Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классический период античной философии.



2019-11-13 193 Обсуждений (0)
Классический период античной философии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Классический период (V – IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой философии. Ее центр перемещается в Афины, которые в эпоху 30-летнего правления Перикла достигают вершины своего духовного и политического влияния.

Сократ (470-399 гг. до н.э.) – родился и жил в Афинах. Трудов не писал, его взгляды реконструированы благодаря работам его учеников, главным образом, Платона.

Центр размышлений Сократа – человек, отношение человека к обществу, законам, поэтому Сократ считается родоначальником антропологии. Его девизом стали два положения: «Познай самого себя» и «Я знаю, что ничего не знаю».

Истина находилась Сократом при помощи бесед и споров, в диалогах с оппонентами. В диалогах Сократ не давал конкретного знания, но учил собеседников самоанализу, заставлял осознавать мотивы своих поступков и те ценности, которые определяют поведение. Сократ перевернул устоявшуюся систему ценностей того времени, подчеркивая значимость разума и знания вместо богатства, славы и красоты. Главные ценности (добродетели), по Сократу, мудрость, мужество, умеренность, справедливость.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) происходил из афинского аристократического рода. В 20-летнем возрасте стал учеником Сократа и долгое время находился под его влиянием. Платон много путешествовал. Вернувшись в Афины, открыл собственную философскую школу – Академию. Многие произведения Платона имеют форму диалога, одним из участников которого всегда выступает Сократ. В начале своего творчества Платон не выходит за рамки воззрений своего учителя, но позже он закладывает основы собственного учения.

Платон – основоположник объективного идеализма. Он полагал, что мир по природе двойственен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир вещей производен от мира идей. Вещи – лишь «тени», бледные копии идей, они преходящи, несовершенны, а идеи вечны и неизменны, они недоступны созерцанию и лишь умопостигаемы. Это и есть работа философии: открыть вечное и неизменное, единое во многом, понятие вещи. Цель познания – открыть устойчивое в изменчивом, за явлением обнаружить сущность.

Учение Платона – попытка решить реальные проблемы, которые порождены жизнью полиса, полной конфликтов и противоречий. Большинство людей не знают истины. У каждого – свое «мнение», поэтому в обществе нет согласия, а есть ссоры и войны. Перейти от мнения к истинному знанию означает найти нечто устойчивое, что было бы опорой. Истинное знание – это знание идей. Оно, во-первых, устойчиво и неизменно, а во-вторых, является общим для всех. Учение об идеях создается Платоном для обоснования того, что у мира есть прочная основа, а его текучесть – иллюзия. Человек должен строить свою жизнь, опираясь на знание истинного блага, добра, прекрасного, справедливости, тогда и наступит гармония.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – величайший древнегреческий философ. Родился в г. Стагира в семье врача. Аристотель был учителем Александра Македонского. В 18 лет он пришел в академию Платона, где оставался до смерти своего учителя. В 40 лет открыл свою собственную школу – Ликей.

Аристотель был не только выдающимся философом, но и ученым, систематизатором знания. Он написал труды по различным областям знания: физике, космологии, биологии, экономике и политике, психологии, этике, риторике и поэтике, разработал первую классификацию наук. Особенно значимым был вклад Аристотеля в создание логики – науки о формах и законах правильного мышления.

Аристотель был автором одной из первых космологических теорий, в которой шаровидная Земля находилась в центре мира.

Аристотель подверг критике платоновскую теорию «идей», подметив в ней целый ряд противоречий. Платон обособил мир идей от мира вещей, но тогда, как же идея может быть причиной вещи? В системе Платона невозможно объяснить факт рождения вещи и т.д. Аристотель пришел к выводу, что Платон исследовал не подлинные сущности. Ими являются отдельные предметы, «единичное бытие». Они – истинная субстанция, т.к. существуют сами в себе. Каждая вещь – единство нематериальной формы и материи. Материя – это некоторый субстрат (то, из чего состоит вещь) и содержит только возможность вещи. Форма – сущность вещи, неотделима от нее и переводит вещь из возможности в действительность. Материя оформляется, и таким образом возникают качественно отличные друг от друга вещи.

Всякая вещь имеет четыре причины (составляющие): сущность (форму), материю (субстрат), действие (начало движения), и цель (то, ради чего). Последние две составляющие определяются формой, она определяет переход материи-субстрата, возможности – к действительно существующим вещам. Различные формы находятся в отношении соподчинения, существует форма форм – перводвигатель, Бог.

Античная философия в лице Сократа, Платона, Аристотеля создала новое представление о человеке. Они разрушили мифологическую картину мира, в которой миром правили боги и судьба. С точки зрения античной философии, мир есть космос, т.е. гармоничное целое, управляемое разумными законами. Если в мифологии человек – марионетка в руках богов, то в философии человек есть единство двух начал – разумного и неразумного. Он способен развить свой разум, познать законы, управлять миром. Философия создает новый тип личности – разумного индивида. Идеалом становится «разумная жизнь». Человек учится контролировать свои чувства, эмоции, страсти.



2019-11-13 193 Обсуждений (0)
Классический период античной философии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классический период античной философии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)