Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос № 20. Развитие творчества и воображения детей дошкольного возраста.



2019-11-13 1203 Обсуждений (0)
Вопрос № 20. Развитие творчества и воображения детей дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные направления развития воображения дошкольника. Развитие воссоздающего, творческого, непроизвольного, произвольного воображения. Зависимость воображения от опыта ребенка. Развитие функций воображения (гностическая, планирующая, защитная). Условия, пути и средства развития воображения. Обогащение опыта, создание предметной среды, создание проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения. Проблема социализации креативных детей. Условия и методы развития креативности в образовательном процессе ДОО.

1) Основные направления развития воображения дошкольника.

Воображение - психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности . Отличительной особенностью воображения является, по справедливому выражению С.Л. Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

Проводя свое исследование, О.М. Дьяченко выделила в процессе функционирования воображения дошкольника два основных этапа: 1) порождение некоторой идеи творческого продукта, 2) создание некоторого плана-замысла реализации этой идеи. Оба эти этапа появляются уже к концу дошкольного детства.

Трудность анализа этого процесса заключается в том, что существует два вида и, соответственно, два основных направления в развитии воображения. Условно их можно назвать «аффективное» и «познавательное» воображение. Анализ аффективного воображения можно обнаружить в работах З. Фрейда и его последователей, где указывается, что воображение и творчество являются выражением бессознательных конфликтов, которые прямо связаны с развитием врожденных тенденций. Другое направление в развитии воображения - исследования Ж. Пиаже «познавательного» воображения. В них воображение связывалось с развитием символической функции у ребенка и рассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности.

2) Развитие воссоздающего, творческого, непроизвольного, произвольного воображения

Воображение - познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным. Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольное воображение - это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществиться. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников.

По связи с прошлым опытом выделяют два вида воображения: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение - это создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. Образы формируются по словесному описанию, схематическому изображению — чертежу, рисунку, географической карте. При этом используются имеющиеся относительно данных объектов знания, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время они отличаются от представлений памяти большим разнообразием, гибкостью и динамичностью элементов образа. Творческое воображение - самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.

3) Зависимость воображения от опыта ребенка.

Л.С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:

1. Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности. «Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение»;

2. Воображение выступает как средство расширения опыта. Это «высшая форма связи» воображения с реальностью, которая возможна "только благодаря чужому или социальному опыту»;

3. «Эмоциональная связь», которая проявляется двояко: 1) воображение руководствуется эмоциональным фактором - внутренней «логикой чувств», «чувства влияют на воображение», это «наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения» и 2) «воображение влияет на чувства», проявляется "закон эмоциональной реальности воображения»;

4. «Воображение становится действительностью», когда оно «кристаллизируется», «воплощается», начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это «полный круг» творческой деятельности воображения, возможный также и для «субъективного воображения», опирающегося на эмоции.

Специфика детского воображения заключается в том, что ребенку присущи преимущественно 1-я и 3-я формы связи воображения с действительностью. Это обусловлено прежде всего недостаточным личным опытом, поэтому «у ребенка воображение беднее, чем у взрослого». Отсюда Л.С. Выготский делает «педагогический вывод» о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности...».

4) Развитие функций воображения (гностическая, планирующая, защитная).

- Гностическая функция. Воображение активно способствует познанию (напр., что бы понять не известное явление приходится воображать его) созданный воображением образ облегчает процесс усвоения, особенно при участие образного мышления.

- Прогностическая функция. Воображение позволяет увидеть. прокрутить в сознание эпизод, ситуацию, скорректировать её детали.

- Защитная функция. Человек использует компенсаторный механизм психики, воображая себя в том качестве, которого ему не достаёт в реальности: сильным, находчивым, успешным (Ребёнок в игре воображает себя лидером при низком уровне социометрического уровня в классе)

5) Условия, пути и средства развития воображения

Педагогическое руководство развитием воображения (пути):

- создание проблемных, мнимых ситуаций (М.Н.Палагина),

- игровая деятельность (разработка роли, сюжета),

- организация развивающей предметной среды (Е.В.Заворыгина, Е.М.Гаспарова),

- обогащение сенсорного опыта и кругозора,

- вариативность в решении задач.

Условия и средства развития воображения
- обогащение опыта

С помощью ощущений, восприятий, мышления человек узнает о свойствах и связях вещей, процессов, закрепляя все что в памяти в виде образов, мыслей. Именно образы представления, удерживаемые памятью, являются тем строительным материа­лом, из которого формируются новые образы — образы вообра­жения.
- Создание предметной среды

Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наря­ду со знакомыми предметами с закрепленными функциями пред­меты неспецифические, полуфункциональные: бросовый мате­риал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение (Е.В. Зворыгина, Е.М. Гаспарова и др.).

 - Создание проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения

Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного реше­ния и ситуаций, когда средства решения не определены. Е.Е. Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в обще­нии с ребенком в целях развития воображения. В младшем до­школьном возрасте целесообразно занять позицию незнающе­го, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 лет стимулом является соревнова­ние со сверстниками, которым руководит взрослый: «Кто при­думает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?» А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отно­шении младших детей, рассказывая им сказки, показывая ин­сценировки, организуя игры.

7) Проблема социализации креативных детей

С педагогической точки зрения одаренные дети - это дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы. Педагогов, впервые встретившихся в своей педагогической практике с одаренными детьми, обычно подкупает их ранняя увлеченность (чтением, музыкой, счетом), повышенная любознательность, большой запас знаний, способность быстро обучаться и сосредотачиваться на выполнении учебного задания на длительное время, исследовательская активность и активность в учебном процессе.

Но насколько приятен может быть одаренный ученик в положительных своих проявлениях, настолько же он может быть невыносим в проявлениях отрицательных.

При психологическом описании феномена одаренности чаще всего указывают на следующие особенности одаренных детей:

Ø Более высокая, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления;

Наличие некоторой внутренней установки, направленности личности на занятие интересующей его деятельностью;

Ø Необычайно высокая познавательная активность, ненасыщаемая потребность в деятельности;

Ø Ранняя готовность к целеустремленному умственному напряжению;

Ø Способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.

Подытоживая разные определения, можно сказать, что в самом общем виде одаренность определяется как повышенный уровень развития одной или нескольких способностей человека, на основе которых он имеет возможность достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые, тем самым, выделяют его среди других представителей данной возрастной или социальной группы.

8) Условия и методы развития креативности в образовательном процессе ДОО.

Одним из важнейших факторов развития креативности детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделено шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию креативности является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание ихождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различнымиинструментами и материалами.

Вторым важным условием развития креативности ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития креативности вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способность развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного

обучения.

Четвертое условие успешного развития креативности заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития креативности. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ помощи детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. И последнее условие развития креативности ребёнка –это учет его индивидуальных и возрастных особенностей, развитие способностей.

· Креативность мы также можем, и должны, развивать во время организованной

образовательной деятельности, а именно использовать:

Ø Нетрадиционные техники художественно-эстетического развития.

Ø Придумывание детьми собственных сказок и стихов.

Ø  Постановка процесса чтения как полилога.

Ø Последующий переход от полилогического чтения к полилогическому

обсуждению (на базе коллективной деятельности)

Ø Театральная деятельность

Ø Социально-продуктивная деятельность старших дошкольников в отношении

взрослых и малышей (например, организация подготовишками мини-

праздника для младших детей)

Ø Изучение в игре и реальной жизни неоднозначных социальных ситуаций

Ø Рефлексивные минутки и упражнения

Ø Интеллектуальные игры на развитие креативности, разгадывание фокусов и

обучение им.

Ø Экспериментирование на естественно-научном, то есть наглядном,

материале с сопутствующим наблюдением за объектом исследования.

 



2019-11-13 1203 Обсуждений (0)
Вопрос № 20. Развитие творчества и воображения детей дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос № 20. Развитие творчества и воображения детей дошкольного возраста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)