Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отличие совместной деятельности от деятельности «рядом, но не вместе»



2019-11-13 992 Обсуждений (0)
Отличие совместной деятельности от деятельности «рядом, но не вместе» 0.00 из 5.00 0 оценок




Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Д. Н. Исаев выделяет следующие отличительные признаки совместной деятельности:

- пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними - обмена действиями, информацией, а также взаимной перцепции;

- наличие единой цели, предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из участников;

- наличие органов организации и руководства, воплощенных либо в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределенных:

- разделение процесса деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей;

- возникновение в процессе деятельности межличностных отношений на основе предметно-заданных функционалъно-ролевых взаимодействий, приобретающих со временем относительно самостоятельный характер.

Деятельность «рядом, но не вместе» не предполагает наличие общей цели и стремления к ней. Дети могут играть рядом, но при этом каждый занят своим делом, манипулирует игрушкой, которая ему интересна и при этом не обращает внимания на других детей. Особенно ярко такое проявление видно у детей младшего дошкольного возраста, где главным становится манипулирование с предметами, а не взаимодействие детей друг с другом.

Составляющие совместной деятельности:

 Общая цель - центральный компонент ее структуры, понимаемый как идеально представленный результат, к которому стремится группа. Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает участников к цели. Наличие цели требует вполне определенной системы действий по ее достижению. Важно научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель самостоятельной деятельности, предусматривать пути ее осуществления.

Общий мотив побуждает общность детей к сотрудничеству. Мотивы в значительно большей степени переживаются, чем осознаются детьми. Эмоции детей раскрывают их мотивы в стремлении участвовать во взаимодействии со сверстниками, желании или нежелании принять мотивы действий партнеров, переживании успеха или не успеха собственных действий, переживании удач или неудач взаимодействия с партнером, эмоциональной оценке результата, эмоциональном отношении к партнеру. Совместная деятельность создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных детей, так как они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других. Общая направленность ребенка на взаимодействие со сверстником постепенно перерастает в осознанное стремление вместе с другими наиболее адекватным способом сделать дело, получить нужный всем результат.

Совместные действия, т.е. такие элементы, которые направлены на выполнение текущих задач. К ним можно отнести операции по осознанию цели совместной деятельности, систему индивидуальных действий, систему действий по согласованию индивидуальных операций, коррекцию действий участниками взаимодействия действия по совмещению мотивов, участвующих в социальном контакте детей, действия сравнения результата с предполагаемым.

Общий результат. Результатом совместной деятельностью является - развитие группы, индивидуальное развитие. Таким образом, для осуществления сотрудничества необходимо взаимное согласование участников на уровне целей, планирования, регуляции и достижении общего результата деятельности. Это требует распределения выполняемых функций между участниками взаимодействия и предполагает возникновение связей их друг с другом.

типы мотивации, которые лежат в основе совместной партнерской деятельности:

1. Личная заинтересованность ребенка. Продукт деятельности, которой занимается ребенок, будет принадлежать только ему. Работа, поделки, выполненные детьми не предназначаются для выставки, отчета. Они изготавливают их для себя по причине личной заинтересованности.

2. Интерес к личности сверстника. Интерес к его увлечениям, способностям.

3. Общение и стремление к совместным действиям со сверстником становятся одной из важнейших социальных потребностей ребенка старшего дошкольного возраста. Процесс общения и совместной деятельности в известном смысле моделирует субъектный тип социального взаимодействия "на равных". Старший дошкольный возраст связан с достижением ребенком определенного уровня социально- личностного развития, его формирования как члена общества, что является значимым фактором для возможности развития детского сотрудничества. Старший дошкольный возраст является благоприятным для освоения ребенком социально-ценных моделей взаимодействия со взрослым и сверстниками и для развития совместной деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся у детей высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а с другой - развитием элементов произвольности, самопознания, развивающейся потребностью к обобщению переживаний, что в целом способствует достижению определенного уровня самостоятельности и активности во взаимоотношениях.

4. Игровая мотивация. Партнерская деятельность организуется на основе игры, которая в разном возрасте имеет свою специфику. Ранний возраст - преобладают действия с предметами. Взрослый может обратиться к детям с таким предложением: «Ребята, кукла не причесана, ее надо расчесать». 4-5 лет - основной компонент игры – это роль, ролевое поведение Педагог может спросить у детей, кто из них возьмет роль мамы, а кто – сестры. При этом выбор роли дети осуществляют самостоятельно. В старшем дошкольном возрасте главное для игры – это взаимоотношения детей, сюжетосложение. Детям интересно проигрывать модели социальных отношений взрослых. При этом вымышленный сюжет требует сначала постановки игровой задачи, а потом – учебной. Разберем такой пример – знакомство детей с холодными и теплыми цветами. При этом игровая задача для ребенка формулирует так: «Подбери букет для Снегурочки». Учебная задача такова: «Мы будем учиться смешивать краски для получения холодных и теплых цветов».



2019-11-13 992 Обсуждений (0)
Отличие совместной деятельности от деятельности «рядом, но не вместе» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отличие совместной деятельности от деятельности «рядом, но не вместе»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (992)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)