Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ: БЕСЕДА, СБОР АНАМНЕЗА, ПОСТРОЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ



2019-11-13 933 Обсуждений (0)
ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ: БЕСЕДА, СБОР АНАМНЕЗА, ПОСТРОЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ 0.00 из 5.00 0 оценок




В.В. Кисова, И. А Конева

 

ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ВВЕДЕНИЕ

Наличие различных категорий детей, имеющих от­ клонения в психическом развитии и нуждающихся в специальной психолого-педагогической помощи, обуслав­ ливает актуальность специальной психологии как науки. По данным статистики, наблюдается неуклонный рост численности таких детей.

Проблемы разграничения нормы и отклонений в психическом развитии довольно часто встречаются в пси­ холого-педагогической практике, а в работе специальных психологов они являются основным содержанием профес­ сиональной деятельности.

Специальная психология — относительно молодая наука, она бурно развивается: расширяются и дифферен­ цируются представления о разных категориях аномальных детей, методах их изучения и способах компенсации на­ рушенного развития.

Часто специалисту бывает сложно сориентироваться в разработках специальной психологии, обобщить имеющи­ еся подходы к диагностике аномального развития. Поэто­ му данный практикум имеет своей целью демонстрацию методов и методик изучения нарушений психического развития детей разных возрастов: от младенческого до подросткового. Причем применительно к разным воз­ растам рекомендуются методики изучения разных видов психической деятельности. Подбор психодиагностического материала был осуществлен таким образом, чтобы он был направлен на изучение преимущественно психических новообразований каждого возраста. Значимость такого подхода продиктована следующими положениями.

С одной стороны, психические функции, находящи­ еся в сензитивном периоде развития, наиболее ранимы и подвержены деструктивному влиянию дефекта, поэтому их особенности отражают природную картину развития. Следовательно, изучение психических новообразований возраста более значимо и объективно с точки зрения диагностики аномального психического развития.

С дру­гой стороны, специфика психических новообразований того или иного возраста позволяет использовать для их исследования такой эффективный метод, как обучающий эксперимент. Данный подход к диагностике аномального психического развития способствует более точной диффе­ренциации внешне сходных нарушений.

Материалы практикума способствуют решению сле­дующих задач:

• ознакомление с методами и методиками научного исследования в специальной психологии;

• выработка аналитического подхода к квалификации нарушенных форм психического развития на разных возрастных этапах;

• получение представлений о грамотной дифференци­ации сходных состояний дизонтогенеза;

• выработка системного подхода к изучению и описа­нию структуры дефекта, то есть взаимообусловленно­сти психических явлений, в том числе и нарушений психики.

Теоретико-практическая направленность практикума дает возможность реализовать принцип научно обосно­ванного подхода к диагностике дизонтогенеза в условиях реальной практической деятельности специалиста.

Предлагаемые методики достаточно просты, доступны, не требуют применения специальной аппаратуры. Они требуют лишь творческого, профессионального подхода к их проведению.

Практикум может быть интересен студентам и ма­гистрантам психологических факультетов, работникам педагогического профиля, интересующимся разработками в области специальной психологии, специальным психоло­гам, работающим в системе коррекционных учреждений, психологам психолого - медико-педагогических консульта­ций (ПМПК), психологам-консультантам, сталкивающим­ся с проблемами диагностики нарушений психического развития у детей и подростков.

Книга посвящается выдающемуся ученому и блестя­щему педагогу Ульенковой Ульяне Васильевне, основателю Нижегородской школы специальной психологии.

Раздел 1

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ: БЕСЕДА, СБОР АНАМНЕЗА, ПОСТРОЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ

Начало психодиагностического исследования предпо­лагает, как правило, ситуации двух типов. Первый — это наличие запроса родителей или педагогов, а второй — собственная инициатива психолога, возникшая в ходе плановых мероприятий с воспитанниками образователь­ного учреждения.

После определения необходимости психологической диагностики специалист приступает к первому этапу под­готовки диагностической работы — беседе с родителями. Грамотно построенная беседа позволяет психологу не только привлечь внимание родителей к проблеме ребен­ка, но и обеспечивает впоследствии их поддержку в ходе коррекционной работы. Важно, чтобы в процессе беседы родители смогли составить себе ясное представление о предстоящих диагностических мероприятиях и имели воз­можность задать психологу интересующие их вопросы.

Следующий подготовительный этап обследования — это сбор психологического анамнеза. Мы склонны согласиться с Н. Я. Семаго и М. М. Семаго в том, что психологический анамнез, в особенности для аномального ребенка, в опреде­ленной степени сближается с «анамнестическим подходом, принятым в медицине» (Семаго Н. Я., Семаго М. М., 2005, с. 74). Однако этот этап исследования сохраняет и отличное от медицинского специфическое содержание.

Чем младше обследуемый ребенок, тем более при­стальное внимание психолог должен уделить сбору ин­формации о пренатальном и катальном периодах его развития. Желательно, чтобы эти сведения были получены непосредственно от матери, так как даже близкие родс­твенники (отец, бабушка) не всегда могут иметь точные данные. Рассмотрим примерную схему сбора информации об особенностях протекания беременности и родов.

1. Возраст матери и отца на момент рождения ребенка.

2. Состояние здоровья родителей (наследственные, хронические болезни, перенесенные инфекционные заболевания).

3. Наличие у родителей вредных для здоровья привычек (алкоголь, никотин, наркотики и др.).

4. Отношение родителей к факту беременности (желан­ная, нежеланная).

5. Особенности взаимоотношений между будущими родителями, а также их отношений с ближайшими родственниками во время беременности.

6. Наличие неблагоприятных факторов протекания бе­ременности: угроза выкидыша, токсикозы, анемия плода, перенесенные матерью во время беременности заболевания, конфликт матери и плода по резус-фак­тору и т. д.

7. Специфика протекания родов: начало родовой де­ятельности в нормативные или ненормативные сро­ки; патологии родов (слабая родовая деятельность, «стремительные» роды и т. д.).

8. Состояние здоровья ребенка при рождении. Обычно информацию о жизнеспособности и состоянии здоро­вья новорожденного можно получить из медицинской карты ребенка, опираясь на результаты тестирования по шкале Апгар (физиологические рефлексы, мышеч­ный тонус, глубина дыхания и т. д.). 9. Время первого прикладывания ребенка к груди (Семаго И. Я., Семаго М. М., 2005, с. 77). Этот факт является объективным показателем здоровья ново­рожденного и обычно четко отслеживается молодыми мамами. Здесь же следует осведомиться и о сроках выписки мамы и малыша из родильного дома. Весьма важной для понимания специфики психи­ческого развития ребенка является информация о раннем постнатальном периоде. Особенно значима она для детей раннего и дошкольного возраста, так как на этих возрастных этапах качество и темп психического развития во многом обусловлен степенью благополучия ребенка в младенчестве. Обозначим примерный перечень вопросов для сбора введений об уровне психического и физического развития ребенка на первом году жизни.

1. Характер общего состояния ребенка (спокойный—беспокойный; устойчивость и продолжительность пери­одов сна и бодрствования, реакция на пеленание, на изменение привычного режима дня и т. д.).

2. Наличие неблагоприятных неврологических симптомов: "частые и обильные срыгивания, тремор подбо­родка и конечностей, фебрильные судороги и т. п.

3.Сроки моторного развития (удерживание головы в вертикальном положении, переворачивания, подъем на локтях, захватывание предметов и т. д.). Особое внимание следует уделить срокам становления вер­тикального положения тела и уровню развития ко­ординации движений у ребенка.

4. Характер реакции на другого человека: реакция на голос взрослого, поиск «пропавшего» взрослого, реаги­рование на прекращение контакта, выделение ребенком «знакомых» и «незнакомых» взрослых и др.

5. Особенности психоэмоционального развития: появ­ление «комплекса оживления», реакция на яркий предмет, поворот головы на человеческий голос, реакция на новизну, дифференциация основных эмоций близких людей, активные поиски контакта, понимание требований и др.

6. Специфика речевого развития: наличие активной во­кализации, спонтанная голосовая активность, гуление, ответные звуки, лепет, автономная речь и т. д.

7. Заболевания и травмы первого года жизни.

Период от года до трех лет — это тот возрастной этап, когда ребенок уже может посещать воспитательно-образовательное учреждение и его развитие становится предметом наблюдения специалистов. Кроме того, как показывает практика, некоторые родители в этот период начинают осознавать, что их двухлетнему или трехлетнему малышу необходима помощь специалиста, и обращаются за консультациями к педагогам и психологам. Схема сбо­ра психоанамнестических данных ребенка раннего возраста может выглядеть следующим образом:

1. Состав семьи, в которой воспитывается ребенок (отец, мать, бабушки, дедушки, старшие дети и другие бли­жайшие родственники, проживающие с ребенком в одном доме или принимающие активное участие в его воспитании).

2. Члены семьи, осуществляющие уход за ребенком и участвующие в процессе его воспитания (мама, ба­бушка, няня и т. п.).

3. Сроки поступления ребенка в ясли, характер адапта­ции к новым условиям (режиму дня, воспитателям, детскому коллективу).

4. Особенности жизни семьи ребенка: общая атмосфера семьи, изменения в структуре семьи, переезды, частое отсутствие родителей и т. п.

5. Специфика речевого общения: сроки начала упо­требления местоимения «я», использование в речи простых и сложных предложений, объем активного и пассивного словаря, нормативность звукопроизношения и т. д.

6. Развитие коммуникативной деятельности: с кем ребе­нок предпочитает общаться, как складываются отно­шения с незнакомыми людьми, специфика адаптации к детскому коллективу и т. д.

7. Эмоциональное развитие ребенка. Помимо рас­смотрения общих нормативных моментов развития необходимо особое внимание уделить выраженности агрессивных реакций и проявлений страха. Нали­чие нетипичных для данного возраста форм страха и агрессии свидетельствует о необходимости более подробного исследования психического развития ребенка.

8. Становление общих моторных функций: бег, прыжки, лазанье, ходьба, катание и бросание мяча, метание.

9. Формирование навыков самообслуживания: пользо­вание ложкой и чашкой, умение надевать и снимать некоторые предметы одежды, пользование носовым платком и т. д.

10. Развитие навыков опрятности. Показательными явля­ются сроки приучения ребенка к горшку и наличие трудностей, связанных с этим процессом.

11. Состояние здоровья ребенка (наличие хронических и тяжелых инфекционных заболеваний, травмы, госпитализации). Особое внимание обращается на симптомы неврологического характера: беспричинное беспокойство, резкие перепады настроения и т. д. Дошкольный возраст, как правило, дает возможность более четко дифференцировать нормативное развитие ре­бенка от ненормативного. Об этом свидетельствует и факт подтверждения большинства неврологических диагнозов именно в этом возрасте. Психологический анамнез до­школьника сохраняет многие разделы предыдущей схемы. Особенности сбора данных о развитии ребенка 3— 7-летнего возраста могут быть представлены следующим образом:

1. Специфика протекания кризиса трех лет.

2. Уровень развития игровой деятельности: умение при­нять на себя роль, инициативность в придумывании сюжета, разнообразие игровых действий, степень контакта с партнерами по игре и т. д.

3. Наличие трудностей в овладении учебной деятельнос­тью: уровень обучаемости, сформированность качеств ума и т. д.

4. Особенности эмоционально-волевой регуляции поведе­ния. Сформированность этой сферы психики к старшему дошкольному возрасту является одним из показателей полноценного развития личности ребенка.

5. Осуществление родителями специальной подготовки к школе: как именно осуществляется подготовка (чте­ние, рисование, речевые занятия и т. п.); отношение ребенка к процессу подготовки (без особого желания, крайне негативно, положительно).

6. Особенности функционирования нервной системы ребенка: работоспособность, переключаемость и т. д. Переход ребенка к школьному обучению определяет и специфику собираемых анамнестических данных. Еще раз напомним, что многие разделы психологического анамнеза из предыдущих возрастов будут сохранять свою актуальность и для младших школьников, например, особенности подготовки ребенка к школе, специфика социализации в детском коллективе и т. д. Новые пунк­ты психологического анамнеза младшего школьника могут быть такими:

1. Возраст поступления в школу, тип посещаемого учеб­ного заведения (общеобразовательная школа, лицей, гимназия), причины смены учебного заведения (если данный факт наблюдался).

2. Особенности адаптации к процессу регулярного обучения: сроки адаптации, степень ее тяжести, особенности привыкания к школьному коллективу и педагогу, новому режиму дня и т. д.

3. Наличие сложностей в овладении учебным материа­лом (по конкретным дисциплинам).

4. Особенности развития ребенка как субъекта учебной деятельности (овладение структурными компонентами учебной деятельности, умение работать в общем темпе с классом, развитие общей способности к учению).

5. Коммуникативная компетентность ребенка в отноше­ниях с одноклассниками и педагогами.

6. Появление у ребенка с началом школьного обучения нарушений психофизиологического плана: нарушение сна, питания, избыточное потоотделение и сердцеби­ение при волнении и т. п.

7. Наличие у ребенка таких невротических проявлений, как обгрызание ногтей, пощелкивание пальцами, посвистывание и т. п.

8. Наличие следующих речевых особенностей: заика­ние, горловой спазм при волнении, неправильное произношение звуков, речевые ритуалы (протяжное произношение звуков в определенной ситуации, «сюсюканье» и др.).

Как правило, когда ребенок с нарушениями развития достигает подросткового возраста, обращение к специалис­ту уже не является первичным, за исключением случаев начала распада психической деятельности. Однако на прак­тике встречаются и случаи первичного психологического обследования аномальных подростков.

По отношению к подросткам при сборе анамнести­ческих сведений вполне применимы вышеперечисленные пункты. Учитывая возрастные особенности, желательно ввести и дополнительные направления сбора психологических сведений о развитии подростка, предполагающие беседу с самим подростком:

1. Особенности круга представлений и возможности обобщения (об окружающем мире, семье, времени и т, п.).

2. Отношение к учебе, школе, оценка своей успевае­мости.

3. Особенности взаимоотношений в семье, с друзьями, учителями.

4. Представления о себе. Отношение к своему дефекту.

5. Особенности направленности личности: круг интере­сов, желаний, потребностей, мотивов поведения. После сбора психологического анамнеза выдвигается первичная диагностическая гипотеза о причинах наруше­ний в развитии ребенка. Данная гипотеза позволяет пред­положить, что психика ребенка развивается в соответствии с тем или иным типом дизонтогенеза (Лебединский В. В., 1995). Соответственно предположению психолог подбирает диагностический инструментарий и определяет способ подачи материала конкретному ребенку. Важно помнить, что диагностическое обследование должно носить гибкий характер. Психологу нужно учитывать возможность изме­нения исходной гипотезы исследования, если полученные диагностические результаты ее не подтверждают. В этом случае специалист должен сформулировать новую гипо­тезу и оперативно перестроить процедуру обследования в соответствии с новыми диагностическими задачами.

Раздел 2



2019-11-13 933 Обсуждений (0)
ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ: БЕСЕДА, СБОР АНАМНЕЗА, ПОСТРОЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ: БЕСЕДА, СБОР АНАМНЕЗА, ПОСТРОЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (933)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)