Вопрос № 20. Развитие творчества и воображения детей дошкольного возраста.
Основные направления развития воображения дошкольника. Развитие воссоздающего, творческого, непроизвольного, произвольного воображения. Зависимость воображения от опыта ребенка. Развитие функций воображения (гностическая, планирующая, защитная). Условия, пути и средства развития воображения. Обогащение опыта, создание предметной среды, создание проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения. Проблема социализации креативных детей. Условия и методы развития креативности в образовательном процессе ДОО. 1) Основные направления развития воображения дошкольника. Воображение - психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности . Отличительной особенностью воображения является, по справедливому выражению С.Л. Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий. Проводя свое исследование, О.М. Дьяченко выделила в процессе функционирования воображения дошкольника два основных этапа: 1) порождение некоторой идеи творческого продукта, 2) создание некоторого плана-замысла реализации этой идеи. Оба эти этапа появляются уже к концу дошкольного детства. Трудность анализа этого процесса заключается в том, что существует два вида и, соответственно, два основных направления в развитии воображения. Условно их можно назвать «аффективное» и «познавательное» воображение. Анализ аффективного воображения можно обнаружить в работах З. Фрейда и его последователей, где указывается, что воображение и творчество являются выражением бессознательных конфликтов, которые прямо связаны с развитием врожденных тенденций. Другое направление в развитии воображения - исследования Ж. Пиаже «познавательного» воображения. В них воображение связывалось с развитием символической функции у ребенка и рассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности. 2) Развитие воссоздающего, творческого, непроизвольного, произвольного воображения Воображение - познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным. Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольное воображение - это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществиться. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников. По связи с прошлым опытом выделяют два вида воображения: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение - это создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. Образы формируются по словесному описанию, схематическому изображению — чертежу, рисунку, географической карте. При этом используются имеющиеся относительно данных объектов знания, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время они отличаются от представлений памяти большим разнообразием, гибкостью и динамичностью элементов образа. Творческое воображение - самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт. 3) Зависимость воображения от опыта ребенка. Л.С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью: 1. Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности. «Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение»; 2. Воображение выступает как средство расширения опыта. Это «высшая форма связи» воображения с реальностью, которая возможна "только благодаря чужому или социальному опыту»; 3. «Эмоциональная связь», которая проявляется двояко: 1) воображение руководствуется эмоциональным фактором - внутренней «логикой чувств», «чувства влияют на воображение», это «наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения» и 2) «воображение влияет на чувства», проявляется "закон эмоциональной реальности воображения»; 4. «Воображение становится действительностью», когда оно «кристаллизируется», «воплощается», начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это «полный круг» творческой деятельности воображения, возможный также и для «субъективного воображения», опирающегося на эмоции. Специфика детского воображения заключается в том, что ребенку присущи преимущественно 1-я и 3-я формы связи воображения с действительностью. Это обусловлено прежде всего недостаточным личным опытом, поэтому «у ребенка воображение беднее, чем у взрослого». Отсюда Л.С. Выготский делает «педагогический вывод» о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности...». 4) Развитие функций воображения (гностическая, планирующая, защитная). - Гностическая функция. Воображение активно способствует познанию (напр., что бы понять не известное явление приходится воображать его) созданный воображением образ облегчает процесс усвоения, особенно при участие образного мышления. - Прогностическая функция. Воображение позволяет увидеть. прокрутить в сознание эпизод, ситуацию, скорректировать её детали. - Защитная функция. Человек использует компенсаторный механизм психики, воображая себя в том качестве, которого ему не достаёт в реальности: сильным, находчивым, успешным (Ребёнок в игре воображает себя лидером при низком уровне социометрического уровня в классе) 5) Условия, пути и средства развития воображения Педагогическое руководство развитием воображения (пути): - создание проблемных, мнимых ситуаций (М.Н.Палагина), - игровая деятельность (разработка роли, сюжета), - организация развивающей предметной среды (Е.В.Заворыгина, Е.М.Гаспарова), - обогащение сенсорного опыта и кругозора, - вариативность в решении задач. Условия и средства развития воображения С помощью ощущений, восприятий, мышления человек узнает о свойствах и связях вещей, процессов, закрепляя все что в памяти в виде образов, мыслей. Именно образы представления, удерживаемые памятью, являются тем строительным материалом, из которого формируются новые образы — образы воображения. Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение (Е.В. Зворыгина, Е.М. Гаспарова и др.). - Создание проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены. Е.Е. Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?» А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры. 7) Проблема социализации креативных детей С педагогической точки зрения одаренные дети - это дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы. Педагогов, впервые встретившихся в своей педагогической практике с одаренными детьми, обычно подкупает их ранняя увлеченность (чтением, музыкой, счетом), повышенная любознательность, большой запас знаний, способность быстро обучаться и сосредотачиваться на выполнении учебного задания на длительное время, исследовательская активность и активность в учебном процессе. Но насколько приятен может быть одаренный ученик в положительных своих проявлениях, настолько же он может быть невыносим в проявлениях отрицательных. При психологическом описании феномена одаренности чаще всего указывают на следующие особенности одаренных детей: Ø Более высокая, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления; Наличие некоторой внутренней установки, направленности личности на занятие интересующей его деятельностью; Ø Необычайно высокая познавательная активность, ненасыщаемая потребность в деятельности; Ø Ранняя готовность к целеустремленному умственному напряжению; Ø Способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Подытоживая разные определения, можно сказать, что в самом общем виде одаренность определяется как повышенный уровень развития одной или нескольких способностей человека, на основе которых он имеет возможность достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые, тем самым, выделяют его среди других представителей данной возрастной или социальной группы. 8) Условия и методы развития креативности в образовательном процессе ДОО. Одним из важнейших факторов развития креативности детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделено шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей. Первым шагом к успешному развитию креативности является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание ихождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различнымиинструментами и материалами. Вторым важным условием развития креативности ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития креативности вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способность развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения. Четвертое условие успешного развития креативности заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития креативности. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ помощи детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. И последнее условие развития креативности ребёнка –это учет его индивидуальных и возрастных особенностей, развитие способностей. · Креативность мы также можем, и должны, развивать во время организованной образовательной деятельности, а именно использовать: Ø Нетрадиционные техники художественно-эстетического развития. Ø Придумывание детьми собственных сказок и стихов. Ø Постановка процесса чтения как полилога. Ø Последующий переход от полилогического чтения к полилогическому обсуждению (на базе коллективной деятельности) Ø Театральная деятельность Ø Социально-продуктивная деятельность старших дошкольников в отношении взрослых и малышей (например, организация подготовишками мини- праздника для младших детей) Ø Изучение в игре и реальной жизни неоднозначных социальных ситуаций Ø Рефлексивные минутки и упражнения Ø Интеллектуальные игры на развитие креативности, разгадывание фокусов и обучение им. Ø Экспериментирование на естественно-научном, то есть наглядном, материале с сопутствующим наблюдением за объектом исследования.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1203)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |