Йога каждому дает только то, что он заслужил. 5 страница
Механизм воздействия этого состояния примерно следующий. Нормально функционирующие в обычном состоянии органы чувств и мышление создают в головном мозге сло?кное взаимодействие сознания и подсознания. В центральной нервной системе поддерживается высокий уровень своеобразных «шумов», в особом состоянии человек выключается в той или иной мере из системы внешних и внутренних раздражителей. Уровень «собственных шумов» мозга также становится предельно низким. Наступает остановка процессов восприятия и мышления, происходит особого рода изоляция человека. Он как бы выпадает из времени. Основным содержанием ощущений становится состояние необычной свободы, «слияния с бесконечным». Слабые и кратковременные проявления состояний такого типа знакомы многим. Возникают они, как правило, непроизвольно и оставляют впечатление какого-то парения, приятного внутреннего отдыха. Заметив своеобразие таких состояний, человек уже в древности научился вызывать их искусственно для восстановления нервно-психических функций, внутреннего обновления и радости бытия. Вследствие этого появляется возможность и необходимость (как защитная реакция на сенсорный голод и психологический стресс) более полного использования обширной области подсознания, извлекается из недр генетической памяти и реализуется то, что находилось в инертном состоянии. К. Юнг и его сторонники считают, что подсознание является хранилищем не только индивидуальной, но в определенной степени и генетической
памяти. Подсознание является также и регулятором генетической памяти. То есть можно сказать, что биогенетическое и психологическое саморегулирование неразрывно связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга. Генетически заложенные природой принципы развития, формирования организма и его жизнедеятельность реализуются при непосредственном участии подсознания. Есть такое высказывание: «Память — это свойство всего организма». Это надо понимать так, что все составные элементы организма, начиная с клетки, передают в подсознание определенную информацию, которая запечатлевается на всю жизнь. Причем эта информация откладывается еще до рождения человека. Вы обожглись, порезались, испытали чувство удушья— организм это помнит. Он также помнит то изначальное состояние здоровья, которое заложено в человеке природой. Мало того, организм стремится восстановить свое потерянное здоровое состояние. Надо только не мешать включению внутренних саморегулирующихся механизмов человека. А для этого необходимо вызвать особое, или «пустое», состояние, ощущение «слияния с бесконечным». И тогда мы достигаем союза души и тела (психики и физиологии), что является одной из важнейших целей йоги. Для наиболее полного использования процессов взаимодействия структур сознания, подсознания и тела необходимы: .) 1) установка. В особом состоянии всякая идея, цель, установка приобретает силу программы для механизмов мозга, распространяясь затем на весь организм. Но так как в особом состоянии трудно создавать установки и вообще иметь желания, эту программу необходимо продумать, отложить в памяти до вхождения в особое состояние. То есть надо четко знать воздействие каждой асаны; 2) импульс к началу процесса в нужном направлении, конкретная асана, которая ориентирует память тела. (Без асаны установка может не пробиться или отключиться); 3) создание особого состояния психики, в котором может реализоваться стремление организма к здоровью, заложенному в него природой. ... . Схема проста: сознание дает заказ, выполняется необходимая асана, которая дает постоянный импульс, дорогу реализации силам в нужном направлении, затем в особом состоянии отключается контроль коры головного мозга, и в состоянии гармонии тела и духа включается внутренняя «аптека» организма. Все это возможно только при освоении асан в совершенстве. Однако следует помнить, что благотворное влияние асан проявляется даже тогда, когда они не совсем точно выполняются. Иногда приходится слышать диалог начинающих учеников: «Ну, как твои результаты?» «Да, пока особо больших успехов в оздоровлении нет». Такие люди, как правило, не понимают, что они осваивают только первый этап асан, то есть уровень обычной общефизической подготовки, чисто механической работы. А следовательно, результат на этом этапе будет такой же, как и от любой другой физической деятельности тела. Правда, многим занимающимся для улучшения состояния здоровья бывает достаточно и первого этапа. Таким людям, по моему мнению, помог бы любой вид физической активности, а не только йога. Процесс освоения и совершенствования асан можно условно разбить на три этапа. Начальное освоение асан желательно осуществлять в ритмико-статическом варианте, то есть с многократным повторением упражнений без длительной фиксации конечного положения асаны. Это правило нужно соблюдать всем начинающим, пока они не научатся выполнять асану обычным способом, без расслабления тела. В первую очередь, это касается тех, у кого слабая сердечно-сосудистая система. Это поможет избежать чрезмерного и длительного напряжения всего тела, а значит, и быстрого утомления. Кроме того, это способствует более быстрому освоению асан. Целесообразно также в начальной стадии разучивания упражнений, прежде чем выполнять асану, как можно точнее и ярче воспроизвести ее мысленно. Представляя упражнение, нужно почувствовать себя его исполнителем. Мысль о движении вызывает это движение. Причем человек достигает этого бессознательно-идеомоторно. Это происходит потому, что под влиянием силы воображения клетки головного мозга, с деятельностью которого связано двигательное представление, возбуждаются. По нервным путям возбуждение передается в мышцы, а также во все органы и системы, обслуживающие данное движение. То есть мы тем самым проводим своеобразную тренировку, сокращая сроки овладения упражнениями. Затем, на втором этапе мы учимся расслаблять все мышцы (расслаблены все мышцы, не участвующие в удержании позы). И наконец, самый важный, конечный этап — достижение максимального психического покоя во время фиксации асаны. В заключение несколько слов о том, как желательно строить ежедневный тренировочный цикл. 1. Кратковременный отдых, во вр^мя которого происходит освобождение от повседневных забот и настрой на занятие. (Упражнения йоги не помогут созданию гармонии, согласованности деятельности организма, если выполняются они в состоянии эмоционального напряжения, психической дисгармонии, конфликта с другими и с самим собой.) Настрой, борьба за положительный конечный результат стимулируют деятельность нервной системы и общее
ЛА >A jAvS&trS&x^. :A\v.A.<;S;z-;:>:y. состояние организма. Поэтому человек, выполняющий трудную, но любимую работу, долго не устает, ощущает высокое чувство удовлетворения от труда и быстрее восстанавливает свои силы. Если стремиться к тому, чтобы получить удовольствие от занятий, то они скоро станут не только полезны, но и желанны. В этот пункт также можно включить мысленную постановку задачи на сегодня и повторение сверхзадачи, которой мы должны достигнуть, — «Молитву себе». 2. Выполнение позы. 5. Выход из позы и расслабление перед выполнением следующей. (При выполнении комплекса асан переход тела из одного положения в другое должен быть плавным и неторопливым. После каждой позы все напряженные и растянутые мышцы и связки следует максимально расслабить.) 4. Комплекс обязательно заканчивать Савасаной. В «Йога-сутрах» не рассматриваются какие-либо конкретные асаны, но уже в комментарии к афоризмам Патанджали Вьяса перечисляет более десятка асан, а Вачаспати Мишра дает краткое описание этих асан в «Таттва-вайша- ради». Мы начнем рассмотрение асан с медитативных поз. Предлагаемые позы для медитации — это не восточная экзотика, а необходимость принятия устойчивой, фиксированной позы. Центр тяжести тела в классических медитативных позах расположен таким образом, что при максимальном расслаблении тела вы способны без усилий длительно удерживать удобную, фиксированную позу с вертикальным позвоночником. Упрощенные варианты этих поз выполнять легче, но они менее устойчивы из-за смещения центра тяжести и, поэтому, чем проще вариант позы, тем труднее удерживать позвоночник прямым, а это условие очень важно при сосредоточении. Время освоения поз индивидуально, в зависимости от возраста, состояния организма и личных особенностей.
Исходные классические медитативные позы, особенно Падмасана, сравнительно сложны, и их освоение требует упорного, ежедневного труда при соблюдении постепенности увеличения нагрузок. Растяжение мышц и связок, вызванное спешкой, только отодвинет время овладения позой. Предлагаемые позы расположены в порядке убывания сложности их исполнения, но, практикуя ту или иную промежуточную позу, старайтесь освоить и более сложные. Асана считается хорошо освоенной, если вы способны удерживать ее в течение 15—20 минут, не испытывая при этом боли или других неудобств. Примечание: названия некоторых упражнений у различных авторов могут не совпадать. (Демонстрацию поз выполняли Юнна и Светлана Быстровы, а также автор.) Упражнение 1. Падмасана (поза лотоса) Сядьте на коврик, ноги вытянуты. Согните правую ногу в колене и положите ступню на левое бедро, а левую ступню— поверх правой ноги на правое бедро. Пятки прижаты к нижней части живота. Колени лежат на полу, ступни ног расположены на бедрах подошвой вверх. Спина прямая, руки свободно опустить на колени или между ног. Повторить позу в другую сторону, поменяв ноги. Поза оказывает благотворное воздействие на органы, расположенные в области таза. Ноги становятся стройными? Поза является симво лом чистоты и единства материального и духовного. При длительном удержании позы достигается чувство покоя. Упражнение 1.1. Ардха Падмасана (поза полулотоса) Сесть на коврик, ноги вытянуть перед собой. Положите правую ступню на согнутую левую ногу. Пятка правой ступни прижата к животу. Левая ступня лежит на полу между голенью и бедром правой ноги. Левое колено прижато к полу, правое колено опирается на левую ступню. Позвоночник прямой. Руки положить на колени. Повторить позу в другую сторону, поменяв ноги. Упражнение 12. Сид-
Сядьте на коврик, ноги вытянуты. Согните правую ногу и положите ступню так, чтобы она расположилась между бедром и икроножной мышцей согнутой левой ноги (то есть ниже, чем в полулотосе), W&-. Й:^-х4^-йй^-Лда.<Йк«fev^ft. sSs: стараясь расположить правую ступню подошвой вверх. Ступня левой ноги расположена на полу ме?кду лодыжкой и бедром правой ноги. Бедра старайтесь прижать к полу. Спина прямая. Повторить позу в другую сторону. Упражнение 2. Бхад- Сесть на коврик, ноги вытянуть вперед. Согнуть ноги в коленях и соединить подошвы обеих ног. Взяться руками за носки и подтянуть ступни так, чтобы наружные края ступней лежали на полу, а пятки касались промежности. Опустить колени на пол. Спина прямая. Кисти рук положить сверху на ступни. Упражнение 3. Бира- Встать коленями на коврик, расставить ступни в стороны и опустить тело на пол между ступней. Носки ног обращены строго назад, подъемы стоп прижаты к полу, колени вместе. Спина прямая. Руки на коленях. Упражнение 5.1. Вариант Вирасаны (поза со вспомогательной опорой) Техника выполнения та же, но дополнительно используется сложенный коврик, который помещают на пол между ступней. Тело располагается на коврике. Постепенно уменьшайте толщину сложенного коврика, стараясь выполнить исходную позу. Упражнение 52. Ваджрасана Встать на колени, носки ног обращены назад, подъемы стоп прижаты к полу. Колени и ступни соединены вместе. Сесть на пятки, которые для удобства немного развести. Упражнение 5.5. Вариант Вад/красаны Поза отличается от предыдущей только тем, что колени разведены в стороны. В обоих вариантах в качестве вспомогательного средства можете использовать сложенный коврик, подкладывая его между ногами и туловищем, или между ногами и полом (свернув и расположив коврик в районе подъема стоп). Первый шаг в освоении любого упражнения— это умение выполнить ту или иную позу на физическом уровне. Затем необходимо научиться выполнять позы не только механически, но и уметь расслабиться и находиться в фиксированном состоянии достаточно долгое время. Оба эти момента важны и необходимы для полноценного выполнения любой асаны. И первому и второму необходимо учиться. Сочетание этих двух качеств достигается в процессе ежедневных тренировок в течение долгого времени. Такой результат достигается автоматически по мере перехода от одной ступени мастерства к другой. Но можно ускорить этот процесс, если подойти к выполнению расслабления осознанно. Выполнение ряда подготовительных упражнений дает возможность более быстро и плавно освоить медитативные-позы. Вначале можете выполнять упражнение не на полу, а устроившись поудобнее, например, сидя на кресле. Попробуйте посидеть совсем спокойно в течение 10—15 минут, не-рпираясь спиной, прямо, со спокойно лежащими руками, без напряжения и малейшего чувства дискомфорта или сонливости. Вы очень скоро поймете, что тело не настолько послушно? как бы этого хотелось. Оно нетерпеливо и способно приходить в движение из-за ничтожных болевых или других неприятных ощущений даже тогда, когда вроде устранены все поводы для беспокойства. Этого нельзя допускать, если вы хотите достичь длительного состояния самоуглубленной концентрации. Более того, можно утверждать, что высокая степень психической сосредоточенности вредна, если не снять мышечное напряжение. Давайте рассмотрим этот вопрос немного подробнее. Первое, что нам обычно приходит на ум, когда говорят «внимание, сосредоточьтесь» —• это состояние некоторого внутреннего напряжения, непрерывное психическое и физическое усилие. Лицо сосредоточенного человека представляется нам с крепко сжатыми губами, нахмуренными бровями, сузившимися глазами. Таково наше представление, и оно диктует тот способ, при помощи которого мы пытаемся достичь сосредоточения. Кажется естественным, что любая работа, физическая или умственная, должна совершаться благодаря усилию и вызывать утомление. Так ли это? Если сравнить человека, впервые пытающегося вязать на спицах, с опытным вязальщиком, то сразу бросится в глаза напряженное скованное состояние всего тела и лица начинающего ученика. Он совершает непривычную работу всем телом, преодолевая собственное сопротивление. Проходят считанные минуты, а неопытный вязальщик уже устал. Мастер же работает легко, свободно и не устает в течение длительного времени. Это происходит потому, что у него задействованы только необходимые мышцы тела, остальные же находятся в покое. Б данном примере речь идет об эффективности работы тела, но так как сейчас мы рассматриваем медитативные позы, которые предназначены для дости?кения сосредоточения, то есть для выполнения работы на уровне психики, то нас интересует прежде всего то, как влияет мышечное напряжение тела на эффективность работы психики. Давайте проведем маленький эксперимент. Сядьте, приняв удобную позу. Расслабьте все тело, особенно мышцы лица, придав ему сонное выражение. После этого приступайте к упражнению на сосредоточение. Например, концентрация взгляда на точке в течение 5— 10 минут или перемножение в уме чисел 123 на 321. Отдохните, и после этого повторите упражнение (цифры измените), предварительно нахмурив брови, наморщив лоб, крепко сжав губы и руки. Бремя выполнения упражнения то же. Расслабление или напряжение лица и тела сохранять в течение всего упражнения. Проведя этот эксперимент, вы очень быстро решите для себя вопрос правильного подхода к выполнению упражнений на сосредоточение, потому что результаты
наглядно проявляются уже через несколько минут. Сосредоточение, концентрация психики и расслабление тела, — вот сочетание, к которому рано или поздно приходит ученик, выполняя упражнение на сосредоточение. Для освоения более быстрого расслабления тела предлагаю следующие упражнения. Упражнение 4 Станьте у края полки так, чтобы иметь перед собой гладкую горизонтальную поверхность на уровне плеча. Положите на нее руку. Сделайте внутреннее усилие, направленное на снятие естественного напряжения, старайтесь удалить всю энергию из руки и дайте ей возможность лежать на поверхности так, чтобы она была4 как чужая. Удаляйте из руки энергию постепенно, начиная с кончиков пальцев, затем кисти и так далее, до плеча. Затем быстро шагните в сторону. Если рука упадет, как плеть, значит, упражнение получилось. После этого попробуйте выполнить то же упражнение с закрытыми глазами. Запомните ощущение полного отсутствия напряжения мышц. Упражнение 5 7 Сядьте прямо, ни на что не опираясь спиной. Расслабьтесь насколько возможно. Сидите неподвижно. Через какое-то время вы почувствуете определенное неудобство, небольшие болевые ощущения от неподвижной позы. Тогда направьте все свое внимание на тот участок тела, который больше всего беспокоит, стараясь воспринять его как нечто отдельное от себя. Необходимо добиться своеобразного «расщепления» сознания, отделить себя от болевого участка. Ищите свой- способ: это
может быть отчуждение какого-то участка тела, удаление из него энергии, мысленная анестезия и т.д. Прочувствовав таким образом свои ощущения и научившись достигать оптимального расслабления мышц тела, следует отдельно остановиться на умении расслаблять мышцы лица и особенно глаз. Тренинг в расслаблении мышц глаз — залог успешного освоения упражнений на сосредоточение. • Упражнение б Слегка опустите верхние веки, так, чтобы они были вам видны. Заметите дрожание. Постарайтесь прекратить его. Сначала это не удается, дрожание может усилиться. Но в результате тренировок его можно уменьшить и совсем устранить, это лучше удается, если смотреть вдаль. Упражнение 7 Закройте глаза. Теперь опустите веки свободно, в то положение, которое они примут сами. Повторите несколько раз, стараясь уловить ощущение максимального расслабления. Упражнение 8 Сядьте напротив стены на расстоянии 2—3 метров. Наметьте на стене две точки, одна над другой, расстояние между ними 30—50 сантиметров. Переводите взгляд с точки на точку медленно, как только можете. Медленнее, еще медленнее. Вы заметите, что веки постепенно тяжелеют, расслабляются, Взгляд поднимается все труднее (запомните это ощущение).
Для ученика, обладающего хорошим здоровьем и ставящего себе цель достичь самадхи, овладения медитативными позами вполне достаточно для дальнейшего продвижения и успешного освоения следующих ступеней. Но у людей со слабым здоровьем могут возникнуть трудности, таким ученикам необходимо прежде всего восстановить оптимальную физическую форму. (Кроме того, очень большая категория людей рассматривает 3-ю ступень йоги как самостоятельный путь, как способ достичь единственную цель— здоровье). Именно с этой целью применяются упражнения, обладающие мощным лечебным эффектом. Сила этих упражнений -— в их природной естественности и высокой избирательности физиологического воздействия на внутренние органы и регуляторные системы организма. Все упражнения в йоге прошли проверку временем в ходе многовековой практики и наблюдений многих поколений людей. Третья ступень включает в себя специфическую систему гимнастических упражнений, важнейшая часть которой— асаны. Важнейшая именно с точки зрения восстановления здоровья. Результат действия других типов упражнений существенно отличается от лечебного эффекта, который дают асаны, и.носит, как правило, дополнительный характер. Надо отметить, что йога не отрицает занятий спортивными играми и любыми другими видами физической культуры, но упражнения в йоге имеют свои, особенности, которые следует учитывать. Поэтому прежде чем перейти к описанию асан, я предлагаю усвоить основные правила проведения занятий. Правила, советы и предупреждения: 1. Упражнения выполнять в спокойном, чистом месте. В помещении должно быть тепло, обеспечен приток свежего воздуха, но без сквозняков. Заниматься следует на чистом коврике, который используется только для заня-
тий. Одежда не должна стеснять движения, поэтому ее должно быть как можно меньше. 2. Приступать к упражнениям не ранее, чем через 5— 4 часа после еды. Непосредственно перед занятиями освободить кишечник'и мочевой пузырь. 3. Упражнения не должны выполняться после тяжелой физической или психической нагрузки. 4. Нельзя совмещать в одном занятии асаны и динамические упражнения. Если вы хотите попрыгать или побегать, то делайте это, например, утром, а вечером — асаны. 5. Особое внимание следует уделить психоэмоциональному состоянию перед началом занятий. Нужно уметь отключиться от внешних и внутренних тревожащих факторов. 6. Заканчивать занятие всегда упражнением Савасана. Перед началом занятий желательно принять освежающий душ, а после занятий — теплый, расслабляющий душ. Указания для женщин: Не выполняйте перевернутых поз во время менструального цикла. Практика асан с лечебной целью имеет свои особенности, одна из них заключается в том, что они должны выполняться в виде комплексов поз. Существуют разные лечебные комплексы для лечения различных заболеваний, а для здоровых людей существуют комплексы, позволяющие совершенствовать свое тело. Выполнение упражнений с целью достижения совершенного владения своим телом имеет ряд существенных отличий. Во-первых, в отличие от лечебных и медитативных асан, они выполняются в ритмико-статическом (то есть с кратковременной фиксацией позы и с неоднократным повторением) или даже в динамическом- варианте. Кстати, этот способ выполнения асан широко используется на первом этапе освоения всех асан, так как уменьшает риск растяжения сухожилий и мышц, а также сокращает время освоения упражнений.
Во-вторых, должно соблюдаться правило предельных нагрузок, то есть выполняя то или иное упражнение, вы обязательно должны хотя бы один-два раза выполнить его на пределе своих возможностей. Для этого избираются наиболее трудные и сложные варианты исполнения поз, многие из которых требуют постоянного контроля. Естественно, при таком подходе к выполнению упражнений (кратковременная фиксация позы, максимальное растяжение и возникающие при этом болевые ощущения) невозможно соблюсти главный принцип асан — сосредоточение на бесконечности, то есть рас- фиксация сознания. Как видите, и здесь выбор цели определяет метод, характер и объем предстоящей работы. Но в любом случае не забывайте соблюдать еще одно важное правило йоги: от простого к сложному, постепенно увеличивая нагрузки. Завершая рассмотрение особенностей выполнения асан, хочу немного подробнее остановиться на таком важном вопросе, как достижение сосредоточения на бесконечности. В афоризмах, объясняющих, что такое асаны, Патанджали советует при выполнении асан «сосредоточиться на бесконечности». Но в действительности речь идет не о сосредоточении, а о расфиксации сознания, попытке «думать ни о чем», так как бесконечность— это объект, на котором невозможно зафиксировать внимание. Такой подход наиболее прост и эффективен при попытке быстро и самостоятельно (без использования посторонних импульсов) снять тормозящее воздействие сознания и активизировать вегетативные центры, располагающиеся в подкорковых областях мозга и ведающие деятельностью внутренних органов, дать им свободу саморегуляции. Выбор именно этого способа определяется необходимостью достичь особого состояния психики в короткое время, ограниченное в лучшем случае несколькими минутами, но, как правило, это время исчисляется в десят ках секунд. Естественно, в такой короткий отрезок времени можно достичь самого поверхностного, частичного уровня «погружения в себя». Все это происходит на фоне сохранения основных функций сознания, но этого, как правило, оказывается достаточно для пробуждения внутренних резервов организма. Здесь также надо принять во внимание то, что слабые и кратковременные импульсы, возникающие в подсознании, накладываясь друг на друга, усиливаются в процессе ежедневных тренировок. Как вызвать в себе «свободное» состояние психики, так необходимое для полноценного выполнения асан? Способы достижения этого состояния разные и во многом определяются индивидуальными особенностями психики конкретного человека. Задача состоит в том, чтобы найти «ключ» к себе, войти в контакт с подсознанием. Давать конкретные рекомендации, не зная человека и его способностей, — дело трудное и неблагодарное. Именно в таких случаях велика роль наставника, помогающего ученику разобраться в себе. Есть хорошее высказывание «Плохой учитель преподносит готовые истины, хороший учит искать и находить их». И все же, как ни трудно это делать заочно, я должен предложить вам какое-то решение этого вопроса. Возможно несколько подходов к этой проблеме. Если вы обладаете хорошо развитым образным восприятием, то следует воспользоваться этой способностью. Вам лучше всего подойдет следующий вариант. Перед выполнением асаны как можно ярче и точнее воспроизведите ее в своем воображении, почувствуйте себя исполнителем этой позы, вслушайтесь в себя, почувствуйте воздействие асаны в конкретных ощущениях. Это может быть потепление или прохождение нервных импульсов, волн энергии через определенный орган. После этого выполняйте позу, расслабьтесь, закройте глаза и старайтесь ни о чем не думать. Для этого бросьте .*'й:х*& >:4 йхЙй^Й:>,':«.<^x^x>fex®:-. к ^«iSvSSft- свое «Я» в открытый черный космос без звезд и планет, где не на чем даже остановить свое внимание. Нет верха и низа, нет левой стороны и правой. Есть пустота, в которую невозможно даже упасть. Или можете представить себе белое-белое чистое пространство. Прикажите себе: «Я свободен, все исчезло, я все забыл, ничего не знаю». Вживитесь в это состояние освобождения. Если же вы «логик» и привыкли оперировать реальными величинами, то вам предпочтительнее использовать иной метод. Предварительно проделайте следующее упражнение. Встаньте прямо. Руки, прямые и максимально расслабленные, вытянуты пёред собой. Психоэмоциональное состояние мягкое, может быть, даже слегка сонное. Наш мозг, психика устроены таким образом, что если рукам не мешать, то после получения определенного импульса, сигнала, они расходятся в стороны. Вы не должны помогать рукам расходиться, но не должны и мешать им. Вы только наблюдаете, как руки расходятся. Этот сигнал — счет до пяти. Спокойно считаем до пяти. «Я» в ключе— руки расходятся. После того как руки начали расходиться, эмоционально подкрепляете это движение словами: «Хорошо, молодец, быстрее». После того как руки разошлись в стороны, по команде руки опять сходятся. Упражнение закончено. Человек выполняет эти движения бессознательно-идеомоторно, но вы отдаете себе отчет в своих действиях, сохраняете контроль над сознанием, то есть уровень погружения в себя самый поверхностный, но в данном случае это то, что нам нужно. При выполнении этого упра?кнения у многих появляется чувство легкости и подъема. Кроме того, упражнение очень наглядно показывает реальность проявления подсознательных сил в очень короткое время,
самостоятельно и при сохранении основных функций сознания, то есть всех тех условий, которые нам нужны для выполнения третьего этапа асан. Но наиболее важно то, что опробованный импульс, ключ сохраняется, и в дальнейшем его можно использовать при выполнении асан. Выполняете позу, расслабляетесь, счет до пяти. «Я» — в ключе, и — свободный полет. В конце концов это будет происходить автоматически, как условный рефлекс.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |