Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика реализации методов обучения в работе с детьми дошкольного возраста .



2019-11-13 684 Обсуждений (0)
Специфика реализации методов обучения в работе с детьми дошкольного возраста . 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов. Прием обучения направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образуем метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.

Классификация методов по источникам получения знаний включает три группы методов:

а) словесные методы основаны на устном или печатном слове;

б) наглядные методы – основаны на наблюдаемых предметах, явлениях, наглядных пособиях;

в) практические методы основаны на практических действиях, ориентированных на получение знаний, выработку умений и навыков

К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся: наблюдение, рассматривание картин, демон­страция диафильмов и кинофильмов, а также некоторые при­емы обучения, в отдельных случаях выступающие в функции са­мостоятельных методов: показ образца-задания, способа дейст­вия и др.

Наблюдение - один из основных, ведущих методов дошколь­ного обучения. Наблюдение, организованное воспитателем для решения дидактических и воспитательных задач, широко исполь­зуется в детском саду. Ведущее значение этого метода связано с тем, что в процессе наблюдения:

 а) формируется основное со­держание знаний дошкольников - представления о предметах и явлениях окружающего мира;

б) этот метод отвечает познава­тельным возможностям детей дошкольного возраста;

в) высту­пая как самостоятельный метод, он часто сочетается с другими методами или включается в их состав в качестве приема (при организации элементарных упражнений, проведении бесед и др.), предваряет многие продуктивные виды деятельности и т. д. 

Умению наблюдать, следует, учить детей начиная с раннего и младшего дошкольного возраста (А. К. Матвеева),

В зависимости от характера познавательных задач в обуче­нии используются наблюдения разного вида:

1) распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (величи­на, структура, форма, цвет и т. д.), а также о связях наблю­даемого объекта с другими;

2) за изменением и преобразованием объектов (превращение материалов в ходе трудовой деятельности в предмет, рост и раз­витие растений и животных, сезонные изменения в природе, тру­де и быте людей и т. д.). Этот вид наблюдения дает знания о процессах, об объектах окружающего мира в их динамике, взаи­модействии;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления (так, по цвету, почвы дети устанавливают еевлажность, по цвету ягоды - ее спелость и т. д.).

Указанные виды наблюдения отличаются не только по харак­теру познавательных задач, но соответственно по своей структу­ре: соотношению в процессе наблюдения сенсорных и интеллек­туальных процессов, сочетанию непосредственно воспринимаемо­го и прошлого опыта.

Эффективность метода наблюдения (решение образователь­ных, развивающих и воспитательных задач) обеспечивается при условии выполнения воспитателем следующих требований:

1. Ясность и конкретность постановки перед, детьми цели, за­дач наблюдения (в зависимости от сформированности умения принимать задачу).

2. Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения. Нет необходимости придерживаться единой схемы, вырабатывающей определенный стереотип процесса наблюдения. Логика наблюдения зависит от характера (типа) поставленных задач, от вида наблюдаемых объектов, от возраста детей, степе­ни знакомства с объектом.

3. Учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения (он должен быть небольшим, но достаточно определенным).

4. Высокая умственная активность и самостоятельность детей.

5. Сопровождение наблюдения точным и конкретным словом. «Проговаривание» детьми в ходе наблюдения способствует более точному восприятию объектов, формированию более полных и осознанных представлений, развитию словаря и связной речи.

С детьми дошкольного возраста наблюдение проводится и за одним, общим для всех объектом, и с использованием раздаточного материала, когда объект наблюдения каждый ребенок полу­чает «на руки».

Рассматривание (демонстрация) картин. В обучении дошкольников рассматривание с ними картин, просмотр диапозитивов, диафильмов и кинофильмов имеет самостоятельное значение ивыполняет функцию метода обучения. Это определяется содер­жанием образовательной работы с детьми дошкольного возра­ста, а также основными формами их познавательной деятельности.

В учебном процессе детского сада рассматривание картин (ре­продукций) используется для решения разнообразных дидактических, учебных задач:

для уточнения и обогащения представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни (одновременно идет уточне­ние и обогащение словаря детей);

для формирования у детей наглядных образов тех объектом, восприятие которых непосредственно в жизни обеспечить невоз­можно;

для обобщения и систематизации знаний детей (в сочетании с беседой);

для активизации словаря и развития связной речи детей;

для формирования у детей эстетического восприятия, обогаще­ния эстетических впечатлений и чувств.

При рассматривании картин возможно многократное восприя­тие как картины в целом, так и отдельных ее деталей, что очень важно для решения дидактических задач.

При рассматривании картин воспитатель ставит вопросы, ор­ганизующие восприятие ее в целом, выделяющие такие качества, свойства и признаки, которые помогают детям установить связь между изображенными на картине объектами или элементами объекта. Вопросы подводят детей к обобщающим суждениям. По своему характеру это те же вопросы, что и при наблюдении: репродуктивные, поисковые, побуждающие к обобщению. Используются и другие приемы: образец рассказа по картине, задания творческого характера - придумать название картины, расска­зать о содержании от лица одного из героев картины и т. д. При необходимости воспитатель дает пояснение, дополняет рассказы или суждения детей.

Демонстрация диапозитивов, диа- и кинофильмов. Использо­вание учебного экрана в образовательной работе с детьми дошкольного возраста помогает решению трех задач: расширяет знания детей, развивает их речь и воспитывает умного, культур­ного зрителя, способного к глубокому восприятию фильма. Умение воспринимать и понимать изображенное на экране форми­руется под специальным воздействием педагога.

Познавательное значение учебного экрана заключается в том, что оно дает возможность познакомить детей с теми явлениями, восприятие которых непосредственно в жизни затруднено или невозможно (дети знакомятся с развитием явлений, преобразова­нием, процессом созидания и т. д.; через учебный экран форми­руются конкретные представления об этих явлениях); дает воз­можность познакомить детей с теми явлениями, которые проте­кают длительное время (например, сезонные изменения в природе), что затрудняет их восприятие дошкольниками. На учебном экране эти явления представлены как бы «спрессованными» во времени, что обеспечивает их восприятие и усвоение. Как и рас­сматривание картин, просмотр диафильмов и кинофильмов мо­жет быть проведен многократно, что способствует усвоению их содержания всеми детьми.

В работе с дошкольниками используются два вида учебных фильмов: очерковые и сюжетные. Познавательное содержание очерковых фильмов воспринимается детьми легче - оно пред­ставлено более четко и непосредственно. Однако просмотр их не вызывает живого интереса детей. Представления, формируемые у детей в результате восприятия очерковых фильмов, сухи, не окрашены эмоциями. Этот вид фильмов чаще используется в обу­чении старших дошкольников, когда познавательная задача может организовать восприятие фильма детьми. Сюжетные фильмы смотрятся детьми с интересом, однако освоение их познаватель­ного содержания требует особого  внимания воспитателя.

Общая методика демонстрации учебных фильмов складыва­ется из следующих этапов:

1. Предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживля­ется опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учеб­ный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм.

2. После просмотра фильма в короткой беседе дети обмени­ваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать от детей воспроизведения содержа­ния фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание фильма, помогает им четче понять идеи, установить связи.

3. Через несколько дней (3 - 4) проводится повторный показ фильма, перед показом воспитатель обращает внимание детей на те стороны фильма, которые оказались недостаточно восприняты или понятны.                                                                               

4. После повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ - выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.



2019-11-13 684 Обсуждений (0)
Специфика реализации методов обучения в работе с детьми дошкольного возраста . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика реализации методов обучения в работе с детьми дошкольного возраста .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (684)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)