Вопрос № 23. Характеристика примерной образовательной программы дошкольного образования.
Стандартизация дошкольного образования в РФ. Дошкольное образование как уровень общего образования. Требования ФГОС ДО к структурным компонентам основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования: содержание целевого раздела ООП ДО: пояснительная записка и планируемые результаты освоения ООП ДО. Требования к обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений ООП ДО. Структура и содержание содержательного раздела ООП ДО. Организация инклюзивного образования в ДОО. Структура и содержание организационного раздела ООП ДО. Требования ФГОС ДО к дополнительному разделу ООП ДО. Стандартизация дошкольного образования в РФ. Дошкольное образование как уровень общего образования. Требования ФГОС ДО к структурным компонентам основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования: содержание целевого раздела ООП ДО: пояснительная записка и планируемые результаты освоения ООП ДО (смотри ФГОС ДО п.2.1) Требования к обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений ООП ДО (смотри ФГОС ДО пункт 3.1.) Структура и содержание содержательного раздела ООП ДО (смотри ФГОС пункт 2.10.2) Организация инклюзивного образования (смотри ФГОС п.2.10.2) в ДОО. Требования ФГОС ДО к дополнительному разделу ООП ДО. Стандартизация в образовании - деятельность по установлению норм, правил и требований в целях обеспечения: - безопасности жизни и здоровья непосредственных участников образовательного процесса; - повышения качества образования; - экономии все видов ресурсов; - единства измерения результатов образовательного процесса. Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, а все образовательные программы общего образования, в том числе и дошкольного, являются преемственными (п. 1 ч. 4 ст. 10; ч. 1 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). В настоящее время, согласно Федеральному закону, образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий …, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Образовательные программы дошкольного образования относятся к основным общеобразовательным программам. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (статья 12 ФЗ). Требования ФГОС ДО к структурным компонентам основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования: содержание целевого раздела ООП ДО: пояснительная записка и планируемые результаты освоения ООП ДО. (смотри ФГОС ДО п.2.1) II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему 2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта. 2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы. 2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Целевой раздел ООП ДО включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка должна раскрывать: -цели и задачи реализации Программы; -принципы и подходы к формированию Программы; -значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья). 3.1. Требования к условиям реализации основной образовательной программы ФГОС дошкольного образования: (смотри ФГОС ДО пункт 3.1.) Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к развивающей предметно-пространственной среде Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Структура и содержание содержательного раздела ООП ДО 2.10.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие детей в соответствии с пятью образовательными областями (смотри ФГОС пункт 2.10.2) Содержательный раздел Программы должен включать: а) содержание образовательной работы по пяти образовательным областям с учётом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; б) описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в) содержание работы по коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. В Содержательном разделе Программы должны быть представлены: характеристика жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, формируется участниками образовательных отношений самостоятельно, с учётом (при необходимости) парциальных образовательных и иных программ. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: * специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; * выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива; * поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы; * сложившиеся традиции Организации (группы). Организация инклюзивного образования в ДОО (смотри ФГОС п.2.10.2) Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Содержание раздела должно предусматривать описание специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: ● обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; ● освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения данный раздел оформляется авторами Программы так, как они считают целесообразным. Требования ФГОС ДО к дополнительному разделу ООП ДО. Краткая презентация (дополнительный раздел) Краткая презентации ООП ДО является дополнительным разделом ООП. Краткая презентация должна быть ориентирована на родителей и доступна для ознакомления (размещена на сайте Организации). В соответствии с ФГОС, в краткой презентации ООП ДО должны быть указаны: · возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП ДО, в том числе категории детей с ОВЗ, если ООП ДО предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей; · используемые примерные программы; · характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. Стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования. В стандарте учитываются равные возможности освоения ребенком образовательной программы на разных этапах ее реализации, а также индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Содержание программы также должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: - предметно-пространственная развивающая образовательная среда; - характер взаимодействия со взрослыми; - характер взаимодействия с другими детьми; - система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
© Ссылка на источник: http://sch1240.mskobr.ru/info_edu/standards/kratko_o_fgos_doshkol_nogo_obrazovaniya/
. С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО. Он разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании» в РФ. Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.
Документы, лежащие в основе разработки стандарта это: - Конституция РФ: - Законодательные документы РФ, в том числе «Закон об образовании»; - Конвенция ООН о правах ребенка.
Давайте рассмотрим значение слова «Стандарт» Стандарт - это образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения (словарь Ожегова).
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Таким образом, ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования. По словам Александра Асмолова «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства». И еще одна его цитата: «Стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».
ФГОС ДО - требование нового закона «Об образовании», в котором дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, т. к. все уровни образования стандартизируются. Стандарты разрабатываются, чтобы придать российскому образованию единство. Стандарт для всех уровней образования имеет одинаковую структуру (общие положения, требование к структуре образовательной программы ДОУ и ее объему, требования к условиям реализации ООП ДО, требования к результатам освоения ООП ДО)
В основе ФГОС ДО заложены принципы. 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (это новация) 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Особенности ФГОС ДО Дошкольное детство является не периодом подготовки к школе, а самоценным этапом жизни человека, на котором закладываются фундаментальные личностные качества Дошкольное образование - важнейшее условие реализации потенциала развития личности, формирования ее идентичтости, базовой культуры детей, их позитивной социализации и личностного роста в условиях информационного общества
Особенности современного детства Социокультурная ситуация развития ребенка дошкольного возраста • неравенство доступа к качественному дошкольному образованию • распад сети ведомственных дошкольных организаций • фактическое отсутствие бизнес-структур, заинтересованных в развитии и поддержке системы дошкольного образования • деформация традиционного уклада воспитания ребёнка в семье и рост числа неполных семей, сужение родственных связей, преобладание однодетных семей и пр.
Особенности ФГОС дошкольного образования ФГОС основа разработки • Конституция Российской Федерации • Конвенция ООН о правах ребенка • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» • Семейный кодекс Российской Федерации учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации
ФГОС направлен на обеспечение • формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека • равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса • становления основ российской гражданской идентичности детей дошкольного возраста • формирования социокультурной среды дошкольного детства • развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка • поддержки разнообразия детства через развитие вариативности дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей развития, интересов и образовательных потребностей воспитанников (включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов) • преемственности дошкольного и начального уровней общего образования
ФГОС дошкольного образования является ориентиром для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования • Родители имеют право на получение методической, психологопедагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в образовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. • Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов РФ
Преемственность уровней образования (единая философия образования для всех уровней образования) Миссия дошкольного образования - становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости
Ожидания от системы дошкольного образования • государство – готовность к школе и полноценное социальное психоэмоциональное и физическое развитие ребенка • для работающих родителей – доступность высококачественного ухода и присмотра за ребенко
ФГОС обеспечивает : • единство образовательного пространства Российской Федерации • преемственность основных образовательных программ • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся • государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей,достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Образовательные программы дошкольного образования основаны на индивидуальном подходе к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
ФГОС должен предусматривать: • устойчивую тенденцию роста детей с ОВЗ • семейное неблагополучие • строго определенные варианты и формы организации образования каждой категории дошкольников с ОВЗ • необходимость создания сетей ДОУ комбинированного вида с научно-обоснованной регламентацией взаимодействия общего и специального дошкольного образования
ФГОС требования к результатам: • Результаты освоения Общеобразовательной Программы дошкольного образования обеспечивают полноценное развитие детей дошкольного возраста, необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им образовательной программы следующего уровня общего образования Цели оценивания Помочь детям оценить собственный прогресс, понять, чему учиться и что делать, развивать интерес к познанию Помочь родителям в познании мира ребенка, оценить социальную компетентность ребенка, понимать особенности взросления своих детей, сформировать реалистичные ожидания по отношению к своим детям, понять особенности образовательной программы и сотрудничать с педагогами в целях обеспечения детей лучшими образовательными возможностями. Портрет выпускника детского сада: • любящий свою семью, принимающий ее ценности и традиции; • любящий свою Родину, эмоционально реагирующий на государственные символы, проявляющий любознательность к истории и культуре своей малой Родины, народа, России; • осознающий себя личностью, проявляющий заботу и внимание к окружающим; • умеющий организовать игровую деятельность самостоятельно и в группе; • мотивированный на исследовательскую и творческую деятельность, способный к самостоятельному поиску решений; • владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, мотивированный к познанию; • осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности; • осознающий и принимающий элементарные общественные нормы и правила поведения, владеющий элементарными навыками управления эмоциональным состоянием, здорового и безопасного образа жизни; • владеющий средствами вербального и основами невербального общения.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (769)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |