Философия Нового времени.
Эпоха Нового времени формируется в XVII в., когда происходят радикальные изменения в различных сферах жизни европейского общества – экономике, социальных отношениях, науке и религии. Разрушение духовных основ традиционного общества начинается уже в эпоху Возрождения (реформация). Господство церкви расшатывается протестантским движением, которое в большей степени соответствовало интересам нарождающейся буржуазии. Религия уступает место науке, происходит «расколдовывание мира» (М. Вебер). В этот период формируются буржуазные отношения, приводящие к развитию промышленности – индустриализации. Возникновение фабрик и заводов порождают урбанизацию. Рост городов, появление новых классов –рабочих и буржуа способствуют разрушению феодальных сословий и традиционных форм связей между людьми. Бурно развивается наука. Благодаря открытиям Н. Коперника, Г. Галилея и И. Ньютона мир представляется как самодостаточная реальность, развивающаяся по собственным законам, понять которые может человек. Философия Нового времени опирается на науку, в связи с чем на первый план выходят проблемы гносеологии. Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) – английский философ, материалист. Главный труд его – «Новой Органон». Бэкон критикует предшествующую философию – античную и средневековую, называя ее философией слов, а не дела. Он говорит, что наука должна служить практике. Лозунг Бэкона – «Знание – сила». Бэкон – считается родоначальником эмпиризма (от «эмпирио» – опыт), направления в философии, которое главным источником знания считает опыт. Бэкон одним из первых исследует познавательные способности человека и методы познания. В процессе познания он выделяет два этапа – чувственный и рациональный. Без свидетельства органов чувств познание невозможно, однако чувства обладают недостатками и в принципе обманывают человека – они «дают предмет не по аналогии мира, а по аналогии человека». Чтобы уменьшить этот «великий обман чувств» надо использовать опыты, смысл которых состоит в том, что в ходе их проведения один предмет природы сталкивается с другим предметом природы, а не с органами ощущений человека, и ученый просто фиксирует результат. Суть бэконовского эмпиризма в том, специально придуманный эксперимент позволяет устранить или уменьшить обман чувств в процессе познания. Разумный этап познания тоже имеет недостатки. К ним Бэкон относит предрассудки, мешающие истинному познанию мира. Он называет их «идолами» и делит на четыре группы: идолы рода – врожденные предрассудки, проявляющиеся в том, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; идолы пещеры – ошибки, присущие некоторым группам людей и отражающие особенности их воспитания, образования, культуры и т.д.; идолы площади – привычки пользоваться расхожими мнениями, не относясь к ним критически; идолы театра – слепая вера в авторитеты. Чтобы ум занимался только осмыслением данных опытов, нужно не только освободиться от идолов, но и использовать новый метод познания – индукцию, умозаключение от частного к общему. Свой метод Ф. Бэкон образно назвал «методом пчелы», противопоставляя его «методу паука». Противоположность эмпиризму – рационализм (от «рацио» – разум). Это направление в философии, которое главным источником знаний считает разум. Представителем рационализма был Р. Декарт (1596-1650 гг.), французский математик и философ. Образцом науки для Декарта является математика. Он считал, что знание в любой науке и философии должно вырабатываться, как в математике, – из нескольких аксиом. В сознании человека есть врожденные идеи – ясные и отчетливые, из которых методом дедукции (методом «паука») можно вывести все знание об окружающем мире. Декарт также применял метод радикального сомнения. Он говорил «Человек может сомневаться во всем, но нельзя сомневаться в том, что он сомневается, т.к. сомнение – деятельность разума. «Я мыслю, следовательно, я существую». Т. Гоббс (1588-1679 гг.), английский философ, основоположник либерализма. Главное произведение Гоббса «Левиафан». Гоббс рассматривает окружающий мир как совокупность материальных частиц, взаимодействующих по законам механики. Общество также состоит из частиц – отдельных людей, поэтому Гоббс стремится понять законы, управляющие человеком. В естественном состоянии поведение человека определяется стремлением к самосохранению и удовлетворению своих потребностей. Так как благ на всех не хватает, то начинается борьба между людьми, возникает состояние «войны всех против всех». Никто не находится в безопасности. Чтобы не уничтожить друг друга в этой борьбе, люди заключают общественный договор, в результате которого возникает государство, выполняющее функцию «ночного сторожа». Оно не должно вмешиваться в экономику и личную жизнь граждан. Т.Гоббс, а также Д.Локк – основоположники западного либерализма. В их работах было выражено представление об индивиде нового буржуазного общества, сформулированы наиболее значимые принципы его жизни, гарантирующие свободу и процветание как личности, так и общества. К этим качествам относятся индивидуализм, рационализм, свобода, толерантность, отношение к государству как гаранту соблюдения закона, уважение к частной собственности, уверенность в том, что успех зависит, прежде всего, от собственных усилий, поэтому человек сам ответственен за свои успехи и неудачи. Эпоха Просвещения. Эпоха Просвещения (XVIII в.) характеризуется верой в разум и прогресс, что предполагает: 1) защиту научного и технического знания; 2) борьбу с религиозными предрассудками; 3) защиту естественных прав человека; 4) борьбу с тиранией и привилегиями. Французские материалисты Дидро, Гольбах, Ламетри, Монтескье и др.формируют представление о мире как о движущейся материи. Согласно Д. Дидро, «все есть материя в движении». Человек рассматривается как природное существо, его поведение обусловлено, во-первых, устройством тела, во-вторых, внешними воздействиями. Французский материализм отрицает свободу человека. Все в мире происходит в соответствии с законами причинности. Каждый поступок человека также обусловлен какой-то причиной, свобода человека невозможна. Человек зависит от окружающей среды. Отсюда делается вывод, что человека можно изменить только в том случае, если изменится окружающий мир. Человека формирует воспитание. В целом, французское Просвещение утверждало суверенитет личности, ее право мужественно пользоваться своим разумом и занимать активную позицию в мире. Философы-просветители верили в то, что просвещение ведет к прогрессивному развитию, однако недооценивали значения политических проблем. Одного только просвещения недостаточно для достижения всеобщего благосостояния. Еще более утопична вера просветителей в то, что основным средством преобразования общества станет мудрое правительство, которое воспитает в людях необходимые добродетели.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (348)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |