание, недостижение (определенной] ступени, отсутствие стабильности (при сосредоточении] ■—эти препятствия, вызываю­щие несосредоточенность»

(Гл. 1, п. 30).

Здесь перечисляются препятствия, вызывающие несосредо­точенность как рассеянного, так и устойчивого (загрязненного и незагрязненного) сознания.

Для устранения этих препятствий ученик практикует работу с сознанием и телом.

«Для их устранения — практика с одной сущностью» (Гл. 1, п. 32).

Но практике должны предшествовать знание, вера и выбор цели.

Никому не нужно объяснять, что прежде чем начать зани­маться практикой йоги, необходимо иметь исчерпывающую, серьезную информацию о содержании, способах, целях йоги, о тех препятствиях, трудностях, которые могут вас ожидать и, конечно, каких результатов вам следует ожидать в том или ином случае. Только разобравшись во всем этом, можно при­ступить к выполнению упражнений. Именно поэтому книга содержит не просто комплекс упражнений, а каждой ступени и даже отдельному афоризму Патанджали дается теоретичес­кое обоснование. Только на знании сути предмета должна ho шикать глубокая вера в истинность избранного пути. Сле­пы вера, фанатизм никогда не приводили ни к чему хорошему.

■Истинное познание (это) восприятие, умозаключе­ние и авторитетное свидетельство»

(Гл. 1, п. 7).

Г, м-,-,1.11 < л,шпон проблематикой Вьяса придерживает- • л н.п lo'ii'.ii ip« пил 'но п< тинная природа реальности rui.i-. i г,ыц. ,,гн.1н ш ||,| щи рент гном трактата, наставле­нии v’tiiH ли или io, uni -< к<>1 о вывода. Однако все должно г.i ll, пилим раин ио опытом, желательно личным опытом.

и,, новее Iк шалит, что нужно изобретать велосипед, ио о л   о го противоречит вашему опыту— сомневай-

1г< I, и ищи те.

f I и. интересная притча на эту тему. Встретились как-то поп и философ и заспорили— есть Бог или нет. Вот поп и |1.ко|,ц|  ’..ni l как-то мужик на колокольню и свалил-

I н по in о! горожности с самого верха, но остался живой и л.пы нс поцарапался. Разве это не чудо?» Философ:

< лучлнность». «Хорошо,— отвечает поп,— но тот же

< ini.in мужик через какое-то время опять свалился с той же колокольни и опять остался жив. Это чудо?» Фило- ( оф: «Совпадение». Тут поп совсем разошелся и говорит:

Пу а если этот же мужик свалится третий раз и опять останется жив? Что ты на это скажешь?» Философ: «За­кономерность».

Суть притчи в том, что во всем надо сомневаться, ис­кать причину, познавать закономерность процесса, а не безвольно отступать перед необъяснимым и неизвестным.

«Чудес нет, есть тот или иной уровень познания».

Итак, вы имеете достаточную информацию об интере-

< ующем вас предмете, убедились в широчайших возмож­ностях йоги и в достоверности этой информации. Нужно делать следующий шаг— понять себя и определиться с выбором цели.

Как я уже говорил, практику необходимо предварять выбором цели. Потому что любой цели можно достигнуть


I
только тогда, когда она четко определена. Можно даже : утверждать, что у многих практика начинается именно с этого очень важного момента. Правильный выбор и чет­кое видение необходимости избранной цели — основа вашего успеха. Без этой основы лучше и не пытаться осваивать йогу. Поэтому потратьте несколько минут, что­бы понять себя.

Итак, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Пусть ничто вас : не отвлекает, останьтесь наедине с собой. Закройте гла­за и почувствуйте, как напряжение покидает вас, как появляется отстраненность от суеты жизни. Сосредоточь- ■ тесь на своем внутреннем «Я», вглядитесь в центр своего сознания, ощутите свое тело как нечто отдельное от вас. Задайте себе вопросы: «Чего я хочу, зачем мне йога? Чтобы произвести впечатление на других людей необыч­ными способностями или избавиться от болезни, стра­ха, чувства незащищенности, неопределенности в жиз­ни?.. Действительно ли мне необходимо добиться этой цели? Стану ли я счастливее после этого? А если цель на самом деле выбрана неверно?»

Размышляйте о своем «Я», о своей цели и о своем пред­назначении в жизни, пока истинная идея ясно и отчетли­во не встанет перед вашим сознанием.

Этот разговор с самим собой, копание в своей душе иног­да бывает очень трудным, потому что невозможно кривить , душой, отвечая самому себе. Любая непоследовательность, неискренность в суждениях, любая игра с сознанием так : или иначе дает о себе знать, а затаенная мысль: может ничего и не выцдет, а попробовать можно, — полностью ■ исключает надежду на успех. Если это так, то очень скоро вы бросите занятия, так и не поняв себя, не раскрыв своих огромных потенциальных возможностей.

 

Бы должны уметь почувствовать и выбрать именно свою, обязательно жизненно необходимую цель. Если i поиск и достижение цели будут направлены лишь на удов- | летворение повседневных, элементарных, житейских по- , ______ ............................. ]


требностей, вы скоро почувствуете, что ничего нового и интересного не происходит, что вы уже все знаете, а чего не знаете, и знать не нужно. И это станет угрозой вашей личности.

Есть и другие опасности в этом процессе.

Если вы поставили перед собой цель и через какое-то время достигли ее, наступает период, когда искать и до- t гигать больше нечего, цели нет. С другой стороны, если вы, < ip< мясь к чему-то, постоянно сталкиваетесь с недо-

< гнжимостью цели, у вас может возникнуть чувство бес­помощности. Чтобы этого не случилось, реально оцените

< вой возможности, но в то же время и умейте мечтать.

Иными словами, должна быть главная цель, причем такая, к которой надо идти всю жизнь, и в то же время должны быть доступные промежуточные цели на день, месяц, год, объединенные той, главной.

Если поиск, движение направлено на постижение, со­зидание чего-либо большого, творческого, то вам не страшны никакие неудачи и трудности.

На одной из горных троп Тибета на камне выбита над­пись: «Научились ли вы радоваться препятствиям?»

Давайте поразмышляем, каким образом вера, целеус­тремленность и активный поиск могут влиять на физи­ческое, психическое состояние человека и на его судь­бу в целом. Начнем с парадоксальных, на первый взгляд, закономерностей. Во время войн, когда коли­чество чрезмерных эмоций резко возрастало, условия жизни ухудшались и человек часто находился на пре­деле физических и психических возможностей, боль­шинство психосоматических заболеваний исчезало. (Психосоматика— влияние психики, души на состоя­ние тела.) Но еще более удивительно, что эти же бо­лезни возвращались, как только люди вновь обретали « покойную, мирную жизнь.

Еще один, всем хорошо известный пример: человек ох­вачен кипучей деятельностью, вечно куда-то спешит, что- ■ Йога


 

то делает, организует. Но вот он не у дел, ему не нужно спешить, не нужно нервничать, что-то доказывать и чего- то добиваться — и он угасает, как свеча.

Допустим, это результат истощения сил в процессе жизни и борьбы. Но дело в том, что истощение, как правило, наступает лишь после окончания борьбы, даже если она растянулась на неожиданно длительное вре­мя. Более того, истощение сил вообще не наступает, если вы вновь включились в борьбу, имея столь же важную для себя цель. Значит, отрицательные эмоции, стрессы далеко не всегда являются угрозой нашему здоровью, а умеренное, спокойное существование — еще не гарантия здоровья и успеха в жизни. Подтвержде­ние тому— возникающие депрессии и, как следствие, — болезни от монотонной, долго не меняющейся обста­новки «серых будней». Такая обстановка вроде бы ни­чем не воздействует на нас, кроме своей обыденности и однообразия, но тем не менее вызывает нервные срывы и всевозможные болезни, вплоть до внезапных самоубийств. Примеров таких немало, особенно у лю­дей творческих.

Что же определяет характер и силу реакции организма?

Вот здесь мы и подходим к главному.

Нашим предкам всегда приходилось быть готовыми к незамедлительным действиям, стремиться к удовлетво­рению жизненных потребностей, быть в постоянном поиске. Наделив живые существа столь необходимым для их существования стимулом, природа позаботилась о естественном отборе особей, склонных к поиску. В стремлении к постоянному поиску природой заложен ог­ромный приспособительный и эволюционный смысл. Проводившиеся эксперименты с животными полнос­тью подтверждают это положение. Когда животные на­ходились во враждебной обстановке, были явно недо­вольны чем-то, но не предпринимали никаких попыток спастись или изменить ситуацию, они неизбежно забо-

 

i. вали и очень часто погибали. В то же время актив­ная оборона, поиск выхода укрепляли здоровье испы- тусмых.

Вывод ясен: основной фактор, который определяет нашу устойчивость к неблагоприятным воздействиям, помогает избежать болезней и добиться цели,— это тип поведения. Итак, в постоянном поиске, движении к цели Н'<> дня в день, из минуты в минуту, природой заложен О| ромный смысл.

По здесь возникает вопрос. Если именно поиск и стрем- п пи<- к цели имеет для нас такое огромное значение, а пр. пюсылки к этому у нас заложены генетически, поче­му мы, как правило, редко пользуемся этим?

А все дело в том, что если у животных реализация пою удивительного качества происходит на бессозна- I сльном, инстинктивном уровне и результат этого прояв­ил, гея на уровне тела, то у человека все намного слож­ив Человек включает в себя все — от низшего до вы< шего, то есть физический и духовный мир.

Физическая жизнь тела, многие из физических жела­нии и эмоций родственны животным. Но человек обла- i i.-i целым рядом свойств высшей природы, которые и делают человека человеком. Именно от этих способнос- irii п зависит результат, который проявляется на уровне (• > шания, души.

II дополнение к психическим способностям, свойствен­ным всем людям, существуют еще высшие способности, Проявляющиеся только у немногих. Например, человек ■ ■|>.|.|дает такой удивительной способностью, как воля, п< н устремленность. Этот дар Вселенной, личного Бога- I корца, это сила «Я», заложенная во всех людях, но про­являющаяся только у немногих. Но на самом деле рас­тры и. эти способности могут все.

I'.iaica считал, что все ученики делятся «на три типа: (наделенные) слабой устремленностью, средней устрем­лен ши гыо и сильной устремленностью».

     


В непосредственной связи с этим вводится девяти­членная классификация учеников, построенная на ос­новании двух сопряженных факторов: интенсивности метода (мягкий, средний, сильный) и степени устрем­ленности (слабая, средняя, сильная). Цель— опреде­лить, насколько близок ученик к достижению самадхи.

«У наделенных сильной устремленностью (сосредо­точение) в непосредственной близости»

(Гл. 1, п. 21).

«По и в этом случае тоже (имеется) различие ввиду слабости, умеренности или интенсивности (метода)» (Гл. 1, п. 22).

Глубокая вера в истинность избранного пути поддер­живает ученика, словно заботливая мать. У обладающего такой верой возникает устойчивое удержание цели в памяти, что в свою очередь порождает у стремящегося к цели ученика энергичность и усердие. Но дело в том, что сама по себе вера не решает возникших проблем. Необ­ходимо усердие, труд.

Известная фраза «Да воздается Вам по вере Вашей» явно утеряла свое окончание «и по труду».

Я очень подробно остановился на этой проблеме, по­тому что основная трудность в освоении йоги — это не сложные правила и упражнения, а обязательность каж­додневной работы над собой. Многие ученики подходят ко мне и жалуются на недостаток волевых качеств. Дело здесь не в отсутствии воли — эта сила скрыта в каждом. Быстрое охлаждение к йоге (да и к любому серьезному делу, требующему ежедневного внимания и труда в течение длительного времени) происходит пото­му, что человек не понял себя, не почувствовал цель частью своего «Я»

Если в начале занятий появляются мысли: «Зачем я трачу так много времени и сил, зачем я себя мучаю? Другие ведь обходятся без этого», — то они говорят о том, что вы утратили ясность видения цели, а значит, и

преодолевать леность тела и инертность мышления вам во сто крат труднее.

Для людей со средней и слабой целеустремленностью недостаточно просто определить свою цель, — нужно еще сделать эту цель частью своего «Я», а для этого необходи­ма соответствующая подготовка.

О том, как это сделать, — пойдет речь дальше.

После того как вы утвердились в выбранной цели (а она обязательно должна быть жизненно необходимой), четко ее сформулируйте. Формула должна быть яркой и, желательно, краткой. Для некоторых целесообразно вна­чале проговаривать формулу вслух, это мобилизует и спо­собствует ускорению и упрочению соответствующих свя­зей в мозгу. После выбора формулы цели приступаем к первому упражнению.

Упражнение 1

Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Пусть ничто вас не от­влекает. Останьтесь наедине с собой. Закройте глаза и по­чувствуйте, как накопившееся напряжение покидает вас, как появляется некоторая отстраненность от суеты жизни. Тело постепенно, начиная с кончиков пальцев рук и ног, заполняется приятной теплой тяжестью. Вслушайтесь в свое спокойное, ритмическое дыхание, стараясь ощутить на каж­дом вдохе, как вместе с воздухом тело заполняется прият­ной прохладой, а с каждым выдохом наливается расслабля­ющей теплотой. Достигнув приятного полудремотного состояния, начинайте проговаривать свою формулу цели, «Молитву себе». Повторяйте эту фразу в течение определен­ного времени, сосредоточившись на том, чтобы услышать свой внутренний голос. Услышать, почувствовать легкую, приятную вибрацию голоса, который заполняет все ваше внутреннее пространство, постепенно раствориться, исчез­нуть в этой вибрации.



2019-11-13 208 Обсуждений (0)
Йога каждому дает только то, что он заслужил. 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Йога каждому дает только то, что он заслужил. 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)