Генетический скрининг.
Генетический скрининг, или генетическое тестирование, был революционным прорывом в конце 70-х годов с появлением технологий рекомбинантных ДНК. Они привели к использованию проб ДНК для обнаружения большого количества генетических вариаций у человека и генов с известными функциями. Количество информации, получаемой с помощью таких проб, огромно, и ее использование требует серьезной этической оценки. Эти знания проложили дорогу многим способам генетического тестирования. Первый и наиболее общий из них − предиктивное тестирование, т.е. тесты для предсказания того, появится ли в будущем то или иное генетическое заболевание. Формы предиктивного тестирования: 1. П ресимптоматическое тестирование, которое проводится еще до появления каких-либо симптомов, для того чтобы определить, являются ли данные индивиды носителями некоторых генетических дефектов с целью предсказания вероятности зачатия генетически неблагополучного ребенка. Так как симптомы у таких людей не проявляются, до тестирования они не чувствуют себя больными и могут ничего не знать о своей предрасположенности к генетическому заболеванию. Разовьется ли оно у них, зависит от их генетической конституции. 2. Пренатальный скрининг,который показывает предрасположенность зародыша к конкретному заболеванию (например, хорее Гентингтона) с помощью ультразвукового исследования, амниоцентеза и/или фетоскопии. Эта форма тестирования обладает значительно большей предсказательной силой, чем пресимптоматическое тестирование, поскольку проводится гораздо раньше, так что пораженный заболеванием зародыш может быть абортирован (или, быть может, вылечен). Обе формы тестирования позволяют заглядывать вперед с тем, чтобы узнать, что может случиться со здоровьем человека в будущем, возможно, отдаленном. Это тип медицинского и даже социального предвидения, которое открывает возможность контроля на нескольких уровнях. Такое знание может быть очень желательным, поскольку может помочь людям избежать болезней и страданий. Оно может также ориентировать профилактические программы на группы риска по тем или иным болезням. С другой стороны, оно ставит тех, кто подвержен определенному генетическому заболеванию, в трудное положение и заставляет их делать выбор, делать который в ином случае им бы не пришлось и который, возможно, они предпочли бы не делать. Незнание тоже может быть ценно. Цели генетического скрининга: 1) содействие улучшению здоровья людей, страдающих генетическими заболеваниями; 2) возможность для носителя некоторого дефектного гена делать информированный выбор в вопросах репродукции; 3) облегчение беспокойства семей или общин, сталкивающихся с перспективой серьезного генетического заболевания. Пресимптоматическое генетическое тестирование в детском и подростковом возрасте поднимает дополнительные вопросы. Были предложены следующие нормы генетического скрининга в детском и подростковом возрасте: 1) тест позволяет выявить заболевания, которые можно лечить или предотвращать; 2) тест не несет непосредственной пользы здоровью несовершеннолетнего, но может быть полезен для принятия решения относительно репродукции; 3) тест не несет пользы ни для здоровья несовершеннолетнего, ни для его репродуктивного выбора, но проводится по просьбе родителей или его самого; 4) тестирование проводится исключительно для пользы другого члена семьи. Существует возможность и множественного тестирования, когда можно обнаружить различные генетические заболевания. Есть основания утверждать, что такая форма тестирования неприемлема, поскольку ее можно проводить и при отсутствии какого-либо эффективного лечения многих заболеваний, да и при отсутствии достаточной квалификации для эффективного скрининга и консультирования. Сама по себе информационная перегрузка представляет трудность для индивида, поскольку она может сделать процесс консультирования бессмысленным или вводящим в заблуждение. Важно учитывать следующие принципы генетического скрининга: 1. Предварительное согласие. Согласие необходимо в силу той важности, которую мы придаем автономии отдельных людей. Генетический скрининг дает информацию о человеке, которая является столь же значимой, как и информация о его печени или стиле жизни. Было бы неэтично проводить генетический скрининг, не получив предварительно информированного согласия человека. 2. Конфиденциальность. Коль скоро было дано информированное согласие на генетический скрининг, все результаты обследования должны оставаться конфиденциальными между самим обследуемым, тем, кто проводит обследование, и тем, кто уполномочен интерпретировать результаты. 3. Обращение с генетической информацией. Существует различие между хранением персональной генетической информации о конкретных людях и хранением анонимной информации о геноме людей в общественных банках данных. Информация об идентифицируемых людях связана с этими людьми и может иметь отношение к их благосостоянию и благополучию. Эта информация после того, как она получена, может быть передана только тем, кого она касается, те же, кто собрал ее, должны держать ее в тайне. Что касается генома человека в целом, то здесь персональная информация не имеет значения и эти ограничения не применяются. Это безличные данные, как безлична информация об устройстве и функционировании человеческой печени. 4. Стигматизация генетически неполноценных людей. Стигматизация людей с генетическими нарушениями невозможна в принципе, коль скоро обеспечивается конфиденциальность. Однако если общество решит приписать больший вес генетическим аберрациям, нежели другим формам нарушений, могут возникнуть проблемы. Но дело здесь не ограничивается генетическими вопросами, и оно даже не связано с достижениями генетики. Сложности возникают из-за взглядов общества на достоинство людей и на ту ценность, которую приписывают отдельным людям вне зависимости от их здоровья, их полезности для общества или от того, во сколько обходится обществу их содержание. Обобщая, можно сказать, что чувствительную информацию о человеке нельзя обрушивать на него насильно, без его просьбы. Право быть информированным не налагает на доктора обязанности информировать пациента без его воли.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |