Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос № 21. Виды и формы организации детского труда в дошкольной организации и семье.



2019-11-13 1247 Обсуждений (0)
Вопрос № 21. Виды и формы организации детского труда в дошкольной организации и семье. 0.00 из 5.00 0 оценок




Отличительные особенности детского и взрослого труда. Направления трудового воспитания в дошкольном образовании. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых и организация относительно самостоятельной трудовой деятельности дошкольников. Виды труда дошкольника, их специфика, значение и возможности включения детей разных возрастных групп. Формы организации труда дошкольников. Структура трудовой деятельности ребенка.  Требования к организации детского труда: систематичность, посильность рабочей нагрузки, правильный подбор оборудования для труда, учет интересов и склонностей детей, единый подход со стороны детского сада и семьи.

 

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста, так как в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Мера участия педагога в организации и реализации трудовой деятельности ребенка определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, их общим развитием, наличием соответствующих способностей.

Трудовая деятельность — это осознанная целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира
для удовлетворения потребностей личности или общества,
в том числе для производства товаров или оказание услуг

Трудовое воспитаниедошкольников - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность
(Логинова В.И., Нечаева В.Г.).

Специфика детского труда

- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей;
- труд детей носит ситуативный и необязатель­ный характер, а у взрослого – нормированный рабочий день и должностная инструкция;
- если ребенок устал, нездоровится или потерял интерес к труду, то он прекращает трудиться, а взрослый продолжает, преодолевая эти состояния силой воли;
- взрослый за труд получает материальное вознаграждение, а ребенок – моральное;
- трудовые действия ребенка иногда носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;

- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой: выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот.
- трудовая деятельность дошкольника находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
- в процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и умения, а навыки, помогающие ребенку стать независимым, самостоятельным;
- при оценке результата труда ребенок сконцентрирован на количестве вложенных усилий, а не на качестве выполненной работы.

 

Цель трудового воспитания дошкольников – формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности

Задачи трудового воспитания дошкольников ( В.И. Логинова В.Г. Нечаева ):

1 - воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда;
2 - развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное усложнение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, быстро;

3 - формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, привычка к трудовому усилию, заботливость, ответственность, бережливость, умение экономно расходовать материалы, готовность помочь;
4 - развитие навыков организации работы: умение заранее готовить все необходимое и убирать на место инструменты и мусор после работы;
5 - воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми: умение работать согласованно, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

 

Виды труда. Формы организации труда детей. Методы педагогического руководства трудовой деятельностью детей.

Содержание трудового воспитания дошкольника включает в себя 2 группы: 1 - ознакомление детей с трудом взрослых; 2 – виды труда дошкольника (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд детей в природе, ручной труд.)

 Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

 Пути организации бытового труда взрослых, при котором дети используют примеры поведения взрослых: показ разнообразного труда взрослых и объяснение его значения; и непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.

Наблюдения за трудом взрослых имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, приобретает коллективный характер. Это позволяет шире использовать труд как средство нравственного воспитания детей: формирования настойчивости и целеустремленности, понимания необходимости труда в жизни людей и уважения к нему, положительных взаимоотношений в процессе коллективной трудовой деятельности

В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно бытовой труд, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате, и на участке.

Этот труд как, не какой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правело, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу.

Хозяйственно- бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел; особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, няне маме.) способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а в месте с тем коллективистических начал личности дошкольника. Он создает больше возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например: участие в наведении порядка в групповой комнате.) предварительного его планирования; умения подобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу хорошо и своевременно. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда.

Хозяйственно-бытовой труд в детском саду разнообразен по содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке. В работе с детьми шестого года жизни уделяет большое внимание дальнейшему расширению процессов хозяйственно – бытового труда: во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няни убирать со стола посуду. Повышаются требования к правильному пользованию предметами домашнего обихода, оборудованием труда.

Хозяйственно – бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности, организованности, понимание необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему, воспитание положительности, организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей, уважение к нему, воспитание положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности.

Активное участие детей седьмого жизни в хозяйственно – бытовом труде осуществляется одновременно в двух направлениях: через коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнения поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели деятельности, полезной окружающим. Скажем, навести порядок на веранде у малышей, подмести на их участке площадку, Можно предложить детям помочь взрослым навести порядок в групповой комнате, спальне, стереть пыль со шкафов.

Генетически первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом. Характерной его особенностью является направленность на себя, а содержанием – умение обслуживать себя. На необходимость этого вида труда для детей дошкольного возраста обращала внимание Н.К.Крупская. общественная значимость его состоит в том, что ребенок освобождает других от обслуживания себя. Кроме того, в процессе самообслуживания он овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и в результате становится самостоятельным, удовлетворяет свою потребность в деятельности, накапливает знания о предметах, приучается к трудовому усилию.

Труд в природе требует от известного круга знаний о жизни растений и животных, умения контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Он складывается из процессов кормления животных, чистки их клеток, поливки и мытья растений, поддонников, рыхления почвы, посадок, посева и т.д. Этот вид труда характеризуется тем, что, с одной стороны, он направлен на удовлетворение потребностей детей, группы в целом, с другой – на охрану природы. Дети приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопаты, грабли, лейки и т.д.), учатся добиваться результатов, учитывать далекую цель. Труд в природе в последующем перерастет в один из видов производительного труда. В этом его особое значение.

Ручной труд появляется в старшей группе. Дети изготовляют из бумаги игрушки, коробочки, пакетики для сбора семян, ремонтируют книги, сколачивают или изготовляют простейшие игрушки из дерева и других материалов. Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой, пилой-ножовкой, клещами, молотком, а также знания материалов. Поэтому он вводится после того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых. По словам Крупской Н.К., он формирует у ребенка политехнические подходы к материалам, инструментам; дети учатся отбирать материалы с учетом их свойств. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготовлять вещи по рисунку и т.д. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка.

В дошкольных учреждениях используются две формы организации самостоятельного труда детей:

1 - индивидуальный труд (поручения и дежурства);

2 - коллективный или совместный труд.

Задачи воспитателя – максимально реализовать их возможности в целях воспитания детей.

Индивидуальный труд осуществляется с различными целями. Наиболее часто он организуется воспитателем в тех случаях, когда кто-то из детей не мог участвовать в обучающем занятии или в силу индивидуальных особенностей не освоил тот или иной трудовой процесс. Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить ребенка выполнять его в целом или наиболее трудную его часть.

Коллективный труд возможен уже в дошкольном возрасте. Коллективному труду свойственны следующие особенности: общая цель, разделение труда между работающими, коллективный результат труда, общая ответственность за него участников труда, зависимость участников друг от друга. Именно в коллективном труде возникают объективные условия для воспитания детей: для появления взаимопомощи, взаимной требовательности, ответственности, добросовестности и т.п.

Наиболее простая разновидность организации коллективного труда – общий труд, который характеризуется объединением детей в двух элементах: общая цель и общий результат труда. Процесс же труда протекает как индивидуальный. Например, каждый ребенок протирает по одному растению, а общий итог – все растения чистые. Обобщение результатов в единый результат труда дает возможность каждому почувствовать себя членом работающего коллектива, понимать зависимость результата труда от работы каждого. Однако введение общего труда возможно, когда дети уже владеют соответствующими трудовыми процессами.

Совместный труд – более сложная разновидность коллективного труда – предполагает достижение коллективного результата труда проведения последовательных трудовых действий над объектом труда, который переходит от одного участника труда к другому. Каждый участник выполняет лишь одно действие и, достигнув промежуточный результат, передает объект труда другому. Детей объединяет общая цель труда, факты приемки и сдачи изделия, общий результат, который объединяет усилия всех. Совместный труд дает возможность почувствовать важность совместных усилий, необходимость общего темпа, качества выполнения своей части труда каждым его участником.

Совместный труд применяется в старшем дошкольном возрасте. Он требует хорошего знания структуры трудового процесса, знания количества и последовательности трудовых действий, требований к промежуточным и конечному результату, сформированного умения выполнять все компоненты трудового процесса.

Методы педагога в руководстве трудом детей должны быть направлены на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее исправить, оказать необходимую помощь. При таких приемах педагогического руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту перехода в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

Мера участия педагога в организации и реализации трудовой деятельности ребенка зависит от :

1. От возрастных и индивидуальных особенностей детей

2. От наличия соответствующих трудовых умений

3. От сложности трудовой деятельности

4. От объема работы

5. От наличия соответствующих трудовых умений

 

Педагогические условия организации
        трудовой деятельности детей

1 - У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, если выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах !!!
2 - Для того, чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу: создавать мотивацию предстоящей деятельности, меньше критиковать, больше хватить детей, подчеркивая важность и нужность их помощи, а также их ловкость, силу, скорость, слаженность работы и умение помогать друг другу и т.п
3 - Педагог должен строго соблюдать нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допускать их перегрузки и переутомления.
4 - До того, как дети утомились, необходимо провести обсуждение процесса и результатов труда.
5 - Проводить инструктаж по ТБ: обращать внимание на правильность использования инструментов и орудий труда.

 




2019-11-13 1247 Обсуждений (0)
Вопрос № 21. Виды и формы организации детского труда в дошкольной организации и семье. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос № 21. Виды и формы организации детского труда в дошкольной организации и семье.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)