Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Немецкая классическая философия.



2019-11-13 231 Обсуждений (0)
Немецкая классическая философия. 0.00 из 5.00 0 оценок




Немецкая классическая философия охватывает сравнительно небольшой период – с 80-х годов XVIII в. до середины XIX в., но по своему значению представляет собой вершину философского развития того времени. Ее представители – И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.

Основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804). Его главные работы – «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

По мнению Канта, философия должна ответить на три главных вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?». «На что я могу надеяться?»

Кант совершил переворот в теории познания. До него познание рассматривалось как результат воздействия объекта на субъект (окружающего мира на органы чувств человека). Кант доказывает, что познание не является результатом пассивного отражения человеком окружающего мира. Знание – результат активной человеческой деятельности.

С точки зрения Канта, мир есть некая вещь в себе. Человек воспринимает его сквозь призму своих познавательных способностей – чувственных, рассудочных и разумных.

Сознанию человека присущи априорные (врожденные) формы чувственного созерцания– пространство и время. Кант считал, что пространство и время – не формы существования самих вещей, а субъективные формы чувственного созерцания, способы видения человеком мира, которыми он наделен изначально. Человек познает мир настолько и в той форме, в какой ему позволяют априорные формы, которые можно уподобить очкам, через которые человек видит все вокруг: если очки зеленые – мир вокруг тоже зеленый, если очки в клеточку – и мир в клеточку.

Рассудок – вторая ступень познания. Если посредством чувственности предмет нами ощущается, то мыслится он посредством рассудка. Познание возможно в результате их синтеза. Инструментом рассудочного познания являются категории, которые также априорны (врожденны), например, причинность. Рассудок упорядочивает восприятия человека, подводя их под категории. Сеть категорий, накладываемая на многообразие явлений, придает знанию необходимый, т.е. научный характер. Научное знание есть знание категориальное. По Канту, рассудок не открывает законы, а «диктует их природе».

Разум – третья ступень познавательного процесса, он не имеет непосредственной связи с чувственностью и поэтому не может дать однозначного ответа ни на один мировоззренческий вопрос, например: мир имеет начало или нет? Смертна душа или нет? Существует свобода или нет? Пытаясь доказать их рациональным путем, разум впадает в противоречия – антиномии. По Канту, разумом можно логически доказать оба противоположных положения антиномий и поэтому он заходит в тупик, что является доказательством ограниченных возможностей познания. Поэтому Кант считает, что в эти идеи надо просто верить. Что есть мир, человек не может знать, поэтому он может выбрать любой способ его объяснения.

По Канту, процесс познания выглядит так: в результате воздействия «вещей в себе» на органы чувств человека возникает хаос ощущений. Человек приводит этот хаос в порядок силами рассудка. Поэтому то, что называют законами природы, на самом деле есть связи, которые человек сам привносит в мир явлений. Миру же явлений противостоит мир «вещей в себе», не познаваемый человеком.

Нам доступно суждение только о «вещи-для-нас», т.е. о той стороне вещи, которая обращена к нашему восприятию (чувственному и рассудочному). Кант полагал, что человечество познает мир не таким, какой он есть «сам по себе», вне и независимо от человека, а таким, каким он дан нам в восприятии. Истинную суть вещей человек познать не в состоянии – в этом суть его агностицизма.

В своем этическом учении Кант исходит из того, что человек – существо двойственное: и разумное, и природное. Как разумное существо человек подчиняется долгу, моральным обязательствам, а как природное он следует естественным склонностям. Посредником между этими двумя сферами является воля. Любой поступок требует концентрации воли. Благодаря ей человек способен не подчинятся чувственным мотивам, а действовать вопреки им, сообразно долгу. Человек способен к свободной автономной мотивации, его поведение не определяется внешними причинами или инстинктами, как у животного.

Каждый человек, согласно Канту, имеет внутри нравственный закон – категорический императив. Это всеобщее правило поведения, обязательное для всех людей, и оно может быть построено на формальной основе. Кант приводит несколько формулировок категорического императива, которые носят взаимодополнительный характер. Одна из них гласит: «Поступай лишь согласно тому правилу, следуя которому, ты можешь вместе с тем хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом». Если намерение человека не может быть возведено в закон, то ему следует отказаться от такого поведения.

Другая формулировка категорического императива: «Поступай так, чтобы использовать другого человека всегда как цель и никогда лишь как средство» отражает влияние на Канта Руссо, который считал, что всякая личность – самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство.

Г.Гегель (1770-1831 гг.) – выдающийся немецкий философ, создавший наиболее развитую систему объективного идеализма. Основные работы: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». Гегель критикует Канта за его непоследовательность, за его агностицизм (отрицание познаваемости мира).

С точки зрения Гегеля, мир разумен. Существует высший разум – Абсолютная идея. В целях самопознания она воплощается в природе, в истории, а в философии разум приходит к познанию самого себя. Он познает себя как чистое понятие, как логику.

Заслуга Гегеля в том, что он создает диалектический метод мышления (диалектика – учение о развитии). До Гегеля господствовал метафизический подход, согласно которому мир в сущности является неизменным и неразвивающимся.

Гегель сформулировал основные законы диалектики:

1) Единства и борьба противоположностей, который отвечает на вопрос об источнике развития. Причина развития – внутреннее противоречие предмета.

2) Закон перехода количественных изменений в качественные, который раскрывает механизм процесса развития. В нем постепенные количественные изменения приводят к «скачкам», переходам в новое качество. Такие переходы случаются везде.

3) Закон отрицания отрицания, который указывает направление развития. Развитие имеет спиралевидный характер: на более высокой ступени происходит возврат к исходному.

Философия Маркса.

Марксизм формируется в 40-е годы XIX века. Он представляет собой идеологию рабочего класса – пролетариата, учение о необходимости перехода от капитализма к социализму и коммунизму, о пролетарской революции.

Карл Маркс (1818-1883 гг.) – родился в Германии городе Трире. Закончил Берлинский университет, где изучал философию и право. Совместно с Фридрихом Энгельсом (1820-1895 гг.) разработал концепцию материалистического понимания истории.

Предпосылки возникновения марксизма – бурное развитие капитализма в Западной Европе, сопровождавшееся кризисами перепроизводства, формирование пролетариата и рост забастовочного движения.

Марксизм есть выражение всех этих процессов. Он создает программу переустройства общества, перехода рыночного капиталистического общества к обществу безрыночному (коммунистическому).



2019-11-13 231 Обсуждений (0)
Немецкая классическая философия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Немецкая классическая философия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)