Вопрос № 30. Воспитание у дошкольников культуры поведения, общения и деятельности.
Понятие «культура поведения» и составляющие её компоненты: бытовая культура, культура общения, поведенческая культура, культура деятельности. Задачи и содержание воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста. Особенности воспитания бытовой культуры в дошкольном возрасте (формирование гигиенической культуры ребенка, обучение соблюдению правил здорового образа жизни, культуры обращения с предметами быта, игрушками, личными и общественными вещами). Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей. Обучение правилам культуры общения. Условия воспитания этикетного поведения у детей дошкольного возраста. Начала воспитания культуры деятельности в дошкольном возрасте. Обучение детей следованию элементарным правилам организации и осуществления индивидуальной и совместной деятельности, пользования инструментов и материалов. Культура поведения дошкольника рассматривается как "совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности" (автор С.В. Петерина). Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки. В содержании культуры поведения дошкольников С.В. Петерина условно выделяет следующие компоненты: · ·культура деятельности, · ·культура общения, · ·культурно-гигиенические навыки и привычки Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребёнка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах. Культурно-гигиенические навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Культуру еды относят к гигиеническим навыкам. но её значения не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Ребёнок много знает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений, задача воспитателя - расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, общепринятую в обществе. Сформированность культуры поведения у детей дошкольного возраста ярко проявляется в отношениях к: v окружающим людям; v сверстникам и взрослым; v природе; v себе; v обязанностям; v труду Ø В отношениях с близкими людьми суть нравственных норм состоит в умении ребёнка заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь. Ø В отношениях со сверстниками –это умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку. При этом важнейшими принципами нравственного взаимодействия ребёнка с окружающими его людьми являются принципы «безопасной жизни»: Ø своим поведением не создавать опасности, угрозы для других; Ø своими действиями не ограничивать свободу окружающих; Ø в своих высказываниях и оценках не посягать на чувство собственного достоинства другого человека. Ø В отношениях с людьми в общественных местах нравственные нормы связаны с формированием у ребёнка элементарного уважения к окружающим, способности спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается. Ø Отношение к самому себе (нравственное саморегулирование) возникает как результат тех требований, которые ребёнок способен предъявить к собственной культуре. Здесь содержание нравственных норм включает: адекватную самооценку, сформированность совести, долга, ответственности, умение проявлять заботу о самом себе, наличие навыков самоорганизованности и самоконтроля. Ø В отношениях с природой суть нравственных норм сводится к умению бережно относиться к природной сфере, заботиться о ней и защищать от уничтожения.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |