Психолого-педагогическому сопровождению дошкольников нужно выделять следующие направления работ:
1. обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями; 2. развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни; 3. коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка); 4. обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям; 5. расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников; 6. повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса; 7. информационно-аналитическое обеспечение; 8. оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса. Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет следующую деятельность: 1. организация работы ПМП (к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия); 2. систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений; 3. осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ. Итогами психолого-педагогического сопровождения ребёнка должны быть: 1. сформирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата; 2. разработка карт индивидуального развития дошкольников; 3. разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения; 4. разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей; 5. организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации. Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением. ФГОС — это система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей. Введение стандарта вызвана главной миссией дошкольного образования — наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства! Поэтому, стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле. Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты: 1. использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; 2. раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников; 3. увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь; 4. уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка; 5. сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей; 6. постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми; 7. оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций — обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения; 8. снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний; 9. создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы; 10. сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира. В современной педагогической и психологической литературе предлагаются различные подходы к решению проблемы успешного развития личности ребенка. Р.И. Айзман, Е.Д. Божович, Е.А. Бугрименко, С.Д. Забрамная, Г.А. Цукерман и др. видят её решение через систематическую, целенаправленную подготовку детей к обучению в школе. Авторы считают, что следует готовить ребенка не к обучению вообще, а к обучению в школе со всем комплексом нагрузок как в учебной, так и внеучебной деятельности. М.М. Безруких подчёркивает, что чем лучше подготовлен ребенок к школе, тем легче ему будет приспособиться ко всем изменениям, связанным с началом обучения, тем эффективнее он сможет приспособиться к самому образовательному процессу. При этом необходимо учитывать тип образовательного учреждения, т.к. специфика школьного обучения определяет требования, которые предъявляются к детям. И.С. Якиманская говорит о необходимости определения понятия «готовности к систематическому обучению» и выявления детей, неподготовленных к школе, подчёркивая при этом основную цель: не для отсева, а для реализации индивидуального, личностно – ориентированного подхода при последующем обучении. Системная и целенаправленная работа позволяет выявить в дошкольной организации детей, которые составляют «группу риска». Разрабатывается программа коррекционной работы с детьми, подбираются специальные задания, дидактические игры, упражнения. Кроме того, по итогам обследования с родителями проводятся собрания и индивидуальные консультации, на которых предлагаются памятки, методические рекомендации. Вся информация на каждого ребенка, его портфолио передаётся учителям первых классов на психолого-медико-педагогическом консилиуме. Такая деятельность по преемственности дошкольного и начального общего образования позволяет предупредить возможные школьные трудности и значительно уменьшить период адаптации младших школьников. Это подтверждают сравнительные результаты обследования первоклассников в адаптационный период к школе из дошкольных организаций, работающих в режиме инновационной площадки, и из других детских садов. Все показатели по таким параметрам как: личностное развитие, социальное развитие, организация деятельности, развитие внимания и памяти, развитие речи, развитие моторики и другие в среднем в первой группе выше, чем во второй, а по некоторым параметром значительно превосходят. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые приобретены детьми в дошкольном учреждении, и активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируются основные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. Школа, опираясь на достижения ребенка-дошкольника, организует свою образовательную деятельность, развивая накопленный им потенциал. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. На современном этапе модернизации образования преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Этому способствует и преемственность федеральных образовательных стандартов- дошкольного образования и начального общего образования. Преемственность образовательных стандартов дошкольного и начального школьного образования заключается в единстве требований: · к условиям реализации стандарта (психолого-педагогическим; кадровым, к предметно-пространственной среде, материально-техническим, финансовым) · структуре и содержанию основной образовательной программы · образовательным результатам · к психолого-педагогическому методологическому подходу, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях; ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей; · общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ; разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации. Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы. Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ. Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ: · на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры; · личностное и интеллектуальное развитие детей; · процесс успешной социализации ребенка; · развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования; · сохранение и укрепление здоровья детей. Делая акцент на содержательные стороны ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, можно разглядеть преемственность между образовательными областями на уровне дошкольного и начального общего образования. Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования: ФГОС ДО ФГОС НОО Социально-коммуникативное Обществознание, естествознание развитие окружающий мир Познавательное развитие Математика, информатика Русский (родной) язык Художественно-эстетическое Искусство, музыка Развитие Речевое развитие Литературное чтение Физическое развитие Физическая культура Преемственность результатов освоения стандартов дошкольного и начального общего образования прослеживается в соотношении целевых ориентиров ФГОС ДО с универсальными учебными действиями (УУД) в ФГОС НОО.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |