Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос № 23. Характеристика примерной образовательной программы дошкольного образования.



2019-11-13 769 Обсуждений (0)
Вопрос № 23. Характеристика примерной образовательной программы дошкольного образования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Стандартизация дошкольного образования в РФ. Дошкольное образование как уровень общего образования. Требования ФГОС ДО к структурным компонентам основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования: содержание целевого раздела ООП ДО: пояснительная записка и планируемые результаты освоения ООП ДО. Требования к обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений ООП ДО. Структура и содержание содержательного раздела ООП ДО. Организация инклюзивного образования в ДОО. Структура и содержание организационного раздела ООП ДО. Требования ФГОС ДО к дополнительному разделу ООП ДО.

Стандартизация дошкольного образования в РФ.

Дошкольное образование как уровень общего образования.

Требования ФГОС ДО к структурным компонентам основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования: содержание целевого раздела ООП ДО: пояснительная записка и планируемые результаты освоения ООП ДО (смотри ФГОС ДО п.2.1)

Требования к обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений ООП ДО (смотри ФГОС ДО пункт 3.1.)

Структура и содержание содержательного раздела ООП ДО (смотри ФГОС пункт 2.10.2)

Организация инклюзивного образования (смотри ФГОС п.2.10.2)

в ДОО.

Требования ФГОС ДО к дополнительному разделу ООП ДО.

Стандартизация в образовании - деятельность по установлению норм, правил и требований в целях обеспечения:

- безопасности жизни и здоровья непосредственных участников образовательного процесса;

- повышения качества образования;

- экономии все видов ресурсов;

- единства измерения результатов образовательного процесса.

Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, а все образовательные программы общего образования, в том числе и дошкольного, являются преемственными (п. 1 ч. 4 ст. 10; ч. 1 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В настоящее время, согласно Федеральному закону, образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий …, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательные программы дошкольного образования относятся к основным общеобразовательным программам. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (статья 12 ФЗ).

Требования ФГОС ДО к структурным компонентам основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования: содержание целевого раздела ООП ДО: пояснительная записка и планируемые результаты освоения ООП ДО. (смотри ФГОС ДО п.2.1)

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта. 2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы. 2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Целевой раздел ООП ДО включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка должна раскрывать:

-цели и задачи реализации Программы;

-принципы и подходы к формированию Программы;

-значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).

3.1. Требования к условиям реализации основной образовательной программы ФГОС дошкольного образования: (смотри ФГОС ДО пункт 3.1.)

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Структура и содержание содержательного раздела ООП ДО

2.10.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие детей в соответствии с пятью образовательными областями (смотри ФГОС пункт 2.10.2)

Содержательный раздел Программы должен включать:

а) содержание образовательной работы по пяти образовательным областям с учётом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) содержание работы по коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В Содержательном разделе Программы должны быть представлены:

характеристика жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

особенности работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках;

особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

способы и направления поддержки детской инициативы;

особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, формируется участниками образовательных отношений самостоятельно, с учётом (при необходимости) парциальных образовательных и иных программ.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

* специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

* выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;

* поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

* сложившиеся традиции Организации (группы).

Организация инклюзивного образования в ДОО (смотри ФГОС п.2.10.2)

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Содержание раздела должно предусматривать описание специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

● обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

● освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения данный раздел оформляется авторами Программы так, как они считают целесообразным.

Требования ФГОС ДО к дополнительному разделу ООП ДО.

Краткая презентация (дополнительный раздел)

Краткая презентации ООП ДО является дополнительным разделом ООП. Краткая презентация должна быть ориентирована на родителей и доступна для ознакомления (размещена на сайте Организации).

В соответствии с ФГОС, в краткой презентации ООП ДО должны быть указаны:

· возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП ДО, в том числе категории детей с ОВЗ, если ООП ДО предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

· используемые примерные программы;

· характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования. В стандарте учитываются равные возможности освоения ребенком образовательной программы на разных этапах ее реализации, а также индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. 

Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Содержание программы также должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: - предметно-пространственная развивающая образовательная среда; - характер взаимодействия со взрослыми; - характер взаимодействия с другими детьми; - система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

 

© Ссылка на источник: http://sch1240.mskobr.ru/info_edu/standards/kratko_o_fgos_doshkol_nogo_obrazovaniya/

 

. С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО. Он разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании» в РФ. Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.

 

 Документы, лежащие в основе разработки стандарта это:

- Конституция РФ:

 - Законодательные документы РФ, в том числе «Закон об образовании»;

- Конвенция ООН о правах ребенка.

 

Давайте рассмотрим значение слова «Стандарт»

 Стандарт - это образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения (словарь Ожегова).

 

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Таким образом, ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования. По словам Александра Асмолова

 «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства». И еще одна его цитата: «Стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

 

ФГОС ДО - требование нового закона «Об образовании», в котором дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, т. к. все уровни образования стандартизируются. Стандарты разрабатываются, чтобы придать российскому образованию единство. Стандарт для всех уровней образования имеет одинаковую структуру (общие положения, требование к структуре образовательной программы ДОУ и ее объему, требования к условиям реализации ООП ДО, требования к результатам освоения ООП ДО)

 

В основе ФГОС ДО заложены принципы.

 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (это новация)

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

 

Особенности ФГОС ДО

 Дошкольное детство является не периодом подготовки к школе, а самоценным этапом жизни человека, на котором закладываются фундаментальные личностные качества Дошкольное образование - важнейшее условие реализации потенциала развития личности, формирования ее идентичтости, базовой культуры детей, их позитивной социализации и личностного роста в условиях информационного общества

 

Особенности современного детства

Социокультурная ситуация развития ребенка дошкольного возраста

• неравенство доступа к качественному дошкольному образованию

• распад сети ведомственных дошкольных организаций

• фактическое отсутствие бизнес-структур, заинтересованных в развитии и поддержке системы дошкольного образования

• деформация традиционного уклада воспитания ребёнка в семье и рост числа неполных семей, сужение родственных связей, преобладание однодетных семей и пр.

 

Особенности ФГОС дошкольного образования ФГОС основа разработки

 • Конституция Российской Федерации

 • Конвенция ООН о правах ребенка

• ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 • Семейный кодекс Российской Федерации учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации

 

ФГОС направлен на обеспечение

 • формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности

 • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека

 • равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса

• становления основ российской гражданской идентичности детей дошкольного возраста

 • формирования социокультурной среды дошкольного детства

 • развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка

• поддержки разнообразия детства через развитие вариативности дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей развития, интересов и образовательных потребностей воспитанников (включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов)

• преемственности дошкольного и начального уровней общего образования

 

ФГОС дошкольного образования является ориентиром для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования

• Родители имеют право на получение методической, психологопедагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в образовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

 • Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов РФ

 

Преемственность уровней образования (единая философия образования для всех уровней образования)

 Миссия дошкольного образования - становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости

 

Ожидания от системы дошкольного образования

 • государство – готовность к школе и полноценное социальное психоэмоциональное и физическое развитие ребенка

• для работающих родителей – доступность высококачественного ухода и присмотра за ребенко

 

ФГОС обеспечивает

: • единство образовательного пространства Российской Федерации

 • преемственность основных образовательных программ

• вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся

 • государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей,достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Образовательные программы дошкольного образования основаны на индивидуальном подходе к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

 

ФГОС должен предусматривать:

 • устойчивую тенденцию роста детей с ОВЗ

• семейное неблагополучие

• строго определенные варианты и формы организации образования каждой категории дошкольников с ОВЗ

 • необходимость создания сетей ДОУ комбинированного вида с научно-обоснованной регламентацией взаимодействия общего и специального дошкольного образования

 

ФГОС требования к результатам:

• Результаты освоения Общеобразовательной Программы дошкольного образования обеспечивают полноценное развитие детей дошкольного возраста, необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им образовательной программы следующего уровня общего образования

Цели оценивания

Помочь детям оценить собственный прогресс, понять, чему учиться и что делать, развивать интерес к познанию Помочь родителям в познании мира ребенка, оценить социальную компетентность ребенка, понимать особенности взросления своих детей, сформировать реалистичные ожидания по отношению к своим детям, понять особенности образовательной программы и сотрудничать с педагогами в целях обеспечения детей лучшими образовательными возможностями.

Портрет выпускника детского сада:

• любящий свою семью, принимающий ее ценности и традиции;

• любящий свою Родину, эмоционально реагирующий на государственные символы, проявляющий любознательность к истории и культуре своей малой Родины, народа, России;

 • осознающий себя личностью, проявляющий заботу и внимание к окружающим;

• умеющий организовать игровую деятельность самостоятельно и в группе;

 • мотивированный на исследовательскую и творческую деятельность, способный к самостоятельному поиску решений;

• владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, мотивированный к познанию;

• осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности;

 • осознающий и принимающий элементарные общественные нормы и правила поведения, владеющий элементарными навыками управления эмоциональным состоянием, здорового и безопасного образа жизни;

• владеющий средствами вербального и основами невербального общения.




2019-11-13 769 Обсуждений (0)
Вопрос № 23. Характеристика примерной образовательной программы дошкольного образования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос № 23. Характеристика примерной образовательной программы дошкольного образования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (769)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)