Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практические методы обучения



2019-11-13 480 Обсуждений (0)
Практические методы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




К группе практических методов обучения в детском саду относятся упражнения, игровой метод (включая дидактическую игру), элементарные опыты и моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.                           

Упражнение  - это многократное повторения ребенком умственных и практических действий заданного содержания. По своей сути упражнения есть применение знаний в действии, что и определяет их обучающее и развивающее значение: дети овладевают разнообразными спосо­бами умственной деятельности, у них формируются учебные и фактические навыки и умения; знания, лежащие в основе умственных и практических умений, становятся более прочными и осознанными. В результате совершенствуются и укрепляются по­знавательные силы детей. Как правило, упражнения выполняют­ся каждым ребенком. Организуя упражнения самого разного ха­рактера, воспитатель добивается освоения знаний, навыков и уме­ний всеми детьми. Внешне выраженные результаты упражнений (вречи, в действиях и т. д.) создают возможности, как для само­контроля, так и для контроля со стороны взрослого за процессом усвоения, что делает упражнения одним из эффективных методов обучения.

Освоение знаний и навыков - длительный процесс. Он требу­ет многократных упражнений разного характера (не только по содержанию, но и по структуре и способу действия).

В соответствии с учебными задачами воспитатель может ис­пользовать упражнения, требующие от детей разной степени ак­тивности и самостоятельности: подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие. При организации упражнений подражательно-исполнительского характера вос­питатель ставит перед детьми конкретную учебно-познавательную задачу, показывает способ ее решения - действия и их последо­вательность, показывает и определяет критерии для оценки ре­зультата (особенно в упражнениях предметного характера). Дети выполняют упражнения, следуя указанному образцу. По мере усвоения способа действия при повторных упражнениях воспита­тель (с учетом возрастных возможностей детей) все более «свер­тывает» наглядный показ действий и операций, заменяя их сло­весным напоминанием, привлекая и самих детей к словесному обозначению характера и последовательности действий.

Достаточная степень освоенности показанного способа дейст­вия детьми позволяет перейти к упражнениям конструк­тивного характера. Их своеобразие состоит в переносе усвоенного способа действия на новое содержание, вначале близ­кое, а затем и более далекое. При этом дети конструируют из известных им действий и операций соответствующий способ решения.

Упражнения творческого характера предполага­ет использование усвоенных способов в новых условиях, а также использование новых действий и операций, которым дети не обучались.

Последовательный переход от упражнений с меньшей степенью активности и самостоятельности к упражнениям самостоятельным, творческим обеспечивает как усвоение знаний и рациональных способов действий, так и развитие умственной и практической са­мостоятельности детей.

Многие умственные действия, лежащие в основе тех или иных упражнений, требуют последовательного их перевода от внешнего  плана к внутреннему, что и приводит к более высокому уровню освоенности и обобщенности знаний.                             

Формирование знаний на уровне представлений требует использования в процессе упражнений разнообразных предметовигрушек и дидактических материалов в качестве «раздаточного» материала (например, счетный материал, разработанный А. М. Леушиной). Освоение знаний и способов действий осуществляется детьми, прежде всего в развернутом предметном плане (оперирование с предметами или их изображениями).

Проговаривание действий в процессе предметных упражнений готовит детей к переходу к чисто словесным упражнениям двигательного характера, без использования предметов. Особое значение в умственном воспитании детей имеют речевые упражнения, в процессе которых формируются умения точно и ясно выражать свои мысли, строить суждения доказательно, произносить слова четко, ясно.

В обучении детей дошкольного возраста широко используются игровые упражнения. Эти упражнения наряду с реальными действиями включают имитацию действий, действия от лица «героя», мнимую, воображаемую ситуацию. Игровой характер упражнений привлекает детей, особенно младшего дошкольного возраста, вызывает положительные эмоции, снимает напряжение, которое иногда проявляется у детей в ходе упражнений.                                            

Основные правила проведения упражнений с детьми дошколь­ного возраста заключаются в следующем:

четкость и ясность постановки перед детьми учебной задачи показ способов выполнения (действий и приемов), расчлененности показа с учетом возможностей детей разных возрастных групп. Малыши воспроизводят каждый элемент или операцию сразу же после их показа взрослым; дети средней группы способны к вос­произведению всего упражнения после его показа, с непосредственным повторением в ходе показа и объяснения наиболее труд­ных элементов; дети старшего дошкольного возраста способны воспроизводить действия на основе словесного пояснения с показом лишь новых элементов;

постепенное усложнение упражнений с учетом меры посильности;

дифференцированный анализ и оценка результатов упражнения с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей;

определение доступных детям критериев самоконтроля хода упражнения и самооценки его результатов;

многократное повторение упражнений с использованием разных форм организации (на занятиях, в повседневной жизни при фронтальной, групповой и индивидуальной организации), с использованием разнообразного материала;

распределение повторения упражнений во времени (после того, как те или другие умения выработаны, необходимо   время от времени возвращаться к упражнениям, чтобы предупредить за­бывание; необходимость такого возвращения определяется взрос­лым). Являясь одним из методов, упражнения могут быть использованы в качестве приема, и входить в состав других методов.

Игровой метод. Этот метод предусматривает использованиеразнообразных компонентов игровой деятель­ности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями и пояснениями, показом и т. д. При этом в дея­тельности детей также используются действия разного характера - игровые и операторные.

При использовании игрового метода за воспитателем сохра­няется ведущая роль: он определяет содержание учебных задач (программное содержание занятия), характер и последователь­ность игровых и практических действий, показывает образец выполнения задания, поясняет, исправляет ошибки, допущенные детьми, а также ставит вопросы, дает задания, направленные на организацию восприятия детьми содержания, его осмысление или обобщение, по мере возможности вызывает активность детей, по­буждает к самостоятельности. Активная позиция взрослого дает возможность использовать этот метод во всех звеньях процесса обучения. Наибольший эффект он дает в группах детей младшего и среднего возраста.

Элементарные опыты. Начиная со средней группы, элементарные опыты используются как один из методов обучения (С. Л. Логинов, Н. К. Постникова).

Элементарный опыт - это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. Это преобразование осуществляется в специально созданных условиях, при непосредственном участии детей. Характер и содержание воз действия зависят от учебно-познавательной задачи, стоящей перед детьми. Так, для выяснения значения света в жизни растений дети под руководством воспитателя меняют условия содержания или выращивания растений (одни экземпляры растения одного вида помещают на ярко освещенное место, другие - в темное место), осуществляя уход за растениями и фиксацию их со стояния. В другом случае для выяснения того, какие предметы тонут, а какие держатся на воде, дети опускают в воду предметы из разного материала и разной конструкции, сопоставляют результаты и т. д.

Моделирование. Как наглядно-практический метод, моделирование                                                      получает все большее распространение в обучении детей дошкольного возраста. Под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приближающихся по сидер­ацию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами (А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером Н. Н. Поддьякозым, Д. Б. Элькониным). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Как показали исследования, ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это направило внимание педагогов на разработку и применение предметных моделей в обучении.                                                                        

Разработаны модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слов, конструирования, изобразительной деятельности и т. д. (Н. И. Ветрова, Л. Е. Журова, Е. Г. Ковальская, Н. М. Крылова, В. И. Логинова, Л. А. Парамонова, Т. Д. Рихтерман, Е. А. Тарханова, Е. Ф. Терентьева; и др.).

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду тре­бований:

1) четко отражать основные свойства и отношения, ко­торые являются объектом познания; быть по структуре анало­гичной изучаемому объекту;

2) быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;

3) ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть ос­воены с ее помощью;

4) облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев и др.).



2019-11-13 480 Обсуждений (0)
Практические методы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практические методы обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (480)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)