Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема человека в философии



2019-11-13 320 Обсуждений (0)
Проблема человека в философии 0.00 из 5.00 0 оценок




Человек является основным предметом исследования философии. Если наука познает окружающий мир, то философия – духовный мир человека.

На протяжении всей своей истории человек пытается познать себя – это воплощается в различных философских и религиозных системах. Каждая эпоха создает свое представление о том, что такое человек, какое место он занимает в мире, каковы цели и смысл его существования.

В историческом процессе происходит возрастание человеческой свободы. Одновременно идет процесс самопознания человеком самого себя в мифологии, религии, философии.

В древности человек всецело зависит от природы и от родового коллектива, он не является самостоятельным. Вся его жизнь определяется сложившимися обстоятельствами и традициями. Это отражено в мифологии, в которой человек рассматривается как зависимый от богов и судьбы.

С развитием производства возникают города, происходит разрушение родовой общины. Человек становится более свободным. Возникает философия – свободное мышление о мире, в отличие от мифологии. Человек пытался познать окружающий мир и самого себя с помощью разума. В греческой философии человек рассматривается как существо двойственное, соединяющее в себе разумное и неразумное начала. С точки зрения философии, разумное начало должно господствовать, неразумное – подчиняться. Как разум обеспечивает порядок в космосе, так же он должен обеспечивать порядок в человеческой жизни. Философия рассматривает мудрость как высшую ценность (все люди должны стремиться к мудрости).

В средние века господствующей была христианская религия. Она рассматривала человека как подобие Бога, имеющее бессмертную душу. Христианство обращает внимание человека на его внутренний мир. Учит человека анализировать мотивы своих действий, выделять среди них правильные и неправильные. Одновременно христианство дает образец, на который надо ориентироваться – это Бог. С точки зрения христианства, человек сам не может спастись, он должен следовать заповедям Бога. На место разума ставится вера.

В эпоху Возрождения происходит переход от теоцентризма к антропоцентризму. Земное реабилитируется. Человек рассматривает себя как существо творящее.

В Новое время изменяются общественные отношения, происходит становление капитализма. Человек освобождается от традиционных связей, становится юридически свободным. Он не привязан к своему сословию и месту рождения. Создается представление о человеке как о свободном, разумном индивиде. Им движут его собственные интересы, отстаивая которые он сталкивается с другими людьми. Теперь человек мог многое выиграть и многое потерять. В таком обществе человеку ничего не гарантировано и его положение во многом зависит от его собственных усилий.

С ростом промышленности бурно развивается естествознание. Изменяется представление о мире и месте человека в мире. С открытием Коперника Земля перестает быть центром мира, и человек также теряет свое центральное положение. Мир предстает как бесконечный космос, где все процессы происходят в соответствии с объективными законами. Мир предстает как пустой, холодный, безразличный к человеку, а человек – как слабое, беззащитное существо. Он растерялся перед бесконечностью космического пространства.

Развитие науки, с одной стороны, демонстрировало силу человеческого разума, но, с другой – лишало человека статуса любимого творения Бога. Дальнейшие научные открытия демонстрировали все большую зависимость человека от природных и социальных сил.

С появлением теории Дарвина человек стал рассматриваться как результат процесса эволюции животного мира.

Учение Фрейда еще более принизило человека, показало слабость его разума, зависимость от бессознательного, от животных инстинктов и страстей.

Современное представление о человеке было выражено в философии экзистенциализма. Он рассматривал человека как существо, не имеющее сущности. Человек – существо неопределенное, а значит – свободное. Он живет из будущего и сам себя определяет.

Человек во Вселенной.

В современной науке бесспорным представляется факт, что не только сама наша планета как космический объект, но и жизнь на ней являются следствием общего космического развития.

Существует мнение, что жизнь на земле – это лишь одна из форм существования космической жизни и что человек как мыслящее существо не одинок во Вселенной. Такого мнения придерживался выдающийся русский ученый и философ К. Циолковский. Он был убежден, что человечество в ходе освоения космоса встретится и объединится с иными цивилизациями.

Существует точка зрения, которая исходит из уникальности разумной жизни на планете Земля, проповедует «космическое одиночество» человечества. Такую позицию занимает современный французский ученый М. Фельден. Он объясняет уникальность высокоразвитой жизни на Земле тем, что Солнечная система находится на периферии нашей Галактики и, следовательно, вне досягаемости смертоносных космических лучей. Когда солнечная система попадает в зону повышенной радиации, жизнь на Земле прекратит свое существование. Но это может произойти через несколько миллиардов лет. Основной вывод: в масштабах Вселенной есть место только для одного мыслящего существа – человека, который в состоянии охватить ее своим разумом.



2019-11-13 320 Обсуждений (0)
Проблема человека в философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема человека в философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.04 сек.)