Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современная западная философия. Экзистенциализм.



2019-11-13 412 Обсуждений (0)
Современная западная философия. Экзистенциализм. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для современной западной философии характерно огромное количество школ, направлений, концепций, в которых был поставлен ряд новых вопросов, не исследовавшихся в предшествующий период. К ним  относятся такие проблемы, как существование человека в мире, анализ языка, смысла терминов, история науки и специфика развития научного знания, исторический процесс, проблема понимания и др.

На рубеже XIX и XX вв. совершился переход от традиционной классической философии к неклассической. Критическому пересмотру подверглись принципы классической философии, которая исходила из могущества разума, считая его единственным эффективным средством познания и преобразования действительности. Знание предполагалось только как ясное, доказательное, логически стройное. В XX в. философы обратили внимание на то, что в состав духа входят нерациональные моменты – инстинкты, интуиция, эмоциональные и волевые акты, которые также могут служить средством постижения мира. Возникают иррационалистические направления в философии: фрейдизм, интуитивизм, герменевтика, философия жизни, экзистенциализм.

Экзистенциализм (философия существования) – одно из ведущих иррациональных философских направлений XX в. Его предшественники – С.Кьеркегор, Ф. Достоевский, Ф. Ницше.

Формирование экзистенциализма шло волнами: накануне первой мировой войны в России в творчестве Н.Бердяева и Л.Шестова, после первой мировой войны в Германии в работах М.Хадеггера, К.Ясперса, М.Бубера и в период второй мировой войны во Франции в произведениях Ж-П. Сартра, А.Камю, Ф.Кафки, С. де Бовуар, Г.Марселя и др.  

Экзистенциализм носит неоднородный характер. Различают религиозный (К.Ясперс, М.Бубер, Л.Шестов) и атеистический (Ж-П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер) экзистенциализм, хотя атеизм условен: признание того, что «Бог умер», сопровождается утверждением о невозможности жизни без него.

Экзистенциализм формирует совершенно новый взгляд на человека и его место в мире а также резко критикует предшествующую рационалистическую философию за то, что она исследовала в основном процесс познания, а человека рассматривала со стороны всеобщего. Предшествующая философия не рассматривала повседневное человеческое существование, такие жизненные явления, как вера, надежда, боль, страдание, забота, тревога, страх и т.д.

Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.) – немецкий философ. Основное произведение «Время и бытие».

Предшествующая наука рассматривала человека как существо, имеющее собственную определенность. Экзистенциализм говорит о том, что человек не имеет определенности. Он уникален, его как субъекта (деятеля) невозможно зафиксировать. Человек не тождественен самому себе, находится впереди себя и определяется через будущее. Человек движется от цели к цели, но при этом никакой главной цели не существует, им движет стремление преодолевать любую ограниченность, любой предел. У человека нет никакой сущности. Человеческое бытие есть вечное становление. Человек – чистая субъективность, неудовлетворенность собой, выдвижение все новых и новых проектов, ниспровержение всего устойчивого. Поэтому экзистенциализм говорит о трагичности человеческого существования в мире. Важная характеристика человека – свобода. Свобода есть неопределенность. Хайдеггер различает подлинное и неподлинное человеческое существование. Неподлинное бытие – в состоянии заботы, озабоченности настоящим. Это жизнь в повседневности, мелких хлопотах, она характеризуется обезличенностью. Человек стремится жить «как все», что означает анонимность существования, отсутствие ответственности, отказ от собственной свободы. Главная цель повседневного существования: стремление удержаться в наличном настоящем, избегать смерти. Знание о смерти придает человеческому бытию смысл. Подлинное бытие раскрывается тогда, когда человек слышит голос собственной совести. Голос совести – зов бытия. Если человек откликается на этот зов, то он живет по-настоящему, совершает поступки, которые отвечают его внутреннему состоянию. Принимая зов, человек выбирает самого себя. Экзистенциализм говорит человеку: «Имей мужество быть самим собой».

Карл Ясперс (1883-1969 гг.), немецкий философ. Он переосмысливает исторический процесс.

В эпоху Просвещения, а затем в XIX в. была широко распространена вера в разум и прогресс, уверенность в том, что все, в конечном счете, движется к разумной цели. Ясперс говорит о том, что история, на самом деле ничего не гарантирует. Это есть испытание, которое человек должен пройти, и в котором он проверяется и закаляется. С точки зрения экзистенциализма, человек – это существо, которое приносит свою жизнь в жертву своему собственному предназначению.

Общество постмодерна.

В ХХ в. происходят существенные изменения в социальной жизни западноевропейского общества – окончательно утверждается общество модерна и постепенно формируется новая эпоха – эпоха постмодерна.

Наступление постмодерна связано со становлением постиндустриального или информационного общества, основу теории которого заложили в 60-70-х гг. Д. Белл, А. Тоффлер, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт и др.

Отличительными чертами постиндустриального общества являются массовое распространение творческого, интеллектуального труда, возросший объем и значение научного знания и информации, развитие средств коммуникации, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством.

Сложность мира нарастает, и целостность его становится все более проблематичной. Увеличение объема информации порождает мозаичность восприятия и усложняет ее логическое осмысление. Размываются границы между допустимым и недопустимым, добром и злом; возникает разрыв традиции, усиливается отчуждение, нарастают риски. Они вызывают разочарование в возможностях научно-технического прогресса, ощущение бессилия науки и неверие в разумность существующего мироустройства.

Как общество модерна в свое время отрицало аграрное общество – премодерн – с его религиозностью и традиционализмом, так философы постмодерна обратили свою критику на рациональность модерна, поставив под сомнение возможности разума и науки.

Общество постмодерна остается пока тенденцией, однако можно выделить его характерные признаки.

1) усиление конкуренции и безработицы, рост богатства незначительного меньшинства и бедности большинства. Национальное богатство концентрируется в руках немногих. Распространяется так называемая «новая бедность», человек оказывается за пределами общества и превращается, по сути, в изгоя. «Новые бедные» составляют постоянную группу обездоленных, «социально исключенных». Эксплуатация сменяется социальной эксклюзией.

2) В условиях углубления пропасти между богатыми и бедными государство теряет средства для сохранения мира и сглаживания экономического и социального неравенства. Исчезает государство общего благоденствия, что приводит к упадку веры в прогресс, в возможности построить счастливое и справедливое общество.

3) Усложняется социальная структура общества. Если в индустриальном обществе наблюдалось четкое разделение на классы на основе обладания/не обладания собственностью, то в ситуации постмодерна классы утрачивают свое значение, социальная структура становится более сложной. Стратификация по уровню дохода и потребления сменяет классовое деление.

4) Повышение роли знания обусловливает возрастание значения высокообразованной и высококомпетентной технологической элиты, претендующей на руководящую роль в обществе.

5) Происходит деидеологизация общественной сферы, децентрализация политической власти, что означает переход от представительской демократии к непосредственной и диффузии властных отношений в обществе.

6) Изменяются ценностные ориентации общества, доминирует потребительское и гедонистическое отношения к жизни. Массовая культура стандартизирует, унифицирует, примитивизирует индивидов, которые становятся похожими друг на друга, что упрощает осуществление контроля за ними.

Наблюдается деградация духовной сферы, упадок морали, дегуманизация человека, его «раскультуривание». Большинство людей ориентированы на богатство и наслаждение, ставшие главными целями жизни.

Люди перестают уважать семейные традиции и ценности, в итоге разрушается связь между членами семьи и между поколениями. Традиционные ценности человеческого общежития – любовь, справедливость, добро – теряют значимость.

7) Усиливается взаимное отчуждение людей друг от друга, в силу чего возрастает атомизация общества и возникает «разбалансированный мир одинокого потребителя» (З.Бауман). Отношение людей друг к другу с позиций эгоцентризма порождает взаимное отчуждение, враждебность, неприязнь. Конкурентная среда заставляет рассматривать другого как соперника и даже врага.

8) Под влиянием глобализации происходит потеря контроля индивидов над процессами и событиями, влияющими на судьбы людей, что свидетельствует о непредсказуемом, спонтанном и случайном характере современного общественного развития.

Общество модерна Общество постмодерна
Однолинейность, одновариантность развития мира. Многовариантность развития мира.
Иерархия культур с выделением эталонных. Равноценность культур, сомнение в превосходстве культур, считавшихся эталонными. Культурный плюрализм
Идея единой культуры общества Идея фрагментарности культуры
Вера в светлое будущее, безусловный оптимизм. Сомнение в возможности лучшего будущего, пессимизм, опасения, предсказания конца света, истории и т.д.
Видение будущего как прогрессивного Отрицание прогресса, особенно морального
Признание познаваемости мира и авторитета науки. Сомнение в возможностях науки
Доверие к государству Недоверие к государству,  стремление к разгосударствлению общества.
Массовое производство одинаковых вещей Гибкое производство  и замещение массового рынка микрорынками
Производство - базис общества Потребление
Основа экономики - национальный рынок Формирование глобального рынка. В этих условиях производство, рассчитанное на узкий круг потребителей, специфический вкус, может быть массовым, дешевым и прибыльным.
Каждая страна - это особая культурная реальность. Чтобы познакомиться с отдельными ее частями, надо отправиться в путешествие. Возникновение гиперреальности. По всему миру возникают участки иной культурной реальности.
Потребление – это, прежде всего, инструментальная деятельность, направленная на удовлетворение природных потребностей человека Потребление – это, прежде всего, потребление символов, а не инструментальная деятельность

 

Постмодернизм

Если термином «постмодерн» принято обозначать состояние общества, конца XX в., то постмодернизмом называют течения в литературе, искусстве и философии, отражающие эту новую социальную реальность. Постмодернизм осмысливает технотронный характер современности, выражает его в новых категориях и, по сути, представляет собой мировоззрение информационного (постиндустриального) общества.

Постмодернизм не представляет собой единую, целостную теорию, он включает в себя широкий спектр различных течений. Его главной чертой является плюрализм, т.е. допущение одновременного сосуществования разнообразных точек зрения.

Задачи, которые ставят перед собой постмодернистские теории:

1) критика принципов классического рационализма;

2) интерпретация процессов, происходящих в современном обществе;

3) разработка основ нового мировоззрения.

Наиболее известными теоретиками постмодернизма являются Жан-Франсуа Лиотар ( 1924-1998), Жан Бодрийар (р. 1929), Жиль Делез (1925-1995), Жан Деррида (1930-2004), Феликс Гваттари (1930-1992), Мишель Фуко (1926-1984), Умберто Эко (1932-2016) и др.

В противовес структурализму (философскому течению, из которого вышло большинство постмодернистов), представляющему природную и социальную реальность как систематизированную и жестко упорядоченную, постмодернистское видение мира рисует его как децентрированный, фрагментированный, неупорядоченный, лишенный причинно-следственных связей.

Если использовать метафору, то в модернизме мир (и способ мышления) уподобляется дереву, имеющему определенную структуру: корень – ствол– крона – плоды. У него есть верх и низ, будущее и прошлое, целостная история и развитие. Постмодернисты Ф. Гваттари и Ж. Делез в качестве образа современного мира (и соответствующего ему способа мышления) предлагают ризому – корневище многолетних травянистых растений, беспорядочно переплетенные отростки которого растут в разных направлениях. В отличие от дерева, ризому нельзя структурировать и уничтожить. У нее нет центра, элементы взаимозаменяемы, в ее основе — сеть. Мыслить ризомно – значит понимать, что история жизни человека и общества, познания и культуры дискурсивна, она прерывается, пускает новые корни, движется разными, не связанными друг с другом путями.

Ж. Деррида считает, что философия и разум в своих классических формах исчерпали себя, не могут выйти из круга одних и тех же проблем, будучи зависимыми от своих предшествующих идей. Единственное средство выйти за пределы навязанных смыслов – их  «деконструкция» с помощью анализа языка. Это откроет возможность свободного мышления и обретения новых смыслов. Деконструкция направлена на уничтожение всего «привнесённого» исторической и культурной традицией. Деконструкция разрушает уверенность в том, что текст обладает единственным значением.

В постмодернизме вся социальная реальность объявляется знаковой системой – «Мир как текст», мир как язык. Смысл есть только там, где предметы и действия названы. Язык предшествует познанию (а не является результатом познания).

Самосознание личности также уподобляется «сумме текстов», вступающих во взаимодействие с иными текстами, которые образуют культуру. Все существует внутри текста и определяется его различными интерпретациями.

Язык обладает следующими свойствами:

– активность, способность порождать смыслы, а не пассивно отражать мир. Смысл не предшествует языку, а наоборот производится языком.

– Язык, рождая новые смыслы, формирует субъекта, определяет содержание человеческого мышления и культуры.

– Язык свободен, лишен жесткой структуры, многозначен, «ризомен».

– Источником смысла является не Автор, а Читатель (интерпретатор), поэтому центральное место в языковых процессах занимает не создание текста («Письмо»), а «Чтение» как толкование и рождение смысла.

– Порождение и восприятие текста всегда есть игра (без цели, центра, предсказуемости и пр.)

– Язык всегда открыт, не завершен.

Таким образом, в постмодернизме язык субстанциализируется и гипостазируется (наделяется реальным самостоятельным бытием).

С этой общей установкой постмодернизма связаны все остальные его идеи и понятия. Язык подменяет реальность. Человек имеет дело с виртуальностью (от лат. «virtus» – «видимость»). Под «виртуальным» понимается то, чего не существует в действительности, но что дано нам в представлении, изображении. В постмодернизме «виртуальность» понимается как основная форма существования, как нечто первичное по отношению к реальности. Опасностью виртуализации является неразличение искусственной и подлинной реальности, условий игры и жизни. Весь мир – поток информации, система знаков, текстов, «гул языка».

Симулякр — это знак, или изображение, лишенное сходства с тем, что изображает: «копия копий», «знак знаков», копия, не имеющая оригинала в реальности (например – тамагоччи, виртуальная игрушка). Симулякры стали важным элементом социальной жизни, они превратились в самодостаточные знаки и поглотили собой реальные предметы. В симулятивной реальности постмодернового общества нельзя четко провести грань между фикцией и реальностью, фикции сделались реальностью.

«Децентрация» – еще одно ключевое понятие постмодернизма, введенное Деррида. По его мнению, любая структура предполагает фиксацию относительно некоторой центральной точки. Децентрация – это попытка разомкнуть, рассеять структуру, сделать её открытой. Децентрация размывает ценности, низводит «высокую культуру» до культуры массовой, провозглашает эклектическое господство всех стилей, форм и направлений.

История в постмодернизме так же предстает лишенной всякого смысла и направления. В ней господствует случай, закономерностей нет; иерархия как принцип структурной организации уступает место анархии; на место творчества встает деконструкция; центрирование сменяется рассеиванием; вместо традиции, укорененности предлагается ризома (специфическая форма хаотического развития), цель подменяется игрой, определенность — неопределенностью.

Основные принципы философского постмодернизма:

- гносеологический релятивизм;

- объективная сущность — иллюзия;

- истина неоднозначна, множественна;

- действительность не есть данность, она формируется под воздействием человеческих желаний и поступков, которые невозможно предсказывать и контролировать;

- конструкций реальности может быть сколь угодно много и ни одна из них не является окончательно истинной;

 - человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одно истолкование не имеет преимуществ перед другими;

Отличительной чертой постмодернистского мировоззрения является осознание исчерпанности возможностей модернистского мышления и поиск новых методов и средств осмысления реальности. Концепции постмодернизма описывают современное состояние общества, передают широко распространённое умонастроение не только интеллигенции, но уже и широкой массы населения.

премодерн модерн постмодерн

Онтология

мир как творение мир как объективная реальность мир как виртуальность
Бог человек и природа псевдосубъект и псевдообъект (сомнение в существовании объекта и субъекта)
цикличность прогресс конец истории
божественное предопределение закономерность хаос, случайность
чудо как проявление божественной воли отсутствие чудес чудо как нечто бессмысленное и бессодержательное
вещь как знак  (символ) вещь как объект симулякр

Гносеология

вера рационализм иррационализм, «смерть разума»
познание как посвящение и озарение познание как опыт и рассуждение деконструкция
истины Священного писания истина единственна и объективна множественность истин
мифология и религия, философия и теология философия и наука постфилософия, философия и искусство,

Антропология

человек – часть коллектива, принадлежность к сословию пожизненна и наследуема человек – автономный, ответственный, свободный гражданин массовый, изолированный, неукорененный индивид
зависим от традиций, обычаев, религиозных предписаний органичен нормами морали, права, семьей, государством ориентирован на выбор, материальное и культурное потребление, не связан нормами и ценностями, свободен от обязательств
монархия демократия сетевые структуры

Аксиология (ценности)

труд, честность, уважение к старшим, долг, милосердие, совестливость   уважение к личности, частной собственности, ответственность,  толерантность деньги как мера вещей и человека, личная выгода, саморазвитие, самоутверждение, самоорганизация. Адаптационный индивидуализм

 




2019-11-13 412 Обсуждений (0)
Современная западная философия. Экзистенциализм. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современная западная философия. Экзистенциализм.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (412)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)