Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Словесные методы обучения



2019-11-13 982 Обсуждений (0)
Словесные методы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассказ воспитателя и рассказы детей. Основная задача использования рассказа воспитателя - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.

Ясность и простота описания объекта или изложения события, лаконичность рассказа, яркость образов, близость их опыту де­тей - необходимые условия успешного восприятия детьми со­держания рассказа. Наиболее привлекает и вызывает интерес де­тей рассказ от лица героев. Он создает ощущение достоверности событий, вызывает особую личную заинтересованность.

Рассказ одновременно воздействует на ум, чувства и вообра­жение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. В рассказе воспитателя должно быть обязательно учтено, что уже знают дети, чем они владеют. Это обеспечивает более полное усвоение содер­жания, чем при чтении.

 Рассказы детей являются методом, направленным на совер­шенствование их знаний и умственно-речевых умений. В обучении дошкольников используются разного характера рассказы детей: пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по кар­тинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы и др. Отражение в связной речи ранее сложившихся представлений - один из важнейших этапов в усвоении знаний и умений, обеспе­чивающих переход умственного действия и его содержания во .внутренний план (интериоризация).

Рассказы используются в обучении детей всех возрастных групп, при этом воспитатель учитывает их возрастающие познавательные возможности. В группе детей младшего дошкольного возраста рассказ ребенка используется при индивидуальной работе. В старшем дошкольном возрасте дети осваивают форму сюжетного и описательного рассказов и пользуются ею в рассказах о предметах, из опыта, по сюжетной картине, в творческих рассказах. Слушатели привлекаются к анализу рассказа, к дополнениям и оценке. Оценивается полнота рассказа, его логика, точность и выразительность речи рассказчика. Разнообразие и бо­гатство детского опыта - одно из важнейших условий формиро­вания умения рассказывать, а следовательно, и использовать рассказы детей как метод обучения.

Чтение художественных произведений детям. Чтение позволяет решить ряд задач: расширять обогащать знания детей  об окружающем, формировать способности детей к вос­приятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характер героя, его действия, переживания, мо­тивы поступков, развивать способность понимать образный строй произведения, формировать эмоциональную активность ребенка; способность к сопереживанию. Все это требует тщательного отбора художественных произведений в соответствии с формирующимися у детей умениями воспринимать и понимать их, сочетания чтения с другими методами и приемами: рассматривание иллюстраций, пересказом произведения, игровым методом (игра - драматизация) и беседой. Само чтение проходит по тем же правилам, что и рассказ воспитателя.

После чтения проводится беседа. Ее задача - помочь детям понять познавательное содержание произведения и одновременно не снизить, а по возможности и углубить эмоционально - эстетическое впечатление от него.

Вопросы в ходе беседы направляют внимание детей на уточ­нение фактов, событий и связей между ними, а также на осознание детьми своего отношения к содержанию.

Беседы.   Сложность умственной деятельности в ходе беседы определяет возможность ее использования в основном в старшей группе. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. По своим дидактическим задачам беседы разделяются на пред­варительные и итоговые, или обобщающие.

Предварительные беседы проводят тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них явлениями, формирует новые навыки, способы действий и т. д. В ходе предварительной бесе­ды воспитатель выявляет знания, имеющиеся в опыте детей, по­лученные ими в процессе обучения на занятиях и в повседневной жизни. Так, перед экскурсией в швейную мастерскую воспита­тель выясняет, что знают дети о том, где и кто делает одежду, из чего ее шьют, какие механизмы используют и т. д.  

Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания.

Содержание и характер системы знаний в тех или иных об­ластях действительности определяется программой обучения. Ор­ганизация процесса обучения - последовательность развертыва­ния содержания, отбор методов - направлена на усвоение детьми соответствующих знаний (представлений о предмете или явлении, свойствах и качествах, состоянии, проявлениях и т. д.), на освое­ние связей, функционирующих в данной области действительно­сти. Все это подводит детей к заключительному обобщению зна­ний, формированию системы представлений или элементарных понятий.

Беседа может строиться как индуктивная или дедуктивная. В первом случае беседа начинается с воспроизведения фак­тов, затем проводится их анализ, установление связей и обоб­щение.

Дидактическими условиями, обеспечивающими эффективности итоговой беседы, являются:

наличие достаточного объема представлений об объектах беседы у всех детей (эти представления должны включать характерные и существенные признаки);

логика беседы, обеспечивающая последовательное движение мысли детей;

разнообразие приемов, обеспечивающих активность всех детей, участников беседы;

результат беседы (заключительное суждение) должен достигаться усилиями самих детей (Е. И. Тихеева).

Участие в беседе требует достаточно сложной системы умственных действий: принять тему (цель), слушать, анализировать суждения участников, оценивать, аргументировать свои суждения, делать поправки, дополнения, выражать свои мысли ясно и последовательно, оперируя при этом достаточным запасом представлений, и т. д.

Словесные приемы обучения. В ходе обучения воспитатель использует самые разнообразные приемы. Многие из них являются универсальными: они входят в со­став основных методов, а в отдельных случаях выполняют функ­цию метода. К таким приемам относятся показ, пояснение, объ­яснение, педагогическая оценка.

Пояснение, объяснение как прием широко используется в про­цессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений, проведения опытов и других методов. Нагляд­но-практические методы обеспечивают непосредственное восприя­тие предметов и явлений окружающего мира, их живое созерца­ние, в ходе которого формируются знания. Однако многие сто­роны явлений, с которыми дети знакомятся непосредственно, ока­зываются недоступными для такого восприятия, что мешает их пониманию. Чаще всего это касается связей явлений, их причин и др. В этом случае воспитатель своим пояснением направляет восприятие и понимание детьми воспринятого. Иногда пояснение включает и новые факты, помогающие детям понять явления.

Одним из видов пояснений являются указания. Они вклю­чают разъяснение детям содержания и последовательности учеб­ных действий - умственных и практических, необходимых для решения учебной задачи. А. П. Усова рекомендовала две формы указаний: целостную и дробную - «диктантную» (первая форма значительно эффективнее по развивающему воздействию на ре­бенка).

Специфика применения методов обучения в ДОУ заключается в том, что дети дошкольного возраста не умеют ни читать, ни писать, поэтому дошкольное обучение является изустным: дети усваивают всю информацию из объяснений педагога. В связи с этим к речи педагога предъявляются особые требования: необходимо тщательно продумывать логику объяснения материала, излагать его четко, понятно, формулируя простые предложения, сообщая детям лишь самое основное. При слишком многословном объяснении дети не могут долго сосредоточенно слушать и в силу отсутствия опыта не могут отделить главное от второстепенного.

У детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому объяснение должно быть эмоциональным, интересным, сопровождаться игрой, сюрпризными и соревновательными моментами, загадками, скороговорками. Так как мышление дошкольников наглядно-действенное и наглядно-образное, то объяснение необходимо не только подкреплять наглядностью, но и подбирать практические задания с раздаточным материалом.

Немаловажное значение имеет и эмоциональная атмосфера на занятии, руководство педагога, стиль его общения с детьми. Важно поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать своевременную помощь, вместе с тем не лишая ребенка самостоятельности. В случае возникновения трудностей не следует спешить объяснять или показывать ребенку правильный вариант действий, необходимо выяснить причины затруднений и активизировать опыт и знания ребенка.

 



2019-11-13 982 Обсуждений (0)
Словесные методы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Словесные методы обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (982)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)