Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В них определены конституционные права ребенка на охрану жизни и здоровья, получение образования с учетом индивидуальности, уровня развития и подготовленности детей.



2019-11-13 528 Обсуждений (0)
В них определены конституционные права ребенка на охрану жизни и здоровья, получение образования с учетом индивидуальности, уровня развития и подготовленности детей. 0.00 из 5.00 0 оценок




       Различные аспекты деятельности образовательных учреждений по решению задач преемственности в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста, регламентируются документами федерального и муниципального значения.

       Одним из основных вопросов, стоящих перед дошкольным и начальным образованием в решении проблемы преемственности обучения, является вопрос – чему учить и как учить?

       Несостыковка важнейших этапов образования детский сад – начальная школа имеет место уже на уровне программ воспитания и обучения в детском саду и школе, что осложняется множеством разнообразных программ.

Министерство образования РФ ориентирует дошкольные образовательные учреждения и начального образования на выбор преемственных образовательных программ.

Анализ современных образовательных программ для ДОУ показывает, что на реализацию задач непрерывного образования направлены, в основном, следующие программы:

1. Программа Золотой ключик», комплексная образовательная программа для детей от 3 до 10 лет, разработанная Г.Г. Кравцовым, Е.Е. Кравцовой, Е.Л. Бережковской и др.

2. Программа «Из детства в отрочество» комплексная образовательная программа для детей от 4 до 10 лет Т.Н. Дороновой.

3. Программа «Преемственность» Н.А. Федосовой, Т.С. Комаровой для подготовки к школе детей не посещающих ДОУ;

4. Программа «Сообщество» программа для детей от рождения до 10 лет, К.А. Хансен, Р.К. Кауфман, К.Б. Уолш;

5. Программа «Школа – 2100», комплексная образовательная программа, разработанная под ред. А.А. Леонтьева.

 Письмо Министерства Общего и Профессионального образования РФ «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 № 237/23-16 указывает на имеющиеся недостатки в практике дошкольных образовательных учреждений.

В ряде дошкольных образовательных учреждений возникла негативная тенденция дублирования целей, задач, форм и методов начальной школы. В результате вытесняются специфические виды деятельности ребенка-дошкольника, игнорируются закономерности его психического развития, роль ведущей деятельности в формировании психических функций.

       Другая проблема состоит в ориентации содержания образовательных программ дошкольного образования преимущественно на интеллектуальное развитие, преобладание познавательного развития над эстетическим, физическом и социально-личностным развитием ребенка. Существующие явления провоцируются запросами родителей и учителей к объему знаний ребенка при его поступлении в школу. Данные медицины свидетельствуют о том, что подобное раннее обучение приводит к переутомлению маленьких детей и отрицательно сказывается на состоянии здоровья.

       Ситуация усугубляется неоправданной практикой приема детей в общеобразовательные учреждения (особенно в лицеи и гимназии) на основе требований к учебным знаниям, предъявляемым ребенку при поступлении в первый класс. Имеют место проведение конкурсных испытаний, тестирования, собеседования в форме экзамена. Таким образом школа выбирает «удобных» ей детей.

Министерство образования РФ неоднократно указывало на необходимость осуществлять прием детей в общеобразовательные учреждения в соответствии с законодательством.

Принимая во внимание положения нормативно-правовых документов, регламентирующих прием детей в первый класс органы Управления по делам образования указывают на неправомерность использования информации о результатах диагностики готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе с целью отбора детей при зачислении в первые классы.

Ведущим ориентиром подготовки детей к школе должно быть формирование у детей качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, произвольности, творческого самовыражения, что позволит в дальнейшем дошкольнику успешно овладеть различными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.

       В качестве одного из основных нормативных документов, определяющих основания преемственности на ступени «детский сад – школа» является: Методическое письмо министерства образования РФ «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования».

       Методическое письмо разработано с целью упорядочения деятельности образовательных учреждений, в которых одновременно осуществляется обучение, воспитание детей дошкольного и школьного возраста. Так же в письме определены ориентиры преемственности обучения детей.

       К ним относятся:

1. Развитие любознательности дошкольника – как основы познавательной активности будущего ученика;

2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в различных видах деятельности, в том числе учебной;

3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка через привычные для дошкольника виды деятельности игру, конструирование, детское экспериментирование.

4. Развитие коммуникативности – умение общаться со взрослыми и сверстниками, которое обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты., строить взаимодействие с друг другом.

Министерство образования обращает внимание на необходимость строить программно-методическое обеспечение дошкольного образования на основе специфики возрастных особенностей детей, с учетом их индивидуальности.

       Однако, различия в функциональном и психическом развитии настолько велики, что наиболее эффективным будет подготовка дошкольников по индивидуальным программам развития. Главными условиями эффективности программы являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость.

       Для эффективности в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации детей в образовательных учреждениях созданы службы психолого-педагогического сопровождения.

В Приложении кписьмуопределены цели и задачи службы:

       Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

       Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.

Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитии творческих способностей.

       Перспективы дальнейшего развития системы непрерывного образования на ступени детский сад - начальная школа раскрываются в Концепции содержания непрерывного образования, утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003. В ней выделены цели и задачи непрерывного образования, определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности, принципы отбора содержания непрерывного образования, содержание на ступени дошкольного и начального среднего образования, даны возрастные характеристики ребенка к началу и к концу обучения в начальной школе.

Задача: совместная разработка и реализация модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность в применении образовательных программ и технологий, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.

Задачи, решаемые в рамках взаимодействия между ОУ и ДОУ:

· обеспечение полноценного взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе

· формирование у старших дошкольников основы умения учиться

· создание условий для возникновения у детей интереса к обучению в школе

· создание условий для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения

· способствование физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья

· обеспечение сотрудничества педагогов и родителей.

Сетевая модель взаимодействия “дошкольное образовательное учреждение – школа” позволяет охватить все основные аспекты преемственности дошкольного и начального звена:

· Целевая преемственность.

· Содержательная преемственность.

· Технологическая преемственность.

· Психологическая преемственность.

· Управленческая и структурно-организационная преемственность.

 На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что: сетевое взаимодействие открывает широкие возможности для обеспечения процесса преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

· Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.

· Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.

· Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.

· У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.

· Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.

· На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Но не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования. В это время формируется новый вид психической деятельности – «я – школьник».
Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.
Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?
Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители -учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.
Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

Но:
1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).
2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще, как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему. Чем больше мы пытаемся воспитывать, давить, тем больше растет сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении, как уже говорилось, демонстративность, истеричность, капризность порождается отсутствием любви, внимания, ласки, понимания в жизни ребенка.

 Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

Также важно соблюдать медицинские рекомендации к времени проведения НОД.

Безусловно, для облегчения адаптации первоклассников должен быть организован рациональный режим дня. В режиме дня детей следует предусмотреть время спокойного отдыха после обеда, возможна организация дневного сна для детей, не посещающих группу продленного дня.

В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения.

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования. Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. Поэтому актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны.

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду.

Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии нормой развития в определенном возрасте.

Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

1. удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);

2. обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;

3. удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);

4. превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

5. формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.

6. предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

7. психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;

8. развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;

9. организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.



2019-11-13 528 Обсуждений (0)
В них определены конституционные права ребенка на охрану жизни и здоровья, получение образования с учетом индивидуальности, уровня развития и подготовленности детей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В них определены конституционные права ребенка на охрану жизни и здоровья, получение образования с учетом индивидуальности, уровня развития и подготовленности детей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)