Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие мировоззрения, его виды. Мировоззрение и философия.



2019-11-13 287 Обсуждений (0)
Понятие мировоззрения, его виды. Мировоззрение и философия. 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет философии и ее место в обществе

Что такое философия?

 

Любой человек, получивший среднее образование, в общих чертах представляет, что такое философия. Это составная часть духовной культуры. Она стоит в одном ряду с такими ее составляющими, как наука, искусство, религия. Все они стремятся познать окружающий мир и человека, но делают это по разному, с помощью различных средств.

Философия (в переводе с греческого «любовь к мудрости»), возникает в древней Греции, Индии, Китае в VI в. до н.э. Первым, кто употребил слово «философ», был, вероятно, Пифагор. По преданию правитель города Флиунта спросил его, кто он такой. Пифагор ответил: «Философ». Слово это было незнакомо правителю, и Пифагор объяснил его так. «Жизнь, – говорил он, – подобна олимпийским играм: одни приходят на них состязаться, другие – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни – одни рождаются жадными до славы и наживы, между тем, как философы – до одной только истины».

Философия рождалась из мифологии. Она представляла собой новый способ постижения реальности, ставила своей целью познание окружающего мира, постижение истины. Поэтому возникновение философии было одновременно и возникновением науки. Философы были и первыми учеными – математиками, астрономами, физиками и т.д., а философия включала в себя зачатки всех наук, которые постепенно становились самостоятельными и отделялись от философии.

Наиболее тесная связь у философии с наукой. Длительное время, с момента возникновения в VI веке до н.э. и вплоть до XIX века философия и наука составляли единое целое. Как раньше, так и сейчас философию чаще всего определяют как науку о первых началах и причинах бытия, о мире в целом. Такое понимание философии сложилось еще во времена Аристотеля.

Аристотель (IV в. до н.э.) определял философию как учение о сущности, о первых началах и причинах бытия, учение о всеобщем.

Для Аристотеля философия не только наука, но и образ жизни, причем наисовершеннейший образ жизни, высший род досуга. Он считал, что поскольку человек – существо разумное, наилучший вид деятельности для него – размышление, познание. По мнению Аристотеля, это совершенная и не испытывающая помех деятельность в себе самой содержит наслаждение, поэтому только философы способны вполне наслаждаться жизнью.

Философия как форма знания представляет собой множество философских систем, в которых исследуются «предельные» основания бытия человека и мира. В них представлены различные, иногда прямо противоположные точки зрения. Однако абсолютно неправильно считать, что исследовать «предельные» основания бытия – занятие бессмысленное и бесплодное.

Русский философ Н.А.Бердяев писал: «Каждый человек, хотя он этого не осознает, решает вопросы «метафизического» порядка. Вопросы математики или естествознания гораздо более чужды огромной массе людей, чем вопросы философские, которые, в сущности, ни одному человеку не чужды. И существует обывательская философия тех или иных социальных групп, классов, профессий, как существует обывательская политика. Человек, испытывающий отвращение к философии и презирающий философов, обыкновенно имеет свою домашнюю философию».

Сейчас наука стала бесспорным лидером среди других форм духовной культуры. Однако в настоящее время становится все более очевидным, что наука не может вытеснить или заменить собой философию или религию просто в силу того, что они выполняют разные функции: человеку необходимо не только то ограниченное знание, которое дают отдельные науки, но и знание о том, что такое мир как целое, существует ли только материальный мир или есть также мир нематериальный, духовный, что такое человек и для чего он живет в мире.

Философия – форма мировоззрения. В этом ее сходство с религией. В отличие от религии, философия – теоретическая форма мировоззрения. Философия дает не столько знание о мире, сколько систему ориентиров, целей, вырабатывает определенное отношение к миру, к человеку, к жизни вообще. Предмет философии – отношение «человек – мир».

Таким образом, философия – это одна из важнейших составных частей духовной культуры. Она имеет сходство и с наукой, и с искусством, и с религией. Поэтому, чтобы понять, что такое философия, необходимо определить, в чем ее отличие от других форм духовной культуры, прежде всего, от науки.

Философия и наука

Наука – деятельность, направленная на производство объективно-истинного знания о мире и результат этой деятельности, т.е. проверенное, систематизированное, истинное знание о мире.

В отношениях философии и науки можно выделить 3 этапа:

I. В древней Греции (с VI в.до н.э.) возникает единое знание, которое называлось философией и включало в себя зачатки других наук (физики, биологии, астрономии, математики и т.д.). Это знание было умозрительным, содержало в себе ряд догадок, в то же время не опиралось на эксперимент. В центре размышлений философии была смысложизненная проблематика.

II. В дальнейшем происходит выделение из философии отдельных наук (вначале математики, физики, астрономии). Этот процесс активно развивается в новое время (в 17-19 вв.). Формируются отдельные научные дисциплины, но достаточно тесная связь философии и науки сохраняется.

III. Наука отделяется от философии и решает собственными средствами те проблемы, которыми раньше занималась философия. Среди ученых возникает представление о том, что научное знание – истинное, а философия – псевдознание, она не способна достичь истины. Философия создает множество философских систем, противоречащих друг другу. Такая точка зрения называется «сциентизм». Особенно активно он представлен в философском направлении «позитивизме». Его родоначальник – французский философ XIX в. О. Конт.

Философия и наука различаются:

1) по предмету исследования;

2) по методу исследования;

3) по их роли в обществе.

Наука – множество отдельных дисциплин, каждая из которых исследует свой конкретный объект. Философия же исследует отношение «человек-мир».

По методу исследования: наука опирается на эксперимент. Философия, в отличие от науки, опирается на рефлексию, интуицию, обобщение, жизненный опыт и т.д.

Результатом науки является объективное знание, которое используется в практике. Философия создает общее представление о мире и человеке, о смысле человеческого существования, задает ориентиры развитию общества и культуры.

Понятие мировоззрения, его виды. Мировоззрение и философия.

Всякая философия – мировоззрение, хотя мировоззрение не обязательно философия. В общем виде мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений о мире и человеке, о месте человека в мире, о цели и смысле его существования.

Основные мировоззренческие проблемы: Что такое мир? Создан ли мир Богом или он существует вечно? Чем определяются происходящие в мире процессы? Что такое человек? В чем смысл жизни? Возможно ли личное бессмертие? Что такое истина? Что такое добро, зло, справедливость?

В центре мировоззрения – проблема «человек – мир»; назначение мировоззрения – дать человеку общее представление о том, как устроен мир, дать самые общие ориентиры, представления о том, к чему надо стремиться, чего избегать, что есть добро, а что – зло.

Структура мировоззрения. Важно понять, как устроено мировоззрение, какова его внутренняя структура. Сложность в том, что мировоззрение существует на двух уровнях:

1) в человеке – как важная составляющая его духовного мира;

2) в культуре общества – как совокупность религиозных взглядов, философских концепций, научных теорий, содержащих определенное представление о том, что такое мир и какое место человек занимает в мире.

В современном обществе представлены множество духовных традиций, в рамках которых сформированы различные по своему содержанию концепции окружающего мира и человека. Это традиционные религии, эзотерика, философия и наука. Каждая из них содержит в себе совокупность различных представлений и концепций, объясняющих устройство окружающего мира и место в нем человека.

Структура любого мировоззрения, независимо от его конкретного содержания, включает в себя три основные части:

1) учение о мире – онтологию;

2) учение о человеке – антропологию;

3) учение о высшем благе и способах его достижения – аксиологию и этику.

Эти составные части в мировоззрении отдельного человека сложно вычленить. В нем преобладает трудно выразимое в словах, интуитивное представление о том, что такое мир и что такое человек, для чего он живет. Вопросы о том, что такое мир, что такое человек, и в чем смысл его существования специально рассматривается, в основном, в философских учениях.

Учение о мире (онтология) – это содержащаяся в данном мировоззрении картина мира.

Картина мира отвечает на вопрос, что такое окружающий нас мир, как он устроен, чем определяются происходящие в нем процессы, включает в себя также представление о возникновении мира, о его прошлом, настоящем и будущем, Одной из важнейших составляющих образа мира является представление о том, что такое человек, и какое место он занимает в мире, от чего зависит его жизнь, в чем смысл его существования, к чему надо стремиться, а чего избегать. Картина мира направляет энергию индивида по определенным каналам, организует его жизнь и жизнь общества в целом.

В содержащейся в мировоззрении картине мира одни явления и события обозначены как положительные, другие – как отрицательные. Мир разделен на благо и зло. Он всегда биполярный. Эти два полюса создают поле напряжения, которое индивид ощущает и которое заставляет его стремиться к положительному и избегать отрицательного. Существующая в обществе картина мира обосновывает определенную систему ценностей. В ней ценности вписаны в мировой порядок. Добро и зло оказываются не нашими оценками реальности, а тем, что существует в самом мире.

Таким образом, любое мировоззрение биполярно, содержит в себе оценку окружающего мира, выделяет в нем положительное и отрицательное, добро и зло, которые выступают в качестве системы ориентиров для человека и общества в целом, указывают, к чему надо стремиться, а чего избегать. Оно указывает главные цели человеческого существования. Это означает, что картина мира не только объясняет, как устроен мир, но показывает, в каком направлении он должен меняться, каким он должен быть. Она содержит в себе представление о должном, идеальном состоянии мира и человека, к которому необходимо стремиться. Идеал – это мир, избавленный от того, что в данном мировоззрении считается злом. Поэтому ядро любого мировоззрения – система ценностей, представление о том, что хорошо, что плохо, что есть добро и зло. Это два полюса (положительный и отрицательный) любого мировоззрения, которые создают поле напряжения, ориентирующее человека в мире.

Мировоззрение – сложное духовное образование. Его сложность в том, что мировоззрение представляет собой единство индивидуального и общего. Оно индивидуально, поскольку существует в сознании конкретных людей, представляет собой взгляд человека на окружающий мир и на самого себя, на цели и смысл своего существования. В то же время оно существует как общее для всех или большинства членов данного общества, закрепленное в культуре представление о мире и человеке, о смысле его существования. Культура конкретного общества создает определенный образ мира и человека, усваиваемый каждым отдельным индивидом. Этот образ мира может быть представлен в мифах, религиозных текстах, в трудах ученых, философов или политиков. Он дает человеку систему ориентиров, формирует определенное отношение к тому, с чем человек сталкивается в своей жизни. Культура содержит систему смыслов и значений, которая сохраняется и воспроизводится в обществе и делает его единым целым, отличным от других.

Сложившееся в конкретном обществе мировоззрение, определенное представление о мире и человеке – это то, что определяет качественное своеобразие каждой отдельной культуры, ее отличие от других культур, ее способ существования в мире. Россия, Западная Европа, Китай, Индия – это общества с различной культурой, различным мировоззрением. В них по- разному осмысливаются явления и процессы окружающего мира, различные стороны человеческой жизни, человеческое существование в целом. Например, в китайской культуре, в отличие от европейской, направленной на преобразование окружающего мира, был сформулирован принцип «недеяния», согласно которому человек должен следовать естественному ходу событий и не пытаться его изменить по своему усмотрению. В разных культурах существует различное отношение к окружающему миру, к жизни, смерти, прошлому, настоящему, будущему и т.д.

Основные функции мировоззрения следующие:

1. Объяснительная. 2. Оценочная. 3. Нормативно-регулятивная. 4. Целеполагание. 5. Коммуникативная.

Таким образом, в разные эпохи люди по-разному представляли окружающий мир, человека, смысл его существования. У них были различные и даже противоположные системы ценностей, представления о том, что хорошо, а что плохо, что благо, а что зло, которые определяли их поведение, их образ жизни. Исследование того, что представляет собой наше мировоззрение, позволяет нам направить наше внимание на наш собственный внутренний мир, понять, что в нашем сознании существует определенная картина мира и связанная с ней система ценностей, в зависимости от которой формируются наши цели, желания, стремления, которые, в конечном счете, определяют наш жизненный путь. Это позволяет нам лучше понимать себя, осознанно формировать свое мировоззрение, свои цели, желания, стремления, следовательно, расширяет границы нашей свободы.

Основными историческими типами мировоззрения являются мифология, религия и философия. Они соответствуют крупным историческим эпохам: мифология – мировоззрение древнего общества, религия – средневекового, философия – современного. Мифология, религия и философия имеют сходство и различия. Мифология, в отличие от религии и философии, древнейшая синкретическая форма мировоззрения, в которой материальное и духовное еще не разделены, мир рассматривается как одушевленный, как совокупность живых активных сил. В основе мифологии – образное, мифопоэтическое мышление, из которого позднее рождается искусство. На основе мифологии возникают также философия и религия.

Религия и философия по своему содержанию могут совпадать или не совпадать. Философия может быть религиозной, может быть материалистической, т.е. может содержать в себе различные идеи, различные представления о мире. Философия – рациональное теоретическое мировоззрение, религия – иррациональное, догматическое.

Виды мировоззрения различаются по своему содержанию. Содержание мировоззрения составляют конкретные идеи, дающие ответы на главные мировоззренческие вопросы: как устроен мир, что такое человек, в чем смысл его существования, что есть добро, а что зло. Такими идеями могут быть, например, идея того, что мир состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов, на основе которой возникает атомизм как мировоззрение; идея творения мира Богом – креационизм; идея мира как развивающейся материи – эволюционизм и т.д.

Существуют также различные идеи, объясняющие, что такое человек и каковы цели его существования: идея двойственности человека, его духовно-материальной природы; идея человека как природного, биологического существа; идея социальной сущности человека и т.д.

В зависимости от того, как понимается человек, делается вывод о смысле его существования. Если человек понимается как существо двойственное, духовно-материальное, смысл жизни усматривается в спасении души; если человек рассматривается как существо биологическое, то его смысл жизни – борьба за существование и т.д. Любое конкретное мировоззрение содержит в себе определенное сочетание идей, в котором находит свое выражение отношение к миру данного человека, социального слоя или общества в целом.

Таким образом, виды мировоззрения различаются содержанием утверждаемых ими идей. Это конкретные религиозные учения (католицизм, православие, протестантизм, ислам, буддизм и т.д.), философские концепции (платонизм, аристотелизм, кантианство, ницшеанство, прагматизм, позитивизм и т.д.), политические идеологии (марксизм, либерализм, национализм, фашизм и т.д.).

Все многообразие мировоззрений восходит, в конечном счете, к двум основным противостоящим друг другу представлениям о мире и человеке:идеалистическому и материалистическому. Они дают противоположные ответы на главные мировоззренческие вопросы: 1) создан ли мир Богом или существует вечно; 2) чем определяются происходящие в мире процессы; 3) изменяется ли мир или остается неизменным; 4) что такое человек; 5) в чем смысл его существования.

Содержание идеалистического мировоззрения:

1) признание существования Бога или Высшего разума, творца материального мира;

2) признание того, что мир сотворен Богом;

3) признание того, что все в мире определяется волей Бога;

4) признание того, что человек – особое существо, подобие Бога, материальное и духовное одновременно;

5) признание того, что смысл человеческого существования – изменение себя, духовное совершенствование, которое подразумевает освобождение от природных эгоистических желаний, служение целому.

Содержание материалистического мировоззрения:

1) атеизм – отрицание существования Бога или Высшего разума, т.е. нематериального творца мира;

2) эволюционизм – признание того, что мир есть развивающаяся материя;

3) детерминизм – признание того, что все процессы в мире определяются естественными законами;

4) дарвинизм – признание того, что человек есть природное существо, разумное животное, результат естественного отбора;

5) эгоцентризм – признание того, что самое ценное для человека – это он сам, что смысл человеческого существования – изменение мира с целью удовлетворения своих потребностей.

Исторически более ранним является идеалистическое (религиозное) мировоззрение. Материалистическое мировоззрение тесно связано с наукой и формировалось в XVII-XIX веках в борьбе с религией и философским идеализмом.

Человек либо сам осознанно формирует свое мировоззрение, свое представление о мире, о цели и смысле своего существования, либо его представления складываются под влиянием внешних факторов, навязываются ему окружением. Во втором случае он оказывается не свободным, не самостоятельным, хотя у него сохраняется полная иллюзия свободы и самостоятельности. В современном обществе эта иллюзия поддерживается господствующей идеологией – либерализмом, согласно которой рыночное демократическое общество – общество свободы. На самом деле это далеко не так. В современном обществе созданы эффективные способы манипуляции сознанием. Теперь нет необходимости управлять человеком с помощью насилия или угрозы его применения. Достаточно через массовую культуру формировать в нем определенные идеи, желания, потребности, соответствующие интересам тех, кто обладает реальной властью.

Любое мировоззрение – это программа жизни отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Программа становится активной, действующей, если принимается человеком или группой людей, т.е. превращается в их убеждения и жизненные принципы, формирующие их жизненные стратегии. Важно понять, что современное общество – это общество свободное, демократическое. Оно не навязывает индивиду определенное мировоззрение, предоставляет ему свободу выбора. Но в то же время в современном обществе существуют и применяются эффективные способы манипуляции сознанием людей. Это означает, что определенные идеи не навязываются им прямо, но внедряются в сознание с помощью СМИ, рекламы, кино, телевидения и т.д. Современное общество формирует у человека представление о жизни как борьбе за существование, в которой успеха добиваются наиболее сильные. Оно ориентирует человека на потребление: он должен как можно больше зарабатывать, покупать, потреблять. Но, в конечном счете, мировоззрение человека и его жизненный выбор зависят от него самого. Он может самостоятельно, осознанно сформировать свое мировоззрение, свои жизненные принципы, опираясь на весь опыт мировой культуры. Или может пассивно принимать господствующие в обществе идеи, жить «как все», т.е. стремиться к тем целям, которые навязывает ему общество.

Есть как бы два мира, в которых мы существуем.

Первый – это мир повседневности. В нем преобладает здравый смысл со своим ограниченным представлением о мире и о жизни. Мир повседневности ориентирует человека на собственную выгоду и пользу, которые и являются здесь главными ценностями. В мире повседневности добро и зло относительны, поскольку то, что наносит ущерб одному, оборачивается выгодой для другого. В этом мире у каждого «своя правда», свое представление о правильном и неправильном, о добре и зле.

Второй – это мир культуры, мир художественных образов, теорий, концепций, в которых преодолевается ограниченная точка зрения здравого смысла. В этом мире ведется поиск абсолютных ценностей, исследуются сущностные характеристики мира и человека.

Эти два мира – мир культуры и мир повседневности – хоть и пересекаются, но существуют в значительной степени автономно. Наше мировоззрение, отношение к миру зависит от того, какой мир мы для себя выбираем, насколько мы оказываемся способны выйти за рамки здравого смысла и посмотреть на окружающий мир не с точки зрения собственной выгоды и пользы, а объективно, увидеть всю его сложность, единство и взаимосвязь всех его частей. Это дает возможность понять, насколько ограниченной и примитивной является точка зрения здравого смысла и построить собственное мировоззрение, опираясь на опыт мировой культуры.



2019-11-13 287 Обсуждений (0)
Понятие мировоззрения, его виды. Мировоззрение и философия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие мировоззрения, его виды. Мировоззрение и философия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)