Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная структура общества.



2019-11-13 267 Обсуждений (0)
Социальная структура общества. 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальная структура – это разделение общества на различные социальные группы. Выделяют половозрастную структуру, профессиональную, образовательную, этническую, но самая главная – социально – классовая структура.

В любом обществе должны существовать определенные функции: производства материальных благ, поддержание порядка, защиты и т.д.

В соответствии с этим в обществе выделяют отдельные сферы:

1) Материальная (производство вещей), промышленные и сельскохозяйственные предприятия

2) Социальная (производство человека), семья, школа, вуз и т.д.

3) Организационная (производство порядка), армия, суд, полиция и т.д.

4) Духовная (производство знаний и ценностей), наука, религия, искусство, мораль и т.д.

Каждое общество устроено иерархически. В нем существуют высшие и низшие виды деятельности, соответственно люди, которые ими занимаются, имеют различный социальный статус.

Социальный статус – положение человека в обществе, его место в вертикальной структуре. Два фактора определяют социальный статус: власть и собственность.

 Основные составляющие в социальной структуре – классы.

Классы – это большие группы людей, которые различаются:

1) собственностью на средство производства, 2) ролью в организации труда (являются исполнителями или руководителями), 3) размером дохода.

Современное западное общество – это общество, в котором численно преобладает средний класс.

В современной России существует глубокое социальное расслоение. Разрыв между богатыми и бедными составляет 20-25 раз (в развитых странах 6-8 раз).

Наряду с классами в современном обществе выделяют страты (от лат. stratum – слой, пласт) – более подвижные, неустойчивые общности людей, представляющие как слои внутри того или иного класса, так и межклассовые социальные образования. Деление общества на подобные социальные структуры получило название «стратификация».

Стратификация (социальное неравенство) – неравный доступ различных социальных групп к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и т.д.

Основоположником социальной стратификации является русский социолог П.А.Сорокин, эмигрировавший в США в 1922 г. В своей работе «Социальная мобильность» он выделил горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная обеспечивает переход из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне социальной стратификаций. При вертикальной мобильности происходит перемещение индивида из одного социального слоя в другой. Вертикальная мобильность может быть восходящей и нисходящей, т.е. связана с социальным подъемом и социальным спуском.

Стратификационный подход позволяет более тонко анализировать динамику социального расслоения современного общества.

 

Типы общества.

Существует множество подходов к типологизации общества.

1) по способу производства: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое общества;

2) по способу получения средств к существованию:

– общество, живущее охотой и собирательством,

– сельскохозяйственное (аграрное) общество,

– промышленное (индустриальное) общество;

3) по характеру труда: доиндустриальное (аграрное), индустриальное, постиндустриальное;

Существует другая классификация общества, которая основывается на различии его социокультурных характеристик. Все они в конечном итоге дают основание для выделения общества «восточного» и «западного» типов. В данной классификации понятия «восток» и «запад» употребляются не как географические категории, а в качестве символов особого мировосприятия, ценностей и образа жизни.

Основные принципы западной и восточной ментальности:

1. Запад стремится к новизне, а Восток сохраняет верность традициям.

2. Запад ориентирован на изменение природы, а Восток – на следование порядку природы, гармонии с ней.

3. Западная культура исходит из антропоцентризма, а восточная – из пантеизма, безличных духовных сил.

4. Запад предпочитает индивидуализм, свободу, признает уникальность и неповторимость личности, а для Востока община и коллектив приоритетнее отдельного индивида, который подчинен общине.

5. Запад ориентирован на науку, рациональное мышление, Восток – на созерцание, духовные практики.

6. Запад подвергает критическому анализу основы своей религии, Восток не затронут секуляризацией, оберегает свои религии.

7. Запад ориентирован на неуклонный прогресс, Восток – на вечное круговращение – как природы, так и общества.

8. Западу присуще убеждение в том, что назначением человека является достижение в жизни полноты счастья и свободы, творческой успешности и неограниченного потребления. У Востока свое видение места человека в мире – оно характеризуется смирением и самоуглубленностью.

Западное Восточное

Экономика

- частная собственность   - конкуренция - рынок - корпоративная, государственная собственность - распределение натуральный обмен

Социальная структура

    Средний класс составляет большинство населения.       Характерен разрыв между богатым меньшинством и бедным большинством.

Духовная сфера

- наука - индивидуализм - новизна - религия - коллективизм - традиции

Личность

Автономный свободный индивид, взаимодействующий с другими через механизмы рынка. Часть социальной группы подчиняется традиции.

Философия истории.

Философия истории представляет собой философскую интерпретацию исторического процесса. Представители: Вольтер, Гердер, Гегель, Маркс, Конт, Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Ясперс.

Философия истории отличается от истории как науки. Если история исследует прошлое и пытается восстановить картину прошлого, то философия истории рассматривает следующие проблемы:

1) периодизация исторического процесса;

2) характер исторического процесса (является ли история прогрессивным изменением или ее развитие циклично);

3) движущие силы исторического процесса (что определяет развитие истории, соотношение в ней свободы и необходимости);

4) смысл истории, ее направленность и цель;

5) возможное будущее.

Познавая историю, человек познает самого себя. История – результат деятельности людей. Важно понять, изменяется ли человек в результате исторического процесса или он в сущности остается одним и тем же.

В начале 90-х годов американский философ Ф. Фукуяма написал работу «Конец истории», в которой доказал, что история закончилась, поскольку в мире победила либеральная идея. По его мнению, падение коммунизма означает, что история закончилась, у либерализма нет альтернативы.

В философии истории выделяют два основных направления:

1) Эволюционизм, согласно которому история есть единый процесс поступательного развития всех стран и народов. В этом процессе действуют общие закономерности. Все народы проходят одни и те же этапы развития.

2) Циклизм (цивилизационный подход), отрицающий единство исторического процесса и рассматривающий историю как процесс расцвета и гибели отдельных цивилизаций.

        Формационная концепция Маркса является примером социально-эволюционного подхода. Маркс создал учение об общественно-экономических формациях, разделив историю человечества на ряд этапов (формаций). Формация – тип общества, который определяется характером производственных отношений.

Основа формации (базис) – способ производства, от него зависит политическая, юридическая надстройка. Смена формации происходит вследствие социальной революции. Причина социальной революции – противоречие производительных сил и производственных отношений. Формационная концепция Маркса господствовала в социальной философии до середины XX века.

Концепции индустриализма и постиндустриализма продолжают развивать эволюционный подход в современную эпоху. К ним относятся концепции «Стадий экономического роста», индустриального общества, постиндустриального общества, «Третьей волны», информационного общества и др.

Концепция «Стадий экономического роста» разработана американским социологом У. Ростоу, который выделяет пять периодов в развитии человечества:

1) традиционное общество (докапиталистическое или аграрное);

2) переходное общество (период зарождения капитализма)

3) стадия сдвига (или промышленная революция);

4) стадия зрелости;

5) стадия массового потребления товаров длительного пользования (общество потребления).

Концепция индустриального общества изложена французским философом Р. Ароном в работе «Лекции по индустриальному обществу» (1964). Арон считал, что общество на Западе и в СССР однотипны (индустриальное общество) и в будущем должно произойти их сближение.

Концепция постиндустриального общества разрабатывалась Д. Беллом. Он выделяет доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный периоды в развитии общества.

Доиндустриальное общество основано на сельскохозяйственном производстве, главными социальными институтами являются церковь и армия.

Индустриальное общество базируется на развитой промышленности, его главные социальные институты – фирмы и корпорации.

Постиндустриальное общество характеризуется развитием сферы услуг, сервисной экономикой, в нем возрастает роль университетов и ученых.

Авторы концепции информационного общества Дж. Несбит и И.Масуда подчеркивают возрастание роли информации в современном мире. Более 70% населения занято производством, хранением или передачей информации. Информация становится основой развития общества, происходит компьютеризация, создание Интернета, широкое распространение спутникового телевидения;

Происходят перемены в образе жизни людей – возрастает индивидуализация, изменяются ценности (карьера, деньги, удовольствия на первом плане); изменяются (виртуализируются) способы общения.

Цивилизационный подход, в отличие от социального эволюционизма, рассматривает историю как процесс возникновения и гибели отдельных цивилизаций; тем самым обращает внимание на цикличность и повторяемость в истории. Подчеркивается неповторимость и уникальность отдельных культур и цивилизаций.

Цивилизационный подход формируется в XVIII веке. Его представители – Н.Я.Данилевский, А.Тойнби, П. Сорокин. Сам термин «цивилизация» был введен в XVIII в франц. экономистом В. Мирабо.

Одним из широко распространенных пониманий термина «цивилизация» стало отожествление его с понятием «культура». При этом по мере изучения разнообразных культур сложился локально-исторический подход, представители которого рассматривают цивилизации как различные исторические образования, как особые социокультурные феномены, ограниченные пространственно-временными рамками.

А.Тойнби (1889-1975) – британский историк, философ истории, религиозный мыслитель. История, по Тойнби, – дело рук Бога, реализующего ее через существование человека и человечества. Изучая историю, человек изучает самого себя. На поверхности история многообразна, но в глубине она однонаправлена и ориентирована на постижении бога через озарение душ человеческих.

Центральным в концепции Тойнби является понятие цивилизации – замкнутого общества, характеризующегося набором определяющих признаков. Это религия и форма ее организации и территориальный признак, степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Тойнби выделяет 21 цивилизацию, 7 из них реально существующие, остальные – существовали в прошлом (египетская, китайская, шумерская, инкская, майя, минойская, эллинская, западная, православная и т.д.).

Согласно Тойнби, развитие цивилизации определяется «законом вызова и ответа». Историческая ситуация, в которую входят и человеческие, и природные факторы, ставит перед обществом неожиданную проблему, бросает ему вызов. Дальнейший прогресс общества зависит от его способности дать адекватный ответ на этот вызов. Все вызовы делятся на вызовы природного мира и вызовы человеческой среды.

Движущей силой цивилизации является творческое меньшинство. Только оно способно дать ответ на внешний и внутренний вызов. Если этого не происходит, цивилизация гибнет.

В настоящее время наиболее распространенной концепцией исторического развития является концепция перехода от традиционного общества к современному.

Современное общество определяется как современное западное общество (либеральное демократическое общество). Все остальные общества рассматриваются как находящиеся на этапе перехода к современному обществу. Переход от традиционного к современному обществу – модернизация. Это означает, что западная модель общества рассматривается как универсальная и все общества должны принять эту модель.

Глобализация.

В настоящее время происходит масштабные социальные изменения, охватывающие не только отдельные нации и народы, сколько цивилизацию в целом. Для их обозначения стали употреблять понятие глобализации.

Глобализация – усиление взаимозависимости государств и народов в планетарном масштабе, формирование единого экономического и информационного пространства. Ее основа – революция в средствах коммуникации, связи и информатики, которые изменили характер культурного и технологического взаимодействия между отдельными элементами цивилизации.

Распад СССР и изменение социально-политического строя в России и бывших советских республик привели к изменению ситуации в мире.

К началу XXI в. Россия подошла к активному поиску дальнейших путей своего развития. В настоящее время Россия остается критически зависимой от экспорта нефти и газа и от импорта потребительских товаров, продовольствия, а так же большинства современных информационных технологий. 

Кризис, в котором сейчас находится Россия, является гораздо более тяжелым, чем обычный финансовый кризис. Страна не просто отброшена на несколько столетий назад; оказались обесценены все усилия, предпринимавшееся на протяжении последнего столетия для того, чтобы обеспечить России статус великой державы.



2019-11-13 267 Обсуждений (0)
Социальная структура общества. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная структура общества.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)