Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Чувственное и рациональное в познании.



2019-11-13 212 Обсуждений (0)
Чувственное и рациональное в познании. 0.00 из 5.00 0 оценок




        В процессе познания участвует субъект познания (тот, кто познает) и объект познания (то, что познается). Сам процесс познания есть взаимодействие объекта и субъекта познания, результатом которого является новое знание.

В философии Нового времени субъект познания рассматривался как отдельный индивид, обладающий познавательными способностями, а процесс познания представал как отражение внешнего мира в сознании человека, не учитывалась активность субъектов в процессе познания. Кроме того, субъект познания рассматривался вне культурно исторического контекста.

С современной точки зрения, субъект познания формируется обществом, в котором он живет, он усваивает существующие в обществе представления об окружающем мире, которые направляют процесс познания.

Объект познания так же формируется обществом, которое направляет внимание исследователя на решение определенных проблем.

        Во взаимодействии субъекта и объекта выделяют несколько аспектов:

1) чувственное познание (получение информации через органы чувств);

2) рациональное познание (переработка данной информации мышлением);

3) общественная практика (материальное освоение  познаваемых фрагментов действительности).

        Чувственное и рациональное познание тесно связаны друг с другом и не существуют изолированно: деятельность органов чувств человека контролируется разумом, а разум функционирует на основе информации, которую поставляют органы чувств. Поэтому выделение так называемых сторон и форм познания достаточно условно, однако позволяет лучше понять структуру познавательного процесса.

        Чувственное познание реализуется в форме ощущений, восприятий и представлений, создающих образы предметов в сознании человека. Эти образы идеальны, субъективны (личностно окрашены) и ограничены. В ощущении отражаются отдельные свойства предмета, в восприятии создается целостный чувственный образ предмета в единстве его свойств. Представление позволяет удерживать в памяти образ предмета на основе ранее полученных восприятий и выделять в нем наиболее общее и существенное, т.е. в представлении уже имеется обобщение.

        С помощью рационального познания человек способен проникать во внутреннюю сущность вещей, выявлять закономерности их развития. Сущность вещей недоступна чувственному созерцанию, она лишь умопостигаема. Сила человеческого разума заключается в том, что он может понять даже то, что не может увидеть или вообразить.

        Формами рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение. В понятии отражаются наиболее общие и существенные признаки предметов, в суждении – связи и отношения между предметами, а с помощью умозаключений из известного знания (в форме суждений) выводится новое знание. Таким образом, если внешняя сторона вещей отражается с помощью форм чувственного познания, то общее и существенное в них постигается с помощью рационального мышления. Понять – значит выявить существенное в предмете.

Проблема истины.

Истина – одна из главных проблем гносеологии. Предполагает решение двух вопросов:

1) Что такое истина?

2) Как ее достичь?

Со времен Аристотеля существует определение истины как знания, соответствующего действительности. Проблема заключается в том, как установить соответствие наших знаний действительности.

Истина – это адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она на самом деле. Достижение истины – не одномоментный акт, она представляет собой процесс движения знаний ко все более полному и адекватному воспроизведению действительности.

Процессуальность истины выражается с помощью понятий относительной и абсолютной истины. Относительная истина характеризует неполноту, приблизительность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания. Абсолютная истина, напротив, концентрирует в себе то в наших знаниях, что является безусловным, не может быть опровергнуто в будущем, что составляет элементы незыблемого, непреходящего знания.

Всякая истина абсолютна и относительна одновременно.

Под объективностью истины понимается такое содержание наших знаний, которое не зависит от человека и человечества. Однако выражение истины субъективно, зависит от субъекта познания. Поэтому говорят, что истина субъективна по форме, но объективна по своему содержанию.

Отделить истину от заблуждения, неточностей, промахов познания и лжи позволяет ориентация на критерий истинности знания. В истории философии предпринимались многочисленные попытки выявить такой критерий. В Новое время сложилось два направления теории познания – эмпиризм (Бэкон, Гоббс) и рационализм (Декарт, Спиноза). С точки зрения эмпиризма, истина подтверждается опытом. С точки зрения рационализма, критерии истины являются логическими – выводимость следствия из аксиом.

Можно выделить несколько концепций истины.

Классическая (корреспондентская или аристотелевская) концепция трактует истину как соответствие знания объекту.

Согласно теории когеренции, критерием истины является внутренняя непротиворечивость, самосогласованность знания. Истинным считается то знание, которое встраивается в систему уже выработанного и проверенного знания, согласуется с ним.

Представители конвенционализма (А.Пуанкаре, Р.Карнап), считали, что в основе научных теорий лежит соглашение (конвенция) между учеными, их выбор обусловлен соображениями удобства, простоты и т.п.

С точки зрения прагматизма, истина понимается как польза, следовательно, критерий отделения истинного знания от ложного определяется тем, полезно оно или нет. Один из основоположников прагматизма американский философ У. Джеймспоказатель истинности знаний видел в их способности  приводить к эффективному результату, успешному действию.

Эти концепции носят взаимодополнительный характер, выражают различные аспекты истинного знания.

С точки зрения современной науки, наиболее достоверным критерием истины является практика, однако и этот критерий не является абсолютным, т.к. практическая проверка не всегда возможна. В логике, математике, гуманитарном знании применяются другие способы оценки знания.

Познание и практика.

        Долгое время в истории философии не осознавалась роль практики в познании. Кант, например, понимал практику как нравственные, справедливые действия. Гегель считал, что практика – это активность мышления.

        Наиболее обстоятельно категория практики была разработана в марксизме. Практика – предметно-преобразовательная деятельность. Это, прежде всего, материальное производство, а также деятельность, направленная на преобразование общества.

Практика является:

1) основой познания, т.к. человек познает окружающий мир, прежде всего практически;

2) движущей силой познания, т.к. познание –не самопроизвольно развивающийся процесс, он детерминирован потребностями практики;

3) целью познания, т.к. всякое знание, в конечном счете, существует для его практического применения;

4) критерием истины, т.к. знание проверяется практикой, которая подтверждает истинность полученного знания.

 

Общество как система.

Общество – системное образование. Оно составляет часть природы, но отличается тем, что в нем действуют люди, обладающие сознанием и волей. В обществе осуществляется предметно-практическая деятельность.

До Маркса общество считали результатом сознательной деятельности людей, результатом общественного договора. Маркс впервые выделил реальную основу общества – способ производства. Общество не просто совокупность индивида, но прежде всего совокупность общественных отношений, в рамках которых осуществляется обмен деятельности.

Простейшей моделью общества является строительная бригада. В ней существует система разделения труда: каменщики, плотники, штукатуры и т.д. Это горизонтальные связи. Существуют так же вертикальные связи, т.е. связи управления, господства подчинения, распределение власти.

Отношения закрепляются в форме безличных социальных ролей. Социальная роль – определенная функция и связанная с ней совокупность прав и обязанностей. Человек в течение своей жизни осваивает различные социальные роли: сына, ученика, студента, покупателя и т.д. Эти социальные роли определяют способ поведения человека в конкретной ситуации и даже его эмоциональные реакции, настроения, переживания и т.д. Социальные роли организованы в социальные институты – это формы организации деятельности людей в обществе. Они включают в себя устойчивые организационные структуры, обычаи, нормы правила поведения, способы регуляции деятельности людей.

Социальными институтами являются семья, школа, вуз, армия и т.д.



2019-11-13 212 Обсуждений (0)
Чувственное и рациональное в познании. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Чувственное и рациональное в познании.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)