Индивидуальные задания
Составить плановую калькуляцию себестоимости двух изделий (по вариантам). Исходные данные приведены в таблице 61.
Таблица 61 – Исходные данные для расчета себестоимости
Отчисления на социальные нужды по ставке 34,6%. Согласно учетной политике вся сумма общепроизводственных расходов включается в себестоимость продукции (таблица 62).
Таблица 62 - Расчет общепроизводственных расходов.
Порядок выполнения работы: 1. Согласно индивидуальному варианту выписать данные по изделиям из таблиц 61 и 62. 2. Квартальную программу выпуска каждый студент рассчитывает индивидуально по формуле: Nквинд=Nкв + последние три цифры в зачетке Например, индивидуальный вариант студента – 4. Последние три цифры ХХХХХ6/12, тогда квартальная программа будет равна 18000+612=18612 штук 3. Рассчитать, на сколько изменится себестоимость изделий за счет эффекта масштаба производства при увеличении производственной программы изделий на 25%, а общепроизводственных расходов на 15%.
Качество и сертификация продукции Краткое содержание темы Сущность, показатели оценки, измерители качества продукции. Факторы, определяющие качество продукции. Система показателей качества: обобщающие и дифференцированные. Методы оценки качества. Пути повышения качества продукции. Методы совершенствования качества продукции и процессов. Влияние уровня качества продукции на экономическое развитие предприятия. Понятие системы качества. Принципы построения системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов. Сертификация систем качества. Показатели эффективности систем качества. Контроль качества продукции в организации. Планирование качества продукции предприятия. Процессный подход к управлению качеством. Сертификация продукции. Органы сертификации и порядок проведения. Экономическая оценка повышения качества продукции. Методические указания Качество — это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество может быть только относительным, при его оценке применяется термин “уровень качества” - это относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Методы оценки качества продукции Дифференциальный метод оценки основан на использовании единичных показателей, т.е. когда определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какие показатели наиболее сильно отличаются от базовых. Если с ростом параметра качество изделия улучшается, например, чем выше производительность станка, тем лучше, уровень качества по одному параметру (Кi) рассчитывается по формуле: . Когда с ростом показателя качество изделия ухудшается, например расход топлива у автомобиля, уровень качества определяется по формуле:
где Vi –величина показателя оцениваемого изделия; Viб – величина показателя базового изделия.
Комплексная оценка уровня качества предусматривает приведение разноплановых показателей качества к единой характеристике – уровню качества. Уровень качества нового изделия (2) относительно базового (1) УК21 изделий может быть определен так:
, где U2, U1 – показатели комплексной оценки качества соответственно нового и базового изделий. Показатель комплексной оценки качества вычисляют по формуле:
, где Кi — уровень качества по i-му показателю изделия; аi — параметр весомости i-го показателя в общей оценке качества продукции; n — число показателей качества продукции.
Экспертный метод основывается на использовании суждений экспертов о тех или иных качествах товара. В роли экспертов в зависимости от целей анализа могут выступать как специалисты в данной области, так и отдельные группы потребителей, мнение которых необходимо учитывать в оценке качества, например бытовой техники. Уровень качества, определяемый экспертным методом по балльной системе исчислений, вычисляют по формуле:
, где аi — параметр весомости i-го показателя в общей оценке качества продукции; Бнi, Ббi — средние оценки в баллах, поставленные экспертами, соответственно новому и базовому изделиям.
Смешанный метод основан на применении единичных и комплексных показателей и используется в случаях, когда комплексные показатели оцениваются разными способами (например, измерительным и экспертным), а также необходимо выделить единичные показатели непосредственно влияющие на качество продукции (например безопасности, экологичности). При смешанном методе сначала часть единичных показателей объединяются в группы, затем для каждой группы определяется комплексный показатель. Отдельные, как правило, важные показатели допускается не объединять в группы, а принимать их при дальнейшем анализе как единичные. При этом оценку уровня качества продукции рассчитывают по формулам:
, где n — число как единичных, так и комплексных показателей учитываемых самостоятельно; U2, U1 – показатели комплексной оценки качества соответственно нового и базового изделий; U2экс, U1экс - показатели оценки качества, определяемые экспертным методом; К2, К1 – единичные показатели качества.
Методы совершенствования качества продуктов и процессов Совершенствование качества – это непрерывный процесс улучшения как качества самого изделия и его составляющих, так и создание новых изделий, методов производства, обслуживания потребителей. Для анализа, оценки и совершенствования качества продукции и процессов используются следующие методы: подход 5W2H; контрольные листки; диаграмма Парето; причинно-следственная диаграмма; блок-схема процесса; мозговая атака; кружки качества; определение эталона; «безошибочные» методы. Подход 5 W 2 H . Задавая вопросы о текущем процессе, можно прийти к осознанию причин, почему текущий процесс не работает так хорошо, как мог бы, а также потенциальных путей его совершенствования. Один из методов называется 5W2H (5 whys, 2 hows – 5 почему, 2 как). Суть этого метода отражена в таблице 64.
Таблица 64 - Подход 5W2H
Контрольные листки (таблицы проверок) используются для сбора данных с целью изучения выборки наблюдений. Контрольный листок позволяет ответить на вопрос: «Как часто происходит определенное событие (например, появление того или иного дефекта)?» Определение типа дефектов и времени их появления может помочь понять причины дефектов. Метод Парето. Далее необходимо выявить те первопричины, которые создают наибольшие трудности. Метод Парето — это метод, фокусирующий внимание на наиболее важных сторонах проблемы. Часто концепцию Парето называют правилом «80-20». В нем установлено, что приблизительно 80% проблемы создают 20% причин. Например, 80% всех поломок оборудования создаются 20%-ми оборудования; 80% дефектов изделий вызваны 20%-ми причин этих дефектов. Диаграмма “причины – результаты” (диаграмма Ишикавы). Если следовать принципу Парето (диаграмма Парето), требуется усовершенствовать два три наиболее важных фактора, вызывающих наибольшее количество проблем, и управлять ими. Диаграмма Ишикавы (рисунок 6) позволяет выявить и сгруппировать условия и факторы, влияющие на данные проблемы. С помощью схемы Ишикавы можно решать широкий спектр конструкторских, технологических, технических, экономических, организационных, социальных и других задач.
Рисунок 6 - Одна из форм причинно-следственной диаграммы
Блок-схема процесса представляет собой графическое изображение последовательных стадий какого-либо процесса (рисунок 7). Этот метод применяется в ситуациях, когда требуется проследить действительные или мысленные стадии процесса, через которые проходят изделие или услуга. При изучении схем различных процессов можно обнаружить те места, где на практике наиболее вероятно возникновение помех и сбоев. Рисунок 7 – Блок-схема процесса
Мозговая атака — один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации творческого мышления. Основная цель штурма — это отделение процедуры генерирования идей в замкнутой группе специалистов от процесса анализа и оценки высказанных идей. Как правило, штурм длится недолго (около 40 минут). Участникам предлагается высказывать любые идеи на заданную тему при регламенте до двух минут на выступление. Самый интересный момент штурма — это наступление пика, когда идеи начинают «фонтанировать», т. е. происходит непроизвольная генерация гипотез участниками. При последующем анализе всего лишь 10-15% идей оказываются значимыми, но среди них бывают весьма оригинальные. Оценивает результаты группа экспертов, не участвовавшая в генерации идей. Определение эталона ( Benchmarking ). Benchmarking — это процесс оценки своей деятельности по отношению к лучшему подразделению в организации или по отношению к лучшим представителям в той же отрасли. Цель такого подхода - установление стандарта, по которому будут сравнивать работу, и выбор модели для обучения методам совершенствования. Эталон демонстрирует степень удовлетворенности потребителей других предприятий. Целью предприятия становится прибыль и рентабельность производства эталонного предприятия. К этому стандарту необходимо стремиться или превзойти его путем совершенствования соответствующих процессов. «Безошибочный» метод. Метод разработан так, чтобы сделать процесс «защищенным от ошибки». «Безошибочные» методы- обеспечивают систему предупреждения и защиты или дополнительный контроль выполнения производственных операций. Применение данного метода довольно дорогостоящий процесс.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятий «качество» и «уровень качества».
2. Опишите основные этапы жизненного цикла товара и их особенности.
3. Какие показатели включаются в систему оценки уровня качества?
4. Измерители и порядок расчета показателей качества.
5. Какие методы используются в управлении качеством?
6. В чем состоят цели и задачи стандартизации продукции?
7. В чем состоят цели и задачи сертификации продукции?
8. Международные стандарты качества ИСО 9000.
9. Обоснуйте метод оценки качества для каждого из следующих изделий: а) электрический чайник; б) новая модель джинсов; в) металлорежущий станок; г) детская мягкая игрушка; д) новая модель телевизора.
10. Как из определений «качество» наиболее точно? а) субъективная оценка потребителем эстетических характеристик товара, услуги как удовлетворяющих его потребностям б) совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, определяющих их соответствие общепринятым техническим условиям в) характеристика товара или услуги, указывающая на отсутствие в продукции незапланированных дефектов г) совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности д) совокупное выражение количественных показателей конкретной продукции или услуги.
11. Как называется деятельность по разработке и установлению в технических нормативных правовых актах наиболее рациональных норм и требований, предъявляемых к продукции и производственным процессам? а) аккредитация б) сертификация в) нормотворчество г) стандартизация д) унификация.
12. Как называется деятельность по подтверждению с необходимой достоверностью соответствия продукции конкретным стандартам и техническим условиям? а) техническая экспертиза б) техническое нормирование в) сертификация г) унификация.
13. Как называются показатели качества, отражающие удобство и комфорт при эксплуатации изделия (уровень шума, рациональность расположения элементов управления и др.)? а) показатели технологичности б) показатели надежности в) эргономические показатели г) эстетические показатели д) комплексные показатели.
14. Как называются показатели качества, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений с точки зрения удельных затрат ресурсов (материальных, энергетических, трудовых) и обеспечение высокой производительности труда при изготовлении и ремонте? а) комплексные показатели б) показатели надежности в) эргономические показатели г) патентно-правовые показатели д) показатели технологичности.
15. Каким методом определен уровень качества, если информация, получена с использованием технических измерительных средств? а) регистрационным; б) измерительным; в) органолептическим; г) расчетным; д) экспертным.
16. Каким методом определен уровень качества, если информация, получена в результате анализа восприятия органов чувств, зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса? а) измерительным; б) регистрационным; в) органолептическим; г) расчетным; д) экспертным.
17. Каким методом определен уровень качества, если информация, получена с помощью теоретических или эмпирических зависимостей? а) измерительным; б) регистрационным; в) органолептическим; г) расчетным; д) экспертным.
18. Каким инструментом определяются 20% первопричины, которые создают 80% проблем? а) подход 5W2H; б) контрольные листки; в) диаграмма Парето; г) причинно-следственная диаграмма; д) блок-схема процесса; е) мозговая атака; ж) определение эталона Benchmarking; з) «безошибочные» методы.
19. Каким инструментом выявляют и группируют условия и факторы, влияющие на проблемы с качеством? а) подход 5W2H; б) контрольные листки; в) диаграмма Парето; г) причинно-следственная диаграмма; д) блок-схема процесса; е) мозговая атака; ж) определение эталона Benchmarking; з) «безошибочные» методы.
Задания по теме
Задача 1.Рассчитайте уровень качества новой модель чайника комплексным методом. Исходные данные приведены в таблице 65.
Таблица 65 - Исходные данные
Комплексная оценка качества для первого чайника рассчитывается из соображений, что он сравнивается сам с собой, т.е. одновременно является и базовой и оцениваемой моделью. . Комплексная оценка второго чайника относительно первого составит: . Тогда уровень качества второго чайника относительно первого будет равен: . Следовательно, второй чайник в полтора раза лучше первого.
Задача 2. Для рассмотренных выше чайников средневзвешенные экспертные оценки сведены в таблицу 66. Кроме приведенных характеристик экспертный метод позволяет ввести в расчет дополнительные параметры известности торговой марки, наличия рекламы, наличие сервисного обслуживания.
Таблица 66 – Исходные данные для расчета уровня качества экспертным методом
Уровень качества второго чайника относительно первого согласно экспертной оценке будет равен: ,
Задача 3.Оцените качество условного трактора типа Т дифференциальным методом. Показатели основных свойств условного трактора и двух аналогов приведены в таблице 67.
Таблица 67 - Исходные данные
Задача 4.Определите уровень качества улучшенной модели металлорежущего станка комплексным методом. Исходные данные приведены в таблице 68.
Таблица 68 - Исходные данные
Задача 5. Определите уровень качества новой модели стиральной машины комплексным и экспертным методами. Исходные данные приведены в таблице 69.
Таблица 69 - Исходные данные
Задача 6.Определите уровень качества новой модели лазерного принтера, учитывая затраты на покупку и эксплуатацию. Исходные данные приведены в таблице 70.
Таблица 70 - Исходные данные
Задача 7. Оцените качество изделия исходя из затрат на покупку и эксплуатацию изделия. Исходные данные приведены в таблице 71.
Таблица 71 - Исходные данные
Задача 8. Выберите и обоснуйте метод оценки качества холодильников и рассчитайте уровень качества нового холодильника. Исходные данные приведены в таблице 72.
Таблица 72 - Исходные данные
Задача 9.. На предприятии как показатели оперативной оценки качества продукции используются уровень годности и брака изделий: доля годных и доля дефектных изделий от числа выпущенных изделий. Определены причины возникновения отказов. Исходные данные представлены в таблице 73. Определите уровень годности и брака. Постройте диаграмму Парето по отказам и сделайте вывод.
Таблица 73 - Исходные данные
Покажем расчет за январь. Всего было зафиксировано 95 отказов. Доля дефектных изделий = 95·100 / 866 = 11 % Доля годных изделий =(866- 95)·100 / 866 = 89% или 100 -11 = 89% Для построения диаграммы Парето по отказам расположим причины отказа по мере убывания их числа. Рассчитаем долю отказов по каждой причине в их общей сумме (таблица 74)
Таблица 74 – Расчет для построения диаграммы Парето.
Вывод: 80% отказов происходит по 3 причинам: отказ монтируемого элемента; замыкание припоем; нарушена полярность. Необходимо разработать меры по их устранению.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |