Социальная структура общества.
Социальная структура – это разделение общества на различные социальные группы. Выделяют половозрастную структуру, профессиональную, образовательную, этническую, но самая главная – социально – классовая структура. В любом обществе должны существовать определенные функции: производства материальных благ, поддержание порядка, защиты и т.д. В соответствии с этим в обществе выделяют отдельные сферы: 1) Материальная (производство вещей), промышленные и сельскохозяйственные предприятия 2) Социальная (производство человека), семья, школа, вуз и т.д. 3) Организационная (производство порядка), армия, суд, полиция и т.д. 4) Духовная (производство знаний и ценностей), наука, религия, искусство, мораль и т.д. Каждое общество устроено иерархически. В нем существуют высшие и низшие виды деятельности, соответственно люди, которые ими занимаются, имеют различный социальный статус. Социальный статус – положение человека в обществе, его место в вертикальной структуре. Два фактора определяют социальный статус: власть и собственность. Основные составляющие в социальной структуре – классы. Классы – это большие группы людей, которые различаются: 1) собственностью на средство производства, 2) ролью в организации труда (являются исполнителями или руководителями), 3) размером дохода. Современное западное общество – это общество, в котором численно преобладает средний класс. В современной России существует глубокое социальное расслоение. Разрыв между богатыми и бедными составляет 20-25 раз (в развитых странах 6-8 раз). Наряду с классами в современном обществе выделяют страты (от лат. stratum – слой, пласт) – более подвижные, неустойчивые общности людей, представляющие как слои внутри того или иного класса, так и межклассовые социальные образования. Деление общества на подобные социальные структуры получило название «стратификация». Стратификация (социальное неравенство) – неравный доступ различных социальных групп к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и т.д. Основоположником социальной стратификации является русский социолог П.А.Сорокин, эмигрировавший в США в 1922 г. В своей работе «Социальная мобильность» он выделил горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная обеспечивает переход из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне социальной стратификаций. При вертикальной мобильности происходит перемещение индивида из одного социального слоя в другой. Вертикальная мобильность может быть восходящей и нисходящей, т.е. связана с социальным подъемом и социальным спуском. Стратификационный подход позволяет более тонко анализировать динамику социального расслоения современного общества.
Типы общества. Существует множество подходов к типологизации общества. 1) по способу производства: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое общества; 2) по способу получения средств к существованию: – общество, живущее охотой и собирательством, – сельскохозяйственное (аграрное) общество, – промышленное (индустриальное) общество; 3) по характеру труда: доиндустриальное (аграрное), индустриальное, постиндустриальное; Существует другая классификация общества, которая основывается на различии его социокультурных характеристик. Все они в конечном итоге дают основание для выделения общества «восточного» и «западного» типов. В данной классификации понятия «восток» и «запад» употребляются не как географические категории, а в качестве символов особого мировосприятия, ценностей и образа жизни. Основные принципы западной и восточной ментальности: 1. Запад стремится к новизне, а Восток сохраняет верность традициям. 2. Запад ориентирован на изменение природы, а Восток – на следование порядку природы, гармонии с ней. 3. Западная культура исходит из антропоцентризма, а восточная – из пантеизма, безличных духовных сил. 4. Запад предпочитает индивидуализм, свободу, признает уникальность и неповторимость личности, а для Востока община и коллектив приоритетнее отдельного индивида, который подчинен общине. 5. Запад ориентирован на науку, рациональное мышление, Восток – на созерцание, духовные практики. 6. Запад подвергает критическому анализу основы своей религии, Восток не затронут секуляризацией, оберегает свои религии. 7. Запад ориентирован на неуклонный прогресс, Восток – на вечное круговращение – как природы, так и общества. 8. Западу присуще убеждение в том, что назначением человека является достижение в жизни полноты счастья и свободы, творческой успешности и неограниченного потребления. У Востока свое видение места человека в мире – оно характеризуется смирением и самоуглубленностью.
Философия истории. Философия истории представляет собой философскую интерпретацию исторического процесса. Представители: Вольтер, Гердер, Гегель, Маркс, Конт, Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Ясперс. Философия истории отличается от истории как науки. Если история исследует прошлое и пытается восстановить картину прошлого, то философия истории рассматривает следующие проблемы: 1) периодизация исторического процесса; 2) характер исторического процесса (является ли история прогрессивным изменением или ее развитие циклично); 3) движущие силы исторического процесса (что определяет развитие истории, соотношение в ней свободы и необходимости); 4) смысл истории, ее направленность и цель; 5) возможное будущее. Познавая историю, человек познает самого себя. История – результат деятельности людей. Важно понять, изменяется ли человек в результате исторического процесса или он в сущности остается одним и тем же. В начале 90-х годов американский философ Ф. Фукуяма написал работу «Конец истории», в которой доказал, что история закончилась, поскольку в мире победила либеральная идея. По его мнению, падение коммунизма означает, что история закончилась, у либерализма нет альтернативы. В философии истории выделяют два основных направления: 1) Эволюционизм, согласно которому история есть единый процесс поступательного развития всех стран и народов. В этом процессе действуют общие закономерности. Все народы проходят одни и те же этапы развития. 2) Циклизм (цивилизационный подход), отрицающий единство исторического процесса и рассматривающий историю как процесс расцвета и гибели отдельных цивилизаций. Формационная концепция Маркса является примером социально-эволюционного подхода. Маркс создал учение об общественно-экономических формациях, разделив историю человечества на ряд этапов (формаций). Формация – тип общества, который определяется характером производственных отношений. Основа формации (базис) – способ производства, от него зависит политическая, юридическая надстройка. Смена формации происходит вследствие социальной революции. Причина социальной революции – противоречие производительных сил и производственных отношений. Формационная концепция Маркса господствовала в социальной философии до середины XX века. Концепции индустриализма и постиндустриализма продолжают развивать эволюционный подход в современную эпоху. К ним относятся концепции «Стадий экономического роста», индустриального общества, постиндустриального общества, «Третьей волны», информационного общества и др. Концепция «Стадий экономического роста» разработана американским социологом У. Ростоу, который выделяет пять периодов в развитии человечества: 1) традиционное общество (докапиталистическое или аграрное); 2) переходное общество (период зарождения капитализма) 3) стадия сдвига (или промышленная революция); 4) стадия зрелости; 5) стадия массового потребления товаров длительного пользования (общество потребления). Концепция индустриального общества изложена французским философом Р. Ароном в работе «Лекции по индустриальному обществу» (1964). Арон считал, что общество на Западе и в СССР однотипны (индустриальное общество) и в будущем должно произойти их сближение. Концепция постиндустриального общества разрабатывалась Д. Беллом. Он выделяет доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный периоды в развитии общества. Доиндустриальное общество основано на сельскохозяйственном производстве, главными социальными институтами являются церковь и армия. Индустриальное общество базируется на развитой промышленности, его главные социальные институты – фирмы и корпорации. Постиндустриальное общество характеризуется развитием сферы услуг, сервисной экономикой, в нем возрастает роль университетов и ученых. Авторы концепции информационного общества Дж. Несбит и И.Масуда подчеркивают возрастание роли информации в современном мире. Более 70% населения занято производством, хранением или передачей информации. Информация становится основой развития общества, происходит компьютеризация, создание Интернета, широкое распространение спутникового телевидения; Происходят перемены в образе жизни людей – возрастает индивидуализация, изменяются ценности (карьера, деньги, удовольствия на первом плане); изменяются (виртуализируются) способы общения. Цивилизационный подход, в отличие от социального эволюционизма, рассматривает историю как процесс возникновения и гибели отдельных цивилизаций; тем самым обращает внимание на цикличность и повторяемость в истории. Подчеркивается неповторимость и уникальность отдельных культур и цивилизаций. Цивилизационный подход формируется в XVIII веке. Его представители – Н.Я.Данилевский, А.Тойнби, П. Сорокин. Сам термин «цивилизация» был введен в XVIII в франц. экономистом В. Мирабо. Одним из широко распространенных пониманий термина «цивилизация» стало отожествление его с понятием «культура». При этом по мере изучения разнообразных культур сложился локально-исторический подход, представители которого рассматривают цивилизации как различные исторические образования, как особые социокультурные феномены, ограниченные пространственно-временными рамками. А.Тойнби (1889-1975) – британский историк, философ истории, религиозный мыслитель. История, по Тойнби, – дело рук Бога, реализующего ее через существование человека и человечества. Изучая историю, человек изучает самого себя. На поверхности история многообразна, но в глубине она однонаправлена и ориентирована на постижении бога через озарение душ человеческих. Центральным в концепции Тойнби является понятие цивилизации – замкнутого общества, характеризующегося набором определяющих признаков. Это религия и форма ее организации и территориальный признак, степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Тойнби выделяет 21 цивилизацию, 7 из них реально существующие, остальные – существовали в прошлом (египетская, китайская, шумерская, инкская, майя, минойская, эллинская, западная, православная и т.д.). Согласно Тойнби, развитие цивилизации определяется «законом вызова и ответа». Историческая ситуация, в которую входят и человеческие, и природные факторы, ставит перед обществом неожиданную проблему, бросает ему вызов. Дальнейший прогресс общества зависит от его способности дать адекватный ответ на этот вызов. Все вызовы делятся на вызовы природного мира и вызовы человеческой среды. Движущей силой цивилизации является творческое меньшинство. Только оно способно дать ответ на внешний и внутренний вызов. Если этого не происходит, цивилизация гибнет. В настоящее время наиболее распространенной концепцией исторического развития является концепция перехода от традиционного общества к современному. Современное общество определяется как современное западное общество (либеральное демократическое общество). Все остальные общества рассматриваются как находящиеся на этапе перехода к современному обществу. Переход от традиционного к современному обществу – модернизация. Это означает, что западная модель общества рассматривается как универсальная и все общества должны принять эту модель. Глобализация. В настоящее время происходит масштабные социальные изменения, охватывающие не только отдельные нации и народы, сколько цивилизацию в целом. Для их обозначения стали употреблять понятие глобализации. Глобализация – усиление взаимозависимости государств и народов в планетарном масштабе, формирование единого экономического и информационного пространства. Ее основа – революция в средствах коммуникации, связи и информатики, которые изменили характер культурного и технологического взаимодействия между отдельными элементами цивилизации. Распад СССР и изменение социально-политического строя в России и бывших советских республик привели к изменению ситуации в мире. К началу XXI в. Россия подошла к активному поиску дальнейших путей своего развития. В настоящее время Россия остается критически зависимой от экспорта нефти и газа и от импорта потребительских товаров, продовольствия, а так же большинства современных информационных технологий. Кризис, в котором сейчас находится Россия, является гораздо более тяжелым, чем обычный финансовый кризис. Страна не просто отброшена на несколько столетий назад; оказались обесценены все усилия, предпринимавшееся на протяжении последнего столетия для того, чтобы обеспечить России статус великой державы.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |