Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место и роль философии в культуре.



2019-11-13 187 Обсуждений (0)
Место и роль философии в культуре. 0.00 из 5.00 0 оценок




В обычном словоупотреблении слово «культура» обозначает, прежде всего, результаты художественного, научного, философского творчества, причем «образцы» – наиболее высокие достижения в этих сферах: классическую литературу, музыку, поэзию, живопись, архитектуру, науку, философию. Культура в широком смысле – это все, созданное человеком: орудия труда, здания, предметы повседневной жизни, язык, мифология, религия, искусство и т.д., а также то, что существует «внутри» человека – его знания, представления, способности, навыки и умения. Наличие культуры отличает человека от животного. Культура – это также способ хранения и передачи опыта от одного поколения к другому. В культуре закрепляются и транслируются способы деятельности. Культура – совокупность навыков и умений, а также средств (реальных предметов и знаковых систем), в которых опредмечены эти навыки и умения. Осваивая культуру – язык, совокупность навыков и умений, способов деятельности, представлений о мире и о себе, – человек становится человеком, обретает сознание и деятельные способности. Становясь внутренним достоянием человека, культура сохраняется, развивается и передается следующему поколению.

Философия выступает, прежде всего, как самосознание общества и культуры. Это ее главная функция. Самосознание – осознание человеком себя, своего места в мире. Это то, о чем говорил еще Сократ: «Познай самого себя».

Основные функции философии в культуре:

1) мировоззренческая: философия создает определенное мировоззрение;

2) гносеологическая: она выступает как учение о познании;

3) методологическая: создает наиболее общие методы теоретического познания.

 Возникновение греческой философии.

Традиционное общество и мифологическое сознание.

Философия возникает из мифологии – мировоззрения общества периода охоты и собирательства. Миф (от греч. «рассказ») представляет собой совокупность рассказов, легенд, былин, повествующих о деятельности предков, богов, героев, о возникновении мира, человека и способах его деятельности. В мифах закреплялась священная история рода. Повторяя опыт предков, заложенный в мифах, род мог существовать.

Мифы для древнего человека такая же реальность, как научные теории для человека современного. С помощью того и другого человек ориентируется в мире, интерпретирует происходящие в нем процессы.

В древнем традиционном обществе опыт передавался от одного поколения к другому в форме обычаев и традиции, которые воспроизводились в неизменном виде и определяли все стороны жизни человека. Поскольку в общине опыт передается в форме навыков и умений, которые младшие должны усвоить, подражая старшим, то социальная структура основана на авторитете и власти старших, старейшин. Они – хранители опыта, который, в свою очередь, получили от ушедших предков. Эта цепочка завершается первопредком, культурным героем или богом, который согласно мифам, был первым, научившим людей, как надо жить.

Главная функция мифа не в том, чтобы объяснять происхождение мира. Миф говорит о том, кто и что должен делать и почему: кто в мире главный, кто властвует, кто подчиняется, какие боги за что отвечают. Это и есть важнейшая функция мифа – социальная регуляция.

Мир и человек в мифе.

Мир для современного человека – это движущаяся, развивающаяся материя. Все процессы в нем совершаются в соответствии с объективными законами.

Для древнего человека мир одушевлен, в нем действуют активные живые силы, он не является объективным процессом. Для первобытного человека всякое событие определяется высшей волей, не существует случайных событий, все способно превращаться во все (оборотничество). Не существует жестких граней между живыми и неживыми. Нет представления о невозможном, для мифологического сознания возможно все.

Следующая особенность мифологического сознания – своеобразное понимание причинности. Представление о причинно–следственных связях является наиболее важным в структуре мышления человека. Законы, открываемые наукой, - это и есть устойчивые, повторяющиеся причинно–следственные связи окружающей действительности.Они упорядочивают представление о мире и определяют всю нашу практическую деятельность. Европейская наука смогла достичь невероятных успехов в познании внешнего мира вследствие того, что она опиралась на такое представление о мире, в котором действуют абстрактные, безличные силы: притяжение, отталкивание, инерция, ускорение, трение и т.д., проявляющиеся в процессе взаимодействия тел.

Для мировоззрения более низких ступеней развития безличной реальности не существует. Отыскивая причину какого–то события, человек, прежде всего, искал ответ на вопрос «Кто это сделал?», «Кто виноват?», т.е. целенаправленную волю, совершившую действие.

Мир, согласно мифологическому сознанию, возникает из хаоса. В разных мифологиях дается различная характеристика этого состояния. Это пустота, неупорядоченность, смешанность всех элементов, т.е. нечто противоположное созданному миру, порядку, разуму и поэтому ужасное и мрачное. Хаос – это мировая бездна. Творение мира происходит как разъединение его частей. В Библии, в книге Бытия этот процесс описан как ряд последовательных шагов: «И сказал Бог: да будет свет ... и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью...: день один. – И сказал Бог: да будет твердь посреди воды. И создал Бог твердь; и отделил воду...» и т.д.

Предпосылки возникновения философии:

- экономические – совершенствование орудий труда, переход от бронзы к железу, развитие земледелия, ремесла, торговли;

- социальные – происходит социальное расслоение, появляется аристократия, рядовые общинники, рабы;

- политические – происходит формирование государств.

Возникают города как торговые ремесленные центры. В городе происходит смешение культур, ослабление родоплеменных связей, разрушение традиций, конфликты. Индивид обретает новые качества: активность, динамизм, индивидуализм, жажду богатства и власти. Индивид обретает свободу, которая проявляется вначале как своеволие, жажда самоутверждения. Новая ситуация получила отражение в мифологии того периода, в поэмах Гесиода, греческого поэта VII века до н.э.

Гесиод описывает нравы, которые сложились в его время. Он говорит о том, что общество развивается по нисходящей линии от Золотого века к Бронзовому и Железному. Человек не соблюдает заветы Богов, ему свойственны своеволие, гордыня, стремление к богатству, которыми он стремится завладеть, используя насилие и несправедливость.

В I тыс. до н.э. в Греции формируются города-государства – полисы. Между полисами нередко была вражда (Афины-Спарта), внутри полиса также шла борьба за власть между аристократией и демосом. Во многих полисах формируется демократия. Основные вопросы решались на общем собрании граждан. Различные конфликты разрешались в суде. Огромное значение приобретает ораторское искусство: умение убеждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Обычаи и традиции предков отходят на второй план. Индивид самостоятельно принимает решения по основным вопросам своей жизни.

Возникает проблема истины: какое именно решение является правильным, что есть истина и как ее познать. Разрушается мифологическая картина мира, формируется новое мировоззрение.



2019-11-13 187 Обсуждений (0)
Место и роль философии в культуре. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место и роль философии в культуре.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)